Игры направленные на развитие мелкой моторики ребенка
Игры на развитие мелкой моторики у детей. Как работают пальцы ребенка, так работает и его мозг. Преподаватели и воспитатели отлично знают, что речевые отклонения у 80 процентов детей – следствие слабой мелкой моторики. Чтобы провести коррекцию речи ребенка, нужно работать над подвижностью и тонкой моторикой пальцев рук. Благодаря регулярным занятиям кисти рук и пальцы потеряют скованность движений, и мозг «проснется», начнет усваивать информацию, появится и речевая активность.
Игры на
развитие мелкой моторики у дошкольников
Детей нужно заинтересовать. Поэтому для упражнений стоит
использовать нетрадиционный материал. Это могут быть игры с песком и крупой,
водой и макаронами. Вполне подойдут для занятий и пуговицы, и прищепки, и
застежки, и шнуры, и бечевки, и карандаши с гранями.
Главное, чтобы пальцы ощущали форму предметов. Заинтересуют
детей занятия с использованием природного материала – шишек, камешков, орехов и
пр. Чтобы пальчики ребенка начали двигаться активнее, можно использовать
тренажеры для самомассажа, а также аквагрунт. Хорошим вариантом будут и такие
техники как «Орегано», «Нетрадиционное рисование», работа с конструктором.
Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ
Игры,
развивающие мелкую моторику детей 3-4 лет
К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже неплохо говорит. Если
же малыш предпочитает отмалчиваться, если его речь бессвязна, а некоторые слова
он по-прежнему заменяет звуками, которыми пользовался в годовалом возрасте, то
речевое нарушение очевидно. Для такого ребенка нужно разработать комплекс
упражнений, помогающих развить и пальцы, и речь.
Елочки
Фигурки из фетра на липучках – в данном случае елочки и шарики, а могут
быть и зверята, и фрукты, и машинки – хорошая игра для маленьких детей. Перед
Новым годом можно «наряжать елку». На плотный лист ткани лепится за счет
липучек фигурка елки из фетра. На нее – нарядные шары. Разумеется, эти шары
тоже вырезаны из ткани и имеют липкую основу. Ребенку будет интересно наряжать
елку, сажать на «ветки» птиц, а зверят – на полянку у елки. Чтобы прикрепить
или снять фигурку, нужно подключить и мышление, и заставить пальцы действовать.
Раз фасоль, два фасоль
Для такого возраста подходит «работа» с крупами. Пусть это будет фасоль, разноцветная, весело гремящая о бока и дно металлической банки. Для игры нужно банка с крышкой, в которой есть прорезь. В эту «копилку» опускаются фасолинки.
Для детей более младшего возраста можно придумать игру с макаронинами, которые следует просунуть в отверстия пароварки.
Рисунок
из крупы
Хорошим занятие будет и рисование крупой. Для этого на плотный лист
бумаги мажется клей, а сверху насыпается крупа – пшено, гречка, рис и пр. Узор
сделать на листке с помощью клея поможет взрослый. Эти упражнения ребенок
должен выполнять в присутствии взрослого.
Пальчиковые
потешки с прищепками
Дети любят забавные стихи, которые сопровождаются движениями. Стихи,
которые используются для мелкой моторики, также понравятся мальчикам и
девочкам. Помимо развития моторики эти игры формируют чувство ритма, развивают
слуховое восприятие. А прищепки при этом массажируют нежные пальцы:
Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?
Гусь
крикливый
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет: «Га-га-га!»
Когда произносится каждая строчка, бельевой прищепкой прищемляют
фаланги пальцев той и другой руки, поочередно на каждый палец, на каждый
ударный слог.
Ежик
Для этого упражнения понадобится массажный мячик.
Мячик-ежик мы возьмем (взять массажный мячик),
Покатаем и потрем (катать между ладошек).
Вверх подбросим и поймаем, (поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажать на шипы).
Пустим ежика на стол, (положить мячик на стол),
Ручкой ежика прижмем (прижать мячик)
И немножко покатаем… (катать мячик),
Потом ручку поменяем (катать другой рукой).
Развитие
моторики у детей 4-5 лет
Винтик
В этом возрасте дети любят мастерить, отвинчивать и прикручивать.
