Игры с ребенком 2 года на улице осенью
Елена Евгеньевна Садовская
Подвижные игры на прогулке в осенний период для детей 2–3-х лет
Подвижная игра «Бегите к маме»
На площадке обозначаются две линии длиной 4—5 м. Линии располагаются напротив друг друга, расстояние между ними 3,5— 4 м. Обозначить линии можно цветными шнурами, мелом на асфальте или чертами на земле.
Дети встают за первую линию так, чтобы не мешать друг другу, педагог переходит на противоположную сторону площадки и встает за вторую линию лицом к детям. Педагог исполняет роль мамы. Педагог говорит детям: «Дети, бегите ко мне, бегите к маме. Все, все бегите!» Дети бегут, педагог приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда все дети соберутся за линией, педагог переходит снова на другую сторону площадки и вновь говорит: «Бегите ко мне, бегите к маме!»
В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении одновременно всей группой.
Примечание. Перед началом игры педагог напоминает, что бежать можно только после слов «бегите ко мне».
Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?»
Перед началом игры дети образуют круг. Педагог находится в центре круга, он произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.
Кто живет у нас В квартире? — Шагают на месте.
Раз, два, три, четыре. Будем мы сейчас считать — Раз, два, три, четыре, пять! — Хлопают в ладоши.
Мама, папа, брат, сестра — Сосчитаю всех едва! — Выполняют «пружинку», руки на пояс.
Самый главный — это я! — Прикладывают руки к груди.
Вот и вся моя семья! — Поднимают руки вверх, затем медленно опускают вниз.
Подвижная игра «Матрешки и карусели»
Инвентарь: ленточки разных цветов на колечках (d=4—5 см) — в соответствии с количеством детей (длина ленточки 20—25 см, ширина — 3—4 см); игрушка-матрешка.
Педагог предлагает детям построиться в круг, показывает им матрешку и говорит: «Смотрите, дети, к нам в гости пришла матрешка. Какая она красивая и нарядная! Матрешка ходила на ярмарку, каталась там на каруселях. Весело на каруселях! Она принесла ее к нам в садик, чтобы вы тоже смогли на каруселях покататься. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно».
Тихо-тихо, еле-еле Завертелись карусели. — Идут по кругу друг за другом, встряхивая ленточками, ленточки внизу.
А потом, а потом Все бегом, все бегом. — Бегут по кругу друг за другом, взмахивая ленточками, ленточки вверху в вытянутой руке.
Тише, дети, тише, тише — За матрешкой не спешите, Карусель остановите. — Идут по кругу друг за другом, ленточки опущены вниз. Останавливаются.
Игра малой подвижности «Найди погремушку»
Инвентарь: одна погремушка (погремушка на ручке, высота 10-15 см).
Погремушка заранее перед прогулкой спрятана педагогом на площадке. Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог встает в круг вместе с детьми. Держась за руки, дети и педагог идут по кругу. Педагог произносит текст:
С вами мы гулять пойдем,
Погремушку мы найдем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем все ее искать.
Ходим тихонько,
Ищем внимательно,
Погремушку мы найдем обязательно!
Идите, дети, искать погремушку!
Дети расходятся по площадке, ищут погремушку. Когда кто-либо из детей находит игрушку, он должен принести ее педагогу. Игра повторяется.
Подвижная игра «Догони мяч»
Инвентарь: надувной мяч (d=50 см).
На площадке обозначаются цветными шнурами, мелом на асфальте или чертами на земле две линии длиной 4—5 м. Расстояние между линиями 4—5 м.
Дети встают за первую линию так, чтобы не мешать друг другу. Педагог с мячом в руках становится между детьми посередине шеренги. Педагог прокатывает мяч в направлении второй линии и предлагает детям догнать его. После того как дети догнали мяч, дотронулись до него рукой, они строятся в шеренгу за второй линией. Педагог прокатывает мяч в обратном направлении, в сторону первой линии, дети снова догоняют мяч.
