Игры упражнения для сенсорного развития ребенка

Игры упражнения для сенсорного развития ребенка thumbnail

татьяна очковская
Игры и упражнения для развития сенсорных способностей

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир:

зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов.

Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

колючего ежика и др.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Золушка»

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Источник

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного восприятия детей, т.е. от того:

  • насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;
  • насколько качественно он может оперировать этой информацией;
  • насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.

Читайте также:  Ребенок эко отстает в развитии

Содержание:

  • Роль сенсорного развития
  • Упражнения для детей от рождения до года
  • Упражнения для детей от 1 года до 5 лет

Роль сенсорного развития

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.

Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а также зрительно-моторная координация.

Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Упражнения для детей от рождения до года

упражнения от рождения до года

Поговорим об осязании, то есть о развитии тактильности.

Упражнение 1. «Ладошки»

  • Положите ребёнка на спинку, лицом к себе. Возьмите в свои руки ручку малыша и нежно погладьте.
  • Затем постучите ею о свою ладонь.
  • Потом снова нежно погладьте ручку.
  • Проделайте это упражнение с обеими руками малыша.
  • Затем каждым пальчиком ребенка нежно стучите по своей ладошке, комментируя свои действия. Напоследок нежно погладьте ручки малыша.

Упражнение 2. Массаж

Делайте массаж каждого пальчика в отдельности, разминая их от кончиков к основанию, слегка постучите пальцами своей руки по подушечкам его пальцев.

Эти простые на первый взгляд упражнения активизируют все энергетические каналы организма малыша, так как большинство из них берет начало именно в пальцах человека. Таким образом улучшается кровообращение во всем организме ребёнка, в том числе и мозговое.

Упражнение 3. «Колечко»

Цели: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта, развитие моторики.

Материалы: сенсорная пирамидка, кроватка.

Мама располагает ребенка в кроватке, сама стоит напротив него. Сначала она привлекает внимание малыша шуршащим кольцом от пирамидки. Затем надевает его ему на ручку — так, чтобы кольцо было в поле зрения малыша. Если кроха не пытается ухватиться за кольцо или свою руку, мама помогает ему сделать это. Когда малыш освоит упражнение, кольцо нужно надеть ему на ножку и проделать то же самое, как с ручкой.

Упражнение 4. «Вынимаем предметы»

Цели: развитие кинестетического анализатора, обогащение сенсорного опыта.

Материалы: сенсорная емкость (это может быть тканевый непрозрачный мешочек), водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе напротив друг друга. Мама достает какой-либо предмет из сенсорной емкости. Затем она побуждает ребенка самому вынимать предметы оттуда, комментируя, что именно он достал, например, шершавый брусок, гладкий мячик, колючую щетку и т.д.

Малыш должен научиться различать поверхности предметов по ощущениям.

Упражнение 5. «Ощупывание»

Цели: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Материалы, сенсорная емкость, водяной матрас.

Мама и ребенок располагаются на водяном матрасе или просто на мягком коврике напротив друг друга. Мама достает предмет из сенсорной емкости, проводит им по ручке малыша, комментируя свои действия, например: «Я провожу колючим шариком по твоей ручке». Затем она дает ребенку данный предмет для ощупывания. Когда малыш его изучит, мама проделывает действие со следующим. Предметами из сенсорной емкости можно проводить и по другим частям тела ребенка (ножкам, спинке, животику).

Сенсорной ёмкостью может стать коробка или мешочек.

Сенсорные упражнения для детей от 1 года до 5 лет

Упражнение «Оставим след»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало. Она просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. После того как ребенок дотронется до зеркала, мама обращает его внимание на след, оставленный на поверхности. Затем она предлагает ребёнку оставить след красками. Ребёнок выбирает краски, «печатает» следы на стекле пальчиком, кистью, ладошкой. Мама обращает внимание ребёнка на то, что отпечатки краски на зеркале светятся в темноте. Потом включает свет.

Читайте также:  Игрушки для развития месячного ребенка

Упражнение «Кто в зеркале»

упражнения с зеркалом

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, самосознания.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть на свое отражение, потрогать его. Затем она рисует на лице ребенка точки: на носике, щечках, подбородке — и снова предлагает посмотреть ребёнку на свое отражение в зеркале.

Упражнение «Нарисуем себя»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

Мама обращает внимание ребенка: «Посмотри на себя в зеркало, потрогай свое отражение». Затем она дает малышу краски и просит  нарисовать на стекле себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует глаза, брови, губы и т.д. После этого малыш рассматривает результат без света и при свете.

Упражнение «Рисуем эмоции»

Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания, эмоционального мира детей.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и просит его посмотреть и потрогать свое отражение. Затем она показывает веселую улыбку и спрашивает у малыша, какая это эмоция. Назвав эмоцию, ребенок должен изобразить ее на зеркале красками.

В ходе упражнения дети рисуют одну какую-либо эмоцию. Затем следует усложнить задачу — изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние мамы.

Упражнение «Нарисуй фигуру»

Цели: активизация зрительного, тактильного восприятия, закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики.

Мама обращает внимание ребёнка на зеркало и краски. Она предлагает ему изобразить на поверхности: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д. При повторении упражнения следует усложнить задачу — нарисовать круг красный, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

Упражнение «Мишка растерялся»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет».

