Игры на развитие самосознания ребенка
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ, НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
Цель. Способствовать раскрытию ребенком своего «Я». Учить детей., подчеркивать свою индивидуальность. Формировать установку на взаимопонимание. Поддерживать атмосферу благоприятного, эмоционально-психологического микроклимата.
1. Упражнение «Давайте познакомимся»
Дети, сидя в кругу, по очереди представляют себя, подчеркивая свои привычки, умения, привязанности. Например: меня зовут Саша. Я люблю животных. У меня дома живет кошка, я играю с ней. Мне нравится рассматривать книги про богатырей и. т. д. Форма обсуждения должна быть мягкой, ненавязчивой. Для запоминания имен детей можно использовать прием «сннежного кома»; первый ребенок, сидя в кругу, называет свое имя, второй повторяет имя первого ребенка и называет свое, третий ребенок называет имена первого и второго и свое и т. д. Для активизации представления себя можно использовать игру в ассоциации «Какое растение, животное, птицу, цвет, время года мне напоминает Коля?» Дети высказывают свое мнение об одном ребенке по очереди.
2. Упражнение «Мое ласковое имя»
Скажите, дети, какими ласковыми именами вас называют мама и папа, дедушка и бабушка, знакомые вам люди? В каких случаях это происходит? Когда от вас что-то требуют? Когда обращаются с просьбой? Или когда у ваших близких хорошее настроение? Как вы себя чувствуете, когда к вам обращаются ласково? Бот так: «Сашулька, будь любезен, подай мне туфли». Что вам хочется сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Давайте возьмемся за руки и скажем друг другу «Ласковушки» — приятные, ласковые, нежные слова. Домашнее задание детям . Запомнить, каким ласковыми именами их вечером называют родители и на следующий день рассказать об этом.
3. Упражнение «Поговорим о вчерашнем дне»
Сесть в круг и рассказать друг другу о том, как вчера же вечером их называли родители.
Что вы испытывали при этом? Было ли вам приятно, Грустно? Что интересного произошло вчера вечером? Познакомить детей со значением своего имени.
4. Упражнение «Что во мне хорошего».
Расскажи всем о том, что любишь в себе (добрый, честный, справедливый, смелый, заботливый, ласковый).
5. Упражнение «Кто я?»
Предложить детям рассказать о себе как о другом человеке. Например: этого мальчика зовут Саша (показать на себя), он — хороший человек, добрый, защищает его. Он любит рассматривать картинки о животных. У него дома есть кошка Мурка. Этому мальчику нравится, когда мама и папа играют с ним.
6. Упражнение «Узнайте мoeгo друга»
Предложить ребёнку описать своего товарища так, чтобы он себя узнал. Разыграть с детьми сценку в которой показать особенности конкретного ребёнка, его привычки: шмыгать носом, необычная походка, привычка теребить одежду и т. д.
7. Упражнение «Моя любимая игрушка»
Какие игрушки есть у вас дома? А есть ли у вас любимая игрушка? Что же это? Как ее зовут? … Где сейчас находится ваша любимая игрушка? Дети, сидя в кругу, по очереди рассказывают о своей любимой игрушке.. Когда вы вспоминали свою любимую игрушку, что вы при этом чувствовали? Было ли вам хорошо? Или, может быть, вам было грустно, что вашей любимой игрушки нет рядом? Во время разговора может звучать тихая, спокойная музыка.
8. Упражнение «Что мне не нравится в себе»
При выполнении этого упражнения воспитатель начинает разговор о своих слабых сторонах. Например: мне не нравится, что я иногда разговариваю со своей дочкой сердитым голосом, мне не нравится, когда кто-то мной командует — я тогда сержусь…
9. Упражнение «Волшебный стул»
В середину круга ставится стул, на который, садят ребенка и все дети по очереди называют его только хорошими словами, подчеркивая только положительные до-стоинства ребенка. Например: Павлуша, ты такой добрый, вежливый, никого никогда не обижаешь, у тебя красивые глаза… Когда ты, Павлуша, сидел на этом «волшебном» стуле, что ты испытывал? Было тебе приятно или неприятно слышать хорошие слова о себе?
10. Упражнение «Зоопарк»
Цель. Отрабатывать навыки понимания окружающих людей, поддерживать доверительный стиль общения, формировать умение делать элементарный самоанализ. Дети сидят в кругу. — Посмотрите, дети, на друга, сидящего от вас справа, и скажите: «Какое животное вам напоминает Алеша, Леночка…» ЭТЮД такого приветствия осуществляется по кругу. Тот, кто не сможет из детей сказать сразу, какую зверюшку, птицу, напоминает ребенку его партнер, должен извиниться перед товарищем и попросить разрешение назвать слово позже. Воспитатель во время этого упражнения обращает постоянное внимание на стиль вступления ребенка в контакт, на интонацию, силу голоса, положение рук, головы, движение тела.
