Импульсивный ребенок 2 года
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детворы проявляется с самого нежного возраста. Но установить, что видим: симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка до 2, в 2,5 года, или просто он растет чрезвычайно активным, любознательным или капризным, непросто.
Если возникает подозрение, что поведение малыша отличается от нормы для его возраста, необходимо обратиться к врачу и пройти комплексное обследование. Так как по мере взросления, признаки синдрома будут проявляться сильнее, усложняя жизнь ребенку. Ему будет проблемно учиться, выстраивать отношения со сверстниками.
Признаки гиперактивности у детей 2-3 лет
Признаки развития СДВГ у ребенка в возрасте двух (2) лет, непрофессионалу распознать сложно. Однако есть проявления, которые должны насторожить родителей.
Синдром характеризуется одновременным дефицитом внимания и гиперактивностью, с преобладанием первого или второго. Потому симптомы традиционно делят на 3 показательные группы.
Нарушение внимания
- Малыш старается избежать рутинных дел, требующих сконцентрированного внимания. Отказывается повторять слова за взрослыми, не любит рисовать, складывать мозаику, играть с конструктором. Протест выражается как истериками, так и попытками убежать, спрятаться.
- Не способен сконцентрироваться на одном занятии, действует непоследовательно. Сразу хватает несколько игрушек, быстро теряя к ним интерес. При участии в ролевых играх постоянно меняет тему, переключается с персонажа на персонажа. Не задерживает внимание ни на одном предмете.
- Цикличность отвлечения. Занимается делом не дольше 5 минут, после чего словно зависает. Создается впечатление, что в такие моменты он не слышит обращенную к нему речь.
- Сосредотачивается на одном занятии только находясь один на один с близко знакомым человеком. В помещении должны отсутствовать лишние шумы, отвлекающие объекты.
Импульсивность
- Его желания – закон. Действует по побуждению, мгновенно, не обращая внимания на реакцию взрослых, сверстников.
- Отсутствует терпение. Если после высказанной просьбы сразу же не получает желаемое, начинается истерика.
- Меняется настроение, легко переходит от веселья к слезам и обратно.
- Полное бесстрашие. Опасность не воспринимается вообще, даже после предупреждения взрослых.
- Не выполняет просьбы, простые инструкции, постоянно отвлекается. Складывается ощущение, что абсолютно не воспринимает команды от взрослого.
Подобные симптомы объясняются уязвимостью нервной системы. Она не справляется с потоком информации, поступающим из внешнего мира, поэтому ребенок концентрируется исключительно на своих желаниях и их немедленном исполнении.
Гиперактивность
- Нецелесообразные движения – главный отличительный признак СДВГ. Малыш дёргает руками, бегает, а не ходит, пытается залезть в недоступные места, ломает вещи, не может спокойно просидеть ни минуты.
- Слишком быстрые темпы развития, серьезно обгоняющие сверстников.
- Слишком громкая постоянная речь. Дети пытаются говорить постоянно, часто недоговаривая слова, перебивая взрослых. При этом сама по себе речь не развивается, не становится более сложной, словарный запас не пополняется, дикция не улучшается.
- Слишком выраженная мимика. Эмоции сменяют друг друга очень быстро, выражены сильно. Иногда кажется, что малыш кривляется специально.
Доказано, что чрезмерная подвижность в случае детей с СДВГ идет только на пользу. Пока малыш бегает, дергается, передвигается, его мозг совершенствуется. В коре возникают дополнительные нейронные связи, которые со временем помогут избавиться от большинства проявлений диагноза.
Диагностика и лечение
Диагностируется синдром в столь юном возрасте только после комплексного обследования, включающего в себя:
- сбор информации о здоровье пациента, характере беременности матери, особенностях поведения, чертах характера пациента;
- работа с психологом, прохождение тестов, рассчитанных на выявление заболевания в раннем возрасте.
Для успешной коррекции такой проблемы развития, применяется комплексное лечение, включающее в себя разнообразные методы:
- БОС (биологическая обратная связь) – терапия, позволяющая научиться концентрироваться на ощущениях своего тела, контролировать проявления болезни;
- транскраниальная магнитная стимуляция улучшает развитие мозга, способствует быстрому созданию адекватных нейронных связей.
- электромагнитное поле крайне высокой частоты (КВЧ);
- ЛФК – разработанные неврологами занятия гимнастикой с тренером;
- массаж воротниковой зоны курсами 2-4 раза в год;
- работа с психологом по корригирующим методикам;
- специальные педагогические приемы;
- здоровое питание;
- организация строгого распорядка дня.