Поэтому им понравится тренажер «Винтик», который поможет сделать пальцы
ловкими. Изобрела его педагог Ольга Шикаленко.
«Винтик» можно сделать самостоятельно, взяв деревянную панель и девять
винтов с 27 закручивающимися гайками разного вида.
Дети отвинчивают и завинчивают гайки разноцветные гайки с
удовольствием. Также можно на тренажер протянуть резинки, а на них прикрепить
фигурки, буквы, цифры и даже плести узоры из резинок.
Бусы
Для этого упражнения подойдут макароны. Сухие макароны раскрашивают
краской под присмотром взрослого и нанизывают на нить.
Бусы можно смастерить также из пуговиц, колечек, склеенных из бумажных
полосок, и пр.
Раскраска
Развивать мелкую моторику помогут уроки с карандашом. Нужно научить
ребенка штриховать вправо, влево, прямо, различными линиями.
Игры
на развитие моторики для детей 5-6 лет
Дети становятся постарше, а значит и игры у них сложнее. К примеру,
можно предложить поиграть с бумагой.
Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?
Бумажки
Из бумаги складываются по образцу фигуры из бумаги: корабль, пилотка,
голубь, лягушка.
Тени
на стене
Такой театр непременно понравится детям. Можно придумать сказку и
показать ее с помощью теней. Для этого понадобятся: стена, настольная лампа и
руки.
Комнату надо сделать темной, чтобы свет от лампы падал на стену. Между
светом и стеной делать движения руками, превращая пальцы то в собаку, то в
деда, то в птицу, то в оленя и пр. При этом теневые персонажи можно озвучивать.
Получится настоящий спектакль.
Золушка
В игре можно использовать крупы. Бедняжке Золушке хочется на бал, а
мачеха велела перебрать крупу – рис и пшено. На помощь пришли мышки. Вот этими
мышками и будут дети. Они должны отделить рис и пшено и разложить по разным
банкам.
Буква растет
На листе бумаги – в разных концах листа – буквы. Маленькая на одной
стороне, большая – на другой. Как буква выросла? Это объяснит ребенок, рисуя
буквы между уже нарисованными. Буква растет постепенно, пока не станет размером
с ту, что уже есть на краю листа.
Развивающие
игры на моторику для детей 6-7 лет
В этом возрасте пригодятся паззлы, разрезные картинки, конструктор,
мозаика, бумага. Можно играть в игры, которые предлагались и раньше – с крупой,
со шнуровкой, с дорисовыванием узоров, штриховкой. Не стоит забывать про массаж
пальцев и кистей. Обязательно нужно проводить игры с пластилином, соленым тестом.
Аппликация – отличное занятие для развития активности пальцев. Пригодятся и
другие игры.
Велосипед
На листе бумаги проводится волнистая линия. Ребенку предлагается
провести по ней карандашом, не отрывая кончика.
Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Ладошки
Это упражнение рассчитано на выработку тактильно-кинетических ощущений.
На поверхности песка поочередно взрослый и ребенок делают отпечатки. Нужно
подержать руки в песке, ощутить его кожей. Можно вдавить ладони в песок.
Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне нравится. Песок такой прохладный.
Я чувствую, как он проходит между пальцев. Песчинки такие маленькие. А что
чувствуешь ты?». Теперь ребенок делится впечатлениями. Чем младше ребенок, тем
короче его рассказ. Игру нужно повторять раз за разом. Даже если сначала
ребенок будет стараться повторить слова взрослого, со временем он начнет
объяснять свои ощущения.
Нужно:
- Потрогать
песок, провести по нему пальцами, рисуя узоры; - «проложить»
дорожку; - Делать
отпечатки ладошек, кулаков; - Оставить
отпечатки каждого пальца; - Придумать
историю по оставленным следам.
Прятки
в песке
В сухой песок взрослый и ребенок опускают кисти рук, начинают ими
шевелить. На песке образуется рельеф. Осторожно вытянуть руки из песка, шевеля
пальцами, чтобы не повредить рельеф.
Развитие
моторики у детей с ДЦП
Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной
системы. Нередко у ребенка нарушения не только двигательной активности, но и
речи. Для этих детей очень важны занятия и игры, которые разбудят нервные
окончания, отвечающие за активность рук, пальцев. Нужен также массаж, который
укрепит мышечную систему, повысит тонус, поможет сократительной способности
мышц.
