Импульсивность у ребенка 5 лет

Импульсивность у ребенка 5 лет thumbnail

Импульсивность у ребенка 5 лет

Если вы хотите выявить уровень импульсивности ребенка, заполните нижеприведенную анкету. Внимательно читайте каждое утверждение, если вы с ним согласны, помечайте его знаком «+», если нет — знаком «-«.

Для более объективной оценки предложите заполнить анкету другим близким родственникам и сравните полученные результаты.

Анкета

1. Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно и неверный, но очень быстро).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводя из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствует, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из детей кричит на него, он тоже кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, учителю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Любит действовать, но не умеет и не любит рассуждать.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, легко увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Оценка результатов

Чтобы оценить импульсивность ребенка, сложите все ваши утвердительные ответы. Полученное число и есть уровень импульсивности вашего ребенка. Возможно, кто-нибудь из родственников заполнял анкету вместе с вами. Результаты могли получиться разными, ведь каждый оценивает поведение ребенка по-своему. В таком случае вам следует высчитать средний уровень импульсивности.

А теперь соотнесите полученный результат с нормативными данными:

20-15 баллов — высокий уровень импульсивности;

14-7 — средний уровень;

6-1 балл — низкий уровень.

Помните, что несовпадение баллов по анкете у разных взрослых является косвенным свидетельством особенностей их взаимоотношений с ребенком.

Советы родителям импульсивных детей

  1. Прежде всего, определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать ребенка воздействию таких условий.
  2. Введите в его деятельность различные игры, во время которых он может учиться сдерживаться и регулировать свою деятельность. Это могут быть как подвижные игры, так и учебные, например такие, как «Говори — не говори» по команде, «Запрещенное движение», «Съедобное — несъедобное». Поощряйте его во всех случаях и сразу, не откладывая на будущее, когда он пытался сдержаться.
  3. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.
  4. Постарайтесь заранее обсудить с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
  5. Почаще предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Необходимость объяснять причину своих поступков поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.
  6. Воспользуйтесь упражнениями из раздела «Развитие самоконтроля и саморегуляции «.
  7. И, наконец, самый главный совет. Общаясь с импульсивным ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.

Об импульсивности и рефлексивности

Одним из когнитивных стилей, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность ребенка, является тип реакции, который может быть импульсивным или рефлексивным. Этот тип реакции проявляется при решении задач. Об импульсивности речь идет в тех случаях, когда человек действует не размышляя и принимает необдуманные решения, когда он сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобности.

Рефлексивность, как антипод импульсивности, характеризует людей, которые, прежде чем действовать, внутренне просматривают все гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им малоправдоподобными, принимают решения обдуманно, взвешенно, осторожно. Именно к такому поведению призывает известная народная мудрость «Семь раз отмерь, один отрежь».

При решении мыслительных задач импульсивное поведение приводит, в среднем, к меньшим затратам и большему числу ошибок, а рефлексивное, наоборот, — к более длительному времени выполнения, но меньшему количеству ошибок.

Само собой разумеется, что тип реакции, подобно другим когнитивным стилям, имеет закономерные возрастные сдвиги. Младшие дети в целом импульсивнее старших. На протяжении детства и юности уровень рефлексивности постепенно возрастает, а импульсивности – падает. С увеличением возраста затраты времени в среднем увеличиваются, а количество ошибок падает. Однако, примечательно, что и здесь наблюдается тенденция к сохранению позиции человека в своей возрастной группе. Иначе говоря, ребенок, демонстрировавший ярко выраженную импульсивность, становясь подростком, хотя и обладает меньшей импульсивностью, все равно остается импульсивным.

По этому когнитивному стилю наблюдаются выраженные половые различия. Девочки и женщины в целом демонстрируют более импульсивное поведение, чем мальчики и мужчины.

Как же сказывается импульсивность на учебной деятельности?

Не вызывает сомнения, что импульсивные и рефлексивные субъекты по-разному ведут себя в процессе учения. Даже «непосвященному» сразу приходит в голову, что учебные действия импульсивных учащихся могут быть охарактеризованы как непродуманные, легкомысленные, торопливые, небрежные, неподготовленные. Действиям же рефлексивных людей нетрудно приписать противоположные качества.

