Игры с ребенком 5 лет устные
Лилия Стар
Картотека словесных игр для детей 5–6 лет
Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа)
Отгадай-ка!
Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Правила: Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате. Назови три предмета
Цель: Упражнять детей в классификации предметов.
Правила: Называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся, платит фант. (Мебель- стол, стул, кровать и т. д.)
Магазин игрушек
Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Правила: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель (не глядя на неё).
Где был Петя?
Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.
Правила: Рассказывать нужно только о том, что есть в здании, на участке детского сада или за его пределами, т. е. что предусматривается правилом игры.
Радио
Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.
Птицы (Звери. рыбы)
Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Правила: Называть птицу (рыбу, зверя) можно только после того, как получишь мячик, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.
Дети передают мяч друг другу со словами: «Вот птица. Что за птица?», а принимающий – отвечает.
Кому что нужно?
Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии.
Правила: Называть профессию и предметы необходимые людям данной профессии, передавать мячик. Не повторять уже сказанный предмет.
Фанты
Народная игра
Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопрос, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов. Правила: Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:
Бабушка прислала сто рублей:
Что хотите, то купите,
Черного и белого не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
Испорченный телефон
Цель: Развивать у детей слуховое внимание.
Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Летает – не летает
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Правила: Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.
Где мы были, не скажем
Народная игра
Цель: Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Правила: Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию. Одна группа детей показывает со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».
Дополни предложение
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Наоборот
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Правило: Называть слова, только противоположные по смыслу.
Найди рифму
Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.
Правила: Подбирать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.
Скажи слово с нужным звуком
Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Правила: Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.
Кто знает, пусть дальше считает
Цель: Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Правила: Начинать считать дальше после сказанного числа можно только после того, как поймаешь мяч. Считать до 10.
Кто это? Что это?
Цель: Учить подробно объяснять значение слов.
Правила: Предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.
(Например: это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).
Найди себе пару
Цель: Развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.
Правила: Каждый должен найти себе пару по правилу: один ребенок говорить слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).
Вспомним разные слова
Цель: Закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.
Правила: Дети встают в круг и подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).
Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.
Кому достанется мяч
Цель: Закреплять умение находить длинные и короткие слова.
Правила: Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.
Какой звук потерялся
Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать
слова, в которых не хватает первого или последнего звука.
Правила: Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он пропускает звук. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.
Палочка остановись
Цель: Развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.
Правила: Дети называют слова – характеристики предмета и передают одновременно палочку. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Если называется уже сказанное слово – ребёнок выходит из круга.
Что нужно кукле
Цель: Закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.
Материал : картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник, чашка, ложка, вилка).
Ход игры: 1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.
2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.
Сначала со звуком Л, потом со звуком Т.
Далее отобрать картинки с предметами для еды.
Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.
Подскажи звук
Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.
Ход игры: Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук.
Например:
На солнышке грелся черноухий котено…
На него смотрел белолапый щено…
Охотники развели в лесу косте…
Ученик держал в руке каранда…
Малыш попросил маму купить ша…
На лесную полянку выбежал зая…
В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…
По стволу стучал пестрый дяте…
Белочка спрятала орешки в дупл…
По двору бродили пету, куриц, утят…
Вспомни волшебные слова
1. Вспомни песенку колобка.
2. Какими словами вызывали Сивку-Бурку.
3. Как повернуть избушку Бабы Яги.
4. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.
5. Похвастаться как Заяц-Хваста.
6. С какими словами прибегали звери к Теремку.
Назови, из какой сказки
1. девочка, братец, гуси-лебеди,
баба-яга, мышка.
2. старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.
3. мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.
4. коза, козлята, волк.
Сказочная разминка
1. Сивка…Бурка
2. Заюшкина…избушка
3. Гадкий…утёнок
4. Гуси…лебеди
5. Аленький…цветочек
6. Царевна…лягушка
7. Доктор…Айболит
8. Дед…Айболит
9. Кощей…бессмертный
10. Братец…Иванушка
11. Сестрица…Алёнушка
12. Курочка…Ряба
Сказочная разминка
1. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)
2. Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
3. Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
4. У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
5. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
Какой герой лишний
1. «Гуси-Лебеди» — девочка, Баба-яга, медведь.
2. «Теремок» — заяц, кабан, волк.