При этом массаж можно делать:
- Зубной щеткой;
- Массажной расческой;
- Карандашом, фломастером;
- С мячиками, крупами;
- С грецким орехом.
Игры
с массажером
Можно катать массажный мячик от кончиков пальцев до локтя, перекатывать
между ладонями и по тыльной стороне кисти.
Пальчиковые
игры
Гармошка
Упражнение без речевого сопровождения. Пальцы сходятся и расходятся.
Катушка
Ладонью нужно катать карандаш, мячик, другие предметы.
«Крапива»
У нас на клумбе всем на диво (дети тянут за указательный палец одной
руки большим и указательным пальцем другой руки)
Вырос жгучий куст крапивы (меняют руки и то же самое проделывают с
указательным пальцем правой руки)
Чтобы розу посадить (повторяется упражнение),
Его надо победить.
«Огонь»
Чтобы нам огонь добыть (дети трут ладонью о ладонь, повторяют
четверостишие)
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится (выполняются разные движения пальцами).
Пластилиновые
игры
С пластилином детям играть нравится. Можно мять и отщипывать, катать и
давить, резать, лепить, формировать фигурки.
Бумажные
игры
Замечательный материал, который можно рвать и резать, мять и
складывать. При этом непослушные пальцы начинают работать. Также развивается
фантазия и внимание.
Нетрадиционное
рисование
Ребенку с ДЦП сложно держать кисточку пальцами, но это не должно
помешать насладиться творческим процессом. Можно взять пальчиковые краски или
мел, и ребенок сможет порисовать. Также можно предложить порисовать скомканной
бумагой, губкой, пробкой. Такая необычная живопись заинтересует ребенка.
Пирамидки
и матрешки
Играть с такими игрушками очень полезно детям с ДЦП. Надевать, снимать,
вкладывать – эти движения помогают развитию мелкой моторики рук. Кроме того,
идет осознание реальных размеров игрушки, знакомство с формами и цветами.
Появляется тактильная чувствительность.
Развитие
моторики у детей с синдромом Дауна
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние. Дети с
синдромом Дауна нередко страдают нарушениями интеллекта. При этом страдает
речь, мышечный тонус слабый. Здесь необходимо применить специальную методику,
причем заниматься систематически.
Надо помнить, что у детей с синдромом Дауна есть особенности:
- Вместо
движения кистью они нередко используют движение плечом и предплечьем. - Ребенку
проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую
поверхность большим пальцем вверх. - Такие
дети захватывают предмет так: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их
промежуточные формы.
Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими
предметами, поэтому сначала нужно развить кисти.
При помощи специальных упражнений можно формировать навыки мелкой
моторики.
Самые простые упражнения: это массаж ладошек и пальцев, кистей рук с
помощью щеток, мягких и жестких. Интересными и полезными будут упражнения по
разрыванию бумаги, работа с мелкими предметами, крупой, песком. Можно
предложить игры по нанизыванию бус, с тканевыми фигурами на пуговицах, которые
нужно расстегнуть и застегнуть.
Понравятся театрализованные обучающие сценки с пособиями из фигурок,
которые крепятся к экрану, стене и пр.
Уточки на прогулке
- Игра
развивает фантазию и воображение. - Ребенок
начинает разбираться в цветах и формах. - Он
работает руками. - Усваивает
ценности: доброта, помощь.
На доску крепятся фигурки уток. Когда идет рассказ, появляются на доске
новые элементы: озеро, солнышко, травка, лучики и пр.
Взрослый обращается к ребенку: «Смотри! В гости к нам пришли уточки.
Они спешат на озеро поплавать. Поздоровайся, какие хорошие уточки! А где же
озеро? Вот оно. А вот уточки захотели травку пощипать. Где травка? Вот она.
(появляются и озеро, и травка на липучках, крепятся на доску). Уточки
искупались. Им надо обсохнуть. Где же солнышко? Оно потеряло лучики! Давай
поможем (крепятся лучики). Уточки рады. Они наплавались, наелись и обогрелись.
Какой ты молодец!»