К особо значимым последствиям импульсивный стиль поведения приводит при выполнении мыслительных заданий, требующих внимательного учета условий и осторожного опробования всех возможных путей решения проблемы. Поэтому различия между импульсивными и рефлексивными людьми обнаруживаются прежде всего в случае сложных заданий и задач. В случае легких задач преимуществом обладают как раз импульсивные, ибо они затрачивают меньше времени на решения, не допуская при этом больше ошибок, чем рефлексивные, которые тратят больше времени на решение. В случае же сложных задач проявляется преимущество рефлексивных.

По мере усложнения решаемых задач время реакции у импульсивных увеличивается незначительно, количество же ошибок резко возрастает. В отличие от них рефлексивные затрачивают неодинаковое время на работу с задачами разной сложности: легкие задачи он могут позволить себе решать быстро, а трудные – решают медленно. Число же ошибок у них в случае задач с средней и высокой степенью сложности значительно меньше, чем у импульсивных. Рефлексивные люди в ходе выполнения мыслительных задач учитывают требования задач более адекватно, чем импульсивные. Такой учет ведет к согласованию темпа своей работы с особенностями и сложностью решаемой задачи, а это, в свою очередь, приводит к более высоким результатам.

Поскольку слишком быстрое, торопливое принятие решений импульсивными учащимися обусловливает определенные изъяны в их учебной работе, то замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания материала (условий задачи, способа решения и др.) про себя.

Несмотря на то, что импульсивность и рефлексивность являются обусловленными темпераментом, множество фактов свидетельствуют о том, что решающий вклад в их развитие у ребенка вносят условия воспитания.

На выраженность импульсивности оказывает влияние социальный класс: дети из менее обеспеченных слоев реагируют преимущественно импульсивно, тогда как дети из высших слоев чаще, раньше и более выражено начинают демонстрировать рефлексивную стратегию поведения.

Особенности познавательной деятельности родителей (как родных, так и приемных) также влияют на тип реагирования детей. Иначе говоря, матери импульсивных детей обычно сами импульсивны. То же можно сказать и про рефлексивных детей и родителей.

Не менее значимым для развития рефлексивности представляется и практикуемый родителями стиль воспитания. Авторитарно-директивное семейное воспитание препятствует формированию у ребенка рефлексивности и затрудняет этот процесс.

Воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее обдумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует формированию рефлексивности.

Источник

Импульсивность — такая особенность поведения, которая заключается в склонности действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая слов и поступков, под влиянием чисто внешних обстоятельств или первой же нахлынувшей эмоции.
Импульсивное поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей и педагогов. Умеренная детская импульсивность, свойственная детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста, – явление совершенно нормальное. Преобладание нервных процессов возбуждения над процессами торможения – возрастная особенность дошкольников. У всех малышей эмоционально-волевая сфера еще только формируется, у всех достаточно сильна ситуативная мотивация поведения и слабый контроль за своим поведением. Но есть импульсивность завышенная, когда эмоциональная расторможенность дошкольника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».
Причины детской импульсивности хорошо изучены. Факторы, вызывающие повышенную импульсивность можно объединить в три группы: биологические, психосоциальные, генетические.
1. Генетические факторы. Повышенная импульсивность нередко бывает связана с типом темперамента ребенка. Она чаще встречается у детей выраженного холерического или сангвинического темперамента.
2. Биологические факторы.
На развитие импульсивности влияют различные осложнения во время беременности и родах, а также некоторые заболевания и травмы головы, перенесенные ребенком в младенчестве.
3. Психосоциальные факторы. Повышенную импульсивность показывают дети из семей высокого социального риска (асоциальные семьи, семьи с высоким уровнем психологической напряженности, с неблагополучной демографической ситуацией, с неблагополучным экономическим положением); семей с авторитарно-директивным стилем воспитания.
Особенности поведения импульсивного ребенка
Повышенную импульсивность можно опознать по некоторым отчетливым признакам:
• Повышенный уровень отвлекаемости и невысокая устойчивость внимания.
• Повышенно импульсивный ребенок никогда не задумается над вопросом — над любым. Пусть неправильно, но мигом выпалит ответ.
• Он очень обидчив, но совсем не злопамятен.
• Он легко увлекается, но легко и остывает, часто переживая при этом неприятное чувство: «все надоело!». С энтузиазмом начиная работу или игру, частенько ее не заканчивает.
• Ожидание дается ему крайне тяжело, как и работа, требующая усидчивости, последовательности, необходимости действовать и рассуждать шаг за шагом.
• Он очень чувствителен как к одобрению, так и к неодобрению. Легко огорчается и сердится, но легко и ликует из-за любого милого пустяка.
• Настроение его крайне неустойчиво.
• Он предпочитает действовать, а не размышлять и затрудняется объяснить цели и причины своих поступков.
• Он рискованно экспериментирует: что называется, сначала «прыгает в воду», а только потом вспоминает, что «не умеет плавать».
• В командной игре он может вдруг «восстать» против общих правил, потому что ему трудно соблюдать в течение длительного времени один и тот же внутренний настрой.
Если вы хотите выявить уровень импульсивности ребенка, заполните анкету.

