Игры с ребенком 5 лет звери

Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Картотека игр «Дикие животные»
1. Назови дикое животное.
Воспитатель предлагает послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают диких животных.
• Лиса, волк, собака, заяц.
• Лошадь, корова, волк, коза.
• Белка, кошка, собака, кролик.
• Овца, олень, коза, кошка.
• Корова, медведь, собака, свинья.
2. Как зовут тебя, малыш?
Цель: образование существительных — названий детенышей диких животных.
Воспитатель предлагает помочь животнымпозвать своих малышей обедать:
—Лиса зовет: лисенок!
— Медведь.: медвежонок!
— Белка.: бельчонок!
— Волк.: волчонок!
— Заяц.: зайчонок!
— Олень…олененок!
— Еж…едонок!
3. Логоритмическая игра «На водопой»
Цель: развитие координации речи с движением. ; подражательности, творческого воображения.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети спокойно идут друг за другом.)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно продвигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой —косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Повернувшись лицом в круг, делают движения языком — «лакают».)
4. Логоритмическая игра «Медведь».
Цель: развитие координации речи и движений, подражательности и творческого воображения.
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
И на елке — снег, снег, (Встают, потягиваются вверх.)
И под елкой — снег, снег. (Приседают.)
А по снегом спит медведь. (Идут по кругу на цыпочках.)
Тише, тише. Не шуметь! (Прикладывают указательный палец к губам.)
5. Угадай животное.
Задача детей по описанию внешности и погадок догадаться, о каком животном идет речь.
• Рыжая, хитрая, ловит зайцев. (Лиса.)
• Большой, косолапый, зимой спит в берлоге. (Медведь.)
• Трусливый, летом серый, а зимой белый; длинные уши, а хвост короткий. (Заяц.)
• Маленький, колючий, на иголках носит яблоки и грибы (еж)
6. Пальчиковая игра «Зайчик».
Зайка серый скачет ловко (Локтем опираются на стол.)
В лапках у него морковка. (Указательный и средний пальцы разводят в стороны, остальные сжимают в кулачок.)
7. Подскажи словечко.
Цель: развитие речевого творчества.
Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это. (еж).
Сладкий мох искал весь день,
И жевал его. (олень).
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?. (Зайка.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто это?. (Лиса.)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь — лесной. (медведь).
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день.
Кто же это?. (Олень.)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это. (рысь).
8. Пальчиковая игра «Зайка и ушки».
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Дети сжимают пальчики в кулачок. Выставляют вверх указательный и средний пальцы и шевелят ими в стороны и вперед.)
9. Игра-драматизация «В лесу».
Шла медведица к реке
С медвежонком бурым.
Повалялась на песке,
Отряхнула шкуру.
Сына дальше повела,
Поискала броду,
Поискала и нашла,
И полезла в воду.
Смотрит маленький медведь,
Хмурится упрямо,
А потом давай реветь:
— Как же я-то, мама?
А медведица идет,
Прибавляет ходу,
Сына ласково зовет
За собою в воду.
Мишка в воду не полез,
Мать окликнул снова
И на весь зеленый лес
Закатился ревом!
Оглянулась мать, ворча,
И вернулась к мишке,
Мокрой лапой сгоряча
Шлепнула трусишку.
Мишка в воду угодил,
Забарахтался, поплыл!
Ну а если плавать начал,
Нет причины плакать, значит!
(дети – артисты выполняют действия в соответствии со словами текста).
10. Подвижно-дидактическая игра «Назови и покажи».
Цель: расширение и обогащение словаря.
Воспитатель называет глагол, дети подбирают существительное и имитируют движения.
• Крадется — лиса,
• прыгает —. ,
• переваливается —. ,
• пугается —. ,
• скачет —. ,
• выслеживает —.
11. Посчитай.
Цель: согласование числительных (один, два, пять) и существительных в падеже.
• Одна белка, две белки, пять белок.
• Один заяц, два зайца, пять зайцев.
• Одна лиса, две лисы, пять лис.
• И т. д.
12. «Дикие животные».
Цель: закрепить представления о диких животных.
• Воспитатель называет животное (показать, как ходит медведь, лиса, как прыгает заяц и т. д.). Дети изображают повадки.
13. Назови профессию.
Цель: познакомить с профессиями взрослых, связанных с животными (охотник, зверовод, ветеринар, дрессировщик, укротитель и др.)
