Игры в бассейне с ребенком 1 год
Светлана Юрьева
Подвижные игры для детей на воде (в бассейне)
Игры на воде являются важным средством разностороннего физического воспитания. Они способствуют развитию физических и умственных возможностей детей, воспитывают их волю, чувство коллективизма и товарищество. Поэтому подвижные игры в воде особенно широко применяются при обучении плаванию детей.
Водолазы
Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.
Кто быстрее?
По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.
Карлики –Великаны
Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово «Великаны». Все садятся в воду. За сигналом «Карлики» все игроки подпрыгивают вверх. Тот кто ошибается, выбывает из воды. Побеждает тот, кто остался.
Рыбаки
Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.
Морской бой
Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора – двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной.
Кто дальше
Глубина должна быть по пояс.
Задача игры: Научить детей ложиться на воду.
Играющие входят в воду по пояс и, повернувшись лицом к берегу, становятся в шеренгу на расстоянии шага один от другого. По команде инструктора игроки делают вдох, с силой отталкиваются ногами ото дна и, вытянув руки вперед, «скользят» по воде к берегу. Побеждает тот, кто про скользил дальше.
Попади в круг
Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу.
В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2-3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.
Гонка катеров
Для игры нужны 4 плавательных доски. Друг перед другом выстраиваются, к примеру, две команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики — на одной стороне дорожки, девочки- на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперед. Их задача — встретиться где-то на полпути и, обменявшись досками, продолжать движение вперед. Возле противоположного бортика (коснувшись его доской) игроки передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.
Эстафета вплавь
В 10 — 15 м от берега устанавливаются 2 флажка на плавающих буйках (камень, опущенный на веревке, к другому концу которой привязана крестовина с флажком) на расстоянии 1-2 м один от другого. Команды выстраиваются в колонны по одному у самой воды, каждая команда против своего флажка. По сигналу руководителя первые номера каждой команды входят в воду и плывут как можно быстрее к своему флажку; коснувшись флажка, они возвращаются к своей команде. Очередной участник эстафеты начинает свой этап после того, как его руки коснется приплывший товарищ. Выигрывает команда, пловцы которой раньше закончат все этапы.
Плавание втроем
Первый и третий пловцы плывут на груди, а средний, слегка опираясь руками о спину первого, кладет свои ноги на плечи третьему. Так можно транспортировать в воде уставшего товарища. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели.
Парное плавание
Один из играющих плывет на груди работая руками, другой, держась за его вытянутые ноги, плывет с помощью одних ног. Между несколькими парами можно провести состязание по плаванию на скорость.
За мячом в воду
Участвуют две команды, которые устраиваются на берегу или на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров — резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Бой всадников
Глубина по грудь.
В игре принимают участие 2 команды мальчиков. В каждой команде половина играющих «кони», вторая половина — «всадники». «Всадники» взбираются на «коней» и садятся им на плечи. По сигналу руководителя обе команды сближаются и начинают «сражение». Каждый «всадник» старается стащить своего соперника в воду. В разгар сражения руководитель подает второй сигнал и борьба прекращается. Выигрывает команда, в которой больше «всадников» удержится на «коне».
Байдарки
Два пловца ложатся на спину. Один обхватывает ногами туловище товарища. В этом положении они плывут на спине, попеременно работая руками (как в кроле на спине); плывущий сзади работает и ногами. Можно провести соревнование между двумя-тремя такими «байдарками».
Кто быстрее?
По первому сигналу забежать в воду, а по второму выбежать из воды. Тот, кто первым окажется на берегу, победил.
Гонка мячей
Команды по 6-8 человек в каждой, расставив ноги на ширину шага, становятся в колонну по одному на расстоянии 3 м одна от другой. Дистанция между игроками в командах около 1 м. Каждая команда имеет свой мяч, который находится впереди стоящих в колоннах. По сигналу руководителя играющие, наклоняясь (голова и плечи в воде, передают между ногами мяч стоящим сзади, которые таким же образом передают его дальше. Когда мяч дойдёт до конца колонны, его передают над головой: каждый игрок прогнувшись принимает мяч от стоящего позади и передаёт игроку, стоящему впереди. Направляющий, получив мяч, снова передаёт его между ногами назад. Выигрывает команда, которая быстрее закончит передачу мяча установленное количество раз. Игрок, уронивший мяч, должен овладеть им и продолжать передачу.
Бой на воде
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятерки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоема занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятерка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин, так и до полной победы одной из команд.
Дельфины
Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.
