Игры в кинетический песок с ребенком 2 года
Мария Кабанова
Игры с кинетическим песком для развития ребенка
Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный сыпучий материал, по структуре подобный влажному и пластичному пляжному песку. Отличает его мягкость, текучесть, а во время работы руки малышей остаются чистыми, поэтому игры с кинетическим песком в детском саду набирают популярность.
Игра с кинетическим песком — это, в первую очередь, развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений.
Так же, при игре с пескомреализуются следующие цели:
1) развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи;
2) развитие сосредоточенности, концентрации внимания;
3) формирование нестандартного творческого мышления.
1. «Здравствуй, песок»
Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.
Песок не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется. Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?
2.«Мы – кондитеры»
Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; учить ребенка владеть ножом.
Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры.Получившиеся изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части: «Угости тортиком кукол».
3. «Прятки»
Цель: развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности.
Дети очень любят искать спрятанные предметы.
Для этой игры взрослый прячет в кинетическом песке любые фигурки, пуговицы, маленькие игрушки. Ребенок должен найти определенную игрушку, найти все спрятанные игрушки, найти определенное количество спрятанных игрушек.
Например, для темы «Животные»задание может быть таким: найти 5 диких животных и 5 домашних.
4.«Угадай-ка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие внимательности; закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставлять отпечатки.
На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д.
Благодаря свойству песка держать форму, любой предмет оставляет хорошо различимый след и угадать, что это за предметы не составит для ребенка труда.
После того, как ребенок угадал, можно поменяться с ним ролями, он-оставит отпечаток, а взрослый – угадает.
5. «Фигуры»
Цель: изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка – оставлять отпечатки и держать форму.
Для этой игры мы используем штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство и закрепление фигур проходит интересней и увлекательней. Так же с помощью отпечатков на песке ребенок, используя геометрические фигуры, может составить изображение животного, машины, дома и т. д.
Геометрические фигуры можно не только отпечатать, но и слепить, например, с помощью фигурок из сортера.
Усложните задачу, предложив ребенку не просто вылепливать фигуры, но и сопоставлять их с изображениями. Для этого мы используем любые карточки с изображением геометрических фигур.
6. «Кто выше»
Цель: знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.
Формы, сделанные из кинетического песка очень прочные, но как только давление сверху достигает определенного предельного веса – строение рушится.
Данное свойство можно использовать для игры, задача которой – построить башню как можно выше.
7. «Рисование на песке»
Это всем знакомая игра – палочкой рисуем на кинетическом песке. Рисунки могут импровизацией ребенка,так и на усмотрение взрослого: нарисовать фигуру, букву, провести волнистую линию, соединить две фигуры и т. п.
8. «Наши ладошки»
Цель: продолжать закреплять представление о свойстве сохранять отпечатки; формирование нестандартного творческого мышления.
На кинетическом песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т. п.
9. «Больше-меньше»
Цель: показать ребенку наглядно соотношение – больше – меньше.
Для этой игры мы используем стаканчики различного диаметра. В отпечатке большего по диаметру стаканчика помещается отпечаток или отпечатки стаканчиков, меньших по диаметру.
Ребенок наглядно видит разницу в этих понятиях и обучается играючи.
10. «Кнопочки»
Цель: закреплять представление о свойстве кинетического песка – держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.
На песке с помощью отпечатков конструктора Lego Duplo, делаю клавиатуру. Ребенок с радостью нажимает на каждую кнопочку, вдавливая её.
11. «Трафареты»
Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка – сохранять форму отпечатка; учить пользоваться трафаретами; закреплять тему «Транспорт».
Предложить ребенку с помощью трафарета, оставить отпечатки с помощью трафарета, определенного транспортного средства.
С помощью тематических трафаретов, можно закреплять не только тему «Транспорт», но любые другие.
12. «Платочки»
Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка – сохранять отпечатки; развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.
Предложить ребенку украсить платочек для куклы, для примера показав, как украсил сам взрослый.
Украшать платочек можно с помощью печаток, стек, палочек.
Взрослый должен обращать внимание на расположение узоров.
Источник
Картотека игр с кинетическим песком
для детей от 1 года до 7 лет
Кинетический песок – новый и необычный материал для творческих игр, учебного и познавательного процессов. Он развивает мелкую моторику, глазомер, чувственное восприятие и креативность, речь, а также прекрасно снимает стресс.
Постройки, созданные ребенком на песке, являются отражением бессознательного. С их помощью он выводит наружу свои переживания, внутренние проблемы, мучащие малыша.
Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 1—2 ЛЕТ
«Норки для мышки»
Цель: развитие мелкой моторики, способности к звукоподражанию.
Оборудование: кинетический песок, совочек, игрушка «Мышка».
Ход: выкопайте вместе ребенком небольшие ямки-норки — руками или совочком. Затем обыграйте постройку с помощью игрушки, например, возьмите игрушечную мышку, сымитируйте ее писк. Затем мышка пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат.
«Я пеку, пеку, пеку…»
Цель: развитие мелкой моторики, речи.
Оборудование: кинетический песок, совочек, формочки.
Ход: ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия — булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок и утрамбовывая его рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок угощает пирожками гостей, кукол.
Взрослый может сопровождать процесс речевыми потешками и пальчиковыми играми, а также комментированием действий ребенка.
«Заборчики»
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок, совочек, игрушки.
Ход: малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 2—3 ЛЕТ
«Ах, какой песочек!»
Цель: развитие тактильной чувствительности, речи, мелкой моторики, глазомера.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: предложите ребенку закрыть глаза и почувствовать, как песок струится между пальчиков, подружитесь с ним. Спросите ребенка, какой песок — холодный, теплый, влажный, сухой?
Предложите сжать песок в кулачке, расплющить между ладонями, сделать пирожок.
Пусть ребенок закопает руки в песок, пошлепает по нему, оставляя следы ладоней, или потопает, оставляя следы ступней. Похлопайте по песку, оставив отпечатки ладоней — как ваших, так и ребенка. Спросите ребенка: «Чья ладошка больше?»
Пусть он дотронется до песка всей ладошкой — внутренней, затем — тыльной стороной. Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом — второй руки, затем всеми пальцами одновременно — «пальчики здороваются».
Можно предложить ребенку наступить на песочек ногами.
«Ручки радуются песочку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки.
Ход: перетирайте песок между пальцами, ладонями. Оставьте «необыкновенные следы». Продолжайте игру, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку. Можно включить в игру мелкие игрушки для обыгрывания сюжета.
«Идут медвежата»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: расслабляя и напрягая пальцы, ребенок делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых, — «жучки бегут». Можно полностью погружать руки в песок, встречаясь там руками друг с другом, — «жучки здороваются».
«Волшебные отпечатки на песке»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: оставьте отпечатки рук — своих и ребенка — на мокром песке, затем дорисуйте их или дополните камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. п.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ
«Куличики для гостей»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики, речи.
Оборудование: кинетический песок, формочки, набор детской посуды, мелкие игрушки.
Ход: мама говорит ребенку, что к ним придут гости из волшебной страны, и ей необходимо приготовить куличики — она просит помочь ей. Ребенку предлагают различные формочки, и он вместе с мамой начинает лепить. Каждый куличик ребенок кладет на тарелочку. Гости уже пришли, и он дает каждому тарелочку с куличиком и «разливает чай». Далее может проходить беседа ребенка и гостей на выбранную мамой тему.
«Построим башню для принцессы»
Цель: развитие мелкой моторики, ловкости пальцев, стремления доводить начатое до конца.
Оборудование: кинетический песок, формочки, кубики.
Ход: предложите ребенку построить башню для принцессы, чтобы спрятать ее от злой королевы. Башню нужно построить из кубиков — возьмите формочки и сделайте кирпичики. Уточните, что нужно все делать очень аккуратно, иначе башня может развалиться.
«Прятки»
Цель: развитие мелкой моторики, речи.
Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки.
Ход: заранее спрячьте в песочнице различные игрушки. Скажите ребенку, что злой волшебник наслал заклинание на жителей песочной страны. Чтобы освободить жителей от чар, нужно найти их в песке. Можно попросить ребенка произносить название каждой найденной игрушки.
«Маленькие — большие следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, речи.
Оборудование: кинетический песок, деревянный конструктор.
Ход: предложите ребенку оставить следы ладошек на песке, при этом сильно надавив на него. Мама оставляет след от своих ладоней, малыш — от своих, затем они сравнивают эти следы (где маленькие ладошки, а где — большие?).
Аналогично можно использовать различные фигуры (большие и маленькие), повторив названия геометрических фигур.
«Нарежем на кусочки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, глазомера.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: ребенок лепит шарик или делает колбаску, а затем режет их на дольки.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4—5 ЛЕТ
«Готовим печенья и кексики»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики, речи.
Оборудование: кинетический песок, формы для выпечки, кулинарные высечки, скалка, набор детской посуды, куклы.
Ход: предложите ребенку раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно изготовить печенье различной формы и устраивать чаепитие для кукол и игрушек.
