Игры на развитие взаимодействия между ребенком и взрослым

Между шестью неделями и тремя месяцами младенец начинает улыбаться, особенно после кормления, переодевания и в ответ на воркование взрослого. Когда оба, взрослый и младенец, улыбаются у ребенка складывается прочное чувство привязанности и безопасности в присутствии надежного, предсказуемого и внимательного взрослого.
Простые советы
Известно, что общение — это не просто обмен словами. Когда мы разговариваем, то вслушиваемся и всматриваемся в нашего собеседника, чтобы лучше понять его, встречаемся с ним глазами и делаем паузу, чтобы дать ему возможность высказаться. Все это важно учитывать и во взаимоотношениях с ребенком. В возрасте до трех месяцев малыш охотно общается с теми, кого привык постоянно видеть. Стоит маме заговорить с ним, как он сразу улыбнется в ответ, начнет гулить, двигать ручками и ножками. Малыш смеется в голос, когда его щекочут, подбрасывают, или взрослый, притворяясь, чихает либо кашляет.
Вот почему время переодевания, кормления, купания и других повседневных занятий маме необходимо проводить в активном общении с ребенком: отвечать на его улыбки, ласково смотреть в глаза, рассказывать малышу обо всем, что происходит. Хотя родители не всегда знают, что все это называется социальными играми.
Между тем следует помнить, что физические и психологические потребности отчетливо проявляются именно в начальные два года жизни ребенка. В первые три-шесть месяцев, хотя и преобладают потребности тела, у младенца должны возникнуть чувство доверия, опыт принадлежности, который родители формируют и непрерывной заботой о физических нуждах ребенка, и тем, что они ласкают ребенка, улыбаются, разговаривают и играют с ним. Младенец развивает свои познавательные способности, стремление к самостоятельности, играя в колыбельке с погремушкой, а по мере развития двигательных навыков — с простыми игрушками, которые обеспечивают разнообразие слуховых и тактильных ощущений.
Игра «Ку-ку»
Вот, пожалуй, сама первая игра, в которую с удовольствием играют совсем маленькие дети. Уже трехмесячные младенцы с интересом смотрят и веселятся, когда взрослый закрывает ладонями глаза и говорит: «Ку-ку, нет меня, — и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: — Вот он я!». Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся «Ку-ку!», выглянуть со словами «Вот где я!». Ребенок будет отыскивать взрослого, спрятавшегося в разных местах, ориентироваться на звуки голоса и радостно вскрикивать при его появлении. В эту игру дети играют до конца первого года и позже с неубывающим удовольствием. Со временем ее можно видоизменить, пряча личико ребенка под косыночкой, он сам будет сдергивать ее со смехом.
Игра «Голышок — малышок»
Нежно и ласково прижмите малыша к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Декламируя стихи, поглаживайте ножки и ручки ребенка, его животик, нежно тормошите его за грудку, улыбайтесь, смотрите в глаза, приближайте свое лицо к нему и удаляйте от него.
Голышу-малышу
Сшила понемножку,
Малышу-голышу
Новую одежку.
Алую рубашку,
Синие штаны.
Видишь по кармашку
С каждой стороны.
Сшила желтый кожушок…
Ай да щеголь малышок-
Голышок!
Е. Благинина
Игра «Как у нашей птички»
Сядьте на диван так, чтобы спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Читая стихи, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку.
Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.
Е. Благинина
Эта игра будет стимулировать положительные эмоции малыша.
Игра «Носик к носику»
Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Эта положение называется «на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!» (Произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Можно последнее «да» пропеть чуть громче — это сделает игру забавнее. Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким.
Положите малыша на пеленальный стол, повторите игру, произнося первое и второе «да» шепотом, а третье — обычным голосом. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая продолжения игры.
Игра «Вот проснулись»
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая — ягодицы (положение «на весу»). В этом положении ваши лица обращены друг к другу. Покачивая малыша, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь, легко дуйте на шейку и читайте стихотворение.
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Г. Лагздынь
Повторите игру несколько раз. Во второй части игры положите малыша на пеленальный стол или манеж. Наклоняясь к ребенку, легко прикоснитесь к его грудке, улыбнитесь, позовите его по имени, прочитайте еще раз стихотворение, дополненное четырьмя строками.
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
После слов «Где игрушечки, погремушечки?» достаньте бубен с лентами (на четвертое-пятое повторение игры его можно заменить бубенцами с лентами, затем колокольчиком, погремушкой и т.д.). Предоставьте ребенку возможность сосредоточить на игрушке взгляд. Потряхивая ее, молча, медленно передвигайте ее вправо-влево, вверх-вниз. Приветливое и ласковое выражение вашего лица будет способствовать активизации положительных эмоций малыша.