Водяные жмурки
Эти жмурки необычны не только тем, что в них играют в воде, — глаза завязаны у всех, кроме одного. Вернее, не завязаны, а закрыты купальными шапочками. А один, вооружившись колокольчиком, дразнит ловцов. Вот сразу двое с разных сторон двинулись на звук, но хитрец быстренько отплыл, отошел в сторонку, и те схватили не его, а друг друга. Тот, кто все-таки сумел поймать звонящего, отдает ему свою шапочку, сквозь которую ничего не видно, и получает его колокольчик.
Невод
В эту игру стоит играть, когда народу соберется побольше. Посчитались — кому-то выпало водить: стараться осалить убегающих, уплывающих, увертывающихся от него, ныряющих (под водой салить нельзя). Но одному водить недолго придется: тот, кого он осалил, тоже принимается ловить других вместе с ним. Ловцов становится все больше. Вот их стало пятеро — теперь они должны не просто осалить каждого оставшегося, а взять его в кольцо. Но тот может спастись, если поднырнет под руки водящих. И тогда те двое, которые его опустили, выходят из воды на берег. Невод распался. Игра продолжается до тех пор, пока есть кого ловить. Тот, кто продержался дольше всех, — молодец.
Играйте со своими детьми!
Источник
Для себя.
Упражнения от 1 года до 2 лет
Основные действия — использование игровых моментов. В этом возрасте ребенок еще не в состоянии исполнять ваши команды. Он воспринимает вас в новой игре как партнера. Этот этап — «совместное» плавание взрослого с малышом, подготовка всех групп мышц организма, а также координация движения для постановки техники в будущем.
Продолжаем нырять:
· держа за руки, провести малыша под водой 5-10 секунд;
· бросить яркие предметы на дно. Попросить их достать. Постепенно перемещаться на глубину, до того места, где ребенок едва достает ногами до дна;
· осваивать прыжки с бортика. Посадить (позже поставить) малыша на бортик. Держа за одну руку, потянуть к себе. Здесь важно достижение цели — стоящей в воде мамы, яркой игрушки, другого такого же «водоплавающего» карапуза. Упражнение вырабатывает смелость, уверенность в себе. Позже ребенок откажется от руки-помощницы, с восторгом станет прыгать сам. Некоторые отважные детишки любят прыгать с бортика в обнимку с мамой, папой, а также плавать на глубине, держась за шею взрослого.
Плывем к цели
Для этого используются не тонущие резиновые, пластмассовые игрушки. Можно захватить из дома любимого жирафа или собачку, кинуть их впереди ребенка. Поверьте, он тут же кинется догонять! Держать малыша следует под мышки, давая возможность его рукам и ногам активно грести. Позже — под живот, варьируя тот уровень воды, на который опускается ребенок, предоставляя возможность самому координировать движения и выбирать «маршрут». Очень хороши для этого круглые игрушки, особенно мячи: их непросто ухватить двумя руками. Все время отодвигаясь от соприкосновения, они «вынуждают» плыть к ним снова и снова.
— Поиграйте в «кто доплывет до бортика с игрушкой». Хорошо устроить соревнование «кто первый?» с другим малышом. Делайте проныр, удлиняя его до 5, 10, а затем и 15 секунд. Главное на этом этапе — учиться плавать под водой.
Крутимся-вертимся
Мама должна предложить свои два больших пальца малышу. Он их обхватывает, а взрослые ладони захватывают детские кулачки. Начинаются совместные прыжки:
· вверх-вниз. «Вытаскивать» малыша вверх, разводя ручки. Погружать вниз, сводя вместе. Где-нибудь в третий заход предупредить «ныряем!» и погрузить ребенка в воду с головой;
· с живота — на спину и наоборот, держа под мышки или за ладошки. Можно поворачивать, как грудничка (см. пункт 5 от 0 до 1 года), а можно перекатом через бок. Руки ребенка к этому моменту уже достаточно натренированы и позволяют держать непродолжительное время вес всего тела.
Элементы «большого плавания»
Нужно научить малыша двигаться в одной плоскости. Хаотичные и спонтанные движения приводим в порядок. По очереди работаем ножками строго вверх-вниз: руки взрослого обхватывают ножки ребенка и показывают движения. Ручкам мамины руки показывают гребки под себя «по-лягушачьи» и «по-собачьи». Если вы сами умеете плавать, пробуйте ставить те движения, которые хорошо знаете. Но примите на заметку, что, если у вашего малыша хорошо получается способ «брасс», движение ногами лягушкой, лучше отложите упражнение. Дело в том, что переходить с брасса на другие виды плавания гораздо легче. Сложнее осваивать брасс после кроля.
Тренируйте что-то одно. Например, только ноги (везти за ручки за собой малыша) или только руки (держа своими руками под животик, как бы отнимая на время твердую опору на воде).