Игра с фигурками диких животных. Знакомство с профессиями.
14. Игра «Назови семью»
Цель: образование существительных — названий животных разного пола и возраста.
Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и назвать всех членов звериной семьи — и больших и маленьких.
• Папа — медведь, мама — медведица, детеныш (и) — медвежонок, медвежата.
• Папа — волк, мама — волчица, детеныш (и) — волчонок, волчата.
• Папа — заяц, мама — зайчиха, детеныш (и) — зайчонок, зайчата.
• Папа — еж, мама — ежиха, детеныш (и) — ежонок, ежата.
• Папа — лис, мама — лиса, детеныш (и) — лисенок, лисята.
• Папа — олень, мама — оле-ниха, детеныш (и) — олененок, оленята.
• Папа — лось, мама — лосиха, детеныш (и) — лосенок, лосята.
15. Логоритмическое упражнение «Я как белка в колесе».
Цель: упраажнять в координации речи с движениями.
Я как белка в колесе.
Прыгаю на месте, Чтобы было веселей,
Поскакали вместе. (Дети прыгают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыгают под счет 5 раз.)
Начал заинька скакать.
Прыгать серенький горазд
Он подпрыгнул десять раз. (Прыгают под счет 10)
16. Логоритмическое упражнение «Белка».
Цель: упражнять в координацию речи с движениями.
Ели за окном стоя, (Дети потягиваются — руки поднимают вверх.)
В небо синее глядят.
Ветки в стороны торчат, (Потягиваются — руки вытягивают вперед.)
Белки на ветвях сидят. (Садятся в глубокое приседание на несколько секунд, потом встают)
Белки прыгают по елкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки:
Белки — ловкие малышки. (Прыгают.)
Мы под елками сидим
И на белочек глядим. (Приседают несколько раз.)
17. Подвижная игра «Зайцы и волк».
Выбирается водящий «волк». Остальные дети — «зайцы».
Зайки скачут
Скок-скок-скок!
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, слушают,
Не идет ли волк. (Дети скачут по залу, как зайцы, и прислушиваются.)
Волк:
«Я лохматый серый волк,
Я в зайчишках знаю толк.
Все они прыг да скок,
Попадут мне на зубок». («Волк» ловит «зайцев», они разбегаются.)
18. Логоритмическое упражнение «Мишка косолапый».
Цель: упражнять в координации речи с движением.
Мишка косолапый по лесу идет, (Идут вперевалку, как медведь.)
Шишки собирает и в карман кладет. (Наклоняются за шишками.)
Шишка отскочила прямо мишке в лоб! (Кулачком стукают по лбу.)
Мишка рассердился и ногою — топ! (Сильно топают ногой.)
19. Подвижная игра «Зайцы и лиса».
Выбирается водящий — «лисичка», остальные дети — «зайчата».
Дети прыгают, как зайцы,по залу и приговаривают:
Скачут-скачут зайки —
Ребятки-побегайки:
Под кустик, под пенек,
На зеленый на лужок.
Серенькие скачут, веселятся
И лисички не боятся.
Эй, лисичка, выбегай
И зайчишек догоняй! («Лисичка» догоняет «зайчат».)
20. Логоритмическое упражнение «Ежик»
Цель: упражнять в координацию речи и движений.
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки сгибают в локтях, перед грудью, кисти рук опускают вниз. Ноги, слегка сгибают в коленях, делают мелкие частые шажки.)
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
(«Собирают» ягодки — соединяют кончики пальцев.)
Если подкрадется полк
— Превратится еж в клубок.
Ощетинит еж иголки
— Не достанется он волку. (Сворачиваются на полу клубком.)
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (Встают и продолжают топать по дорожке).
21. Упражнение «Разминаем пальчики»
Цель: развитие эмоций, творческого воображения.
Разминаем пальчики — раз, два, три. (Дети сжимают и разжимают пальцы.)
Разминаем пальчики.
Ну-ка, посмотри! (Делают плавные движения руками.)
Вот бежит лисичка — раз, два, три.
Хитрая сестричка.
Ну-ка, посмотри! Поочередно выдвигают руки вперед.
Лепим, лепим личико — раз, два, три.
(Легко «пробегаются» пальчиками по лицу.)
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
Хитрая лисичка — вот она! (Делают хитрое выражение лица.)
