Игры способствующие развитие речи ребенка

Аурика Ковалык
Игры и упражнения, способствующие развитию речи

Игры и упражнения, способствующие развитию речи

Ум ребенка – в пальчиках

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития.

Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги, пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.

Очень полезны пальчиковые игры — потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры — «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Освоение ножниц — тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее).

После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную, пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т. д.

Предлагаю игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз — и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» — язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку»,образовавшуюся на щечке снаружи).

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ

(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)

1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т. д.).

2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.

– «Му-Му –у» – кто это мычит?

– «Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

– «Ко-ко-ко» – кто теперь?

– «Ква-ква-ква» – а это кто?

– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?

– «Тик-так, тик-так» – а это что?

И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т. д.) пищит: большая или маленькая.

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т. д)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.

Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т. д. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

Читайте также:  Развитие быстроты реакции ребенка

Упражнения на развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

«ОДУВАНЧИК»

(материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

«СНЕЖИНКИ»

(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»

(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Источник

Татьяна Бакина
Картотека игр, способствующие развитию речи дошкольников

«Игры, способствующие развитию речи дошкольников»

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Цель: Развивать диалогическую речь, отвечая на вопросы взрослого. Побуждать детей к перессказу сказки «У страха глаза велики» с опорой на мнемотаблицу, учить интонационно передавать высказывания героев сказки, звукоподражать животным (курочке, мышке, зайцу, медведю, волку, лисе, коту, плеску воды (трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх, вступать в диалог со взрослым, отвечая на вопросы по содержанию сказки.

Игровой материал: мнемотаблица, персонажи кукольного театра – бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, кот, муляж яблока.

Ход игры: Педагог начинает сказку,если дети затрудняются: Жили-были… Каждый день они ходили…. У бабушки было ведро, Однажды…. Под яблоней спал …. Вдруг подул…. Зайка…. и т. д.

Проблемные вопросы к детям по содержанию сказки «У страха глаза велики»с опорой на мнемотаблицу:

1. Кто жил в деревушке в маленькой избушке? (бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка и мышка-хлопотушка)

2. Почему их называли водоносами (они каждый день ходили за водой)

3. Какого размера ведра были у водоносов? (у бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек)

4. Как плескалась вода у водоносов? (у бабушки — трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх)

5. Какое дерево росло в огороде у бабушки? (яблонька)

Динамическая пауза — Давайте покажем, как дул ветер и закачалась яблонька.

6. Что напугало зайку, который спал под яблонькой? (яблоко, которое упало с ветки)

7. А еще что могло напугать? (ветер, шелест листьев, разговор бабушки с внучкой, плеск воды)

8. Кто напугал водоносов? (зайка, который бросился им под ноги и др.)

9. Что сделали бабушка, внучка, курочка и мышка? (Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась)

10. Кого от страха увидела бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц? (бабушка — медведя, внучка – волка;

курочка – лису, мышка — кота, а заяц- четырех охотников с собаками)

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, то видят».

Сказка «У страха глаза велики»

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка и мышка-хлопотушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали.

Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

—Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал,под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Дидактическая игра «Назови предмет по описанию»

Цель: Развитие умения отгадывать предмет по описанию признаков, побуждать к определению его в группу предметов рукотворного или природного мира, учить аргументировать свой выбор.

Игровой материал: две куклы, мяч, матрешка, книга;овощи и фрукты: огурец, помидор, яблоко; 2 обруча (красный и зеленый, карточки–символы (дерево-человек).

Ход игры: Педагог создает игровую ситуацию «Поссорились кукла Маша и кукла Наташа,не могут разделить между собой игрушки и обращается к детям: «Как можно помирить Наташу и Машу?» (дети решают, как помочь куклам).

Читайте также:  Чертежи для развития дошкольного ребенка

После высказываний детей обратить внимание на карточки-символы (дерево-человек). Вспоминают вместе с детьми,что они обозначают: «дерево» — природный мир, «человечек» — рукотворный. Педагог предлагает положить предметы рукотворного мира в красный обруч, где лежит знак – символ «человечек», а предметы природного мира в зеленый, где лежит знак символ «дерево». Кукла Маша выбирает красный обруч, Наташа – зеленый.

Педагог начинает описывать предметы, называя ее характерные признаки, а дети отгадывают, находят их в окружающей обстановке и распределяют в 2 группы с опорой на карточку-символ.

Например:

— круглый, сделан из резины, умеет прыгать, и катится по полу (мяч,

— положим мяч в красный обруч, он сделан человеком;

— деревянная, вся расписная, откроешь, сразу появятся её сестрички (матрешка, поставим её в зеленый обруч, её сделал человек;

— круглое, сочное, сладкое, его любят дети, оно выросло на дереве, бывает красным, зеленым (яблоко, положим его в зеленый обруч, оно выросло на дереве.

Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут угаданы. В конце игры педагог обращает внимание на кукол, какие они стали веселые и радостные.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду, развивать словарный запас за счет слов, характеризующих свойства и качества предметов.

Игровой материал: презентации или карточки с изображением предметов, явлений природы, времени года и др.

таблица для фиксации ответов детей, цветные карандаши.

Ход игры

Педагог предлагает детям описать предмет, явление природы, время года и др., выделяя положительные и отрицательные его характеристики, затем фиксирует с помощью символов в таблице. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира,близких и понятных детям: «Я и природа», «Я и предметы», «Я и другие люди», «Я и Я».

