Игры в познавательно речевом развитии ребенка

Игры в познавательно речевом развитии ребенка thumbnail

«Без игры нет, и не может быть полноценного                умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».              

                                               В.А. Сухомлинский.

Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития ребёнка–это гарантия успешного обучения в школе. Поэтому проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.  И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на наши плечи — воспитателей.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

 Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

   В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Дочки – матери» и др., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей, а в частности способствуют развитию познавательно-речевой активности. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции; происходит развитие различных анализаторов; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

   В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Она способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

   Содержание проводимых мною театральных занятий включает себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— разыгрывание разнообразных сценок и сказок;

   В группе имеются разные виды театров: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, кукольный театр, пальчиковый театр. Изготовлены реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы, маски.

Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.  .

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство.  В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют предмет по одному из признаков.

   В группе предоставлены для детей разнообразные дидактические игры. Это настольно-речевые дидактические игры, содержащие в основе парность картинок, принцип разрезных картинок, сюжетных картинок, которые очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку. Также в группе имеются настольно-печатные игры: «Домино», «Лото», «Мозайка»(настольная, напольная), «Пазлы» различной модификации; игровые наборы: «Сложи узор», «Изучаем время», «Дорожные знаки», «Цифры», «Буквы».

Читайте также:  Центры развития ребенка до года в уфе

Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

   В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность —  комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Неоценима роль подвижных игр и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи.

В каждой группе есть центр познавательно-речевого развития детей. Он охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип его оформления — доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковая гимнастика в сочетании со стихотворным текстом способствует развитию речи у ребенка, расширению его словарного запаса, улучшению памяти, воображению, активизируют мыслительную деятельность и одновременно снимает напряжение мышц рук и всего организма в целом. Улучшает эмоционально-психическое состояние ребенка, т. к. в работу включается слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. И самое главное, ребенок от таких игр получает удовольствие и испытывает радость.

А сейчас, уважаемые коллеги, я хочу предложить вам ряд игр, которые можно использовать в различных режимных моментах в течение дня.

Итак, утро. В группе несколько ребят, которые всегда приходят раньше других.

Игра «Путешествия по комнате (группе)».

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С (или любой другой звук). Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, вы кладите фишку (у каждого ребенка несколько фишек одного цвета) на найденный вами предмет. Пошли.

Игра «Цепочка слов».

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК. Ребенок. Коза. И т. д.

Например: рак – коза – ананас – сова – автобус – самолет.

Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т. п.).

Игра «Хорошо — плохо».

Мир не плох и не хорош —

Объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Читайте также:  Таблица зачатия и развития ребенка

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Игра «Только весёлые слова».

Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Воздушный шарик» и т. д., пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т. д.

Источник

Познавательно- речевое развитие

через

игровую деятельность.

Подготовила: воспитатель Глазова Наталья Владимировна

Актуальность работы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык и игровая деятельность в становлении личности ребенка-дошкольника. Речь и игра традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. В данной работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.
Дошкольный возраст — это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируются, или перестраиваются, психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Для детей с общим недоразвитием речи игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом, однако становится возможной только при специально организованном обучении. В игровой деятельности совершенствуется умственное, физическое, нравственное развитие, углубляются познавательные процессы, способствует воспитанию личностных качеств, вызывает разнообразные эмоции. Она учит жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, инициативу. Всё чаще в старшей и подготовительной к школе группах детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У дошкольников бедный словарный запас с преобладанием существительных и глаголов, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим передо мной возникла необходимость поиска эффективных методов коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, предусмотренными программой. На помощь приходит игра, которая является важным направлением коррекционной работы.

Преимущество игры и игровых приёмов, по моему мнению, состоит в том, что они позволяют скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны — более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, вызывает положительные эмоции, столь важные для ребёнка-дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое, усвоить знания и умения. ЦЕЛЬ: Из выше сказанного следует, что дети с ОНР нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за лексико-грамматических и фонетических отклонений, неумения выразить свою мысль, а также из–за особенностей в формировании сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сфер. Указанные особенности в развитии детей с ОНР спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.Развивать речь ребёнка, не включая его познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая её более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. 2.Формирование представлений об окружающем мире. 3. Развитие любознательности. 4. Сенсорное воспитание. 5.Игра – основной вид деятельности ребёнка, одно из характерных закономерностей детского развития.