Даже если импульсивность ребенка пока еще не причиняет ему заметных неприятностей, некоторые моменты в его поведении могут заставить родителей насторожиться и задуматься о необходимости коррекции. Она заключается в том, чтобы научить такого ребенка сдерживаться. Для этого необходимо:
1. При общении с импульсивным ребенком сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.
2. Определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать его воздействию таких условий.
3. Поощряйте ребенка сразу и во всех случаях, когда он пытался сдержаться.
4. Ребенок должен хорошо понимать, что именно и почему ему разрешено и запрещено. Разрешения и запреты нужно обсуждать вместе с ним, чтобы он имел возможность высказать свою точку зрения и воспринять позицию взрослого. Надо иметь в виду, что импульсивному ребенку и то и другое нелегко. Свое несогласие он затрудняется объяснить, проявляя чисто эмоциональные реакции: «не хочу — и все!», «надоело», «скучно!». Всякую попытку ребенка порассуждать о том, что именно он думает и чувствует, надо встречать поощрением.
5. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.
6. Заранее обсуждайте с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
7. Развивайте в ребенке рефлексивность – противоположное импульсивности качество.
Если импульсивные действия могут быть охарактеризованы как спонтанные, непродуманные, легкомысленные, торопливые, неподготовленные, то рефлексивные действия — как взвешенные, обдуманные, осторожные, учитывающие точку зрения окружающих. Почему важно развивать у импульсивного ребенка рефлексивность? Данные типы реагирования – импульсивность и рефлексивность влияют на качество учебной деятельности. Рефлексивность увеличивает время, необходимое для решения, но резко снижает количество ошибок.
Формированию рефлексивности способствует:
8. Воспитание самостоятельности в ребенке: почаще предоставляйте ему право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Хорошо, если он (с вашей помощью) заранее обдумает свои предстоящие действия, возможные ошибки, последствия. Объясняя причины своих поступков ребенок учиться лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.
9. Импульсивные дети слишком быстро, торопливо принимают решения. Поэтому замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания материала (условий задачи, способа решения и др.) про себя.
10. Играйте с ребенком в игры, направленные на развитие внимания, на снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация), на развитие навыков волевой регуляции (управления), на развитие умения общаться. Эти игры смотрите здесь.
Общение с импульсивными детьми требует от педагогов и родителей большой гибкости и разнообразия поведенческого репертуара, поскольку такие дети непредсказуемые и мотивы их поведения не очевидны. Добиться того, чтобы проблемный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним — вполне посильная задача. Внимательность взрослого, желание помочь детям — непоседам и огромное терпение — обязательные условия успеха!

Источник

Моральные ценности — это стандарты, которые помогают человеку определять правильное и неправильное, хорошее и плохое. Это понимание необходимо для того, чтобы принимать честные и справедливые решения в повседневной жизни.

Моральное развитие — это важный процесс, который должен начинаться еще в раннем детстве. Следуя моральным ценностям, дети могут формировать хороший характер и положительные личностные качества. Семья ребенка играет важную роль в поддержке ребенка и его контроле.

В этой статье речь пойдет о моральных ценностях и их значении для ребенка.

Важность моральных ценностей для ребенка

Если вы развиваете в ребенке моральные ценности, это положительно сказывается на нем.

1. Моральные ценности помогают сформировать позитивные черты характера: сострадание, уважение, доброту, смирение и т. д.

2. Моральные ценности помогают ребенку различать правильное и неправильное, хорошее и плохое. В конечном итоге это способствует развитию рационального мышления и объективного суждения об окружающем мире.

3. Моральные ценности формируют у ребенка точку зрения, систему отношений и убеждений по поводу различных аспектов жизни.