Аналогично из песка можно сделать «хлеб», «масло» или «колбаски», вручить ребенку пластиковый нож и предложить «нарезать хлеба» или «приготовить бутерброды» для гостей.
«Прятки»
Цель: развитие мелкой моторики, речи, математических представлений.
Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки и предметы, наборы пластиковых букв и цифр.
Ход: самые простые прятки, в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть мелкие игрушки, детали конструктора, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задачей ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.
Играя в такую игру, будьте внимательны, не оставляйте ребенка одного, чтобы он случайно не потянул в рот мелкие предметы и не подавился!
Прятки обучающие. Для детей постарше вы можете прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву. Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв — слова. Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в песке нужные буквы для составления слова.
«Лепим из кинетического песка»
Цель: развитие мелкой моторики, речи, математических представлений.
Оборудование: кинетический песок, формочки, трафареты букв и цифр из бумаги.
Ход: кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками. Вы можете лепить из него различные формы (используя фигурки из сортера) и изучать их с ребенком или предложить слепить буквы и цифры (для облегчения задачи можно предварительно распечатать трафареты на листе формата А4 или его половины).
«Угадайка»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики, речи, мышления.
Оборудование: кинетический песок, штампики.
Ход: на кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след, и из этого также получается отличная развивающая игра.
Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком, в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того как все доступные предметы оставили свой след на песке, можно пойти дальше и играть в «Угадайку». Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать этот предмет. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.
«Ручеек бежит сквозь пальцы»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: эта игра поможет закрепить свойства кинетического песка — тягучесть, способность перетекать, перемещаться.
Напомните ребенку мультфильм про ручеек. Покажите, как ручеек из песка может перемещаться, протекать сквозь пальцы. Предложите поиграть с ручейком.
«Мы скатаем Колобка»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, речи.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: разделите заранее песок на маленькие комочки — это будут «мука», «масло», «сметана». Напомните ребенку сказку «Колобок». Предложите замесить тесто и слепить Колобка. Обыграйте готовый персонаж.
«Покорми цыпленка»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики, речи.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: заранее слепите цыпленка, распределите по поверхности стола маленькие комочки песка — «зернышки». Предложите детям «покормить цыпленка». В конце обратите внимание на то, как «вырос» комок («цыпленок» — «курочка»).
«Паровозик из Ромашково»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики, речи.
Оборудование: кинетический песок, изображение паровозика, формочки, мелкие игрушки.
Ход: покажите ребенку изображение паровозика. Предложить сделать паровозик и вагончики из кинетического песка, используя формочки в виде геометрических фигур. При затруднении покажите, как из двух квадратов получить прямоугольник, из двух треугольников — квадрат и т. д.
В конце «рассадите в вагоны пассажиров», которыми могут служить мелкие игрушки, изображающие животных или человечков.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ
Цель: научить ребенка создавать из песка постройки и героев по замыслу.
Оборудование: миниатюрные игрушки (машинки, куколки, фигурки животных), бросовый материал, формочки.
«Песочные картины»
Ход: ребенок создает на песке картину, используя природный материал.
«Сказочный город»
Ход: с помощью различных формочек ребенок строит замки, города, которые можно обыграть с использованием мелких игрушек.
«Зоопарк»
Ход: предложите ребенку вылепить из песка различных животных и «провести экскурсию по зоопарку» — рассказать о каждом животном, дав каждому подробную характеристику. Если малыш отказывается, не следует настаивать. Можно просто похвалить и сказать, что вам понравилась его постройка.
«Пишем на песке»
Цель: изучение и закрепление навыков счета, знания алфавита.
Оборудование: кинетический песок, деревянная палочка.
Ход: вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, — наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом.
«Плоские и объемные»
Цель: закрепить представление ребенка о сенсорных эталонах (форма), научить называть плоские и похожие на них объемные фигуры.
Оборудование: кинетический песок, плоские геометрические фигуры.
Ход: покажите ребенку плоские геометрические фигуры, попросите назвать их. Затем предложите сделать из кинетического песка объемных «братьев» этих фигур.
Источник
Игры для малышей 2 лет это источник развития памяти, мелкой моторики и сообразительности. Кинетический песок — популярный материал для детского творчества и игр. Не все мамы знают, что с этим песком можно придумать бескрайнее множество игр и развлечений. Мы расскажем о самых интересных играх с песком для самых маленьких детей 2 лет.
Игры для 2 лет: «Кинетический песок»
ИСуО том, как сделать кинетический песок для игр своими руками, вы можете прочитать в этой статье про эксперименты в домашних условиях.
