Игры на развитие понимания своего я у ребенка
Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.
В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.
Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.
Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.
Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.
Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.
Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..
Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.
Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.
Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!
Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!
[spoiler show=»Карточки эмоций для скачивания»]
Чтобы скачать нужную картинку, поставьте на нее курсор и нажмите правую кнопку мышки. Выберите «Сохранить картинку как»
[/spoiler]
Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.
Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:
«Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»
Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!
Например, история о медведе.
Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.
Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!
А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»
Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!
А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!
Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.
Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.
Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.
Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.
Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.
Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)
Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!
Веселых вам игр!
Статья подготовлена с помощью материалов сайта dytpsyholog.com
[important]>>Перейти к разделу с играми
>>Посмотреть видео с идеями игр[/important]
Источник
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котёнок».
Выразительные движения. Шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЁНОК
Цель: обучение элементам техники выразительных движений.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу вверху, там.
СОБАКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряжённой позе. Морда у неё вытягивается вперёд, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.
ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ
Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.
Возраст: 4 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
ИДИ КО МНЕ
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
ДО СВИДАНИЯ!
Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих, на палубу моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»
СПЯЩИЙ КОТЁНОК
Цель: обучение приёмам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, избирательный мутизм, заикания и др.
Возраст: 3 – 4 года.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. У котёнка мерно поднимается и опускается животик.
Сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
НОВАЯ КУКЛА
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Возраст: 3 – 4 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.
ЛИСЁНОК БОИТСЯ
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.
Возраст: 3 – 4 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Собака лает и хватает за пятки (для детей 3 – 4 лет). Ребёнок гуляет. Мимо на поводке идёт собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».
Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.
УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.
Возраст: 4 – 10 лет
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).
Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие.
Дети вспоминают что – нибудь печальное.
Дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость.
ОЖИВЛЯЛКИ
Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.
Возраст: 5 – 6 лет.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Материал: рисунки детей.
Ход игры: Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.
Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на своё мнение.
Источник
Картотека игр по представлению о себе у младших дошкольников
На изучение частей тела
Игра «Собери человека»
Цель: Учить детей по готовому образцу создавать своего человека, закрепить знания о том, что у него есть: туловище, голова, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).
Ход игры: Вокруг стола садятся несколько детей. Воспитатель раздает каждому ребенку по одной детали части тела определенного цвета. Затем предлагает разобрать по своему цвету остальные детали частей тела . Выложив образец на середину стола, воспитатель просит ребят собрать своего человека. Начиная с туловища. Когда дети соберут, можно сравнить человечков, вместе найти исправить ошибки.
Игра «Узнай по запаху»
Предложить закрыть глаза и определить некоторые знакомые запахи. Для этого можно использовать: лук, чеснок, апельсин, цветы и др.
Игра «Что ты видишь?»
Предложить детям закрыть глаза ладошками, сопровождая словами: «не видно», «темно». — А теперь откройте глазки. Что это? (Воспитатель показывает игрушку.) Педагог обращает внимание на значимость глаз для человека. Каждый раз, проводя данную игру, надо найти такую необычную игрушку, которая радовала бы каждого малыша.
Игра «Что ты съел?»
У детей закрыты глаза, воспитатель предлагает съесть кусочек какого-то продукта и ответить на вопрос: «Что ты съел?» (конфета, сахар, хлеб, яблоко, морковь и др.)
Игра «Назови мое слово»
Воспитатель предлагает закрыть уши ладонями крепко-крепко и попробовать услышать слово, которое назовет воспитатель (воспитатель говорит шепотом «мяч»). — Какое слово я сказала? (Не слышали.) Воспитатель предлагает теперь не закрывать уши, называет шепотом слово «мяч». — Какое слово я сказала? (Мяч). Обращает внимание детей на значимость данного органа для человека
Игра «Чудесный мешочек».
У ребенка закрыты глаза. Малыш достаёт из мешка предмет и с помощью рук определяет, что он достал (шарик, карандаш, кубик и др.).
Обращать внимание детей на значимость данного органа для человека
Совместная игра «Мы»
Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Он говорит или поет ( можно на знакомый детям мотив «Кто у нас хороший?»), дети отвечают и показывают.
Воспитатель. Где же наши ушки?