Упражнения с 2 до 3 лет
Основное упражнение этого возраста — самостоятельное ныряние и игра. Для начала следует показать упражнение на суше и проделать его несколько раз. Лишь затем повторить в воде. Цель — научиться самостоятельно держаться на воде без использования подручных средств.
«Поплавок». Ребенок обхватывает колени руками, голову «прячет» внутрь. «Висит» в воде столько, сколько сможет. После чего распрямляется.
«Баба сеяла горох, ох…». Прыжки в воде — при слове «ох» уходить под воду, задерживать дыхание. Кто сколько сможет продержаться. Хорошо устраивать соревнования, это подстегивает ребятишек к достижению лучшего результата.
«Звездочка». Лечь животом на воду. Руки, ноги развести в стороны. Голову опустить в воду, задержать дыхание.
«Струнка». То же, что и предыдущее, только все тело вытянуто в одну линию.
«Пружинка». Из положения стоя опускаться на дно, отталкиваться от него, «вылетать» над поверхностью, высоко поднимая руки, прогнувши спинку. Упражнение на развитие всех групп мышц — необходимая подготовка к более серьезным занятиям.
«Ножницы». Положение «звездочки». Сопровождать движениями «вместе-врозь» поочередно руками и ногами, поскольку одновременно исполнять сложно.
«Кувырки» вперед-назад и повороты со спины на живот очень нравятся детям. Их можно проделывать много раз подряд. И не забывайте хвалить малыша за очередные успехи!
Для занятий плаванием можно использовать дополнительные приспособления:
«Чепчик русалки» можно использовать с рождения. Легко смастерить самостоятельно, по мере роста подгонять по размеру. На х/б чепчик пришивается пенопласт. Лучше использовать большие куски — они «устойчивее» на воде. Это приспособление помогает малышу удерживать голову на поверхности, а детям с плохой координацией движения — и все тело. Кроме того, это облегчает нагрузку взрослому.
Веревка с кольцом пригодится для детей от 6 месяцев и старше. На конец веревки крепится кольцо. Ребенок берется за него одной рукой, а взрослый «протаскивает» его по воде. Работают не только ноги, но и свободная рука.
Нарукавники стоит использовать для малышей от 1 года. Они позволяют взрослому находиться «на суше», помогают ребенку преодолеть страх, неприязнь к воде. Кроха сам перемещается в водном пространстве, при этом работают в основном ноги. Прочие движения, а также ныряние затруднено. Нарукавники следует постепенно сдувать. Или однажды «забыть» дома. «Объяснить ситуацию», предложить поплавать без них.
Постепенно продолжительность занятий увеличивается до 1,5 часа. Их можно совмещать с посещением бани. Контрастная температура, холодное обливание (после парилки перед бассейном) повышают иммунитет. После тренировки, как и после любой нагрузки, важен отдых. Маленьким хорошо предложить подкрепиться сразу — восстановить потерянные силы. Дайте ребенку яблоко, кефир, сок. А потом лучше немного поспать.
Плавание развивает координацию движений, выносливость, организованность. Если вы удачно освоили вышеизложенные упражнения, смело переходите во «взрослые» группы.
А если учесть, что на дворе лето, то самое время устроить «показательные» выступления. Речка, озеро, море — ребенок наравне с вами устремится в воду. А окружающие удивятся, порадуются за вас и… Спросят, как вам это удалось? Думаю, вы найдете, что ответить.
Источник
Реклама
Занятия в бассейне для детей полутора-двух лет.
Часто слышу о том, как же полезно посещать бассейн. Но на весь наш город существует всего 3 бассейна, в которые могут ходить дети с 6 лет. А что же делать малышам? А мамам, желающим заниматься грудничковым плаванием и закаливать детишек? Появилась альтернатива — фитнес клубы с бассейнами. Я озадачилась выбором инструктора и подходящего бассейна для младшего Степана и посетила одно занятия. Плавали малыши от 1,5 до 2 лет с мамами. Занятие насыщенное и интересное для ребятни. Решила описать ход занятия и некоторые водные игры. Кстати, некоторые подойдут и для ванны.
В возрасте от полутора до двух лет дети осваиваются с водой (если конечно же вы не посещали бассейн с рождения и не занимались грудничковым плаванием) преодолевают водобоязнь, закаливаются. Находясь в бассейне первые три-пять минут необходимо, чтобы ребенок адаптировался к температурному перепаду, разогрелся. Для этого можно поиграть. Замечательно проходит игра, в которой малыш хлопает ладошками по поверхности воды, как бы здороваясь с водичкой. Взрослый в это время может намочить спинку и животик.
Затем, можно походить мелкими и более крупными шагами, приговаривая «Маленькие ножки идут по дороже, большие ноги бегут по дороге» и попрыгать, как зайки.
