Игры с пальчиками ребенка для развития речи
Валерия Пономарева
Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников
Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Ребенок накапливает свой опыт именно в игре. Игры с пальчиками являются не только стимулом для развития речи и мелкой моторики, но и одним из вариантов радостного общения. Эти игры эмоциональны и увлекательны, Способствуют не только развитию речи, но и творческой деятельности детей.
Игра и труд являются сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.
В связи с тем, что наш детский сад в данный момент работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», мы проанализировали рекомендации к программе по данной проблеме и пришли к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. Поэтому была поставлена цель — подобрать серию пальчиковых игр и упражнений, способствующих опосредованно влиять на развитие речи детей. Использовать игры и упражнения в НОД, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, наладить работу с узкими специалистами и с родителями в данном направлении.
Эмоциональный настрой детей очень важен, от этого зависит интерес ребенка к деятельности.
Наша группа разновозрастная, называется «Антошка», ее посещают дети от 5 до 7 лет. Первая игра, которую я хотела бы предложить Вашему вниманию, называется «Солнышко проснулось». (движения придумывали вместе с детьми, какие они будут – зависит от Вашей фантазии).
Утром солнышко проснулось,
Сладко – сладко потянулось.
Платье новое надело
И по небу полетело.
С облачками поиграло,
В лужах лучики пускало.
Вдруг заметило в окошке
В детский сад, пришли «антошки».
(Во время проговаривания стихотворения дети выполняют пальчиковую гимнастику, а затем крепят свои прищепочки к солнышку,в зависимости от своего настроения: солнышко- хорошее настроение или облачко — плохое). (Слайд 3-5). Для этой игры было изготовлено солнышко, на которое дети прикрепляют свои прищепочки – настроения.
Игра сочетает в себе двигательную и речевую активность, это помогает настроить детей на дальнейшее продуктивное взаимодействие.
По количеству солнышек или облачков можно определить эмоциональный настрой группы, а исходя из этого, построить образовательный процесс, направленный на оптимизацию эмоционального фона детей.
В ходе проведения пальчиковых игр дети активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на определенном виде деятельности.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.
Игра с бусами «Найди пару». В этой игре дети разбирают по парам бусинки в специальные контейнеры. Тренируя свои пальчики, дети развивают еще и внимание.
Игра с бусинами «Лучик солнца». (Слайд 6)
Солнце брызги разбросало
Я в ладошки их собрала.
Посмотрела, поиграла.
И на нитку нанизала.
Бусы солнечного цвета
Это мне подарок лета.
Я достану их зимой –
И согреюсь теплотой!
В силу того, что наши дети уже учатся читать, писать, владеют счетом, то для повторения и закрепления так же можно использовать пальчиковые игры, таким образом, мы задействуем для усвоения материала все анализаторы.
Игра «Напиши букву» (цифру).
Детям выдаются заготовленные шаблоны с буквами или цифрами. Под специально подобранное музыкальное сопровождение, дети по заданному контуру, прописывают букву или цифру. При проведении игры, мы используем несколько вариантов. По шаблонам дети «прописывают» букву песком, крупой, либо используем наши «колючие дощечки» и прописываем буквы ниточками. (Слайд 7).
Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что
нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребенка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Пальчиковая гимнастика является элементом при проведении непосредственно — образовательной деятельности.Например: одним из приемов закрепления материала является загадывание загадок. При отгадывании загадки, ребенок выбирает нужную птицу и прикрепляет ее к веточке дерева. Для этой работы было изготовлено специальное дерево и прищепки с птицами.
Работа в уголке природы. (Слайд 8)
Птица по ночам не спит,
Лес родной свой сторожит.
В темноте глаза сверкают,
Птица их не закрывает.
Ответ: сова
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать её синичка.
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички — ласточки.
Для того, чтобы еще и помассировать наши пальчики, у нас заготовлены так называемые массажные дощечки, имеющие колючую структуру.
Проговаривая очередную историю, мы каждым пальчиком касаемся колючей поверхности. (Слайд 9).
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому –
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Наш мизинчик малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга – им нельзя!
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Игра «Разбей по слогам» (фасоль или горох). Для хорошо читающих детей, заготовлены карточки со словами, тем, кому еще сложно, слово задается в устной форме. В процессе игры у детей формируется зрительно- моторный образ слова. (Слайд 10)
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Для релаксации, расслабления и снятия напряжения используются игры с песком.
Игры с песком. (Слайд 11-12)
Каждая игра имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Игра «Соберем ягоды» (коврик, фасоль или шарики).
