Игры на развитие восприятия у ребенка дошкольного возраста
Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.
Механизм и виды восприятия
Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?
- Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
- С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
- Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» — восприятие.
- На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.
Классификация видов восприятия:
- Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
- Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
- Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
- Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
- Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).
Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.
Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)
Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.
Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.
У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку — руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).
Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?
К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:
- Различают 7 и более цветов;
- Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
- Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
- У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
- Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.
Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)
В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.
Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).
Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.
- Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
- «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
- «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.
Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.
- Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
- «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
- «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
- «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
Выводы
В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.
Заключение
В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Источник
Мария Косинова
Использование дидактических игр для развития восприятия у дошкольников
Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. Значительно изменяются основные виды чувствительности. Так, улучшается острота зрения и слуха, повышается точность и тонкость цветоразличения, развивается музыкальный (звуковысотный) фонематический слух. Совершенствуется ориентировка в свойствах и пространственных отношениях предметов.
Ребёнок усваивает общественно выработанные представления о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, величины, формы и т. д. Этому способствуют различные виды деятельности ребёнка. С усвоением сенсорных эталонов связано развитие действий восприятия, которые способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов.
Значительные изменения происходят в развитии ориентировки ребёнка в пространстве и пространственных расположениях предметов. Эта ориентировка начинается с выделения ребёнком собственного тела, ведущей руки.
Наиболее трудным для усвоения дошкольниками является ориентировка во времени, поскольку время не имеет наглядной формы. От первоначального восприятия временных отрезков, связанных с режимными моментами, дети переходят к восприятию сезонных изменений, дней недели. Несколько лучше они представляют настоящее время, к концу дошкольного возраста начинают представлять будущее, но в недалёкой временной перспективе. Для более полного развития восприятия у ребёнка дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить сравнивать предметы между собой, развивать восприятие у детей.
Оборудование: полотняный мешочек, мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушка, кубик, шарик, конфета, ручка, ластик и т. д.
Ход игры:
Предложить ребёнку определить на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) – угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель: развивать восприятие ребёнка.
Оборудование: две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребёнку, а вторая будет выступать в роли эталона.
Ход игры:
1. Предложить ребёнку собрать последовательно сужающуюся кверху пирамидку по готовому эталону.
2. Организовать сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.
Дидактическая игра «Узнай предмет»
Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины у детей.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры:
Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы:
а) Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.
б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги.
в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники.
г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты.
д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).
е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).
ж) Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.
Дидактическая игра «Цвета»
Цель: развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и т. д.). Повторять предметы не разрешается.
Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.
Игра «Цветные шаги»
Цели игры: закреплять знания об основных цветах, узнавать названия их оттенков, развивать подвижность и быстроту реакции у детей.
Ход игры:
(играет 8-10 человек, один из них исполняет роль ведущего). Участники игры становятся в ряд, ведущий отходит примерно на 7-8 м от них и поворачивается к ним спиной. Потом дает команды участникам игры, например, такие: «Всем, у кого в одежде есть желтый цвет, сделать три шага вперед». После этого ведущий поворачивается и наблюдает за правильностью выполнения его задания (участники игры должны показывать на себе нужный цвет). Затем ведущий отворачивается и дает следующую команду, например: «Всем, у кого есть синий цвет в одежде, сделать шаг назад». Поскольку этот цвет может оказаться и у тех, кто перед этим делал шаги вперед, расстановка участников на игровом поле сразу же меняется. Тот, кто сможет первым добраться до ведущего, меняется с ним местами, а ведущий занимает место среди остальных игроков. Игра начинается заново.
Дидактическая игра «Кто наблюдательнее»
Цель: развивать восприятие формы у детей дошкольного возраста.
Ход игры:
Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.
Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Каждый ребёнок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребёнка.
Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.
Игра «Из чего состоит?»
Цель игры: научить детей различать разные формы. Игра способствует развитию аналитического мышления и восприятия целостности предмета, состоящего из разных частей.
Игровой материал: различные предметы или игрушки. Желательно, чтобы по игрушке было хорошо видно, из каких геометрических частей она состоит.
Ход игры:
(в игре может принимать участие практически неограниченное количество человек, в нее можно играть дома и в группе). Ведущий — взрослый — ставит перед детьми на стол один из предметов (например, игрушечный трактор) и просит детей назвать как можно больше геометрических фигур, из которых состоит игрушка. Так, например, кабина у трактора прямоугольная, колеса — круглые и т. д. В этой игре побеждает тот из участников, кто сумеет назвать больше частей — геометрических фигур, из которых состоит игрушка.