11. Упражнение «Какое настроение у моего друга?»
Каждый ребенок выбирает себе друга, и в устной форме пытается определить его настроение, чувства, желания в данный момент. Например: «Мне кажется, Ксюша, что у тебя, сейчас, хорошее настроение, потому что глаза у тебя веселые, ты улыбаешься. Тебе нравится, что я выбрала тебя. Ведь мы с тобой дружим. И тебе, Ксюша, наверно, хочется поиграть со мной в куклы». Дети могут комментировать высказывания, соглашаться и не соглашаться с мнением партнёра, возражать в корректной форме.
12. Упражнение «подарим друг другу «Ласковушки».
Воспитатель предлагает детям под спокойное музыкальное сопровождение передвигаться по комнате, подходя друг к другу и говоря «Ласковушки» — ласковые, нежные слова, подчёркивающие лучшие качества партнёра. Следить, чтобы дети не торопились при обмене комплиментами. Желательно, чтобы каждый ребёнок обратился с «Ласковушками» ко всем членам группы.
13. Упражнение «Расскажи о сегодняшнем дне»
это упражнение может стать маленькой традицией группы. Его можно проводить каждый вечер, перед уходом детей домой. Дети садятся в круг и, педагог начинает разговор: — Вот ещё интересный день мы прожили с вами и опять расстаёмся. Но всё ли мы успели сказать друг другу? Может кто-то забыл поделиться со всеми своими переживаниями? Может быть, в нашей группе есть что-то незнакомое, о чём вы хотели узнать? Сделайте то, что не успели сделать вчера или сегодня утром. Не откладывайте на завтра! Этот непринуждённый разговор лучше проводить в затемнённом помещении (включен светильник или настольная лампа), включив спокойную музыку, тем самым давая детям возможность расслабиться и вспомнить события прошедшего дня.
Источник
Демьяненко Светлана
Методическая разработка «Игра как средство развития самосознания и самооценки детей старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка по теме: «Игра как средство развития самосознания и самооценки детей старшего дошкольного возраста»
Аннотация. Разработка предназначена для практической работы воспитателей. Рекомендована в работе с детьмистаршего дошкольного возрастас целью формирования у них адекватнойсамооценки.
Содержание
Введение 4
1. Основная часть 5
2. Игры, влияющие на развитие самосознания 8
3. Игры по формированию адекватной самооценки 11
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17
Введение
Актуальность. Самосознание — сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он — и познающий, и познаваемый. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.
В наше время скромным детям очень сложно, поэтому для того, чтобы они смогли постоять за себя, им необходимо повысить самооценку и уверенность в себе. Для этого разработана целая серия специальных игр, способствующих этому. В основе этих игр — возможность ребенку попробовать решить определенные задачи, найти для себя выход из сложной ситуации и быть лидером.
Цель разработки — формирование позитивной самооценки у детей дошкольного возраста, самоуважения, доверия к самому себе.
Задачи:
— создать положительный эмоциональный настрой;
— вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками;
— способствовать сплочению детского коллектива;
— формировать положительное отношение к сверстнику.
Ожидаемый результат: применение данной методической разработки в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит сформировать адекватную самооценку, уважение к себе и к окружающим, терпимое отношение к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям.
1. Основная часть
Самосознание в дошкольном возрасте — важнейшее достижение в развитии детей, которое оказывает влияние на формирование и развитие личности дошкольников. Поэтому необходимо обратить внимание на создание педагогических условий, способствующих развитию самосознания. Самосознание — одно из важных направлений педагогических наук.
Самосознание — это процесс осознания и оценки индивидом себя как субъекта различных видов деятельности и как человека, имеющего интересы, человека с ценностными ориентациями, мотивациями и идеалами.
Самосознание — это социальное явление, поэтому оказывает влияние на процесс социализации. Успешность формирования самосознания зависит от успешности становления человека как личности в обществе.
В дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка, как основа самосознания. С помощью самооценки дети учатся адекватно или неадекватно оценивать себя, сравнивать себя с другими, регулировать свое поведение, на основе чего формируются социальные и коммуникативные навыки и компетенции. Формирование адекватной самооценки — это условие гармоничного понимания детьми себя и своего внутреннего мира, что позволяет им гармонично соединяться с окружающей действительностью.