Медикаментозная терапия гиперактивности в 2-3 года при появлении симптомов СДВГ у детей применяется редко. Врачи стараются обойтись более щадящими способами.
Прогноз развития заболевания
СДВГ относится к легким когнитивным нарушениям, чьи симптомы, проявившиеся до 2 летнего возраста можно успешно устранить в течение нескольких лет благодаря комплексной терапии. Однако нужно понимать, что без лечения, небольшие изначально нарушения будут прогрессировать. Выраженные проблемы возникают с наступлением периода обучения.
Нескорректированная к поступлению в школу гиперактивность приводит к развитию:
- дислексии.
- дисграфии.
- сложностям с математикой, счетом.
- отставанию в интеллектуальном развитии от сверстников на 1-1,5 года, которое со временем только усиливается.
Все эти отклонения взаимозависимы, побороть их можно только устранив проблему.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Источник
Иногда родителей беспокоит то, что их малыш не может усидеть на месте, он слишком активен. Стоит подумать: гиперактивный ребенок в 2 года — это норма или нарушение? Также родители должны знать, необходимо ли им обращаться за помощью к специалисту или нет?
Как распознать, гиперактивен ли малыш?
Само собой понятно, что почти всем детям свойственно активное поведение. Они могут за короткий промежуток времени сменить несколько видов деятельности, бегать, прыгать, танцевать. Однако это не значит, что у них есть проблемы.
Чтобы не упустить проблему, следует знать признаки гиперактивности. В научной среде это поведение называют СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Понятие гиперактивность — деятельность, которая превышает норму, и на ее наличие в двухлетнем возрасте могут указывать следующие факторы:
- Малыш слишком суетлив, он беспрестанно передвигается, в основном бесцельно, неусидчив, для него характерны подергивания руками и ногами.
- Речь достаточно многословна, не исключено проглатывание слов.
- Внимание практически отсутствует: малыш не организован, постоянно ошибается, теряет игрушки или какие-то предметы, и не может их найти. Довольно часто не реагирует на просьбы, так как, даже услышав их, очень быстро забывает, что ему говорили.
- Такие дети чрезмерно импульсивны, плаксивы и очень капризны, часто агрессивны (не только к другим, но и к себе), вступают в конфликты, не реагируют на запреты и просьбы. Такое проявление часто называют эмоциональным хаосом.
- Отсутствие понимания правил общения, то есть малыш все время хочет быть первым, не считается с желаниями других, пытается своим поведением постоянно привлекать внимание к себе. Некоторые из родителей считают, что это повышенная коммуникабельность. Однако это не так. Просто ребенок отказывается подчиняться общепринятым нормам поведения и общения.
- Фактически никогда не доводит начатую игру или дело до конца, он быстро теряет интерес и переключается на что-то другое.
- Гиперактивность может проявляться и расстройствами физического здоровья: диарея, аллергические реакции, головная боль, плохой беспокойный сон.
Непременно стоит обратить внимание, если ребенок часто ломает, рвет и бьет все, что ему попадается под руку. Если родители наблюдают хотя бы некоторые признаки гиперактивности из описанных выше, им необходимо задуматься, и как можно скорее обратиться к опытному специалисту. Затягивание проблемы негативно может сказаться на дальнейшей жизни их чада. Это, безусловно, сложности с адаптацией к школе, неумение строить отношения со сверстниками и взрослыми, в том числе с учителями. Данный синдром влияет и на успеваемость (пишут и читают хуже, чем другие дети): нежелание выполнять домашние задания и поручения учителя.
Кроме того, даже к понравившемуся занятию такие дети быстро теряют интерес. Поэтому посещения каких-либо кружков, секций для них фактически бесполезны.
В чем таится опасность?
Считать, что СДВГ — это показатель умственной отсталости ни в коем случае нельзя. Как раз наоборот, гиперактивные дети в основном интеллектуально более развитые, чем многие их сверстники. Из-за того, что они не могут спланировать свои действия или следовать определенным инструкциям и правилам, им свойственны легкомысленность и беспечность. В связи с этим ими часто совершаются глупые ошибки, которых другие дети в их возрасте стараются избегать.
Для гиперактивных детей любого возраста, в том числе и малыша 2 лет, опасным является то, что им сложно предугадывать, каким будет последствие от того или иного действия. Это может приводить к опасным ситуациям, влияющим на жизнь и здоровье ребенка. В более взрослом возрасте они часто необоснованно рискуют.