Рыжая лисичка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой! (Оскаливают зубы, раздувают ноздри.)
От нее скорее убегу домой. (Напрягают пальцы, как когти.)
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
(Изображают грусть: опускают голову, уголки рта вниз.)
Улыбнись, лисичка, погляди на нас.
Тебя мы не оставим ни на час! (Улыбаются.)
22. Подвижная игра «Замри!»
Разбежались по лужайке
Мишки, лисоньки и зайки. (Дети бегут врассыпную.)
Стали весело кружиться.
Стали звери веселиться. (Кружатся на носочках.)
Раз-прыжок, два —прыжок. (Прыгают на двух ногах.)
Замирай скорей, дружок! (Замирают в произвольной позе.)
Источник
Дидактические игры по теме «Дикие животные»
Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
На картинки посмотри
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
(6-7 предметных картинок по теме).
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы — … (медвежонок, медвежата).
У лисицы — … (лисенок, лисята).
У белки — … (бельчонок, бельчата).
У волчицы — … (волчонок, волчата).
У ежихи — … (ежонок, ежата).
У зайчихи — … (зайчонок, зайчата).
Игра «Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
Папа — медведь, мама — … (медведица), детеныш — … (медвежонок).
Папа — волк, мама — … (волчица), детеныш — … (волчонок).
Папа — еж, мама — … (ежиха), детеныш — … (ежонок).
Папа — заяц, мама — … (зайчиха), детеныш — … (зайчонок).
Папа — лис, мама — … (лисица), детеныш — … (лисенок).
Игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
— Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
— Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
— Серый, злой, голодный. (Волк.)
— Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
— Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
— Скажите, как подают голос звери?
— Что делает волк — …(воет).
— Что делает лиса — … (тявкает).
— Что делает медведь — … (ревет).
— Что делает белка — … (цокает).
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Игра «Один — много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
Игра «Посчитай!»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок
Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.
Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Игра «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Нос лисы — … (лисий нос).
Лапа лисы — … (лисья лапа).
Глаза лисы — … (лисьи глаза).
Нора лисы — … (лисья нора).
Игра «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц — … (маленький).
Волк – сильный, а белка — … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя — … (короткий).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Белка, собака, лиса, медведь
Игра «Сложи картинку»
Цель: учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
— Какой зверь у тебя получился? (Лиса.)
Игра «Составление рассказа-описания»
Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
Источник
Веста Шевцова
Тематические подвижные игры для дошкольников «Дикие животные»
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
«Зайка беленький сидит» (с 2 лет)
Дети располагаются на одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «Ну-ка, зайки, на полянку!» Дети выходят на середину комнаты и садятся на корточки рядом друг с другом. Воспитатель читает стихотворение:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит. (Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (Дети хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок, (Дети подпрыгивают на обеих ногах на месте)
Надо зайке поскакать.
Кто-то (или мишка) зайку испугал,
Зайка прыг… и ускакал. (Воспитатель показывает игрушечного мишку -дети убегают на свою сторону площадки)
«ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ» (с 2 лет)
Дети становятся в круг. В центре круга ребёнок – «зайка».
Дети вместе с воспитателем говорят:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается,
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо!
(Зайка выполняет движения в соответствии с текстом – моем носик, хвостик, уши и вытирает их.)
Затем он направляется в гости, подпрыгивает, продвигаясь к кому-нибудь из детей, стоящих в кругу. Ребёнок, к которому пришёл зайка, выходит в центр круга, а зайка становится в круг. Слова следует произносить медленно, чтобы ребёнок успевал проделывать упоминаемые в тексте движения вслед за педагогом.
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» (с 2 ле
т)
Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, даёт сигнал «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
«ОБЕЗЬЯНКИ» (с 2 лет)
В игре используется гимнастическая стенка. Воспитатель предлагает детям – «обезьянкам» по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, встать лицом к ней и подняться на три-четыре рейки, начиная с первой – «возвращаться на дерево за фруктами или орехами». Остальные дети следят за выполнением упражнения. Затем следующие малыши выполняют задание.
Когда дети научаться уверенно взбираться на рейки и спускаться, надо усложнить задание, предложив им перебираться с пролёта на пролёт стенки («с дерева на дерево»). Необходимо следить, чтобы во время лазанья дети не пропускали рейку всё выше. Во время спуска ребятам не следует разрешать висеть на одних руках без опоры на ноги и, безусловно, нужно подстраховывать храбрых обезьянок.