Формирование положительного самосознания у детей должно быть специально организовано, то есть, чтобы сформировать у детей положительное отношение к себе и другим, этот процесс нельзя оставлять без контроля, взрослые должны стать источником и условием обучения и развития детей. Современные дошкольники усваивают социальные роли, не осознавая полностью своей индивидуальности. Данная методическая разработка станетосновой для развития педагогических условий, которые будут способствовать развитию интереса к себе — не только как объекту и носителю социальной роли, но и как субъекту — ребёнку с внешними и внутренними достоинствами.
Необходимо отметить, такое понятие как самоуважение. Самоуважение определяет отношение человека к окружающему миру и к самому себе, позволяет сохранять устойчивость личности в любой ситуации, давая возможность оставаться собой. Возникновение и развитие чувства собственного достоинства происходит в процессе социального взаимодействия личности.
Самооценка накладывает определенный отпечаток на проявления жизни человека — от детства до старости. Формирование самооценки начинается в дошкольном возрасте и зависит от различных факторов: семейного воспитания, общения со сверстниками, учителями и т. д.
Данная методическая разработка имеет два направления:
1. Развитие самосознания с помощью игры.
2. Развитиеадекватной самооценки с помощью игры.
Первое направление состоит из трех этапов:
1. Ориентировочный — установка эмоционально позитивного контакта с детьми.
2. Структурно-образующий этап — подборка игр, игровых упражнений, арттерапии.
3. Закрепляющий — фиксация игровых технологий, игровых упражнений и занятий на развитие эмпатии, самооценки.
Второе направление — коррекционно-развивающая работа с дошкольниками по формированию адекватной самооценки, также включает три этапа:
1. Ориентировочный этап – здесь мы используем игры и упражнения, направленные на снижение эмоционального напряжения: «Возьми и передай», «Разыщи радость» и др., рисунки – «Рисуем себя», «Мое настроение».
2. Реконструктивный этап – игры и упражнения направленные на умение контролировать свои действия и поступки, такие как – «Расскажи свои страхи», «Смелые ребята», «Тень», «Слепой и поводырь», «Минутка шалости» и др.
3. Закрепляющий этап – игры и упражнения, направленные на повышение самооценки, уверенности в себе: «Тропинка», «Найди друга», «Секрет», «Цветиксемицветик», рисунки – «Волшебный лес», «Новоселье» и др.
2. Игры, влияющие на развитие самосознания
В рамках реализации первого направления «Развитие самосознания с помощью игры» на этапах предлагаются следующие игры и игровые упражнения:
Этап Игра, игровое упражнение Описание игры
Ориентиро-вочный этап Коммуникативная игра «Узнай по голосу» — Паровоз приехал на солнечную полянку в лесу. Что может случиться, если дети ив лесу уйдут от родителей? Как зовут на помощь, если заблудились?
— Теперь мы поиграем в игру, которая называется «Узнай по голосу». Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Нам нужен один человек внутри круга. Кто хочет встать в центр? Отлично, Вася! Все остальные будут водить вокруг тебя хоровод и петь песенку. Вася пусть ее внимательно слушает и делает то, о чем мы будем его просить. Слушайте песенку:
Вася, ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя «Ау»!
Ну-ка глазки закрывай,
Кто позвал тебя – узнай!
Теперь Вася закроет глаза, а тот, до кого я дотронусь, громко позовет: «Вася! Ау!». А ты попробуешь угадать, кто тебя позвал.
Игра повторяется несколько раз.
Беседа
Игра «Как растет имя»
— Ребята, рассаживайтесь на полянке. Давайте побеседуем о ваших именах. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
— Нравится ли вам свое имя?
— — Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми?
Хотите узнать, как растет ваше имя?
Показываю три цветка: маленький, средний и большой.
— Когда вы были маленькими, вас называли маленькими, ласковыми именами, такими же, как этот маленький цветочек. Давайте назовем, какими?
Дети берут маленький цветок и называют уменьшенные имена.
— Сейчас ваше имя такое же, как этот средний цветок.
— Когда вы подрастете и пойдете в школу, ваше имя тоже подрастет и станет полным, вот таким, как этот большой цветок. Давайте назовем свое полное имя.
Дети берут большой цветок и называют полные имена.
Имя у тебя одно,
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого,
Ты побереги его!
Структурно-образующий этап
Игра «Наши помощники» — Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!
Сегодня на занятии нам будут очень нужны глаза и уши, руки и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте? Я буду называть, а вы показывайте.
Рот, нос, голова,
Руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь,
И про животик не забудь.
Дети показывают части тела указательными, поглаживающими движениями.
— Все на месте?
Игра «Дрозд» — А теперь давайте проверим, все ли на месте у друзей. Разбейтесь на пары, и повернитесь лицом друг к другу. Все, что будем говорить, проделывайте по отношению друг к другу.