Еще одно замечание: привычным является то, что дети с СДВГ чересчур активны и шумны. Однако в некоторых случаях они могут быть, наоборот, слишком тихими и незаметными. Могут неподвижно сидеть на одном месте достаточно длительное время, не замечая никого вокруг. При этом они смотрят в одну точку. Родители должны быть наблюдательными, чтобы суметь различить нарушение поведения своего чада и обратиться к детскому психологу и неврологу.
Почему возникает проблема и как ее выявить?
Причины гиперактивности у ребенка 2 лет ничем не отличаются от причин, влияющих на этот синдром в каком-либо другом возрасте. Одной из предпосылок психологи называют возникновение осложнений во время беременности у будущей мамы. Свое влияние оказывает и биологический, наследственный, фактор. Так, если в роду были дети с подобными проблемами, то в последующих поколениях они могут снова проявиться.
К причинам можно отнести и генетические, которые возникают вследствие отклонений от нормы определенных отделов головного мозга. На возникновение гиперактивности у детей могут влиять и социальные предпосылки. К примеру, материальное положение в семье, склонности и привычки родителей, семейное воспитание. Кроме того, специалисты выделяют и такую группу причин, как экологические. Считается, что на нарушение поведения могут повлиять и некачественные продукты питания, содержащие красители, консерванты. Недостаток минералов и витаминов в рационе малыша 2 лет также способен нести негативные последствия для характера и поведения ребенка.
Когда у родителей существуют подозрения в отклонении поведенческих норм у малыша, не следует откладывать проблему в долгий ящик и надеяться на ее саморазрешение. Прибегать к самодиагностике и самолечению также не стоит. Обращение к квалифицированному специалисту поможет справиться с трудностями, не допустив при этом ошибок.
Диагностирование проходит в три этапа для детей от 5 лет и в два этапа для детей, не достигших данного возраста. 1 этап заключается в сборе необходимой информации. Роль играет и протекание беременности, процесс родоразрешения, болезни, перенесенные малышом до 2 лет и многое другое. В то же время родители должны оценить своего ребенка, из чего тоже делается вывод. Кроме того, врач следит за поведением ребенка во время приема и сопоставляет с нормальным поведением детей в 2 года.
Как было сказано, 1 из этапов при диагностике малышей до 5 лет отсутствует. Связано это с тем, что он заключается в использовании тестовых методик, выявляющих параметры внимательности. Так как в раннем возрасте дети не способны давать ответы и полностью понимать поставленную задачу, данный этап пропускается.
Последний этап состоит в аппаратном обследовании. Ребенку делают электроэнцефалограмму, МРТ, дающие представление о потенциалах мозга и изменениях в нем. Такие обследования безболезненны и безопасны, поэтому вреда малышу не причинят. Имея данные всех исследований, врач подбирает правильное лечение.
Способы лечения гиперактивных детей
Когда встает вопрос о необходимости лечения гиперактивности у детей, мнения специалистов расходятся. Мнение одних заключается в том, что отклонения в поведении и состоянии ребенка нужно корректировать. Вследствие этого он сможет легко приспособиться к повседневной жизни. Однако другие уверены, что терапия с помощью медикаментов совершенно необязательна.
Мнение об отказе от лекарственных средств для лечения гиперактивности небеспричинно. Связано это с тем, что детям, имеющим СДВГ, назначают психотропные вещества, которые подвергают маленьких пациентов зависимости. Безусловно, многие родители не готовы рисковать здоровьем своего ребенка и выбирают другие методы.
Однако в некоторых случаях все же приходится прибегать к медикаментам. Ограничить их прием можно Атомоксетином, не являющимся психотропным препаратом. Несмотря на это, он все же имеет противопоказания к применению и побочные действия. Поэтому его применение без контроля врача категорически запрещено. Эффект от применения данного препарата становится заметен приблизительно через 4 месяца.
Положительное действие на состояние гиперактивного ребенка в два года окажет другой способ, так называемый метод биологически обратной связи. Его особенность состоит в уменьшении эмоциональной напряженности, что очень важно при данном диагнозе. В то же время его использование не приводит к полной отмене лечения. Однако дозы возможно уменьшить.
Без сомнения, без психологической помощи и поддержки родителей, детских психологов, воспитателей (если малыш уже посещает детский сад) достичь положительного результата не получится. Ребенок в 2 года еще настолько мал, что не способен хоть немного понимать существование проблемы у себя. Взрослые обязательно должны учесть все поведенческие особенности малыша и постараться помочь ему.