Художественное творчество также — самый доступный для дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях.

Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков. Методы и приемы использования игр в развитии речи детей с ОНР.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов;

Читайте также:  Образовательные цели в развитии ребенка

Практические— упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно — поисковая деятельность. Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Игровые – приход сказочных героев, которые оживали на занятиях, дидактические игры и упражнения, экскурсии – путешествия, сюжетно- ролевые игры, всё это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы. Коррекционно-педагогическая работа по обучению игре должна содействовать развитию речи и формированию правильного поведения. Игры на разных этапах работы с дошкольниками можно повторять с постепенным усложнением их правил и речевого материала. Основным критерием подбора игр являются речевые возможности дошкольников и степень их участия в них. Игры могут проводиться на различных занятиях. Первоначально игровая деятельность детей с общим недоразвитием речи носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, сделать замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета. Сюжетно-ролевые игры и драматизации формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с целью закрепления правильных речевых навыков. Сюжет игры подсказывает взрослый. Он является участником игр. При утомлении детей педагог должен вовремя переключить дошкольников с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями и речевыми возможностями дошкольников. Таким образом, педагог осуществляет руководство игрой. Дидактические игры. Направлены на расширение представлений о предметах, их назначении и качествах, о разных видах труда и его роли в жизни человека, о явлениях природы. У детей развивают психические процессы. Для детей с ОНР полезны игры-соревнования «Обводи точно», «Бусы», игры с разрезными картинками, «Чудесный мешочек», «Узнай по голосу». У детей формируют уверенность в себе, желание говорить. При проведении игр дети не должны испытывать затруднений, быть пассивными созерцателями. Игры могут сопровождаться движениями, что способствует их координации. Наглядное действие влияет на детей с ОНР сильнее, чем слово и поэтому целесообразно не давать одни объяснения правил игры, а объединять их с одновременным показом действий. В основе дидактических игр на первых этапах коррекционно-педагогической работы лежит игровое действие с предметами, а на последующих этапах доминирующее положение занимают словесные игры. Подвижные игры. Движения повышают деятельность речедвигательного анализатора, ускоряют реакцию нервных центров, улучшают подвижность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Проведение подвижных игр должно обязательно сопровождаться речью, стихами, пением, считалками. Для детей с ОНР подвижные игры создают условия для включения их в коллектив. На первых этапах коррекционной работы дошкольники повторяют несложные движения, имитирующие животных: зайца, медведя и т.д., учатся связывать слова с движениями. Для детей рекомендуют простые игры, построенные на одном действии, которое показывает воспитатель. На последующих этапах обучения дошкольники играют самостоятельно. С ними проводятся подвижные игры с элементами драматизации: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Краски». Творческие игры. К ним относятся сюжетно- ролевые игры, конструктивно-строительные игры, игры-драматизации. Проведение сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций у детей с ОНР возможно только после того, как будет сформировано речевое общение и навыки игровых действий. Драматизация с использованием простых и знакомых сюжетов сказок и рассказов предшествует сюжетно-ролевой игре. У детей с ОНР способность к ролевой игре появляется с развитием фразовой речи. Элементы, предшествующие сюжетно-ролевой игре. ребенок с ОНР получает из дидактических игр при ситуативном обыгрывании игрушек, из подвижных игр при воспроизведении трудовых действий, повадок зверей. С детьми проводятся экскурсии, беседы, готовятся атрибуты (например, на занятиях по лепке, конструированию). Театрализованные игры. Способствуют активизации разных сторон их речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития детей с ОНР (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Стимулом развития речи в процессе театрализованных игр — движения, эмоции, чувства. В них применяется система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Таким образом, применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми с ОНР помогают эффективно решать задачи по развитию речи, значительно повышает качество обучения.

Источник