Дети двумя пальцами берут по одной фасолинке или шарику и зажимают в ладошке,при этом проговаривают:
Одну ягодку беру,
На вторую смотрю,
Третью примечаю,
А четвертая мерещится.
Собирают «ягодки», пока ладошка может их удерживать. Затем по одной выкладывают на коврик, считая, сколько ягод они собрали. Таким образом, мы развиваем ловкость пальчиков, способность удерживать мелкие предметы в ладошке, у нас задействован речевой аппарат, плюс закрепляем порядковый счет. (Слайд 13).
Уровень и темп развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Игра «Волшебные ниточки»— с помощью пальчиковых игр мы развиваем не только мелкую моторику и речь, но и образное мышление, воображение. (Слайд 14).
Пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, внимания, быстроту реакции и т. д. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
• сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
• предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
• развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
• а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Для того, чтобы и родители могли развивать речь детей по средствам пальчиковых игр и упражнений, были проведены мастер- классы, а так же изготовлены небольшие книжки – малышки с различными видами пальчиковой гимнастики.
На этом наша работа не закончена, мы планируем и дальше развивать и совершенствовать речь наших детей по средствам пальчиковых игр и упражнений.
Источник
Пальчиковые игры.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
— Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками — пчелы улетели.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет — поочередно загибать пальчики на обеих руках.
МЫ РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Ав-ав!»,
Два жеребенка: Иго-го!»,
Два тигренка: «Ррр!»
Два быка: «Муу!».
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» — поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
ДРУЖБА
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. | Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения, |
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. | Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения |
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. | Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца. |
МЫ ПИСАЛИ
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. | ритмично сжимать и разжимать кулаки. |
Вы скачите, пальчики, | пальчики » скачут» по столу |
Как солнечные зайчики. | указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. |
Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок. | пальчики «скачут» по столу. |
Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет. | — легкие движения кистями рук вправо влево |
Вы не бойтесь ветра, зайки, | погрозить пальчиком. |
Веселитесь на лужайке. | На последнюю помахать пальцами обеих рук |
ЗАМОК
На дверях висит замок. | Пальцы в замочек, слегка покачивать |
Кто его открыть бы смог? | «замочком» вперед-назад |
Мы замочком повертели, | Повертеть «замочком» |
Мы замочком покрутили | Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. |
Мы замочком постучали, | Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. |
Постучали, и открыли! | Показать ладошки. |
ЗАЙЦЫ
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку — ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку — ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку — указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
НА ПОСТОЙ
Русская игра
Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы — папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы.
Ночь, в избе все спят.
Раздается стук.
Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы
Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы
Мама: Что дети? Постукивают безымянные
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные
Дети: Папа! Постукивают мизинцы
Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы
Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы
Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы
Дети: Входите! Постукивают мизинцы
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения
Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.
Руки вытягиваются вперед.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? | Указательными пальцами поглаживать глаза |
С добрым утром, ушки! | Ладонями поглаживать уши |
С добрым утром, ручки! | Поглаживать то одну, то другую ручки |
С добрым утром, ножки! | Поглаживание коленок |
С добрым утром, солнце! | Поднять руки вверх, посмотреть на солнце |
МАЛАНЬЯ
У Маланьи у старушки | Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. |
Жили в маленькой Избушке | Сложить руки углом, показать избушку. |
Семь сыновей, | Показать семь пальцев. |
Все без бровей, | Очертить брови пальцами. |
Вот с такими ушами, | Растопыренные ладони поднести к ушам. |
Вот с такими носами | Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. |
Вот с такими усами, | Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. |
Вот с такой головой, | Очертить большой круг вокруг головы. |
Вот с такой бородой! | Показать руками большую окладистую бороду |
Они не пили, не ели, | Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку». |
На Маланью все глядели, | Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами. |
И все делали вот так. .. | Дети показывают загаданные действия |
ГОСТИ — Русская игра
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
— Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
— Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.
— Гости едут! Постукивают мизинцы.
— Ну и что? Постукивают указательные пальцы.
— Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
— Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.
БРАТЦЫ
Засиделись в избушке братцы. | Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты. |
Захотел меньшой прогуляться | Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды. |
Да скучно ему гулять одному. | Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию. |
Зовет он братца вдвоем прогуляться. | Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. |
Да скучно им гулять двоим. | Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. |
Зовут братца втроем прогуляться. | Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. |
Грустно старшим сидеть в избе. | Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками. |
Зовут они братцев домой к себе. | Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. |
При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.
ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.
Источник