Игры на размышления ребенку 5 лет

Игры на размышления ребенку 5 лет thumbnail

Жукова Людмила
Игры на развитие мышления для детей 5–6 лет

Игры на развитие мышления для детей 5-6 лет.

«Третий лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.

Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.

Как играть: взрослый называет три слова (или показывает три карточки, одно среди которых лишнее. К примеру,вы можете дать такие слова:

o дождь, снег, бумага;

o море, песок, зонтик;

o утро, вечер, зима;

o дыня, яблоко, стакан и т. д.

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

«Отвечаем быстро».

Цель: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: взрослый озвучивает какое-то известное ему существительное и в это же время бросает ребенку мячик.Задача ребенка: поймать мяч и бросить его

обратно взрослому. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.

К примеру, вы называете банан.Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру,упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т. е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.

В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например,вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т. п.

«Скажи наоборот».

Цель: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.

Как играть: взрослый должен назвать ребенку любое прилагательное. Ребенок должны называть противоположные слова – антонимы.К примеру:

o медленный – быстрый;

o тонкий – толстый;

o белый – черный;

o сухой – мокрый и т. д.

Как только ребенок начнет быстро подбирать антонимы и игра станет для него слишком легкой, можно начать предлагать ему (ей) слова, для которых придумать антонимы сложнее.А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с ребенком, почему он (она) думают именно так.

«Бывает и не бывает».

Цель: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: взрослый озвучивает разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему.Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т. е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

o папа идет с работы;

o дерево варит кашу;

o бабушка печет пирожки;

o ручка смотрит телевизор;

o кошка играет с мышкой;

o подушка зевает и т. д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

«Расскажи мне».

Цель: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.

Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.

Как играть: взрослый должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).

Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории,к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.

«Назови одним словом».

Цель: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.

Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: взрослый озвучивает ребенку несколько слов, а ребенок должен объединить их одним общим словом.К примеру:

o ель, сосна, дуб – деревья;

o лиса, волк, мишка – животное;

o банан, груша, яблоко – фрукт;

o кубик, машинка, кукла – игрушка и т. д.

Если захочется,игру можно видоизменить: взрослый называет какое-то общее понятие, а ребенок называет все, что может к нему относиться.

Читайте также:  Чем закрепить понос у ребенка 5 лет

«Найди похожее».

Цель: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.

Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.

Как играть: взрослый показывает ребенку две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т. п.).

Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т. п.)

«Нелепицы».

Цель: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.

Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия.Ниже представлен пример такой картинки:

Как играть: взрослый показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). ребенку нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.

В конце игры для закрепления результата взрослый может обсудить с ребенком, почему он (она) считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.

«Где были – не скажем, но что делали – покажем».

Цель: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.

Как играть: взрослый загадывает какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т. п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Ребенку нужно понять, о чем идет речь. Полезно играть по очереди.

Другой вариант этой же игры: взрослый озвучивает какое-нибудь действие, а ребенок должны показать его с помощью мимики и жестов. Также ребенок может сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.

Источник

Как развивать логическое мышление детей. Развивающие игры на развитие мышления ребёнка.

Построить по признаку

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Игра проводится дома или на улице, в ней могут участвовать и дети, и взрослые.

◈ Предложите ребенку выстроить всех присутствующих по определенному признаку, известному только ему, например, по росту, цвету волос, силе и т. д. А участники должны отгадать, по какому принципу он их выстроил.

◈ Ребенок может использовать даже игрушки. Единственное требование к участникам: не обижаться! Самые смешные и оригинальные комбинации можно записать.

Угадайте фотографию

Инвентарь: фото из журналов.

◈ Вырежьте из журналов или календарей большие фотографии знакомых детям объектов.

◈ Закройте эти фотографии полосками бумаги таким образом, чтобы, снимая эти полоски одну за другой (но не подряд), постепенно открывать фотографию.

◈ Попросите детей угадать, что представлено на фотографии.

Отгадай рисунок

Инвентарь: картинка, открытка, бумага, ножницы.

◈ Для того чтобы провести эту игру, нужно подготовиться. Выберите в книге или журнале простой рисунок. Обязательное условие: ребенок не должен предварительно видеть то, что там нарисовано.

◈ Затем вырежьте кусок чистой бумаги размером чуть больше открытки.

◈ В центре проделайте небольшое отверстие — размером с рублевую монетку.

◈ Чистой бумагой накройте рисунок и водите им так, чтобы ребенок увидел все изображение, но не сразу, а по частям — в этом маленьком вырезанном кружочке.

◈ Спросите ребенка, что там нарисовано.

Кто кем был?

Инвентарь: мяч.

◈ Ведущий, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. Например:

цыпленок — яйцом

лошадь — жеребенком

дуб — желудем

рыба — икринкой

бабочка — гусеницей

хлеб — мукой

лягушка — головастиком ит. д.