«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ» (с 3 лет)
На одной стороне площадки чертиться круг – это берлога медведя, на другой – обозначается дом, в котором живут дети. Дети идут по направлению к берлоге и говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь рычит,
Он на нас сердит.
После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в свой дом.
За линией дома ребят ловить нельзя. После того как медведь поймал несколько играющих, игра возобновляется.
Вариант- игра с двумя медведями. Задача детей – успеть укрыться в своём домике.
«ЗАЙЧАТА» (с 3 лет)
Все дети- «зайчики». Они располагаются на пригорке. Им может служить горка на площадке или комнате. Воспитатель произносит:
В поле на пригорке (Дети делают соответствующие движения, хлопают
Зайчики сидят. в ладоши, шевелят руками)
Свои лапки греют, ими шевелят.
Крепче стал мороз, никак, (Зайки сбегают с горки, начинают бегать,
Мы замерзнем, сидя так. подпрыгивать, постукивать лапкой о лапку).
Чтоб согреться поскорей,
Будем прыгать веселей.
По сигналу воспитателя зайчики возвращаются на горку.
Игра продолжается.
Воспитатель произносит слова четко, не торопясь, чтобы дети успевали произвести соответствующие движения.
«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ» (с 4 лет)
Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – «зайцы». Они чертят себе кружочки – «дома», и каждый встаёт в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда заяц, стоящий в кружке, должен сейчас же убежать – он становиться бездомным, и охотник может поймать его. Если охотник поймает (запятнает) зайца, они меняются ролями.
Вариант: вместо начерченного круга «дом» образуют четверо-пятеро детей, взявшись за руки. В каждый такой кружок встаёт заяц- «хозяин». Игра проводиться по тем же правилам. Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается 4-5 раз, с тем, чтобы все играющие побывали в роли зайца.
«ТЫ МЕДВЕДЯ НЕ БУДИ!» (с 4 лет)
Дети и педагог встают в круг, берутся за руки. Дети хороводом идут по кругу вместе с педагогом под текст стихотворения:
Как на горке снег, снег, (Хоровод идет в одну сторону.
И под горкой снег, нег. Поворачивает в обратную сторону.
И под ёлкой снег, снег, Идут все вместе к центру круга
На ёлке снег, снег. Дети расширяют круг.
А под ёлкой сидит медведь. Присаживаются
Тише, тише-
Не шуметь!
«ТРИ МЕДВЕДЯ» (с 4 лет)
Воспитатель показывает движения и читает текст, дети повторяют движения за воспитателем:
Три медведя шли домой. Дети маршируют на месте
Папа был большой-большой, Поднимают руки вверх
Мама – чуть поменьше ростом, Вытягиваю руки вперёд на уровни груди
А сынок – малютка просто. Ставят руки на пояс.
Очень маленький он был, Имитируют игру с погремушкой.
С погремушками ходил.
«ЗАЙЦЫ И ВОЛК» (с 4 лет)
Один ребёнок – «волк», другие – «зайцы». На одной стороне площадки зайцы отмечают свои домики (например, кладут на пол свои обручи); волк прячется на противоположной стороне площадки, в нарисованном мелом овале – «овраге».
Воспитатель произносит:
Зайки скачут – скок, скок, скок
На зелёный на лужок, на лужок,
Травку щиплют, слушают:
Не идёт ли волк?
В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и «щиплют травку».
Как только воспитатель произносит слово «волк», ребёнок выскакивает из «оврага» и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев занимает волк уходит к себе в овраг. Игра возобновляется. Зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает двух-трёх зайвцев, на роль волка выбирается другой ребёнок. Игра повторяется 3- 4 раза.
Каждый заяц занимает только свой домик. У зайцев может быть общий дом.
Неплохо похвалить самых ловких зайцев – тех, кого не удалось поймать волку.
«ЛИСА В КУРЯТНИКЕ» (с 4 лет)
В курятнике на насесте располагаются «куры» (дети стоят на скамейках, расставленных на одной стороне площадки). На противоположной стороне – нора «лисы». Всё остальное место площадки – двор. Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, хлопают крыльями, клюют зёрна. По сигналу воспитателя «Лиса!» убегают, прячутся в курятник и взлетают на насест (скамейку, а лиса старается схватить (осалить) и утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Пойманную курицу лиса уводит в свою нору. Игра возобновляется. Заканчивается игра, когда лиса поймает заранее оговоренное число кур.