Вариант игры. Можно в игре использовать мячи среднего диаметра (12—14 см) — в соответствии с количеством детей в группе. Педагог кладет мячи в корзину или в большой обруч, предлагает каждому ребенку взять по мячу, построиться в шеренгу за линией, прокатить мяч в прямом направлении, затем догнать его, взять в руки, шагом вернуться назад, принести и положить мяч в корзину или в обруч. В игре у детей воспитывается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении.
Примечание. Обратить внимание детей на то, что в игре нельзя толкать друг друга, что они должны, смотреть под ноги, чтобы не споткнуться и не упасть на мяч.
Подвижная игра «Пузырь»
Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Педагог говорит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся вверх и вширь.
Раздувайся, пузырь,
Пузырь мыльный и цветной,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!»
Вариант. После слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.
Примечание. Перед проведением игры можно показать детям настоящие мыльные пузыри.
Игра малой подвижности «Хоровод»
Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог вместе с детьми начинает движение по кругу — хороводом, одновременно читая текст:
За руки друзей возьмем,
Хоровод наш заведем.
Мы старались, умывались,
Вытирались, причесались.
А теперь нас ждет обед —
Борщ, компот и винегрет.
А потом мы ляжем спать
На уютную кровать.
После слов «на уютную кровать» дети останавливаются, кладут руки под щечку ладонь на ладонь — «засыпают».
Подвижная игра «Кто первый?»
Инвентарь: яркий платок (30×30 см).
Дети образуют круг; педагог находится в центре круга, в руках у него платок. Платок педагог держит за один из уголков. Дети поворачиваются и идут по кругу друг за другом, одновременно педагог читает текст:
Мы идем по кругу,
Дружно, друг за другом.
Вдруг увидели платочек,
Яркий, будто огонечек.
Кому достанется платочек,
Кто первый взять его захочет?
Дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Педагог встает между детьми и произносит:
Ваня (Аня,Лена,Леша, подойдите. Сейчас вы быстро побежите По кругу за платочком, Платочком-огонечком. Пара детей, стоящих в кругу рядом с педагогом, по окончании слов бежит по внешнему кругу (один ребенок — в правую сторону, другой — в левую) к педагогу, стараясь быстрее добежать до платочка, который педагог поднимает на вытянутой вперед руке, и дотронуться до него. Игра повторяется.
Примечания. 1. Перед началом игры объяснить детям, что бежать необходимо аккуратно, смотреть вперед, чтобы не столкнуться с ребенком, бегущим навстречу. 2. Участок для игры необходимо очистить от камней, прутьев и т. д. 3. Роль ведущего по мере изучения правил игры можно передать ребенку.
Игра малой подвижности «Найди платочек»
Инвентарь: платочек (20×20 см, завязанный вокруг палочки (длина палочки 20—25 см).
Дети встают врассыпную рядом с педагогом. У педагога в руках платочек на палочке. По команде педагога дети закрывают глаза, в это время педагог в пределах игровой площадки прячет платочек, втыкает палочку с платочком в землю. Педагог приглашает детей пойти и найти платочек:
Платочек, дети, вы найдите
И мне платочек принесите!
Дети ходят по игровой площадке, ищут платочек. Кто из детей первым находит платочек, приносит его педагогу.
Примечание. Перед началом игры напомнить детям, что, когда они ищут платочек, надо ходить, а не бегать.
Подвижная игра «Чок-чок, каблучок»
Дети встают врассыпную вокруг педагога. Педагог читает текст:
Топ-топ, сапожок. Чок-чок, каблучок.
За деревья и кусток,
За беседку и грибок
Прыг-скок, прыг-скок,
Прячьтесь — и молчок!
После слов «и молчок!» дети прячутся на игровой площадке за любым предметом (беседка, деревья, домики и т. д.). Когда все дети спрячутся, педагог идет их искать. Через 1,5—2 минуты педагог говорит: «Как все хорошо спрятались, никого не могу найти. Дети, бегите ко мне!» Дети выходят из-за предметов, за которыми они прятались, и бегут к педагогу.