◈ Возможен обратный вариант. Ведущий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, семечко?».

◈ Дети, бросая мяч обратно, могут дать один или несколько вариантов ответа. К примеру: «Из яйца может быть птенец (крокодил, черепаха, змея и даже яичница!)».

Можешь угадать?

◈ Имитируйте выполнение различный действий, например: удар по футбольному мячу, прыжки через скакалку, надевание платья и т. д.

◈ Попросите детей, чтобы они поочередно повторяли эти действия, а затем угадали, что они делали.

Загадочная пища

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: кастрюлька, полотняная салфетка (или полотенце), несколько фруктов, овощей и т. д.

◈ Положите яблоко на дно небольшой кастрюльки или другой подходящей посуды. Прикройте кастрюльку сверху салфеткой.

◈ Попросите детей, засунув руку в кастрюльку, ощупать фрукт.

◈ Предложите им опознать фрукт наощупь. Задавайте вопросы типа: «Это шершавое?», «Это гладкое?». Пусть каждый ребенок опишет этот фрукт.

Читайте также:  Что делать если ребенок 5 лет постоянно плачет

Отгадай, что мы задумали

◈ Дети выбирают водящего. Он выходит за дверь, а оставшиеся дети загадывают какой-нибудь предмет и договариваются, что каждый будет называть только один признак загаданного предмета.

◈ Водящего приглашают в комнату, и дети по очереди называют разные признаки загаданного предмета.

◈ Ведущий может назвать предмет после любого названного признака. Тогда тот, на ком произошло угадывание, сам становится водящим.

◈ Если на первом круге ведущий не может отгадать задуманное, то он идет на второй круг.

◈ На втором круге дети называют признаки задуманного предмета снова, но теперь с частицей «НЕ». Например, о мяче: это никогда не бывает квадратным, не тонет в воде, это не делают из металла и т. д.

Свой список

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш.

◈ Подскажите ребенку несколько категорий предметов, которые он должен нарисовать. Например:

♦ предметы, которые можно застегнуть;

♦ сделаны из дерева;

♦ помещаются в обувной коробке;

♦ меньше обувной коробки;

♦ работают от электричества, и т. д.

◈ Чем меньше ребенок, тем короче должен быть задаваемый список. Для начала достаточно четырех-пяти слов.

Необитаемый остров

◈ Взрослый предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове.

◈ Как можно красочнее опишите остров, его природу, климат, животный мир и т. д.

◈ Потом попросите детей по очереди придумать, как сделать себе жилище, одежду, посуду, добыть огонь, отыскать еду, постричься.

Кто отгадает?

Количество играющих: от 3 человек

◈ Дети выбирают ведущего. Он ненадолго уходит.

◈ За это время остальные сговариваются, что они будут показывать, когда ведущий возвратится.

◈ По сигналу ведущий возвращается, здоровается со всеми и спрашивает: «Чем вы занимались, пока меня не было?».

◈ Дети жестами, движениями показывают, что они делали.

Например, читали, гуляли, стирали, копали и т. д.

◈ Ведущий должен назвать действие. После того, как он отгадает, выбирается новый ведущий и игра повторяется.

Загадочные животные

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: открытки, фотографии, вырезки из журналов с изображением разных животных.

◈ Найдите и приготовьте большие изображения животных — лучше всего фотографии. Рукой или куском бумаги закройте одного из животных, постепенно приоткрывая какие-то его части. Смогут ли дети узнать это животное? Если нет, приоткройте еще часть и продолжайте так делать до тех пор, пока дети не сумеют назвать животное.

◈ После того как они узнали это животное, можно закрыть какую-то его часть и попросить детей назвать, какую именно часть вы спрятали.

Стук-стук

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: карандаш, различные предметы.

◈ Попросите детей закрыть глаза. Несколько раз постучите карандашом по какому-то выбранному вами предмету. Спросите у детей, знают ли они, что это за предмет.

◈ Тот, кто угадает и даст правильный ответ, сам будет в следующий раз постукивать карандашом.

Похожие статьи:

Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Развивающие игры для ребенка 6 лет

Что такое развивающие игры для дошкольников

Игры для детей 5 лет на развитие творческого мышления

Игры для развития памяти детей 6 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Развитие логики у детей среднего дошкольного возраста начинается с занимательных задачек на сообразительность. На ЛогикЛайк 3500 заданий, которые хочется решать.

На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику, способности к математике и познавательный интерес.

В курсе развития мышления LogicLike

есть всё, что вы искали!

  • Пройдите 3 стартовые главы курса логики – и откройте доступ к разным категориям. Попробуйте «Логические задачи», «Истина и ложь», «3D‑мышление» и другие.

Попробуй мобильное приложение LogicLike!

Доступно в Google Play

Какие задания нравятся детям?