Насестом для кур могут служить стулья, скамейки, кубы.
Нора лисы должна быть достаточно далеко от места, где гуляют куры. Это могут быть обручи большего размера или круг, очерченный мелом на полу.
«ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ» (с 4 лет)
На площадке в свободном порядке расставлены 10 – 12 кеглей – «деревья». Игроки – «звери» бегают по лесу врассыпную, обегают деревья, стараясь их не задеть.
По окончании игры отмечаются дети, которым удалось на бегу не сбить не одной кегли.
«ОБЕЗЬЯНКИ» (с 4 лет)
В игре используется гимнастическая стенка или заборчик (на участке). Воспитатель предлагает детям по одному или по двое подойти к гимнастической стенке и взобраться на три-четыре рейки. Это «обезьянки», которые влезают на деревья за фруктами. Остальные дети наблюдают, как они это делают. Затем обезьянки спускаются с лестницы, и на деревья забираются другие ребята.
Важно, чтобы дети не пропускали реек, аккуратно переносили руки с рейки на рейку. Когда они научаться уверенно взбираться на лесенку — стремянку и спускаться с неё, можно усложнить задание: разрешить переходить пролёта на пролёт стенки (с дерева на дерево).
Можно разнообразить задания: обезьянки прячутся от охотников, залезают на деревья за орехами, бананами. Воспитатель всегда находиться рядом, около стенки, чтобы обеспечить необходимую страховку.
«МИШКА» (с 4 лет)
Игроки находятся на одной стороне площадки, водящий (один из ребят) – «мишка» на другой стороне площадки, водящий (один из ребят) – «мишка» на другой стороне сидит спиной к детям. Они медленно приближаются к медведю произносят такой текст:
Мишка, ты живёшь в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ты глаза не открывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Педагог указывает на одного из игроков, который повторяет: «Мишка, ау!» Водящий должен угадать, кто его позвал. Если он правильно назвал говорящего, дети меняются ролями.
«ЗАЙЧИК В ОГОРОДЕ» (с 5 лет)
По считалке дети выбираю «зайчика», затем встают в круг и подают друг другу руки. «Зайчик» прыгает в середине круга – это «огород».
По команде воспитателя дети поднимают и опускают руки, а зайчик старается проскочить под ними. Если уму удастся выскочить из огорода, он выбирает себе замену – нового зайчика. Игра повторяется 3-4 раза.
«ВОЛК ВО РВУ» (с 5 лет)
Поперёк площадки (зала) – «ров» шириной в полтора – два детских шага (начертить две параллельные линии или обозначить веревками). Во рву сидит «волк».
По краю площадки на расстоянии одного-двух шагов от границы обозначается «дом для коз». Воспитатель назначает одного играющего волком, другие игроки – козы. Все козы располагаются в доме, а волк стоит во рву.
По команде воспитателя «Козы, на луг!» козы перебегают с одной стороны площадки на другую, перепрыгивая по пути через ров. Волк, не выбегая изо рва, старается их поймать (осалить, коснувшись рукой). Остальные игроки выбивают из игры.
Затем воспитатель произносит «Козы, домой!» — тогда игроки снова прыгают через ров. После трёх-четырёх перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом; назначается новый водящий (волк) из числа тех, кто не попался.
Варианты:
1. Во рву могут находиться два-три волка.
2. Размечаются два рва на расстоянии 3-4 м один от другого, и в каждом – по волку.
«МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ» (с 5 лет)
«Улей» (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне – «луг». В стороне «медвежья берлога». Одновременно в игре участвуют не более 12-15 человек. Играющие делятся на две неравные группы. Большинство из них «пчёлы», которые живут в улье. «Медведи» — в берлоге.
По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки, летят на луг за мёдом и жужжат. Как только пчёлы улетят, медведи выбегают из берлоги забираются в улей (влезают на стену) и лакомятся мёдом. По сигналу воспитателя «Медведи» пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться, пчёлы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.
После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы ребята не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывает помощь.