Волшебные пуговицы
- В
этой игре пальцы начинают активно работать, в то же время ребенок учится
фантазировать. - Получает
опыт интересной работы. - Появляются
усидчивость, терпение, внимательность.
Снова взрослый обращается к ребенку: «Винни-Пух идет в гости! Но у него
нет шариков, которые он хотел подарить Пятачку. Поможем? Смотри сколько
пуговиц, давай сделаем из них много шариков!» Пуговицы-шарики выкладываются на
лист, где обозначены места – контуры для каждой пуговицы. Ребенок должен
вложить пуговицу в конкур, который подходит по размеру и форме.
Помогут и другие пальчиковые игры, рисование пальчиковыми красками и
лепка из пластилина. Можно придумать интересные занятия с бумагой. Делать
мозаику, аппликации, коллажи.
Для укрепления запястья полезно использовать игры с мячиками,
массажными и гладкими. Нужно научить ребенка катать мячик. Помогут игры с
пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек.
Водяные
бомбочки
Для развития мелкой моторики помогут игры с водой. В емкость с водой
бросают пластмассовые шарики, а потом вылавливают их сачком.
Лекарство
для куклы
В стакане с водой нужно размешать гуашь, которую бросают комком.
Ребенок должен тщательно размешать краску ложкой.
Мелкая моторика: упражнения для детей
Музыкальные
игры
Дети с синдромом Дауна любят музыку, они нередко прирожденные
музыканты. Поэтому нужно использовать музыкальные инструменты, бубны,
погремушки, трещотки, народные инструменты. И конечно, пианино, замечательный
инструмент, помогающий развитию слуха, мелкой моторики, ритма, чувства
прекрасного.
Спортивные
игры
Детям будут интересные занятия с гимнастическими принадлежностями.
Играть в кольцеброс, в перетягивание каната нужно, конечно, осторожно.
Понравится ребенку лазать по лесенке. Можно придумать интересные игры. К
примеру, в «Обезьянку», когда ребенок хватается за лестничные перекладины,
страхуемый взрослым.
Великий педагог Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований
детей – на кончиках пальцев». Без ловких пальчиков ребенок не сможет ничего
добиться. Поэтому надо развивать детские руки. Ведь после детского сада ребенок
пойдет в школу. Чтобы справляться с требованиями, которые предъявляются
ученику, он должен уметь самостоятельно одеваться, уметь держать ручку и
карандаш, сам складывать школьные принадлежности, быть готовым к выполнению
точной работы.
Другие подвижные игры для детей дошкольного возраста вы можете посмотреть в нашей статье ЗДЕСЬ.
Если у ребенка не будет развита мелкая моторика, если его мозг не будет подготовлен к нагрузкам, ребенок не справится. Это может привести к нервным срывам и формированию комплекса неудачника. Значит нужно развивать детские пальчики в дошкольном возрасте, помогая одновременно развиваться детскому интеллекту.
Здоровья Вам и Вашим деткам! Наталья Белокопытова
Источник
Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребѐнка находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.
1. «Кто скорее свернет ленту? » Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений. Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета. Ход игры: Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три — крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают — они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту. Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы — значок, наклейка или что-нибудь подобное. Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел — получает приз, не успел — лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
2. «Путешествие пальцев» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев. Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки». Правила: 1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца; 2. все пальцы должны участвовать; 3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
3. «Сделай бусы» Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость. Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек — 5шт. Ход игры: детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определѐнного цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки
. 4. «Составь узор или картинку из резинок» Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме. Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур — 6 штук. Ход игры: детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить еѐ за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.
5. «Составь узор из спичек и палочек» Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом. Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора. Ход игры: эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом. Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счѐтные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерсккой, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.
6. «Нитяные узоры» Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза. Оборудование: толстые тяжѐлые нитки или тонкие верѐвочки; карточки — образцы. Ход игры: Пользуясь карточками — образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верѐвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.
7. «Успевай-ка! » Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук. Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь. Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
8. «Зайка и зеркало» Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения. Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
9. «Чет-нечет» Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре Оборудование: 2 ручки разного цвета, лист в клетку. Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы) .
10. «Кто запомнит? » Цель: Развивать память, мелкую моторику. Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах. Ход игры: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
11. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков» Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: Прищепки Ход игры: Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
12. «Скользим на лыжах» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок. Ход игры: Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем: В новеньких сапожках -Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ- топ- топ. Ну-ка, веселее: топ- топ- топ, Топаем дружнее: топ- топ- топ».
