Игры на развитие речи ребенка раннего возраста

Картотека речевых игр,
направленных на развитие словаря
у детей раннего возраста

Игра: «Шарики и кубики».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

Оборудование: четыре корзинки: две красных и  две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.

Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), по подражанию действиям педагога).

Игра:  «Большой – маленький»

Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.

Ход игры:  Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие — в маленькую. Педагог демонстрирует действия.

Игра: «Ориентировка в форме и цвете».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.

Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.

Ход игры:      Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)».  «Что ты дал?»

Игра: «Чудесный мешочек».

Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный.

Оборудование: мешочек, шары, кубики.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

Игра: «Большие и маленькие».

Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.

Ход игры: Логопед просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:

1)  Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.

2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.

Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».

Игра «Дом большой, дом маленький»

Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения.

Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь. 

Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой».

У медведя дом большой», ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

Игра: «Какой?». 

Цель: Учить ребенка находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.

Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка.

Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.

Игра: «Собери букет».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря.

Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов.

Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.

После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

Игра «Чудесная корзинка»

Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.

Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).

Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.

Игра: «Что сделал зайчик».

Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.

Читайте также:  Развитие ребенка в приморском районе

Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.

Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».

Игра: «Одень куклу».

Цель: Развивать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать.

Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

Ход игры: Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?    

Игра: «Веселый кубик»

Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.

Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).

Ход игры: дети бросают кубик по  очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.

«Крутись, вертись,

На бочок ложись!»

Игра: «Кто больше?».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются игрушки и предметные картинки).

Речевой материал: Летит… (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет… (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

Растет… (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

Ползает… (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

Летит… (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет… (пароход, лодка, рыба, бревно, утка).

Растет… (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста).

Ползает… (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д.

Игра:  «Летает — ползает — прыгает».

Цель: Расширение предикативного словаря.

Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц,  жаба, утка.

Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.

Игра: «Кто что может делать?»

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.

Речевой материал: повар… (варить, жарить, резать, солить);

уборщица… (подметать, вытирать, мыть, убирать);

продавец… (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т.д.

Игра: «Где же наши ручки?»

Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».

Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.

Игра: «Маша-растеряша»

Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки».

Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка. 

Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.

Варианты: игра с предметами других лексических групп.

Игра: «Компот для Белки».

Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.

Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива), две кастрюли.

Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую — сливы.

Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.

Игра: «Кому что?»

Цель: Активизация номинативного словаря, развитие мыслительных операций.

Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объясняя свой выбор.

Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.

Игра: «Соберем урожай».

Цель: Развитие номинативного словаря. Развитие операций анализа и синтеза.

Читайте также:  Диск для развития ребенка от 0 до года

Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки.

Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку.

Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.

Игра: «Ощупай, угадай, назови».

Цель: Развитие сенсомоторики. Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных

Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка), красивая коробка.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.

Хвост крючком,

Нос пяточком,

Им землю копает,

Хрюкает, не лает.

У нее четыре лапки,

На лапках – коготки-царапки.

Мышей ловит, Молочко лакает,

Песни распевает:

— Мяу-мяу!

Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.

Игра: «Ориентировка в величине» (2 контрастные величины).

Цель: Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.)

Оборудование: вкладыши, набор стаканчиков.

Ход игры: Предлагается ребенку вложить меньший предмет в больший (подумай как?) по подражанию действиям педагога).

Источник

Анна Сидоренко
Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста

Картотека игр на развитие речи детей раннего возраста

1. На развитие произношения:

• Игра «Позовите Петрушку»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, инициировать собственное речевое высказывание.

Оборудование: игрушка бибабо (Петрушка, экран.

Ход: Воспитатель говорит ребёнку, что к нему в гости пришёл Петрушка, его надо позвать. После этого появляется Петрушка и здоровается (называя имя ребёнка). Петрушка прячется, взрослый предлагает малышу снова его позвать. Петрушка появляется, гладит ребёнка, протягивает руку и хвалит ребенка. Затем Петрушка прячется, игра повторяется несколько раз.

Инструкция: (Называю по имени ребенка, к тебе в гости пришёл Петрушка,давай его позовем: «Петрушка, иди к нам!». Появляется Петрушка,говорит: «Привет!» (называется имя ребёнка) и прячется за экран. Давай снова позовем Петрушку, скажи «Иди к нам!». Петрушка появляется, гладит ребёнка,протягивает руку и говорит: «Какой хороший мальчик, позвал меня, будем играть!»

