Игры с ребенком для развития речи в 3 года упражнения
фото babyblog.ru
В жизни малыша существуют сензитивные периоды: этапы эффективного усвоения определенных навыков. С 2 до 3 лет дети осваивают речь: растет словарный запас, совершенствуется артикуляция. Задача родителей — помочь чаду развить речевые навыки. Развитие речи стимулируют специальные упражнения.
Общие рекомендации
Чтобы добиться успеха, соблюдайте простые рекомендации:
-занимайтесь регулярно, это позволяет постепенно закрепить навык;
-не делайте больше трех упражнения за один раз;
-занятие должно занимать около 10 минут: детишки двух-трех лет не могут долго концентрировать внимание;
-занятия на развитие речи проводятся в виде игр, иначе выполнять задания крохе будет скучно, он быстро потеряет интерес.
Иногда двухлетний ребенок не разговаривает, так как с ним мало общаются родители. Малыш наверстает упущенное в садике, но при этом могут возникать проблемы с произношением, поэтому не надо ждать, что проблема решится без участия мамы и папы.
Чаще говорите с малышом, комментируйте то, что вы делаете, убираясь или готовя еду, задавайте ребенку вопросы. Не «предугадывайте» желания: родители часто выполняют невербальные просьбы малыша и у него отсутствует потребность говорить. Не давайте малышу, что он хочет, пока он не скажет несколько слов. Проблемные ситуации стимулируют развитие речи.
Фонематический слух
фото ppt-online.org
Развитие речи идет по ряду направлений, одно из важнейших — совершенствование фонематического слуха. Фонематический слух — это способность распознавать языковые фонемы, отличать слова, которые состоят из одинаковых единиц («нос-сон», «кабан-банка»).
Развить фонематический слух помогут следующие игры:
-узнавание по голосу. Участвовать в игре могут от четырех человек. Малыш стоит спиной к играющим. Его задача — угадать, кто называет его имя;
-узнавание звуков. Купите детские музыкальные инструменты. Попросите ребенка на слух определить, на каком инструменте вы играете;
-имитация звуков животных. Научите ребенка произносить звуки, свойственные тому или иному животному (кошке, козе, корове);
-повторение ритма. Родители отбивают простой ритм, просят ребенка повторить его. Можно менять правила: ритм «задавет» ребенок, а родители воспроизводят его.
Развитие артикуляции
фото woman.rambler.ru
Развитие речи невозможно без обучения правильному произношению звуков: малыш должен слышать себя и окружающих, управлять артикуляцией.
Игры для развития артикуляции можно использовать следующие:
-«поцелуи». Накрасьте губы девочки помадой, попросите сделать несколько отпечатков на листе бумаги;
-«сердитая кошка». Попросите малыша надуть щечки, как можно сильнее выдохнуть воздух;
-«собака лакает молочко». Научите ребенка делать языком лакательные движения;
-«язык-художник». Пусть ребенок попробует «нарисовать» на небе языком какие-либо простые фигурки. Потом попросите его «закрасить» небо полностью;
-«кривляющаяся обезьянка». Пусть кроха корчит смешные рожицы перед зеркалом;
-игры с картинками. Показывайте картинки, спрашивайте, какие звуки издают ее участники. Если на картинке девочка укачивает куклу, она сопровождает это звуками «а-а-а», если изображена корова — она мычит и т. д.;
-«дудочка». Малыш складывает губы в трубочку, имитирует звуки, издаваемые дудкой;
-«рыбка». Надо пошлепать расслабленными губами, изображая рыбу;
-«маляр». Ребенок приоткрывает рот, показывая зубы, водит языком по зубам в обе стороны.
Контроль дыхания
фото mbdou67.ru
Во время речи важно контролировать дыхание, делая вдохи и выдохи в нужные моменты.