Примечания. 1. Дети бегут к педагогу только после слов «дети, бегите ко мне!» 2. Педагог меняет место, где он ждет бегущих к нему детей.
Игра малой подвижности «Ровным кругом»
Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог встает в круг вместе с детьми. Одновременно с началом чтения педагогом текста дети начинают движение хороводом в левую или правую сторону.
Ровным кругом
в красивых сапожках
Идем друг за другом
по ровной дорожке.
Дружно шагаем, за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
сделаем вот так!
После слов педагога «стой на месте» все останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.
По окончании текста педагог показывает какое-либо движение, фигуру (приседание, наклоны, прыжки, «пружинка» и т. д.).
Примечание. Через несколько занятий можно пригласить кого-либо из детей показать движение, фигуру.
Подвижная игра «Найди свою скамеечку»
Инвентарь: 2 скамейки (скамейки используются те же, что в комплексе ОРУ «На скамеечке с друзьями»).
На игровой площадке параллельно друг другу на расстоянии 3—4 м ставятся две скамейки. Педагог произвольно делит группу детей пополам. Подгруппы детей рассаживаются на скамейки лицом напротив друг друга. Педагог говорит:
Со скамеек поднимайтесь,
На прогулку собирайтесь!
Будем с вами мы гулять,
Бегать, прыгать и скакать.
Дети встают со скамеек, расходятся по игровой площадке группами, парами или в одиночку, могут побегать, попрыгать. Педагог произносит слова:
Погуляли, поиграли
И снежки вы покидали.
Пора теперь в обратный путь —
На скамейках отдохнуть!
Домой!
Дети бегут к скамейкам (каждая подгруппа к своей скамейке) и садятся на них.
Примечания. 1. Дети расходятся по площадке только после слов педагога «бегать, прыгать и скакать». 2. Дети бегут обратно к скамейкам только после слова «домой!» 3. В качестве усложнения игры можно ввести правило — садиться на свои скамейки в определенном порядке.
Игра малой подвижности «У скамеечек»
Дети вместе с педагогом образуют круг. Под чтение педагогом текста стихотворения все вместе двигаются хороводом в левую или правую сторону.
У скамеечек с друзьями
Мы ходили и гуляли.
Приседали и вставали,
Дружно руки поднимали,
Наклонялись и вставали
И немножечко устали.
Сядем на скамейки дружно.
Отдых нам, конечно, нужен.
После слов педагога «отдых нам, конечно, нужен» дети медленно подходят к скамейкам и тихонечко садятся на них.
Источник
Игры на развитие интеллекта, воображения и речи
По дороге в парк обсуждайте с малышом все, что увидите. Поговорите о временах года, о том, какие явления природы случаются летом, зимой, весной. Расскажите, что огорчатся из-за плохой погоды не стоит. Пусть осенью идет дождик, зато в парке много красивых опавших листьев, а совсем скоро придет зима, и можно будет кататься на санках и играть в снежки. Порассуждайте вместе о том, какие природные явления украшают времена года: например, лето — бабочки, цветы, солнышко, осень — опавшие листья, зиму — снежные сугробы, а весну — ручейки, в которых можно пускать кораблики.
Инопланетянин
Скажите малышу, что вы сегодня не мама или папа, а герой любимой сказки или приезжий из далеких стран. Вы никогда не были на улице и совсем не знаете, как здесь все устроено. Задавайте малышу заведомо простые и смешные вопросы, просите называть каждый предмет появляющийся у вас на дороге. Пусть он вам расскажет, зачем он нужен, и что с ним делать. Таким способом малыш будет учиться формулировать свои мысли, описывать предметы, ориентироваться в пространстве.
Облака
Вначале выясните у малыша, знает ли он что такое облака, откуда они берутся. Теперь спросите, на что похожа та или иная тучка или их скопление. Понаблюдайте вместе, как облака в небе все время меняют форму, двигаются. Можно придумать целую историю со своими героями. Эта игра замечательно развивает воображение и фантазию.