Петрушка прячется, игра повторяется несколько раз.

• Дидактическая игра «Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков.

Ход: Воспитатель раздает предметные картинки с детенышами животных каждому ребенку. Затем спрашивает, кто нарисован на картинке и кто у него мама? и просит позвать свою маму. Воспитатель имитирует голос мамы и показывает картинку мамы.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Инструкция: «Ребята, у вас у всех есть картинки с детенышами животных. «Кто у тебя нарисован, (имя ребенка? Кто у него мама?». «Позови, (название детеныша, свою маму.

Имитирую голос курицы, и показываю картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

2. На развитиефонематического слуха:

• Игра «Солнце или дождик?»

Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: бубен.

Ход: Дети сидят на стульчиках вдоль стенки. Когда бубен звенит, дети должны ходить медленно по залу, когда воспитатель застучит бубном, дети должны быстро убежать в «дом» (сесть на стульчик).

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

• Игра «Угадай, что делать»

Цель: Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна.Оборудование: по 2 флажка на каждого ребенка, бубен.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. У вас в руках есть флажки, если я буду громко звенеть бубном, то поднимите флажки и помашите ими, а если я буду тихо звенеть, то топните ногой. Будьте внимательны!»

3. На развитие словаря:

• Игра «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных

Оборудование: карточки с изображением животных и их детенышей, мяч.

Ход: Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет какое-либо животное, а ребёнок, бросая мяч обратно, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Читайте также:  Влияние нетрадиционного рисования на развитие ребенка

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Инструкция: «Ребята, давайте поиграем. Я буду бросать мячик вам по очереди, и называть животное, а вы ловите мячик и называйте детеныша этого животного».

4. На развитие грамматического строя речи:

• Игра «Таня и Танечка»

Цель: учить правильно называть большие и маленькие части тела.

Оборудование: 2 куклы (большая и маленькая).

Ход: Дети и воспитатель сидят на стульчиках.Воспитатель показывает им двух кукол: большую и маленькую. Затем показывает части тела и лица у большой куклы, а ребенок должен назвать часть тела у маленькой куклы.

Инструкция: «Ребята, смотрите какие у меня куклы! Одна большая (показываю) ее зовут Таня, а другая маленькая (показываю, ее зовут Танечка. У большой Тани глаза, а у маленькой (глазки, у Тани ноги, а у Танечки (ножки)» и т. д.

•Игра: «Ласковые имена»

Цель: учить ласково называть друг друга.

Оборудование: мячик.

Ход: Дети и воспитатель сидят на стульчиках. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет имя и просит назвать ласково.

Инструкция: «Ребята, давайте поиграем. Я буду кидать вам по очереди мячик, и называть имя, а вы ласково назовите его»

5. На развитие связной речи:

• Игра «Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

Оборудование: иголка, очки, мыло, звонок, щётка, утюг, кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход: Воспитатель говорит, что пока дети были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Предлагает посмотреть, что она взяла. Воспитатель раскладывает предметы на стол перед детьми. Далее идет диалог между детьми и сорокой. Потом сорока благодарит детей и улетает.

Инструкция: Ребята, пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла (Воспитатель раскладывает предметы).

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам

Возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,

Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.

Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.

Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я звоночек.

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси.

Все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

«Отгадай игрушку»

Цель игры: учить ребёнка находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Оборудование:игрушки: зайчик, медведь, волк, белочка (или другие игрушки, главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и действия рассматриваемого предмета).

Ход: Воспитатель предлагает отгадать про какое животное говорит. Он рассказывает об игрушке, называя внешние признаки и спрашивает «Кто это?». Когда дети догадаются о ком идет речь, воспитатель показывает игрушку.

Инструкция: «Ребята, отгадайте, какие игрушки я принесла. «Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко. Кто это? Правильно, это заяц (показываю игрушку). «Это мягкая игрушка. Она рыжего цвета. У нее длинный хвостик и маленькие ушки. Любит грызть орешки и ловко прыгает с ветки на ветку. Живет в дупле. Кто это? Правильно, это белка (показываю игрушку)». «Это мягкая игрушка. Она серого цвета. У нее острые зубы. Любит ловить зайчиков. Кто это? Правильно, это волк (показываю игрушку).» «Это мягкая игрушка. Она коричневая. Большая и косолапая. Любит мед и рыбу. Зимой спит и сосет лапу. Кто это? Правильно, это медведь (показываю игрушку)»

Источник