Для овладения навыком используются следующие упражнения:
-«одуванчик». Ребенок сдувает пушинки с воображаемого или настоящего одуванчика. Малыш вдыхает носом, выдох делать через рот;
-упражнение со свечкой. Зажгите свечу, попросите кроху задуть пламя, сделав глубокий вдох носом, а выдохнув ртом. Увеличивайте расстояние до свечи, усложняя задание;
-«шарик». Возьмите ребенка за руки, сформировав круг. Делайте вдох носом и шаг назад: шар надувается. Выдохните через рот с шипящим звуком, одновременно делая шаг вперед: шарик сдувается, уменьшаясь. Повторите упражнение четыре раза.
Мелкая моторика
фото psychologos.ru
Развитию речи способствует развитие мелкой моторики рук. Помогают упражнения Монтессори с крупами, камешками, другими мелкими предметами. Лепите с ребенком из пластилина: двухлетний малыш может делать шарики и колбаски, наклеивать их на бумагу, создавая аппликации. К трехлетнему возрасту дети способны создавать простые фигурки по заданной схеме. Развивают моторику конструкторы, мозаики, пазлы, пальчиковые упражнения.
Комплексный подход поможет добиться цели: регулярно делайте упражнения, и результат не заставит себя долго ждать.
Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!
Источник
Вера Геннадиевна
Упражнения и игры для развития речи детей 2–3 лет
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Чтобы развить речь ребенка нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т. д. Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали,поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
4. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
— А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
— О-о-о (разболелся зуб,удивление).
— У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
5. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
6. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Источник
Юля Чуркина
Игры и упражнения для детей 3–4 лет по речевому развитию
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.
Очень важно мне, как педагогу учитывать разный речевой уровень детей, которые пришли в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, она проходит в утренние и вечерние часы.
Цель индивидуальной работы- развивать речевые способности каждого ребенка.
Задача: воспитание звуковой культуры, формирования словаря и грамматического строя речи.
Угадай игрушку
Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Воспитатель показывает детям 3—4 игрушки, дети называют их. Надо сразу научить детей правильно называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично воспитатель описывает другие игрушки, а дети называют их.
Про кого я говорю
Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Воспитатель описывает ребенка из группы, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
Дети называют ребенка, которого описывает воспитатель.
Скажи, какой
Учить выделять и называть признаки предмета.
Воспитатель достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».
Исправь ошибку
Учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.
Воспитатель показывает детям картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Дети исправляют ошибки: цыпленок желтый, клюет
зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.
Кто больше увидит и назовет
Выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Дети рассматривают куклу, называют предметы одежды и признаки внешнего вида (глаза, волосы). За правильные ответы кукла награждает детей флажками (или колечками от пирамидки).
Сравни разных зверят
Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
Мишка большой, а мышка. (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит. (сыр, сухарики).
Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки. (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
Куклы рисуют и гуляют
Обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
В гости к детям приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы хотят рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая. (ко-роткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая. (маленький).
— Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь. Они спрятались под елки. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая. (под низкой). Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая по. (узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом с. (холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) По-шли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)
Кукла веселая и грустная
Познакомить с противоположными состояниями (веселый — грустный).
А Девочка Маша стала играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Таня все время веселая, а Катя грустная.
Как вы думаете, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.)
Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)
Назови одним словом.
Закрепить представление об обобщающих словах.
Вспомните, на чем спали куклы? (На кроватях.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)
Я начну говорить, а вы продолжайте: кровать, шкаф. (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у вас дома?
Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки. (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на вас?
Куклы сели за стол. А на столе стоят. (тарелки, чашки, блюдца). Лежат. (ложки, вилки). Это. (посуда). Из какой посуды вы едите суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)
Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки вы знаете и любите?
Разложи картинки
Учить выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия: мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п. Дети должны назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
Кто что умеет делать
Учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
a Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных, а дети говорят, что эти животные любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком шерсти; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
Где что можно делать
Активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
А Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды, слушать птиц, отдыхать.)
Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, катере или теплоходе, ловить рыбу.)
Закончи предложение
Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
А Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает: «Оля проснулась и. (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и. (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и. (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и. (заплакала, не стала разговаривать с детьми)». Незавершенность предложений воспитатель подсказывает интонацией.