Как следует воспитывать гиперактивного ребенка?
Несомненно, ребенок в два года наибольшее количество времени проводит с родителями. Поэтому в первую очередь именно они оказывают на него наибольшее влияние. Каждый ребенок с СДВГ желает, чтобы его воспринимали таким, какой он есть. Однако родители не должны ему дозволять все, и в то же время не замечать его неправильного поведения тоже нельзя.
Итак, как же должны вести себя мама с папой, чтобы не навредить своему чаду, а помочь? Каждый ребенок в любом возрасте не терпит замечаний, но очень любит, когда ему говорят, что он молодец. Поэтому важно обращать внимание на положительные поступки и обязательно говорить ему об этом, поощрять словами. Нужно постараться избавиться от таких выражений, как «Потому что так сказала», «Ты слышишь?».
Категорическое нет тоже негативно скажется на малыше. Это не значит, что все можно разрешать. Просто если что-то запрещать, то не категоричным тоном, объясняя, почему так делать нельзя. Очень полезным в борьбе с гиперактивностью будет приобщение к домашним делам. Двухлетнему малышу можно предложить вместе с мамой, папой или старшим братом покормить домашних питомцев, полить цветы. Если ребенок уже получил какое-либо задание, то выполнять это за него нельзя.
При выборе заданий для своего чада нужно помнить об их посильности. Он должен с ними справляться без особых сложностей. Просьбу нужно произносить твердым, но не приказным тоном, иначе скорее всего малыш откажется делать то, о чем его попросили. В худшем случае устроит истерику.
Очень важно проводить вместе как можно больше времени. Зачастую гиперактивные дети неадекватно ведут себя с целью привлечения родительского внимания. С ребенком можно не только играть, но и в игровой форме учить правилам общения и поведения в саду, на улице, в транспорте. При этом домашняя обстановка должна быть тихой и спокойной.
Если у малыша есть своя комната, необходимо уделить внимание цветовой гамме, расположению мебели. Предметов мебели должно быть как можно меньше, чтобы не было загромождения. При выборе обоев или краски нужно остановиться на спокойных тонах, если это обои — лучше выбирать однотонные. Очень хорошо, если есть возможность разместить в комнате шведскую стенку. Это не только способствует физическому развитию, но и является хорошим способом, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию.
Таким образом, гиперактивность в двухлетнем возрасте исправима. Если родители не будут медлить и обратятся за помощью к специалисту, то и результат не заставит себя ждать. Важно помнить: малыш нуждается в родительском внимании.
Источник
Если вы хотите выявить уровень импульсивности ребенка, заполните нижеприведенную анкету. Внимательно читайте каждое утверждение, если вы с ним согласны, помечайте его знаком «+», если нет — знаком «-«.
Для более объективной оценки предложите заполнить анкету другим близким родственникам и сравните полученные результаты.
Анкета
1. Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно и неверный, но очень быстро).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводя из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствует, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из детей кричит на него, он тоже кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, учителю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Любит действовать, но не умеет и не любит рассуждать.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, легко увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Оценка результатов
Чтобы оценить импульсивность ребенка, сложите все ваши утвердительные ответы. Полученное число и есть уровень импульсивности вашего ребенка. Возможно, кто-нибудь из родственников заполнял анкету вместе с вами. Результаты могли получиться разными, ведь каждый оценивает поведение ребенка по-своему. В таком случае вам следует высчитать средний уровень импульсивности.
А теперь соотнесите полученный результат с нормативными данными:
20-15 баллов — высокий уровень импульсивности;
14-7 — средний уровень;
6-1 балл — низкий уровень.
Помните, что несовпадение баллов по анкете у разных взрослых является косвенным свидетельством особенностей их взаимоотношений с ребенком.
Советы родителям импульсивных детей
- Прежде всего, определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать ребенка воздействию таких условий.
- Введите в его деятельность различные игры, во время которых он может учиться сдерживаться и регулировать свою деятельность. Это могут быть как подвижные игры, так и учебные, например такие, как «Говори — не говори» по команде, «Запрещенное движение», «Съедобное — несъедобное». Поощряйте его во всех случаях и сразу, не откладывая на будущее, когда он пытался сдержаться.
- Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Постарайтесь заранее обсудить с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
- Почаще предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Необходимость объяснять причину своих поступков поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.
- Воспользуйтесь упражнениями из раздела «Развитие самоконтроля и саморегуляции «.