Например:

Торты

Хорошо

Плохо

Красивые

Много сахара

Вкусные

Много жира

Сладкие

Нельзя много есть

Праздник

Каллорийные продукты

Поднимают настроение

Вредно для здоровья

Осень

Хорошо

Плохо

Разноцветные листья

Идет дождь, можно промочить ноги

Много фруктов, овощей

Солнце светит, но не греет

Люди ходят в лес

Становится прохладно

Красиво

Птицы улетают на юг

Старший дошкольный возраст — Дидактическая игра «Изобретатели»

Цель: Учить детей удерживать словесную инструкцию, совершенствуя исходный объект, находящийся в фокусе, присоединяя к нему свойства других предметов. Расширять словарный запас детей, замечая и обозначая свойства и признаки случайных объектов, изображать их знаково-символическими средствами, способствовать умению придумывать рифмы.

Игровой материал: фокальный объект, например, – торт — фотографии, слайды; предметные картинки (холодильник, блокнот, яблоко, бант, хомяк,для каждого ребенка: таблицы (5 строк, 4 столбца, цветные карандаши.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в изобретателей и изобрести новый торт. Для этого нужно выбрать карточку и подобрать к ней слова, они помогут нам изобрести новый торт. Чтобы слова запомнить, мы к ним придумаем символы и зарисуем в своих таблицах.

Например: предметная картинка – блокнот. Он какой? (маленький, бумажный, блестящий). Нам нужно выбрать одно слово, какое выберем? (блестящий) Теперь надо его зарисовать. Что мы нарисуем, чтобы обозначить слово блестящий? (можно нарисовать палочку, как будто это ручка, она блестящая или кружок — значок или пуговица). Что выбираем, палочку или кружочек? И так работаем со всеми картинками в подгруппе или в парах. А затем оформляем торт, используя свои карточки – схемы.

Источник

Галия Саттарова
Консультация для родителей «Дидактические игры для развития речи ребёнка»

Консультация для родителей:

«Дидактические игры, способствующие развитию речи ребёнка»

Существует большое разнообразие дидактических игр и упражнений по развитию речи, которые можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Играя с ребёнком, вы не только способствуете развитию правильной грамотной речи, пополняете словарный запас ребёнка, но и укрепляете дружеские доверительные отношения со своим ребёнком.

«Что звучит?» Цель: способствовать развитию фонематического слуха ребёнка.

Для игры подойдут различные предметы, производящие характерные звуки (бумага, кубик, крупа, металлические предметы и т. д.) Сначала надо познакомить ребёнка с предметами, а также какие эти предметы производят звуки. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый поочерёдно берёт предметы и производит шумы. Ребёнок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не открывая глаз. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т. д. За каждый правильный ответ можно вручить ребёнку фишку, наклейку.

«Собираем бусы – гирлянды из слов» Цель: пополнить словарь прилагательных.

В этой игре необходимо подобрать слова: существительные, прилагательные, которые объединены каким – то признаком. С помощью взрослого ребёнок собирает цепочку слов, которые логически соединены вопросами – переходами. Говоря слова, на верёвочку, шнурок нанизывайте с ребёнком бусинки, пуговицы, макароны, что поможет и развивать мелкую моторику и запоминать слова.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная. Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор. Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым. Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд. и т. д.

Читайте также:  Развитие ребенка до 2 лет таблица веса

«Дополни предложение» Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.

Главное правило игры — к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало, и в середину фразы; но помнить, чтобы общий смысл сохранялся и добавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце».

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и блестело солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.

Можно также нанизывать подходящие предметы на веревочку.

«Похожие слова». Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Взрослый называет ребёнку ряд слов и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняет ребёнку, что похожие слова — это слова — приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.

«Два приятеля»Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова — приятели к данным словам: крошечный — (маленький, смелый — (храбрый, прекрасный — (красивый, пушистый – (мягкий, твёрдый — (крепкий, прочный).

«Семейная олимпиада». Цель: развитие словаря признаков; развитие словаря глаголов.

Играем всей семьёй. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов — признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например, снег (какой) – белый, пушистый, мягкий, липкий, мокрый, рыхлый, колючий, лёгкий, рассыпчатый, хрупкий, холодный … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак. Загадываем любое слово, обозначающее действие (что делает). Например, снег (что делает) – падает, ложится, идёт, кружится, летит, сверкает, переливается, блестит, хрустит, тает, прилипает…

«Два брата», «Гном и великан»Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры подберите картинки двух разных человечков, например, гномика и великана.

Предложите ребёнку послушать историю о двух братьях, гнома и великана.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький, маленький как гномик. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий, как великан. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький кукольный домик, а у Ища — большой домище, высокая гора, пещера. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик — глазище; ротик — ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик — шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище.

«Выбери правильное слово». Цель: развитие мышления, речевого внимания. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предложите ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот». Цель: расширение словаря антонимов. Для игры понадобится мяч, клубок ниток. Произнесите слово и бросьте ребёнку мяч. Ребёнок называет противоположное по значению слово и возвращает мяч. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

ТРУДНО … ЛЕГКО

ТИХО …ГРОМКО

НАВЕРХУ…ВНИЗУ

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

Литература

1. Максаков А. И., Тумакова Г. Т. «Учите, играя» — М. : Просвещение, 1983.

2. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» П/ред. Сохина Ф. А. — М. : Просвещение, 1991.

3. Швайко Г. С. «Игры игровые упражнения для развития речи» — М. : Просвещение, 1988.

4. Лопухина И. В. Логопедия. «550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей» — М. : Аквариум, 1995

Источник