Дети. Вот они!
Воспитатель. Где же наши щечки?
Дети . Вот они!
Воспитатель . Где же наши глазки?
Дети. Вот они!
Воспитатель. Где же наши зубки?
Дети. Вот они!
Воспитатель. Глазки закрываются!
Дети .Вот так! (Закрывают глаза)
Воспитатель. Глазки открываются!
Дети. Вот так! (открывают глаза)
Воспитатель . Глазки смотрят на меня! ( дети смотрят на воспитателя.) Глазки смотрят на тебя! (дети поворачиваются и смотрят друг на друга).
Дети . Вот так! Вот так!
Воспитатель. Где же ваши ручки?
Дети . Хлоп – хлоп! (хлопают в ладоши и приговаривают)
Воспитатель . Где же ваши ножки?
Дети . Топ! Топ! (топают и приговаривают)
Воспитатель . Знаем мы, где …(молча показывает на руки)?
Дети . Ручки! Хлоп!Хлоп!Хлоп! (отвечают и хлопают в ладоши).
Воспитатель . Знаем мы, где …(молча показывает на ноги)?
Дети . Ножки! Топ!Топ!Топ! (отвечают и топают ногами)
Воспитатель .
А теперь, мои ребятки,
Поиграем вместе в прятки!
Раз, два,три, четыре, пять –
Прячьтесь! Я иду искать!
Дети разбегаются и прячутся. Воспитатель ищет и находит детей, приговаривая: «Я вижу синие глазки – это Танечка! Я вижу красный бант – это наша Ниночка. А это кто спрятался под стул, только черные штанишки видны? Ах, это наш Сережа!» И т.п.
Игры на сходство и отличия мальчиков и девочек, знаний о себе.
Игра «Найди отличие, сходство»
Вызываются 2 ребенка – девочка и мальчик. Всем остальным предлагается найти внешние и внутренние различия между ними. Затем дается задание найти, чем они похожи.
Игра «Кому это принадлежит»
Предлагаются детям куклы – девочка и мальчик, а также игрушки с предметами одежды, обуви, предметы ухода за волосами и атрибутами к созданию прически, игрушки для девочек и мальчиков.
Дети делятся на две группы: одни подбирают предметы, подходящие девочке и «дарят» (размещают у куклы девочки, другие мальчику. После выполнения задания дети меняются местами и проверяют правильность выполнения задания, называют, что выбрали, как это называется и где используется.
Игра «Одень куклу»
Цель: учить детей различать пол человека (мальчик или девочка, находить сходства и отличия между ними. В зависимости от пола человека правильно подбирать одежду.
Ход игры: В игре участвуют двое детей. Каждый из детей выбирает свою куклу, называет ее пол и придумывает имя. Воспитатель говорит: «Куклы хотят гулять, одевайте. Ребенок должен правильно подобрать одежду кукле и одеть.
Дидактическая игра «Когда я был маленьким»
Ход игры: детям показываются фотографии детей маленькими и у каждого спросить: когда ты был маленьким, что ты не умел делать?
Дидактическая игра «Семейный портрет»
Предлагается ребенку посмотреть на семейную фотографию и назвать каждого
члена своей семьи по имени. Затем попросить ребенка назвать кем он приходится маме с папой , брату или сестре и чем он любит заниматься дома и в детском саду, есть ли у него любимая игрушка.
Игра «Догадайся, кто я?»
Жестами, мимикой, голосом воспитатель передает характерные особенности знакомого животного. Дети называют его, после чего появляется соответствующая игрушка. Так повторяется несколько раз.
Затем воспитатель передает характерные особенности куклы. Вне зависимости от
того, поймут ли дети, кого она изобразила, воспитатель достает куклу и вместе с детьми
выделяет ее характерные особенности. Задача взрослого — сосредоточить внимание детей
на основных признаках, с помощью которых мы узнаем, что это кукла (внешний вид, характерные движения).
Вопросы:
— Чем кукла похожа на человека? Чем отличается от него? Как можно сразу
догадаться, что это кукла, а не человек?
Дидактическая игра «Похоже — непохоже».
Воспитатель достает игрушку (медведя или куклу) и просит кого-либо из детей сравнить себя с игрушкой,
активно помогая ребенку в выделении общих и отличительных внешних особенностей.