Листики
Соберите вместе с малышом листья разных деревьев, обязательно называя дерево, от которого берете лист. Задача малыша — найти дерево в парке, сравнивая собранные листья с теми, которые еще остались на деревьях, и вспомнить, как оно называется. Можно слегка усложнить игру, добавив шишки, орехи, желуди.
Запутывалки
Взрослый и малыш становятся друг против друга. Один из игроков — ведущий. «Мы сегодня дровосеки» — объявляет взрослый. Он показывает движения и называет их: «Идем в лес, несем топор, рубим дерево, отрубаем сучки, катим бревно, и т.д.». Задача маленького дровосека — точно повторить движение. Когда движения запомнятся, взрослый начинает намеренно запутывать малыша, говорит одно, а показывает совсем другое. Задача ребенка — не сбиться и показать названное движение. Освоившись, малыш тоже может попробовать себя в роли ведущего. Дровосеков можно заменить на рыбаков, садовников, плотников, и т.д. Для этой игры используйте ветки деревьев, игрушечные инструменты. Она станет еще интереснее, если в ней будет участвовать целая компания.
Полезные наблюдения
Кормушка для птиц
Вспомните с малышом, какие птицы живут в вашем городе, чем они питаются. Расскажите ему, что осенью и зимой пернатым бывает трудно найти еду, поэтому можно сделать для них кормушку. Покажите ребенку как ее можно вырезать из молочного пакета. Затем предложите ему вырезать кормушку самостоятельно. Предложите юному натуралисту периодически брать с собой на прогулку хлебные крошки, крупу и пополнять кормушку. Пусть это станет одним из первых уроков, воспитывающих любовь к живой природе. Насыпав корма птицам, посмотрите, кто прилетит в вашу «столовую». Пусть ребенок попробует сам назвать птичек.
Игры на развитие движений
Прогулка на улице для ребенка — прежде всего великолепная возможность вдоволь подвигаться, что в условиях городской квартиры не всегда получается. А ведь движение напрямую связано с развитием интеллекта, речи, пространственных представлений, эмоциональной сферы навыка взаимодействия с окружающими. Обеспечьте малышу максимум естественной двигательной активности. Пусть он бегает, прыгает, ходит по лестницам, бордюрам, стволам деревьев, играет в подвижные игры с другими детьми. Кроме испачканной одежды вы получите колоссальную пользу для его развития.
Кто как ходит?
Взрослый называет известных малышу животных, птиц, предметы. Задача ребенка изобразить, кто как передвигается. Например, говорите: «Зайка» — малыш должен прыгать вперед, «Мишка» — идти, косолапя и вразвалочку, «самолет» — бежать с расставленными руками, «Солдат на параде» — идти, высоко поднимая ноги и чеканя шаг. Можно поменяться ролями, пусть малыш загадывает зверя или предмет, а вы изображаете.
Помоги зайке!
Возьмите из дома игрушечного зайца. На прогулке вспомните вместе с малышом стихотворение А. Барто «Зайка» (Зайку бросила хозяйка…) и предложите поиграть. Для этого надо научить зайку прыгать. Ребенок берет зайца на руки и встает на бортик песочницы. «Не бойся, зайка, ты больше не будешь мокнуть на скамейке!» А теперь, оттолкнувшись и согнув обе ножки, прыгаем вниз.
Широкая речка
Взрослый кладет две палки параллельно друг другу. Это — берега реки. Нужно перепрыгнуть с одного на другой и «не намокнуть». Сначала пусть малыш прыгает с места. Позднее можно расширить «берега» и предложить ему прыгать с разбегу.
Идем по кочкам
Возьмите с собой на улицу пачку одноразовых бумажных тарелок. Разбросайте их по земле, но так, чтобы малыш смог шагать по ним. Попросите ребенка представить, что земля — это болото, которое надо перейти, чтобы попасть к царевне-лягушке (в ее роли может выступить игрушечная лягушка) или любому другому сказочному персонажу. Идти надо по кочкам-тарелкам, и ни в коем случае не шагнуть в «болото». Малыш будет учиться удерживать равновесие, планировать, как лучше поставить ногу.