13. «Нарисую ягодку» Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки с ягодами. Ход игры: Пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод.
14. «Рукопожатие» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев. Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо) Ход игры: Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.
15. «Иголочки» Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Оборудование: круглая щетка для волос. Ход игры: ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая:»У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник».
16. «Месим тесто» Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли. Ход игры: Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи».
17. «Возьми горошины» Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Оборудование: горох, блюдце. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
18. «Угадай букву» Цель игры: развивать мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление. Описание игры. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы и цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. Столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.
19. «Сколько пальцев» Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы. Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев ( от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей-одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки.
20. «Пальчиковые животные» Цель игры: развивать мелкую моторику, внимание память. Описание игры. Каждый ребѐнок выбирает себе животное, которое он может изобразить с помощью пальцев, например зайчика, козу, собаку или другие фигуры. Животные при этом не должны повторяться. Каждый игрок называет выбранную фигуру и показывает ее остальным так, чтобы они могли еѐ запомнить. Затем первый ребенок молча показывает пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры. Тот малыш, чье животное было изображено вторым, должен снова повторить свою фигуру и изобразить пальцами животное другого игрока, тем самым передав ему эстафету. Темп игры должен постепенно ускоряться. Игрок, не смевший быстро понять, что изобразили его животное, выбывает из игры. Правило действует при правильном изображении. В случае грубой ошибки при показе пальчиками, из-за которой животное сложно определить, игру покидает тот, кто эту ошибку допустил. «Пальчиковые» животные, рекомендуемые для использования в игре. Зайчик — указательные и средние пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак. Летучая мышь – выполняется двумя руками. Пальцы рук растопыриваются веером, поднятые вверх ладошки поворачиваются к зрителя, большие пальцы рук перекрещиваются друг с другом образуя букву «х». Паук – кисть опущена, полусогнутые растопыренные пальцы шевелятся, изображая движение лапок паука. Собачка – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ладони – к зрителям. Большой палец поднят (ухо собаки), указательный согнут пополам (лоб), средний и безымянный вытянуты и прижаты друг к другу (нос), мизинчик то опускается вниз, то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу (собака лает). Коза – рука сжата в кулак, указательный палец и мизинец прямые. Кошка – как и при изображении козы, но указательный палец и мизинец согнуты пополам (уши кошки). Бабочка – ладони обеих рук подняты и соединены тыльными сторонами друг с другом так, чтобы руки в запястьях оказываются перекрещенными. Вытянутые и плотно сжатые пальцы поднимаются и опускаются, изображая движение крыльев насекомого. Ежик – ладони соединены с поднятыми вверх вытянутыми и раздвинутыми пальцами, изображающими колючки. Петушок – подушечки на концах большого и указательного пальцев соединены, образуя клюв. Остальные пальцы подняты вверх, разведены и полусогнуты — это гребешок. Слоник – рука опущена ладонью вниз, средний палец выпрямлен ( он изображает хобот); остальные пальцы поставлены на стол ( это ноги, с помощью которых слоненок может передвигаться)Победителями могут быть два, три малыша, оставшиеся в игре последними.
21. «Переверни коробку» Цель игры: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев и кисти рук. Описание игры. Наполовину полный коробок со спичками картинкой вверх кладется на край стола так, чтобы наполовину свисал с него. Игроки по очереди бьют по свисающей части коробка снизу тыльной стороной большого пальца, заставляя его перевернуться и лечь на стол. Если коробок лежит картинкой вниз, игрок получает — 1 призовое очко, если встал на длинное ребро – 5 очков, на короткое – 10 очков. В случае если коробок упадет на пол, все набранные очки игрока обнуляются. Игра может продолжаться до 20 очков.
22. «Снег из салфетки» Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму. Описание игры. Каждый ребенок получает по одной салфетке. Игроки берут салфетку в вытянутую руку и по команде взрослого начинают рвать еѐ на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку — тот самый лучший помощник зимы и объявляется победителем игры. Во время проведения игры важно следить за тем. Чтобы дети не нарушали правил и не помогали себе второй рукой.
Источник