Игра «Ежики» для 1-2 лет
Крайне простая игра, которая затянет ребенка и будет очень для него полезной. Все необходимые материалы у вас точно найдутся дома.
Нам понадобится:
- Спагетти сухие — 5-6 шт.
- Кинетический песок;
- Воздушные колечки (или макароны).
Ход игры:
- Усади малыша за столик для кормления — все игры с песком лучше проводить здесь.
- Скомкай из кинетического песка картошечку и воткни в него сколько палочек спагетти. Это будет основа, но которую будут продеваться воздушные шарики или макароны (в зависимости от того, что у вас есть под рукой).
- Покажи ребенку как нужно продевать колечко на палочку спагетти. Предложи ему сделать то же самое. Нужно поместить как можно больше колец на палочки. У вас получится маленький ежик.
Польза игры:
- Малышу в 1,5-2 года важно развивать мелкую моторику. Эта игра учит ребенка аккуратности, помогает ему лучше синхронизировать мозг с движениями рук.
- Занятие может увлечь малыша надолго, это гораздо лучше, чем проводить это время с мультфильмами.
Игры с песком крайне эффективны для ребенка младшего возраста. Существует даже песочная терапия, которая помогает детям преодолеть страхи, справиться со стрессом и даже стать более социализированным.
Игра «Археолог» для детей 2 лет
Очень интересная и, одновременно, простая игра, которая станет для вашего 2-летки шансом попробовать себя в профессии археолога. Кто знает, может она так понравится ребенку, что в будущем он выберет именно эту профессию.
Нам понадобится:
- Кинетический песок;
- Маленькие игрушки;
- Мелкая лопатка;
- Кисть.
Ход игры:
- Цель игры — разыскать игрушки, которые спрятались в песке. Ваш малыш — археолог и он должен отыскать мелкие предметы, игрушки «под землей».
- Залепи игрушки песком, чтобы их не было видно. Сровняй «грунт», чтобы не было понятно, где закопан предмет.
- Предложи крохе ручкой поискать, где находится предмет. Затем пусть с помощью лопатки раскопает его.
- Когда ребенок достанет игрушку, дай ему в руки кисть и покажи, как нужно очищать ее от песочка. Старайся делать это аккуратно, чтобы малыш поступал также.
Польза игры:
- Игра развивает мелкую моторику.
- Малыш задействует воображение и образное мышление.
- Используется осязание. Ребенок ощущает форму предмета, не видя его.
Игра «Формы и печати» для детей 2-3 лет
Эта игра представляет собой рисование на песке при помощи классических фигур: круг, квадрат, треугольник и т.д.
Нам понадобится:
- Кинетический песок;
- Пластиковые фигурки.
Ход игры:
- Раскатай большой блин из песка. Это будет холст, на котором малыш будет отпечатывать фигурки.
- Покажи ребенку, как нужно отпечатывать картинки на песке: прижми одну фигуру и отпусти. Предложи сделать то же самое ребенку.
- С помощью квадрата и треугольника отпечатайте на песке домик.
- Показывай, как от силы нажатия меняется рисунок.
Польза игры:
- Изучение фигур. Ребенок видит, что из простых фигурок можно построить более сложные предметы — домики.
- Развитие воображение — картинки на песке.
- Изучение свойств песка. Ребенок видит, как меняется песок при разном нажатии на него.
Игра «Строитель» для детей 2-3 лет
Что нужно настоящему строителю? Трудолюбие, внимательность и строительные материалы.
Нам понадобится:
- Кинетический песок;
- Формочки для песка.
Ход игры:
- Сначала нужно заготовить строительные блоки, из которых будут создаваться будущие конструкции. Пусть этим займется малыш, ведь делаются они по принципу обычных куличей из песка.
- Когда малыш сделает несколько куличей, можно делать из них башни. Просто помещайте один блок на другой. Возможно придется немного помочь крохе не уронить и нес ломать кулич. Однако ошибки возможны, тем более их легко исправить, слепив новый кулич.
Польза игры:
- Малыш учится создавать различные конструкции из песка.
- Развивается мелкая моторика и воображение ребенка.
- Ребенок учится терпению, концентрации и аккуратности.
Советы маме:
После веселых игр пусть малыш поможет тебе прибрать за собой песочек. Пусть он сметет кисточкой, которой играл в археолога, остатки песочка. При необходимости помоги ему в этом. Такая небольшая уборка тоже может стать частью игры и не будет восприниматься крохой, как скучная обязанность.
Общайся с ребенком в процессе игры. Повторяй названия фигур, их цветов и т.д. Пусть кроха запоминает название. В этом возрасте самое время учить цвета и формы.
Источник