4. Моральные ценности повышают уверенность ребенка в себе и помогают им оставаться позитивными даже в трудных ситуациях.

5. Моральные ценности позволяют детям направлять свою энергию в правильное русло.

6. Моральные ценности работают как ориентир, который помогает ребенку избежать негативного влияния сверстников, социальных сетей или общества в целом, когда он входит в подростковый возраст и взрослеет.

7. Моральные ценности помогают установить высокие стандарты социальной жизни, которые помогают развитию общества в целом. С раннего детства до зрелого возраста семья способствует моральному развитию ребенка.

Как воспитать в ребенке моральные ценности

Воспитание моральных ценностей в ребенке помогает развивать положительные черты его характера. Рассмотрим несколько способов, как вы можете в этом помочь.

1. Станьте для ребенка образцом для подражания. Читать ребенку нравоучения бесполезно, если вы сами не придерживаетесь того, чему его учите. Дети лучше усвоят ваши уроки, следуя вашему примеру. Поэтому сами проявляйте честность, смирение, ответственность и сострадание.

2. Делитесь с ребенком своим опытом, связанным с моральными ценностями. Рассказы из книг, которые учат ребенка честности или справедливости, хороши, но истории из жизни — еще лучше. Делитесь с ребенком своим жизненным опытом, чтобы привить ребенку моральные качества.

3. Помогите ребенку познакомиться с моральными ценностями на практике. Вы можете, например, показать ему, как вежливо разговаривать с окружающими, помогать тем, кто попал в трудную ситуацию, не хвастаться и т. д.

4. Хвалите ребенка за хорошее поведение. Это станет для него позитивным подкреплением его хороших поступков. Не обязательно поощрять ребенка материально. Вместо этого вы можете хвалить ребенка за хорошее поведение в присутствии всей семьи. Когда ребенка хвалят родители или близкие, это повышает его уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

5. Общайтесь с ребенком ясно и просто. Говорите о моральных ценностях на языке, понятном ребенку. Вы можете использовать примеры из жизни ребенка, чтобы научить его моральным ценностям.

6. Правильно используйте средства массовой информации. Они могут положительно или отрицательно влиять на детей. Если вы будете использовать их правильно, ребенок может получить важные знания о моральных ценностях. Например, вы можете смотреть с ребенком фильмы или читать ему статьи из Интернета, которые учат морали. Однако средства массовой информации лучше использовать для воспитания старших детей.

Итак, какие же моральные ценности должен усвоить ребенок?

15 моральных ценностей для детей

Рассмотрим основные моральные ценности, которые вы должны привить своему ребенку.

1. Благодарность

Благодарность — это готовность выражать свою признательность за то, что у вас есть. Благодарность начинается с чувства удовлетворенности. Научите ребенка быть благодарным за то, что есть в его жизни. Расскажите ему, что нельзя ничего и никого принимать как должное.

2. Честность

С раннего детства дети знают из книг, что всегда нужно быть честными. Но, чтобы узнать истинное значение честности, нужно применять ее в жизни. Ребенок только тогда сможет развить в себе честность, если будет честным с родителями, учителями и другими людьми. Объясните ребенку, что всегда лучше честно признать свою ошибку, а не пытаться ее скрыть. Покажите ребенку, что он может начать развивать в себе честность с малого: например, быть честным с одноклассниками и учителями.

3. Способность делиться

Когда вы делитесь чем-либо с другим человеком — вы проявляете заботу о нем. Ребенок должен знать, как важно делиться с окружающими. Научите ребенка делиться своими вещами с людьми, которые в них нуждаются. Пусть он делится своими игрушками, книгами и другими вещами с менее обеспеченными сверстниками.

4. Сочувствие

Сочувствие — это способность человека понимать проблемы и чувства другого человека. Это способность ставить себя на место другого человека. Чтобы научить ребенка быть чутким к окружающим, сначала вы сами должны проявлять к нему сочувствие. Внимательно слушайте, что вам рассказывает ребенок, и поддерживайте его. Говорите с ним о том, как он может справиться со своими проблемами, принимайте вместе с ним согласованные решения.

5. Сострадание

Сострадание — это чувство любви и заботы, которые человек испытывает по отношению к другим. Это более глубокое чувство, чем сочувствие, поскольку вы не только понимаете чувства другого человека, но и стремитесь помочь ему с его проблемами. Воспитание в ребенке сострадания поможет ему устанавливать хорошие отношения с другими людьми.