Занятия в бассейне игры
Перейдем к основной части занятия. Предлагаю использовать следующие игры в воде:
— «Моторчик». Ребенок, сидя на бортике, активно бултыхает ногами. Или же вариант активной работы ногами, лежа на животе (с поддержкой родителей). Упражнение является базовым для овладения техники движения ног.
— «Собираем урожай». Дети собирают игрушки со дна бассейна. Глубина при приседании должна доходить до подбородка. Эффективно помогает преодолеть боязнь воды. Упражнение легко модернизировать, по мере роста подготовленности, опуская лицо в воду.
— «Дождик». Аккуратно брызгаем водой в лицо ребенка. Можете получить и ответный удар. Упражнение позволяет преодолеть боязнь попадания воды в лицо.
— «Лодочка». Поддерживаем ребенка за туловище и покачиваем, как маятник. Ноги должны быть выпрямлены, не касаться дна. Это первые ощущения того, что на воде можно лежать. Лодочку можно выполнять лежа на спине или животе, а также добавлять «моторчик».
— «Весла». Ходим в воде по пояс, а руками выполняем движения, похожие на движения веслами в воде, как бы толкая ладошками воду назад. Изучаем возможность воды «отталкивать».
— «Часики». Отличное упражнение, которое обязательно поможет, если малыш расплакался. Опускаем ребенка в воду по пояс, либо до плеч, держим под руки и начинаем раскачивать. Малыш обязательно развеселится.
В заключении занятия детям необходимо расслабиться, восстановить дыхание. Можно просто подуть на воду, либо снова пособирать игрушки со дна бассейна. Можно, поддерживая ребенка под поясницу и голову, покачать немного на воде. С каждым разом малыш будет расслабляться все больше и больше.
Не забывайте, что в возрасте от полутора до двух лет дети с удовольствием подражают родителям и крайне сложно воспринимают на слух. Так что в занятиях должен преобладать ваш личный пример, ваша демонстрация.
Малыш 1-3 лет и плавание: учимся нырять
По мнению многих современных педиатров, начинать учить ребенка плавать необходимо как можно раньше, желательно с 3-4 недели жизни. Но что, если по тем или иным причинам малыша приходится учить плавать в более позднем возрасте, когда он уже имеет какие-то собственные мысли, а возможно и страхи?
МАЛЫШ 1-3 ЛЕТ И ПЛАВАНИЕ: УЧИМСЯ НЫРЯТЬ
Без сомнения, ребенок может подружиться с «большой водой» в любом возрасте, даже в период с 1 до 3 лет. Одним из самых важных моментов здесь становится умение нырять. Учить этому хитрому для малыша ремеслу необходимо постепенно, разбив весь процесс на этапы.
I этап «Вдох-выдох». Начать упражняться можно дома возле самого обыкновенного тазика с водой. Основное правило здесь – вдох производится на один счет, выдох – на три счета. Объяснить это крохе лучше в игровой форме, например, «погонять» игрушечный парусный кораблик от одного края тазика к другому, дуя ему в паруса.
II этап «Задержка дыхания». Показать карапузу, как задерживать дыхание – это далеко не все, что нужно сделать на данном этапе. Также необходимо потренироваться нырять. Не в прямом смысле слова – для начала наберите воды в горсть и, скомандовав «Ныряем! Задержи дыхание!», выплесните водичку в лицо ребенка. Упражнение можно повторять по 6-7 раз подряд в течение нескольких дней.
III этап «Погружение». Через неделю тренировок на дно тазика можно положить новую игрушку (лучше, если это будет что-либо резиновое, а не робот динозавр, например) и попросить малыша нырнуть за ней, набрав воздуха в легкие и задержав дыхание. В качестве сигнала к действию мама должна крикнуть знакомую команду, задержать дыхание и погрузить свое лицо с открытыми глазами в тазик, подавая пример ребенку.
IV этап «Выдыхаем под водой». Очень важно научиться выдыхать воздух под водой. Как и на первом этапе, набираем воздух за один счет, затем опускаем голову в воду и весело пускаем пузыри, выдыхая за три счета.
V этап «Поплавок». Через несколько недель после начала занятий необходимо начать делать упражнение под названием «Поплавок». Покажите крохе, какую позу он должен принять, чтобы превратиться в «поплавок» – сесть на корточки, обхватить руками коленки, прижав голову к груди. Итак, малыш сидит на корточках в ванне с водой. По традиционной команде «Ныряем!» он должен набрать воздуха, принять положение «поплавка» и опуститься на дно ванной. На счет «три» ребенок должен выпрямиться и на выдохе поднять голову над водой.
Источник