Я – дрозд, указывают пальцем на себя
и ты – дрозд. указывают пальцем на друга
У меня есть нос, прикасаются к носу
И у тебя есть нос. трогают нос друга
У меня щечки гладенькие, гладят по щекам себя
И у тебя щечки гладенькие. гладят по щекам друга
У меня губки сладенькие, прикасаются к своим губам
И у тебя губки сладенькие. прикасаются к губам друга
Я тебя люблю, обнимаются
Мы с тобой друзья.
Игра проигрывается два раза со сменой участников.
Игра «На полянке»
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
Закрепляющий Ритуал приветствия «Солнышко» Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)
3. Игры по формированию адекватной самооценки
В рамках реализации первого направления «Развитие адекватной самооценки» на этапах предлагаются следующие игры и игровые упражнения:
Этап Игра, игровое упражнение Описание игры
Ориентиро-
вочный этап Игра «Возьми и передай» Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Игра «Разыщи радость» Педагог просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести книгу-тетрадь со следующими главами:
• качества, которые нравятся в людях;
• дела, которые удается делать хорошо;
• вещи, которые люблю;
• любимые книги, фильмы, мультфильмы;
• любимые места;
• приятные сны;
• наши мечты.
Рисование на тему «Я люблю больше всего.»:
Реконструктивный этап Упражнение «Расскажи свои страхи» Начинает рассказывать о своих страхах педагог: «Когда я был таким маленьким, как вы, то.». Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Педагог каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Педагог должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись; нужно обговорить все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.).
Этюд «Смелые ребята» Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребенок-дракон становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2- раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.
Игра «Тень» Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «путник», другой – его «тень». Последний старается точь-вточь скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т. п.
Игра «Слепой и поводырь» Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один – «слепой», другой – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» – провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
«Минутка шалости» Дети берут лист белой бумаги, комкают его и бросают вверх над головой (имитация падающих снежинок).
Игра в снежки
Дети имитируют лепку снежков, показывая ладошками, как это делается и кидают воображаемые снежки друг в друга.
Листопад
Дети превращаются в маленькие листочки — бегают, летают и падают.
Дождик
«Тихий дождь!», «Сильный дождь!», «Ливень!» — дети хлопают в ладоши в соответствующем темпе.
Солнышко лучистое
Дети превращаются в яркое солнышко — радуются, улыбаются и тянут руки к небу.
Лед под ногами
На данную фразу дети убегают с пола на коврик или залезают на стул, поднимая ноги, чтобы не замерзнуть.
Закрепляющий этап Игра «Тропинка» Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде педагога они переходят воображаемые препятствия. «Спокойно идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Одна. вторая. третья. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идем по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз. Два. Три. Четыре. Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно.
«Найди друга» Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Секрет» Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
«Цветик — семицветик» Воспитатель читает волшебные слова:
Лети- лети лепесток,
Через запад, на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Ты по группе пролети
И цвет нужный мне найди.
Ребенок с закрытыми глазами выбирает лепесток, открывает глаза, смотрит цвет лепестка и ребенку предлагается повторить волшебные слова и найти предмет такого же цвета в своей группе.
Заключение
Детство — период жизни, в котором происходит развитие личности, становление человека как полноправного члена человеческого общества. Это требует регулярной работы над социальным развитием дошкольника.
Не забывать о том, что каждый ребенок является членом общества, не только постоянно находящимся в социальной среде, но и сознательно выстраивающим отношения со всеми детьми.
Современные дошкольники усваивают социальные роли, не осознавая полностью своей индивидуальности. В развитии самосознания у старших дошкольников, прежде всего, дошкольные педагоги должны выстраивать активное и эффективное сотрудничество.
Таким образом, развитие самосознания у старших дошкольников — одна из актуальных проблем современности. Исходя из этого, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача эффективно организовать учебный процесс.
Игра способствует выявлению творческих способностей и развитию творческого потенциала личности, формированию адекватной самооценки, развитию способности принимать самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважению, любви, сопереживанию, развивает мышление, формирует чувство собственного достоинства.
Игра помогает детям почувствовать единство с другими, дать им понять, что ребенок не один. Иногда у ребенка уже есть негативный опыт общения, и ему нужно заново учиться доверять другим. Игра позволяет ускорить и обезопасить этот процесс. Поэтому данная методическая разработка будет полезна в качестве инструмента по формированию самосознания и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968 — 524 с.
3. Васильева, В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте / В. Ю. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 366-367. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50227/ (дата обращения: 23.11.2020).
4. Ветрова В. В, Уроки психологического здоровья. – М. :Педагогическое общество России, 2006.
5. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М. : Академический Проект, 2007.- 287с. — (Gaudemus).
Источник