- И, наконец, самый главный совет. Общаясь с импульсивным ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.
Об импульсивности и рефлексивности
Одним из когнитивных стилей, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность ребенка, является тип реакции, который может быть импульсивным или рефлексивным. Этот тип реакции проявляется при решении задач. Об импульсивности речь идет в тех случаях, когда человек действует не размышляя и принимает необдуманные решения, когда он сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобности.
Рефлексивность, как антипод импульсивности, характеризует людей, которые, прежде чем действовать, внутренне просматривают все гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им малоправдоподобными, принимают решения обдуманно, взвешенно, осторожно. Именно к такому поведению призывает известная народная мудрость «Семь раз отмерь, один отрежь».
При решении мыслительных задач импульсивное поведение приводит, в среднем, к меньшим затратам и большему числу ошибок, а рефлексивное, наоборот, — к более длительному времени выполнения, но меньшему количеству ошибок.
Само собой разумеется, что тип реакции, подобно другим когнитивным стилям, имеет закономерные возрастные сдвиги. Младшие дети в целом импульсивнее старших. На протяжении детства и юности уровень рефлексивности постепенно возрастает, а импульсивности – падает. С увеличением возраста затраты времени в среднем увеличиваются, а количество ошибок падает. Однако, примечательно, что и здесь наблюдается тенденция к сохранению позиции человека в своей возрастной группе. Иначе говоря, ребенок, демонстрировавший ярко выраженную импульсивность, становясь подростком, хотя и обладает меньшей импульсивностью, все равно остается импульсивным.
По этому когнитивному стилю наблюдаются выраженные половые различия. Девочки и женщины в целом демонстрируют более импульсивное поведение, чем мальчики и мужчины.
Как же сказывается импульсивность на учебной деятельности?
Не вызывает сомнения, что импульсивные и рефлексивные субъекты по-разному ведут себя в процессе учения. Даже «непосвященному» сразу приходит в голову, что учебные действия импульсивных учащихся могут быть охарактеризованы как непродуманные, легкомысленные, торопливые, небрежные, неподготовленные. Действиям же рефлексивных людей нетрудно приписать противоположные качества.
К особо значимым последствиям импульсивный стиль поведения приводит при выполнении мыслительных заданий, требующих внимательного учета условий и осторожного опробования всех возможных путей решения проблемы. Поэтому различия между импульсивными и рефлексивными людьми обнаруживаются прежде всего в случае сложных заданий и задач. В случае легких задач преимуществом обладают как раз импульсивные, ибо они затрачивают меньше времени на решения, не допуская при этом больше ошибок, чем рефлексивные, которые тратят больше времени на решение. В случае же сложных задач проявляется преимущество рефлексивных.
По мере усложнения решаемых задач время реакции у импульсивных увеличивается незначительно, количество же ошибок резко возрастает. В отличие от них рефлексивные затрачивают неодинаковое время на работу с задачами разной сложности: легкие задачи он могут позволить себе решать быстро, а трудные – решают медленно. Число же ошибок у них в случае задач с средней и высокой степенью сложности значительно меньше, чем у импульсивных. Рефлексивные люди в ходе выполнения мыслительных задач учитывают требования задач более адекватно, чем импульсивные. Такой учет ведет к согласованию темпа своей работы с особенностями и сложностью решаемой задачи, а это, в свою очередь, приводит к более высоким результатам.
Поскольку слишком быстрое, торопливое принятие решений импульсивными учащимися обусловливает определенные изъяны в их учебной работе, то замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания материала (условий задачи, способа решения и др.) про себя.
Несмотря на то, что импульсивность и рефлексивность являются обусловленными темпераментом, множество фактов свидетельствуют о том, что решающий вклад в их развитие у ребенка вносят условия воспитания.
На выраженность импульсивности оказывает влияние социальный класс: дети из менее обеспеченных слоев реагируют преимущественно импульсивно, тогда как дети из высших слоев чаще, раньше и более выражено начинают демонстрировать рефлексивную стратегию поведения.
Особенности познавательной деятельности родителей (как родных, так и приемных) также влияют на тип реагирования детей. Иначе говоря, матери импульсивных детей обычно сами импульсивны. То же можно сказать и про рефлексивных детей и родителей.
Не менее значимым для развития рефлексивности представляется и практикуемый родителями стиль воспитания. Авторитарно-директивное семейное воспитание препятствует формированию у ребенка рефлексивности и затрудняет этот процесс.
Воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее обдумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует формированию рефлексивности.
Источник