В обучении составлению повествовательных текстов большую роль играет совместное рассказывание. При этом воспитатель должен для себя составить схему рассказа, которую дети будут заполнять. Можно предложить придумать рассказ по мотивам предложений, которые дети только что составляли: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю).
Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».
Расскажем про Олю и зайчика
Составлять совместный повествовательный текст; учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме.
Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она. (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки). На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг. (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле. (стало очень весело)».
Игра-инсценировка с игрушками
Учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.
Сначала воспитатель читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К. Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а. заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между героями сказки.
Козлята и зайчик
Учить придумывать новое окончание знакомой сказки.
Сначала дети вспоминают сказку «Козлятки и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький. (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:. («Не бойтесь меня, это я — маленький зайчик».) Козлята. (впустили зайчика). Они угостили его. (капустой, морковкой). Малыши поели и стали. (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл. (на барабане, а козлята. (весело прыгали)».
В последующем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные вместе с детьми для специально созданной ситуации. К детям приходит кукла с воздушными шарами, и дети с воспитателем составляют рассказ «Как у Гали улетели шары». Или идет Мишутка с лыжами и перевязан-ной лапой. Рассказ называется «Как Мишка учился на лыжах кататься». Основная линия сюжета намечается воспитателем: «Гале подарили. (воздушные шары). Они были. (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла. (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул. (сильный ветер). Галя не удержала. (шары, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал. (ее друг). Он спросил:. («Что ты плачешь?») Галя ответила:. («Беда случилась, шары улетели».) Мальчик успокоил Галю и сказал:. («Не горюй, у меня дома есть шары, я сейчас их принесу».)
Постепенно роль воспитателя уменьшается. Он подсказывает лишь слова-связки между предложениями и частями высказывания: как-то раз., вдруг., а тут., и тогда., и стали они.
Повествование можно составить коллективно, несколькими детьми, например в игре «Поезд». Детям говорят, что они будут вагончиками, но прицепиться друг к другу они смогут тогда, когда правильно продолжат то, что сказал предыдущий ребенок: «В лесу жил. трусливый зайчик. Один раз. он пошел. гулять. Вдруг он увидел. большую змею. Зайчик испугался. и убежал».
В качестве помощи детям воспитатель повторяет последнее слово или всю фразу, сказанную предыдущим ребенком, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если пауза затягивается, воспитатель подсказывает ребенку начало следующей фразы.
В гости к кукле Тане
Учить составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы, образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.
Дети, поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими вагончиками, если будете правильно называть слова. Кто первым назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем: «Слон большой, а собачка. (маленькая). Летом тепло, а зимой. (холодно). Кресло мягкое, а стул. (жесткий). Я высокая, а Маша. (низкая). Дорога широкая, а тропинка. (узкая). Мама молодая, а дедушка. (старый). Поезд длинный получился. Поехали!»
— Посмотрите, что здесь случилось. Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из гнезда, испугался и дрожит. Давайте успокоим его, скажем ему, какой он хороший (маленький, тепленький, мягонький). Как помочь ему? (Положить в гнездо.)
А вот и Танин дом. Мы немного задержались. Дети расскажут Тане, почему это произошло.
Воспитатель начинает: «Ехали мы в поезде. И вдруг.» Дети продолжают.
Таня приглашает детей пить чай с конфетами. Какие конфеты? (Вкусные, сладкие.) Что еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот.) А вот лимон лежит. Он какой? (Кислый.) А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства.)
Таня стала прощаться с детьми. Что она им говорила? (До свидания, заходите еще, была рада с вами встретиться.) А детей всех она называла ласково. Как? (Олечка, Димочка.)
Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и повествования. Включаются и отдельные элементы рассуждения. Благодаря этому у детей развиваются творческие навыки. Они понимают задания: составить рассказ, придумать продолжение, а затем окончание сказки, вместе с воспитателем сочинить, описать, рассказать.
Источник