При этом количество признаков постепенно увеличивается (цвет волос, глаз и т. д.).
Хороводная игра «Кто у нас хороший?»
Дети встают в круг. В центре круга стоит один ребенок. Дети, взявшись за руки,
идут по кругу и приговаривают вместе с воспитателем:
Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий!
Игра повторяется несколько раз.
Дидактическая игра «Догадайся, о ком я расскажу»
Воспитатель предлагает детям узнать какого-либо ребенка по описанию, начиная его с общих признаков (мальчик в шортах, у него светлые волосы), а затем называя наиболее яркие особенности (в красной рубашке с галстуком, с голубыми глазами).
Дидактическое упражнение «Сравни себя с другими»
Каждый ребенок сравнивает себя с другими по росту, цвету волос, глаз, по одежде.
Дидактическая игра «Знакомство с Колобком»
Дети стоят или сидят в кругу. Воспитатель знакомит их с любопытным Колобком.
Колобок хочет познакомиться со всеми детьми. Кому в руки он прикатится, тот и
рассказывает о себе. В заключение Колобок поет песенку, а дети танцуют.
Игра «Имена»
Воспитатель по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твое имя? Как
тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя звали?»
Подвижная игра «Жмурки»
Ведущий (ребенок или взрослый) с закрытыми глазами ловит детей и отгадывает
кого он поймал по особенностям одежды, росту и другим признакам.
Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Воспитатель приносит коробку с игрушками. Игрушки выкладываются,
рассматриваются и раздаются детям для игр по выбору. При этом воспитатель может
прочитать детям стихи А. Барто «Игрушки».
Дидактическое упражнение «Что ты выберешь?»
В свободное время детям предлагается выбрать по желанию какой-либо вид
деятельности (рисование, аппликация конструирование). По окончании занятия
проводится беседа о том, почему дети выбрали именно этот вид деятельности.
Подвижная игра «Люблю — не люблю».
Воспитатель называет какой-либо продукт, а те дети, которые его любят, начинают подпрыгивать и
хлопать в ладоши, говоря: «Я люблю, я люблю!»
Дидактическая игра «Кто что любит есть»
Воспитатель предлагает детям выбрать из набора картинок, на которых
изображены их любимые продукты.
Игра «Выбери друга»
Воспитатель включает музыку и предлагает детям, встав в круг, разбиться на пары для танца.
Затем воспитатель спрашивает, почему тот или иной ребенок выбрал другого себе в пару, почему ему нравится его друг.
Дидактическая игра «Покажи эмоцию»
Воспитатель называет эмоцию, а дети ее изображают.
Настольно – печатные игры
Настольно – печатная игра на эмоции
Цель: игра учит разделять и осознавать эмоции
Ход игры: Воспитатель перемешивает карточки и берет первую попавшую. Например, карточка «Радость». Он на ходу придумывает историю, что так порадовало героя картинки, и в нескольких предложениях описывает ее детям. Затем спрашивает, кто из малышей может показать, как радуется персонаж. Ребенок выходит на середину зала и показывает эмоцию. После чего от воспитателя получает карточку «Радость»
Затем берется следующая карточка эмоции, и процесс повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока у воспитателя не кончатся карточки эмоций.
Настольно –печатная игра «Мальчики и девочки»
Цель: сформировать правильное понимание роли будущих мужчины и женщины в семье; научить детей находить отличия во внешнем облике, занятиях и увлечениях мальчиков и девочек;
Познакомить с мужскими и женскими обязанностями в семье.
Ход игры: Вариант игры
«Расскажи о себе»
Разложите карты на столе лицевой стороной вверх. Объясните детям значение каждой карты и, отобрав из всех карт нужные, предложите составить рассказ.
-Назови свое имя, возраст. Где ты живешь?
-Какие у тебя любимые занятия, игры?
— Как ты помогаешь папе и маме?
-Кем ты хочешь быть?
По возрастам варианты игр усложняются.
Сюжетно – ролевая игра
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Цель игры: Учить детей творчески воспроизводить в игре быт семьи
-Развивать умения выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (стирать бельё)
Источник