3. «Волк и семеро козлят» — коза, козлята, волк, медведь.
4. «Заюшкина избушка» — собака, заяц, волк, петух, мышка.
Источник
Людмила Кононова
Словесные игры для детей дошкольного возраста 5–7 лет
Словесные игры для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Кононова Людмила Владимировна /учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №16 «Аннушка», город Смоленск.
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью помочь родителям и воспитателям дошкольных учреждений развивать умственные способности детей с ОВЗ и их речь не только в часы занятий, но и в часы досуга, в часы игр и развлечений.
Одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются и развиваются при познании окружающего мира.
Так как основным и наиболее характерным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей. Это позволяет использовать ее в коррекционной работе. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Словесные игры для детей в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение ориентироваться в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление и необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Приведу пример некоторых словесных игр, которые не требуют специального материала, определенных условий, а требуют лишь знаний взрослым самой игры.
I. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игра: «Вспомни слово».
Цель игры:
1. Развивать у детей память, мышление.
2. Развивать речевую активность.
3. Развивать фонематический слух.
4. Учить выделять первый звук в слове.
Описание игры.
*Взрослый (родители, воспитатели, логопед) предлагают поиграть в игру — «Кто больше вспомнит слов (предметов, названия которых начинаются на звук «….»).
А) Взрослый называет какой-нибудь звук и играющие начинают вспоминать слова, которые начинаются на этот звук по очереди.
Если игра проходит за столом, то за каждое слово можно давать фишку. У кого больше фишек, тот победил.
Б) Если детей больше, то игру можно проводить с мячом.
Дети делают круг. Педагог бросает мяч каждому ребёнку по очереди. Поймавший мяч должен назвать слово, которое начинается на нужный звук. Тот, кто не вспомнил слово, делает шаг назад.
Игра: «Поймай звук».
Цель игры:
1. Развитие слухового внимания.
2. Развитие речевой активности.
3. Учить детей определять последний звук в слове.
Описание игры.
Начинать игру надо со слов, заканчивающихся на согласный звук. Как только ребёнок начнет самостоятельно выделять последний согласный звук в слове, то можно вводить слова, заканчивающиеся на слог с гласным звуком («пропевая» последний гласный звук).
Вариант №1.
А) Педагог (родитель, логопед) предлагает поиграть в игру. Объясняет, что слово, которое он недоговорит, надо закончить одним звуком.
— На крыше спит котёно- (К).
— Под ловкой спрятался щено- (К).
— Мы купили новый сто-(Л). И т. д.
Б) — В речке живёт щу- (КАААА).
— В сад пришли малы –(ШИИИИИ). И т. д.
Внимательно следить за тем, чтобы ребёнок произносил не всё слово, а добавлять только один звук.
Вариант №2.
Педагог полностью называет слово, ребёнок, повторяя слово, на слух с помощью хлопков или сжимая руку в кулак, определяет последний звук в слове
Игра: «Какой звук потерялся?» («Какое слово задумано?»)
Цель игры:
1. Развивать у детей память, мышление.
2. Развивать речевую активность.
3. Развивать фонематический слух.
4. Учить выделять первый звук в слове
Описание игры.
Педагог произносит слова, специально не проговаривая первый звук. Дети внимательно вслушиваются в слова и называют звук, который пропущен.
Вариант №1. (только слова)
Пример:
• Это. омашка, это. нига, это. каф, и т д.
Вариант №2 (в стихах).
• «Подготовлен …амолёт, он отправится в полёт». «Наша Маша маленька, на ней ….убка аленька». «Наша Таня …ромко плачет» и т. д.
Игра: «Слово за словом» (Цепочка слов).
Цель игры:
1. Развивать фонематический слух.
2. Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
3. Развивать быстроту мышления и память.
Описание игры.
Педагог (логопед, родитель) предлагает ребёнку (детям) поиграть в паровоз. Объясняет детям, что каждое слово имеет начало и конец. На тот звук, которым закончиться слово надо вспомнить своё (новое) слово.
Можно предложить детям брать друг друга за руку, при правильном определении звука и названии слова. Таким образом, дети выстраиваются в цепочку (поезд – паровоз, когда последний ребёнок присоединяется к цепочке, очередь называть слова переходит к первому ребёнку (стоящему впереди). При определении звуков можно использовать движение рук. Правая рука – первый звук в слове, левая рука сжимается в кулак – ловит последний звук в слове. В игре используют только существительные.