Мама обращает внимание малыша на расстроенного Мишку. Обращается к ребенку: «У Мишки все бусинки перемешались, и он не может их рассортировать по цветам. Давай поможем Мишке!». Ребенок сортирует бусинки по цветам, а мама помогает ему, проговаривая их названия. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Еще один способ научить ребенка различать цвета — метод обучения цветам по карточкам.

Упражнение «Подари мишке бусы»

Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики.

Мама обращается к ребенку: «Мишка собрался в гости, а подарка у него нет. Но мы можем помочь ему собрать бусы». Она показывает малышу, как нанизывать бусинки на нитку, леску (бусы собираются из однородных цветов.)

Упражнение «Выложи бусы»

Цели: формирование умения упорядочивать объекты по цвету, устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмической последовательности; развитие мелкой моторики.

Мама показывает ребенку изображение цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в определенной последовательности (например: красная — синяя, красная — синяя). Она обращает внимание крохи на чередование цветов и предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный алгоритм. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество цветов бусинок, включенное в одно задание, должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Найди по описанию»

Цель: развитие всех модальностей.

Мама описывает каждый предмет. Ребенок должен найти его и повторить описание. Малыш закрывает глаза. Мама дает ему потрогать предмет. Ребенок должен назвать, что это после ощупывания. Если при выполнении задания у него возникают затруднения, мама знакомит малыша с предметом и его свойством, а через некоторое время предлагает попытаться распознать ощущение еще раз.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: развитие зрительной памяти, тактильной памяти.

На глазах у ребёнка мама помещает в мешочек различные предметы из сенсорной емкости, называя их свойства. Малыш повторяет тактильные ощущения предметов.  Ребенок достает по одному предмету, на ощупь определяя, что именно он достал. Затем мама просит найти такой же предмет, не подглядывая в мешочек.

Упражнение «Сравнилки»

Цель: развитие тактильных ощущений, воображения, мышления, памяти.

Мама предлагает ребенку поочередно вспомнить названия своих ощущений. Затем представить, с каким предметом связано каждое ощущение, что или кто обладает такими свойствами (колючие — ежик, спица; мягкие — котенок, рука мамы и т.п.).

Читайте также:  Развитие прав ребенка в ск рф

Упражнение «Эмоциональный рассказ»

Цель: развитие всех сенсорных каналов, эмоционального мира детей.

Мама вместе с ребёнком составляет рассказик с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Мама говорит, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание главного героя с характером поверхности предмета.

Например: «Летела злая Баба-Яга» — ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий — злой).

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Людмила Зябкина
Дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

Значение сенсорного развития несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.

Цель моей работы заключается в следующем: продолжать совершенствовать сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи моей работы:

1. Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт, умение фиксировать полученные впечатления в речи;

2. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;

3. Продолжать учить использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;

4. Продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию руки и глаза;

5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Моя работа включает:

1. Сенсорное развитие ребенка: понятие и аспекты

2. Перечень игр и упражнений по сенсорному развитию

3. Рекомендации для воспитателей

Сенсорное развитие ребенка

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета: Их форме, цвете и величине, запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное развитиеребенка включает в себя две взаимосвязанные между собой стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлении; овладение новыми действиями восприятия, которые позволяют более полно воспринимать окружающий мир.

Перечень игр и упражнений по сенсорному развитию

1. Дидактические игры, развивающиевосприятие цвета и размера:

2. «Цветные флажки», «Подбери веревочку для шарика», «Подбери домик мячику», «Новогодняя ёлочка», «Сенсорный душ», «Сенсорный коврик», «Веселая полянка», «Собери букет, «Разноцветный букет», «Цветок для Чипполино», «Собери бусы», «Хвостик для петушка», «Собери ягоды»;

3. Дидактические игры, закрепляющие названия геометрических фигур, развивающиезрительное восприятие: «Цветная мозаика», «Миниковрик», «Монгольская игра», «Найди тень и фигурное лото», «Сложи квадрат», «Подбери ключи к замочку»;

4. Игры, развивающиеслуховое восприятие и внимание: «Шумовые бочонки»; «Раз, два, три за мной повтори» (игра для развития речевого слуха); «Барабанщик» (игра, помогающая восприятию и воспроизведению различных ритмов»; «Это правда или нет?» (игра на развитие слухового внимания); «Теремок» (игра для развития высоты и тембра голоса); «Кто кричит?» (игра на развитие высоты голоса); 6. «Том-дом-ком» (игра на развитие слухового внимания);

5. Игры и упражнения, развивающие тактильные ощущения: «Мишуткины мешочки», «Маленькие и большие ножки», «Чудесный мешочек», «Оживи картинку»;

6. Игры и упражнения, развивающие моторику руки: «Универсальное полотно», «Олень», «Зайчики слушают», «Лодочка», «Очки», «Весёлые гуси», «Птичка», «Домики», «Колобок», «Гроздь винограда», «Цифровая гусеница», «Волшебный зонтик»;

7. Игры,знакомящие с условными обозначениями: «На что это похоже», «Найди тень»;

8. Игры, развивающие восприятие времени:сказки.

Рекомендации для воспитателей

В дидактических играх и упражненияхнеобходимо предоставлять детям возможность:

1. Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2. Оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному воспитанию;

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например: форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и др.)

Источник