«ОХОТА НА ЗАЙЦЕВ» (с 5 лет)
На противоположных сторонах площадки проводятся две линии, за которыми два «леса», между ними – «охотничья поляна». Игроки – «зайчата» находятся в одном лесу, а водящий – «охотничий пёс» — на поляне. По сигналу воспитателя зайчата перебегают через поляну из одного леса в другой, а охотничий пёс старается их догнать и запятнать. Псу нельзя выбегать за границы охотничьей поляны. Игра повторяется 4-5 раз.
«БЕЛКИ В КОЛЕСЕ» (с 5 лет)
Дети строятся в круг. Каждый игрок держит перед собой на полу обруч в вертикальном положении, образуется туннель из обручей, расположенных по кругу. Выбирается пара игроков две «белки». По сигналу воспитателя первая белка догоняет вторую. Оби пролезают через обручи. Запятнав убегающую белку, вторая меняется с ней ролями.
Затем выбирается новая пара белок. По окончании игры, которая проводится 3-4 раза, отмечаются белки, которые не смогли запятнать.
«БЕЛОЧКИ С ОРЕХАМИ» (с 5 лет)
Игроки разбиваются на две команды. Каждая команда «белочек», построившись в колонну, встаёт напротив своих обручей, расположенных на полу. В конце дистанции стоят корзиночки с мячами. Задача белочек – прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч, достать из корзиночки орехи (мячи) и вернуться обратно. Выполнивший задание игрок передаёт эстафету следующему участнику команды, которому предстоит допрыгать до корзинки, взять мяч и вернуться обратно к команде.
Игру можно усложнить, если предположить белочкам переносить по два или ореха (мяча) одновременно. Выигрывает команда, первой перенёсшая свои орехи.
«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ» (с 5 лет)
Игроки – «пингвины» находятся на площадке, водящий «белый медведь» стоит в стороне с обручем в руках. По сигналу воспитателя «пингвины» разбегаются, а белый медведь старается догнать кого-нибудь из пингвинов и накинуть на него обруч. Пойманные пингвины выбывают из игры. Остальные продолжают двигаться.
«ЗАЯЦ- МЕСЯЦ» (с 5 лет)
Игроки находятся на одной стороне площадки, водящие – «заяц-месяц» стоит в центре площадки лицом к игрокам. Дети хором спрашивают, а заяц-месяц им отвечает:
— Заяц-месяц, где ты был?
— В лесу.
— Что делал?
— Сено косил.
— Куда клал?
— В сарай.
— Кто видел?
— Чур!
Со словом «Чур!» дети разбегаются по площадке, а заяц старается их догнать и запятнать. Пойманные игроки выбывают из игры, а она продолжается и проводится 4-5 раз.
«ЛОВИ ОБЕЗЬЯН» (с 6 лет)
Изображающие обезьян дети располагаются около пособий для лазанья по одну сторону площадки. В противоположной стороне находятся «ловцы обезьян» (4-6 детей). Они хотят сманить обезьян с деревьев и поймать их. Ловцы договариваются, какие движения они будут делать. Они выходят на середину площадки и показывают задуманные движения. Обезьяны в это время обезьяны быстро влезают на стенку и наблюдают оттуда за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы уходят в конец площадки, а обезьяны слезают с деревьев приближаются к тому месту, где были ловцы, и подражают их движениям. По сигналу воспитателя «ловцы» обезьян бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех, кто не успел влезать на дерево. Пойманных уводят к себе. После 2-3 повторений дети меняются ролями.
Надо следить, чтобы ребята не спрыгивали со стены, а спускались вниз до последней перекладины. При повторении игры движения ловцов должны быть новыми.
«ДЕТИ И МЕДВЕДИ» (с 6 лет)
По считалке выбираются два «медвежонка», которые поселяются на «льдинке». По сигналу педагога двое медвежат, держась за руки, начинают ловить детей. Пойманных отводят на льдинку. Когда там окажутся двое, четверо и т. д детей, они также берутся за руки по два человека и начинают вместе с медвежатами ловить оставшихся на свободе. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все дети. При повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он же выбирает себе и второго медведя.
«ЛЕВ И КОЗА» (с 6 лет)
Выбирают «льва» и «козу», остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. Коза стоит внутри круга, лев – вне круга. Он должен поймать козу. Играющие свободно пропускают козу, поднимая сцепленные руки. Льва же, наоборот, задерживают, опуская руки. В случае удачи они обмениваются ролями или выбираются другая пара.
Источник