Игра «Тушки-тутушки»
Положите малыша на спинку. Напевно произносите слова потешки. При словах «тушки-тутушки» прикасайтесь и нежно похлопывайте ребенка по разным частям его тела.
Тушки-тутушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пшеничный пирожок!
На опарушке мешен,
Высоконько взошел!
Вскоре малыш при каждом прикосновении будет улыбаться и с нетерпением ожидать нового прикосновения в другом месте.
Тушки-тутушки,
На столе преснушки!
Тушки-тутушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пекла баба преснушки.
Всем по преснушке,
А две — …(имя ребенка)!
В какой-то момент прекратите игру, отстранитесь от малыша, приглашая его к эмоциональному общению с вами.
Игра «По улице мостовой»
Положите малыша на спину и распеленайте. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибайте и разгибайте их в ритме неторопливой песни.
По улице мостовой
Шла девица за водой.
Хлопайте ладошками малыша, вызывая у него радостные эмоции.
Шла девица за водой,
За холодной ключевой.
Повторите песенку, выполняя действия с ножками ребенка: сгибайте-разгибайте их в коленках, затем поочередно постукивайте пяточками по поверхности пеленальника. Далее сделайте в игре паузу, приглашая малыша своей улыбкой к эмоциональному общению.
Игра «Вместе с птицами пою»
Возьмите малыша из манежа или кроватки, где он бодрствует. Несите на пеленальный стол, нежно и ласково прижимая его к себе. Распеленайте его, говоря:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
— С добрым утром!
— С ясным днем! —
Вот как славно мы поем!
Е. Бланинина
Подложите свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы он полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед-назад, мягко и напевно декламируя стихи.
Игра «Едем-едем»
Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы («на весу»). В ритме песенки поднимайте и опускайте его.
Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес,
Едет, едет паровоз,
Чух, чух, чух, пыхтит
Наш пес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.
На последние слова поцелуйте малыша в животик и шумно выдохните: «Чух!». Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.
Игра «Смелый пилот»
Вам понадобится большой гимнастический мяч. Малыша кладут на него и, удерживая за колени и напевая, раскачивая вперед, назад, в стороны.
Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки
Лучшего дела.
Источник
Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками
На мостике
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Количество играющих: 2 команды.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
Охота на тигров
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется …», « Царевна-Несмеяна »).
Близнецы
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия,развитие графических навыков.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг кдругу,
затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок.
Мелки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между
собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необходимости договора в паре для достижениялучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их
ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
Клубочек
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты любишь). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.
Ведущим может быть выбран и ребенок.
Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Зеркала
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
Поварята
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
Остров
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
Ладонь в ладонь
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Зоопарк
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Старенькая бабушка
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.
Количество играющих: 8-10 человек.
Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.
Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.
Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.
В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.
Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы
- “До свидания – здравствуй”
Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.
- “Ласка”
Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Посмотри ей в глазки ласково, погладь мягко, чтоб ей было приятно”. Ребенок показывает движение, исполняя его выразительно, с участием.
Источник
Игра не столько стихия ребёнка, сколько единственная область, где мы представляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребёнок чувствует себя до некоторой степени независимым… На игру… у ребёнка есть право»
Я. Корчак
ИГРА- это ведущий вид деятельности дошкольников.
Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.
Проблема общения и межличностного взаимодействия дошкольников очень актуальна в наши дни. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей, и возможности развития их в сюжетно – ролевых играх. В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу
Взаимодействие педагога и детей в процессе сюжетно-ролевой игры очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам – проявления насилия и жестокости в детской ролевой игре недопустимы.
Сюжетно – ролевая игра в детском саду – это не только игровой процесс, но и образовательный. Именно поэтому при подготовке к игре желательно педагогу подумать, что и какую информацию включить, какие задания подготовить для того, чтобы дети получили не только веселье, но и знания. Обучая дошкольника играть самостоятельно, воспитатель решает задачи социального становления личности, готовит детей к эффектному взаимодействию со сверстниками, формирует ценностные социальные качества.
По мнению В.Т. Кудрявцева, сюжетно – ролевая игра – это своеобразный «агент» взрослого общества в мире детей. А это значит, что требуется руководство игрой со стороны взрослого, отбор её содержания. Игровое взаимодействие воспитателя с детьми должно носить характер свободной импровизации, в которой педагог гибко и спонтанно реагирует на предложения детей. Чтобы дети овладели игровыми умениями, педагог должен играть вместе с ними с позиции «играющего партнера».
В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой. Основанных на сочетании косвенных и непосредственных (прямых) методов:
— руководство содержанием сюжетно – ролевой игры (наиболее воспитательное воздействие);
— руководство коллективной деятельностью детей4
— сохранение непосредственности игры, детской самостоятельности и инициативы.