Игры с мячом
Возьмите на прогулку мячик средних размеров (18—20 см. в диаметре) и предложите ребенку с ним поиграть в разные игры.
Лови мячик!
Эта игра подходит для самых маленьких, тех, кто только учится удерживать мяч в руках. Встаньте напротив ребенка, назовите его по имени и скажите: «Лови мячик!», затем бросьте малышу. Он должен поймать его и бросить вам. Бросать нужно двумя руками снизу, а ловить, вытягивая руки вперед и хватая мяч кистями, не прижимая его к груди. Можно усложнить игру, бросая мяч в выше или ниже и одновременно предупреждая малыша. Эта игра развивает быстроту реакции и координацию движений.
«Съедобное — несъедобное»
Можно поиграть в знакомую многим с детства игру — «Съедобное — несъедобное». Водящий бросает мяч и одновременно называет предмет. Если его можно съесть — ребенок должен поймать мячик, если нет — ловить мяч не следует. Если в игре принимают участие несколько детей, то расположите их немного подальше от себя. Пусть ребенок, поймавший «съедобный мяч», делает шаг вперед. Кто первым дойдет до водящего, сам становиться водящим.
Веселые соревнования
Если с вами гуляют другие дети, устройте между ними веселые состязания. У кого из малышей лучше получится:
- бросить мяч о землю так, чтобы он отскочил как можно выше;
- бросить мяч высоко вверх и поймать двумя руками;
- покатить мяч вперед и постараться догнать;
- бросить мяч в цель с разного расстояния правой, а затем левой рукой;
- бросать мяч друг другу без предупреждения — кто поймает;
- ударить по мячу ногой — у кого дальше укатится;
- положить два камушка на дорожке и попытаться прокатить мяч между ними, постепенно сужая расстояние;
Если вы гуляете вдвоем с малышом, пусть он соревнуется с вами, только не забывайте иногда проигрывать маленькому спортсмену.
Игры в лужах
Лужа — несомненный источник радости для любого малыша, а для мамы — бесконечное огорчение. Не пускать ребенка в лужу бесполезно, он все равно там окажется быстрее, чем его успеют поймать. В подобных случаях дети гораздо проворнее родителей. Сладок, как известно, именно запретный плод. Позволив малышу вдоволь наиграться в лужах на прогулке, можно надеяться, что он не полезет в воду, идя в новых ботинках в гости к бабушке. Игры в осенней воде не так страшны, как кажется большинству родителей. Это нормальное проявление детской познавательной активности, так зачем же лишать ребенка этого удовольствия. Для взрослых, игры с ребенком в лужах — прекрасный повод вспомнить собственное детство и чуть-чуть подурачится. Главное, позаботьтесь о подходящей обуви. Штаны также лучше выбрать непромокаемые. Конечно, новую куртку надевать не стоит, да и запасной комплект перчаток не будет лишним. Лужи желательно находить различной формы и глубины, но недалеко от дома. Долгая дорога обратно домой мокрому ребенку все же нежелательна.
Измеряем лужи
Начнем с периметра. Считайте шаги хором с малышом, идя по границе лужи. Переходите к следующей, изучая ее тем же способом. Взрослый спрашивает, какая лужа больше, а какая меньше, малыш сравнивает. Теперь глубина. Мерить ее лучше все же палкой, в противном случае есть риск зачерпнуть воду сапогами. При безопасной глубине разрешите ребенку ходить по луже, топая ногами и поднимая потоки брызг, но так, чтобы вокруг не было случайных прохожих. Если на прогулке вы встретили приятелей малыша с такими же демократичными мамами, можно устроить соревнования у кого брызг будет больше. Удовольствие всей детской компании и стирка для мамы — гарантированы! Лужи можно просто считать по дороге в парк, наступая и измеряя каждую встречающуюся на пути, а потом вместе с мамой вспоминать, сколько было больших, сколько маленьких, а какая была самая глубокая. Имея велосипед, ребенок не упустит возможности проехаться на нем через все лужи, оставляя потом на асфальте извилистый след, по которому родители смогут догнать свое чадо.