Пример: Слон нос стол ложка аист и т. д.
Игра: «Где в слове спрятался звук?»
Цель игры:
1. Развивать фонематический слух.
2. Учить детей определять место звука в слове на слух (в начале, средине, в конце).
Описание игры.
Педагог называет звук, с которым будут играть дети. Затем, педагог (логопед, родители) произносят слова, в которых данный звук находится в разных положениях – начало, конец или средина слова. Ребёнок на слух должен определить место звука в слове.
II. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ
Игра: «Скажи наоборот».
Цель игры:
1. Закрепление в речи антонимов
2. Уточнение и расширение представлений об окружающем мире, развитие речи.
Описание игры.
Дети встают в круг, педагог бросает мяч каждому ребёнку по очереди, произносит слово. Ребёнок, поймав мяч, должен назвать слово противоположное по смыслу.В игре используются: прилагательные (высокий – низкий; длинный – короткий, чистый – грязный, …и т. д.,наречия: (вверх – вниз) и существительные (день – ночь, холод – жара, внук – внучка, север – юг, ….и т. д.)
Игра: «Я знаю ….».
Цель игры:
1. Уточнение и расширение представлений об окружающем мире.
2. Развитие речи.
Описание игры.
Вариант №1.
Педагог начинает игру со слов: «Я знаю 5 – 10 названий …
«Имен девочек (мальчиков)», «названия деревьев», «домашних животных» и т. д. По темам программы ….
Дети по очереди называют, педагог ведёт счёт
Пример — Таня – раз, Маша – два, и т. д.
Можно играть с мячом, с прыгалками.
Литература.
1. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду», издание 2-е исправленное и дополненное, М. «Просвещение»., 1977.
2. А. И. Максаков, Т. А. Тумакова «Учите, играя», М. «Просвещение»., 1979.
3. Г. С. Швайко «Игры игровые упражнения для развития речи». (из опыта работы) Под ред. В. В. Гербовой, М. «Просвещение»., 1983.
4. Л. М. Житникова «Учите детей запоминать», издание третье, дополненное. М. «Просвещение»., 1985.
5. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В. И. Селиверстова, издание 3-е., М. «Просвещение»., 1981.
6. «Дошкольная логопедическая служба» (логопед в ДОУ, под редакцией О. А. Степановой, М. Творческий Центр СФЕРА., 2008.
Источник
Готовые сценарии для проведения квеста. Подробную информацию можно посмотреть, нажав на интересующую картинку.
Тру-ля-ля
Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.
Земля, воздух, вода, огонь
Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.
Словесный волейбол
В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.
На все вопросы – один ответ
Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.
Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.
Варианты вопросов и ответов:
- Как тебя зовут? – Швабра.
- А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
- Как называется твоя прическа? – Мочалка.
- А кто твои друзья? – Сковородки.
- У тебя вместо глаз что? – Ложки.
Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.
Ответы невпопад
Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!
Сосиска
В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!
Задом наперёд
Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!
Вы поедете на бал?
Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.
Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»
Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:
- — Вы поедете на бал?
- — Поеду.
- — А может, дома останетесь?
- — Нет, поеду. Ой…
- — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
- — Желтого.
- — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
- — Не белая, а розовая. Ой…
- — Вы поедете в карете?
- — Скорее всего, в карете
- — Что вы оденете на бал?
- — Красивое платье.
- — Черное?
- — Голубое.
- — Его сошьют специально для этого бала?
- — Конечно.
- — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
- — Обязательно.
- — И будете целоваться со всеми подряд?
- — Нет! Ой…
Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.
Также вас могут заинтересовать:
- Квест для мужчины: для мужа, для любимого человека, для друга на День рождения или Юбилей
- Квест для женщины: для жены, для любимой девушки, для подруги, сестры, дочки или сотрудницы на День рождения (Юбилей)
- Командная квест-игра в помещении (в квартире, коттедже, офисе), или поиск спрятанного сюрприза по подсказкам
- Квест-игра, или поиск спрятанных подарков на День рождения ребёнка 6, 7, 8, 9, 10 лет
- Командная квест-игра для детей
- Новогодняя квест-игра: поиск спрятанных подарков в помещении (в квартире, коттедже, офисе)
Источник