Чтобы завоевать и удержать внимание ребенка, задания на логику должны быть интересными, яркими, красочными и разнообразными.

Перед вами онлайн-платформа с коллекцией именно таких авторских логических задач и головоломок для детей с 5 лет.

Простые логические задания с ответами

Подборка из обучающего курса ЛогикЛайк

Условие: Лягушка ЖУ любит сидеть на розовой кувшинке.
Лягушка ИЯ никогда не выбирает ни розовую, ни голубую.

Вопрос: На какой кувшинке должна сидеть каждая из лягушек?

Догадайся, сколько рыбок нужно запустить в пустой аквариум.

Условие: Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности).

Задание: Подумай, какой элемент ряда будет следующим.

Источник

лилия зиннурова
Логические игры и упражнения для детей 5 лет

Хотите, чтобы Ваш ребёнок преуспевал в учёбе и заметно превосходил сверстников своими интеллектуальными и творческими возможностями?

Хотите, чтобы он был общительным, уверенным в себе и легко адаптировался в любом новом коллективе?

Логика – это то, с чем мы постоянно сталкиваемся в жизни. То, о чём говорит логика,знакомо и близко каждому: это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность и доказательность рассуждений.

У детейс раннего детства начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине, об их пространственном расположении, количестве. Так постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных логических представлений и понятий.

А теперь о некоторых правилах, которые надо стараться соблюдать, чтобы игры осваивались успешно.

Радоваться успехам, но не захваливать

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развить у детей.

Кроме того, здесь действует одна закономерность6 чем больше развито какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления.

Итак, первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил.

Самостоятельно, без подсказки»

А как быть с ошибками?

Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребёнка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Вначале, когда ребенок только знакомится с играми,подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные – окрыляют, критические – побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребёнок начинает больше судить о своих действиях не по результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведёт к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль. Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечанием.

Вот несколько логических игр и упражнений:

Пазлы

Материал: 2 одинаковые открытки и ножницы.

Открытка разрезается на 6–8 частей, которые могут быть самой разной формы – треугольными, квадратными, в виде трапеций и т. д.

Ребенок, глядя на открытку-образец, должен сложить разрезанную открытку. После того, как он соберет пазл, детали нужно сложить в конверт, чтобы предложить ребенку поиграть в следующий раз.

Расшифруй картинку

Материал: картинки, в которых изображения предметов наложены друг на друга. Такие картинки можно легко сделать, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений из отдельных предметов, которых должно быть не более 6. Для начала рекомендуется взять объекты из одной смысловой группы, а затем можно усложнить задание, поместив на картинку геометрические фигуры.

Ребенок должен узнать и назвать предметы, изображенные на картинках. В качестве подсказки можно начать обводить контуры предметов разноцветными карандашами. После того как все предметы названы, ребенку нужно предложить нарисовать каждый из них отдельно.

Что внутри?

В этой игре может принимать участие как один ребенок, так и группа детей.

Ведущий называет предмет или место, а дети в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.Например:

– шкаф – платье;

– дом – стул;

– холодильник – молоко;

– пузырек – лекарство;

– кастрюля – борщ;

– улей – пчелы;

– нора – лиса;

– дупло – белка;

– корабль – капитан;

– троллейбус – пассажиры;

– больница – врачи;

– магазин – покупатели;

– книга – буквы;

– фантик – конфета;

– ручка – чернила.

В чем разница?

В этой игре взрослый задает вопросы, а ребенок на них отвечает.

Даны предметы: шкаф, компьютер, книга, кроссовки, рюкзак, автомобиль. Чем каждый из этих предметов отличается от магнитофона, кошки, кастрюли, карандаша, холодильника, птицы?

Ребенку нужно найти как можно больше отличий.

Например: шкаф – большой, нужен для хранения вещей, не нуждается в электричестве; магнитофон – маленький, вещи в нем не хранят, нуждается в электричестве.

Теперь ведущий предлагает ребенку найти общие признаки предметов, о которых только что говорили.Например: шкаф и магнитофон – предметы домашнего обихода, темные, тяжелые, гладкие и т. д.

Ребенок может находить общие признаки, рассматривая эти предметы, трогая руками и т. д.

Бывает – не бывает

Материал: мяч.

В игре участвуют взрослый и ребенок. Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Задачей ребенка является поймать мяч, если названная ситуация бывает, и отбить мяч, если – нет. Предлагаемые ситуации могут быть самыми различными,например: собака хочет гулять, автомобиль летит по небу, почтальон принес письмо, стеклянные книги и т. п.

Назови слова

В этой игре взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-нибудь понятие.Например: ребенок должен назвать слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, домашних животных, наземный транспорт, воздушный транспорт и т. п.

Источник

Читайте также:  Какую кровать ребенку 5 лет