Первые уроки физики
В следующий раз можно освоить не менее увлекательную игру «тонет-не-тонет». Для нее понадобятся пластмассовые игрушки, пластиковые бутылки, которые можно захватить из дома и найденные на улице деревяшки всех калибров, камушки, листочки. В процессе игры малыш познакомится со свойствами предметов и сделает много открытий. Вторым этапом игры будет поиск и доставание морских кладов при помощи палки, — надо же выловить все те формочки и совочки, которые все же затонули.
Кораблики
Найдя в парке ручеек или канавку, обязательно отправьте по нему в плавание кораблик! Его можно сделать на месте из щепки или пластиковой бутылки, но лучше изготовить дома заранее. Для этой цели прекрасно подойдет кусок пенопласта. Не забудьте изготовить парус из пакета или бумаги. Пусть малыш нарисует иллюминаторы и якорь, придумает кораблю название и с вашей помощью напишет его на борту. Спуск на воду желательно произвести торжественно, сказав речь. Если корабль уплыл дальше, чем предполагалось, или вы его потеряли, переключившись на другие игры, ребенок может расстроиться. Придумайте вместе с малышом историю о дальних странствиях и приключениях вашего отважного кораблика, и расставание с ним пройдет значительно легче.
Игры для веселой компании
Хорошо, когда у человека есть друзья. А у маленького человека они должны быть обязательно, ведь существует столько интересных игр для веселой стайки гуляющих малышей!
Солнышко и дождик
Дети стоят в кругу. По сигналу взрослого «Солнышко» все идут гулять, прыгают и бегают. По сигналу «Дождик» взрослый открывает большой зонт и малыши должны быстро забежать под него, чтобы не намокнуть. Место, куда надо бежать все время меняется, если взрослых несколько, зонт они открывают по очереди. Малыши таким способом будут учиться быстро реагировать и станут развивать слуховое внимание.
Волк и гуси
На одной стороне площадки чертится, либо отделяется палкой, линия — это «дом». На другом обозначается круг, — это «волчье логово». Один из взрослых — «волк», другой — «хозяйка гусей», а все малыши — «гуси». «Волк» находится в своем «логове», «гуси» — за линией своего «дома», «хозяйка» — посередине площадки. Хозяйка: «Гуси! Гуси!» Гуси: «Га-га-га!» Хозяйка: «Есть хотите?» Гуси: «Да, да, да!» Хозяйка: «Ну, летите!» «Гуси» «вылетают в поле», на площадку, и бегают, пока их не позовет хозяйка: «Гуси, домой!». Они останавливаются и говорят: «Серый волк под горой, не пускает нас домой!» Хозяйка: «Летите скорее!» «Гуси» летят к себе в «дом», а «волк» в это время выбегает из своего «логова» и старается поймать кого-нибудь из убегающих.
Спящий пес
Один из взрослых объявляется спящей собачкой. Он стоит или сидит на скамейке с закрытыми глазами. Дети находятся за чертой — в «доме». Они тихо подкрадываются к собаке, стараясь ее не разбудить. Второй взрослый говорит: «Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит — Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет?!» Собака «просыпается», начинает «лаять» и пытается поймать одного из малышей. Дети убегают в «дом». Играя в эту игру, малыши учатся слушать и слышать текст, ходить на носочках, быстро реагировать на словесный сигнал.
Цвет
Дети встают в линеечку, а взрослый в нескольких метрах перед ними. Он отворачивается, называет какой-либо цвет, считает до десяти и поворачивается. Пока взрослый считает, малыши находят названный цвет у себя на одежде, обуви и хватаются за него руками. Если цвет есть вокруг, например зеленый — листочки на дереве, красный — полоски на коляске, то можно подбежать и схватится за найденный предмет или показать на него.
Змейка
Дети встают друг за другом, держась за руки. Взрослый в цепочке первый. Он ведет всю «змейку», но не прямо, а делая неожиданные повороты, огибая деревья, и т.д. Задача малышей — остаться в цепочке, не расцепив рук. Веселой вам прогулки!
Источник