П. Г. Саморукова доказала, что косвенное руководство игрой должно обеспечить развитие положительного, эмоционально окрашенного отношения детей к жизненным явлениям. В то же время игра не исчерпывается моделированием отношений и деятельности взрослых. В ходе игры дети активно экспериментируют в игровой форме с образами социальных отношений взрослых.
.
Задача взрослого – помочь ребенку организовать игру, сделать её увлекательной.
Тактика игрового взаимодействия взрослого с ребенком изменяется по мере взросления детей.
Организуя игру с детьми 1, 5-3 лет важно:
— Развертывать игровые действия на виду у детей непринужденно, постепенно втягивая их в игру.
— Всё время комментировать смысл своих действий и смысл действий детей
(«Буду купать зайчика, он грязный») .
— Помогать ребенку осознать смысл его действий, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры, поддерживая комментариями.
— Использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами, заместителями, чтобы было понятно ребёнку (Например, кубик на игрушечной тарелке – кусок торта)
— Новые игрушки обыгрывать вместе с детьми.
Неправильная тактика в работе с детьми 1.5-3 лет:
— Проводить игры-инсценировки с куклами по типу занятия.
— Играть с игрушками или предметами-заместителями молча, без комментариев.
— Оставлять самостоятельные игровые действия детей без внимания.
— Использовать только сюжетные реалистические игрушки или только предметы-заместители.
— Вносить новые игрушки, не давая образцов их игрового использования.
Организуя игру с детьми 3-5 лет важно:
— Обозначать вербально принимаемую роль и роль партнера («Я продавец, а ты давай будешь покупателем») .
— Выделять специфику ролевых действий и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.
— Использовать парные роли («Доктор- больной, продавец- покупатель и т. п. », постепенно увеличивая число ролей за счет развертывания сюжета.
— Предоставлять возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.
— Перемещаться от одной подгруппы детей к другой, включаясь в их игру.
Остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию.
— Использовать лаконичную ролевую атрибутику, для перехода к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача) .
— Основой для игры активно использовать мотивы сказочных сюжетов.
Неправильная тактика в работе с детьми 3-5 лет:
— Включаться в игру с детьми, не обозначив своей роли и не выяснив какую роль взял на себя ребенок.
— Обращаться к партнерам во время игры по имени, не используя ролевого обращения (например, «Катя, полечи меня», а не «Доктор, полечи меня») .
— Учить точному воспроизведению профессиональных операций (например, взвешивать, делать укол) .
— Навязывать предварительной план игры и требовать соблюдения этого плана.
— На протяжении всей игры требовать от детей соблюдения, взятой на себя роли.
— Организовывать детей для игры по единому сюжету. Управлять и контролировать действия участников так, чтобы все оказались занятыми.
— Использовать подробную ролевую атрибутику (например, полные костюмы) .
— Ограничиваться в игре только семейной тематикой или профессиональными ролями.
Организуя игру с детьми 5-7 лет важно:
— Использовать новую форму игры (Игру-придумывание, игру-фантазирование, протекающую в чисто речевом плане, исключая предметно-игровые и ролевые действия.
— Участвовать в предварительном периоде самостоятельной игры детей.
— Предоставлять возможность самим распределять роли и играть по сюжету с «открытым концом».
— Использовать мотивы сказочных сюжетов в игре-придумывании и подготовительном периоде к самостоятельной игре.
— Давать образцы соединения сказочных и фантастических элементов (событий, персонажей) с реальными, давая толчок детскому творчеству.
— Действовать как равноправный партнер, внося нормативные способы распределения ролей (жребий, считалка) при сложившихся между детьми неблагополучных отношений.
Неправильная тактика в работе с детьми 5-7 лет:
— Использовать предметно-игровые действия в рамках привычных сюжетов.
— Нацеливать детей на детализацию ролевых действий, а не на творческое развитие сюжета.
— Заранее задавать сюжет игры с определённой последовательностью событий.
— Требовать доводить сюжет «до конца», выполняя одну роль принятую в начале игры.
— Стимулировать игру только по реалистическим сюжетам, подбирая для игры материалы и атрибуты, наводящие детей на воспроизведение профессиональных функций взрослых.
— Вмешиваться в отношения между сверстниками, назначать детей на главную роль.
Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует свой определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.
Таким образом можно выделить 3 этапа формирования сюжетно –ролевой игрой.
На 1 этапе (1, 5- 3 лет) – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
На 2 этапе (3-5 лет) – педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.
На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.
Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определённых ситуациях его будущей деятельности. Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре общение и взаимодействие детей.
Источник