6. Сотрудничество

Сотрудничество — это оказание помощи другим людям для достижения цели, которая часто бывает взаимной. Первым шагом к тому, чтобы научить ребенка сотрудничеству, может стать сотрудничество в семье. Вместе выполняйте домашние дела, выслушивайте и поддерживайте друг друга. Такие простые действия помогут ребенку думать не только о себе, но и об окружающих.

7. Уважение

Ребенок с раннего возраста должен научиться уважать людей, независимо от их возраста, социального статуса, религии, национальности, убеждений и точек зрения. Когда ребенок вырастает, уважение становится важным шагом к развитию здоровых социальных и профессиональных отношений. Вежливый разговор с официантом или таксистом — это хороший пример, который вы можете подать своему ребенку.

8. Равенство

Равенство — это неотъемлемая часть справедливости. Ребенок должен сформировать убеждение, что все люди имеют равные права и возможности. Позвольте ребенку играть с другими детьми независимо от их социального статуса или национальности. Тем самым вы покажете ему идею равенства в действии.

9. Справедливость

Чувство справедливости позволяет ребенку противостоять поведению и точкам зрения, которые он считает несправедливыми. Также ребенок может делать правильный выбор в разных ситуациях. Показывайте ребенку пример справедливости дома. Например, вы можете устанавливать единое время для всех детей, когда они должны ложиться спать. Также вы можете объяснить ребенку, что взрослые ложатся спать позже, потому что им нужно закончить работу по дому.

10. Мужество

Мужество — это готовность к непростым решениям в сложных ситуациях. Чувство мужества дает ребенку возможность делать правильные поступки. Когда ребенок проявляет мужество (например, рассказывает учителю о несправедливых ситуациях, свидетелем которых он стал), хвалите его за это. Скажите ребенку, что вы гордитесь им.

11. Принятие

Принятие — это способность принимать точку зрения другого человека. Принятие расширяет кругозор ребенка и помогает взглянуть на ситуацию по-другому. Например, если ваши дети в чем-то не согласны друг с другом, попросите их спокойно выслушать друг друга и постараться понять. Научите их принимать точку зрения другого человека и находить оптимальное решение вместе.

12. Щедрость

Это качество особенно важно для того, чтобы ребенок стал добрым и социально ответственным. Щедрый ребенок готов уделять свое время и помогать другим без желания получить что-то взамен. Поощряйте ребенка протягивать руку помощи тем, кто в них нуждается. Пусть он делает то немногое, что в его силах.

13. Ответственность

Лучший способ научить ребенка ответственности — показать ему хороший пример. Вы можете дать ребенку обязанности по дому, которые будут соответствовать его возрасту. Например, ребенок может мыть посуду, накрывать на стол и убирать со стола после ужина или просто соблюдать распорядок дня.

Ответственность помогает ребенку лучше учиться в школе. Поэтому, поручая ребенку домашние дела, хвалите его, когда он выполняет поставленные задачи.

14. Настойчивость

Настойчивость — это приложение усилий для достижения поставленной цели. Чтобы воспитать в ребенке настойчивость, вы должны научить его преодолевать препятствия. Ребенок должен практиковать это во всех сферах жизни. Например, если он получает плохие оценки, не ругайте его. Вместо этого мотивируйте ребенка продолжать работать, пока он не исправит ситуацию. Поддерживайте ребенка, чтобы он проявлял настойчивость.

15. Самоконтроль

Самоконтроль — важное качество, которое помогает ребенку управлять своими мыслями, словами, действиями и эмоциями. Ребенок, который умеет контролировать себя, не совершает импульсивных поступков и избегает проявлений гнева. Поощряйте ребенка проявлять терпение. Например, объясните ему, что каждый раз, когда он почувствует гнев, он должен сдерживать свои эмоции и сохранять спокойствие. Вы также должны показывать ребенку пример самоконтроля.

Моральные ценности — это своего рода кирпичики, из которых строится личность ребенка. Ваша задача — сформировать у него убеждения и отношение к различным вещам. Так вы поможете ребенку стать морально сильным и непоколебимым человеком. Чем раньше вы начнете прививать ребенку моральные ценности, тем лучше. Это потребует от вас много времени и сил, однако в результате вы сможете сформировать у ребенка моральные качества

Источник