Дидактическая игра «Фигуры из палочек»
Цель: развитие восприятия формы и величины, обучение детей умению составлять геометрические фигуры из палочек.
Игровой материал. Счётные палочки.
Ход игры:
Предложить ребятам вспомнить и назвать известные геометрические фигуры. После этого сказать: «Сегодня мы будем составлять фигуры из палочек». Затем дать детям задания: «Составьте маленький квадрат». Потом спрашивать, сколько палочек ребята использовали для построения фигуры.
После этого предлагает ребятам построить из палочек большой квадрат. Затем выясняет, из скольких палочек составлена каждая сторона фигуры. (Из двух.)
При последующем проведении упражнения ребятам можно предложить построить маленький треугольник, а потом большой треугольник или маленький четырёхугольник и большой четырёхугольник и побеседовать о количестве палочек, затраченных на построение фигур.
Дидактическая игра «Правая – левая»
Цель: развитие пространственного восприятия, формирование умения правильно ориентироваться в месторасположении предметов.
Игровой материал. Флажок, мяч, кубик, картинки с изображением детей.
Ход игры:
Предложить ребятам повторить, где у них правая рука, где левая рука, где правая нога, где левая нога.
После этого вызвать к себе одного ребёнка и дать ему в правую руку флажок, повернуть лицом ко всем и спросить: «В какой руке у Тимы флажок?». Ребята дают ответ.
Затем вызвать другого ребёнка, дать ему в левую руку мяч и спрашивает: «В какой руке мяч?» (В левой).
Потом следующего ребёнка просит стать на одну ножку и спрашивает: «На какой ноге стоит Никита?» (На правой.)
Упражнение можно повторить несколько раз.
При последующих проведениях упражнения можно использовать картинки, изображающие детей, которые что-либо держат в руках или поднимают ногу или руку.
Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)
Цель: развитие пространственного восприятия, закрепление пространственных понятий
Игровой материал. Мяч
Ход игры:
Взрослый говорит: – Над окном.
Ребёнок: – Под окном.
К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – …
Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т. д.
Игра «Где спрятан клад?»
Цель. Развивать пространственно-ориентировочные реакции.
Игровой материал. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т. д. Карта с планом пути. Сюрприз.
Ход игры:
На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т. д. Инструкция: — Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».
Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперёд четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т. п. Игра заканчивается после того, как найден ребёнком клад-сюрприз.
Дидактическая игра «Который час?»
Цель: развитие восприятия времени, формирование представлений о времени.
Игровой материал. Игрушечные часы.
Ход игры:
Предложить ребятам рассмотреть игрушечные часы и сказать, что они видят. Затем педагог говорит: «Сейчас утро. Наши часы показывают время 8 часов (ставит стрелки на игрушечных часах) Сейчас мы будем кушать». Просит повторить который сейчас час.
Это упражнение можно повторять в различное время суток, постепенно приучая детей к пониманию, что в различное время суток они занимаются разными делами.
Игра «Назови пропущенное слово»
Цель: учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Ход игры:
Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
— Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем…
— Сегодня у нас было рисование, а вчера…
— Сегодня у нас математика, а завтра….
Эту игру можно провести и на свежем воздухе.
Игра «Живая неделя»
Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.
Ход игры:
Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.
Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же.
Игра «Телефончик»
Цель игры: закреплять навыки по восприятию на слух независимо от силы голоса.
Ход игры:
(в игре одновременно могут участвовать 8-10 человек, но не менее 6, иначе игра будет неинтересной). Все игроки выстраиваются в один ряд плечом к плечу. Стоящий с правого края игрок загадывает какое-нибудь слово и шёпотом быстро говорит его игроку, стоящему рядом с ним. Тот, в свою очередь, передаёт то, что услышал, другому игроку, тот — следующему и так далее до конца цепи. Поскольку игроки говорят друг другу слово шёпотом и часто сами не могут разобрать того, что им сказали, результат может получиться смешным и нисколько не похожим на заданное слово.
Восприятие — это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных, двигательных и речевых механизмов.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте — это очень сложный и многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее отображал окружающий мир, научался различать все тонкости действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.
Источник