Игры на цветовое развитие ребенка

Ребенок способен различать некоторые цвета начиная с самого дня своего рождения. Однако знание цветов, то есть умение выделить определенный цвет, назвать его, а также сгруппировать различные предметы по цветам приходит гораздо позднее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развить память, внимание и художественный вкус, а значит, быстрее развиваться в целом.

Моя картотека игр станет незаменимым помощником при знакомстве малыша с ярким миром цветов .Здесь представлены самые простые игры на изучение основных цветов, которые не только познакомят ребенка с многообразием ярких красок, но и помогут закрепить полученные знания с помощью веселых заданий.

«Найди игрушку красного цвета»

Цели: развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красный цвет. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных (синих, желтых, зеленых).

Материал. Демонстрационный : игрушки четырех цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого). Раздаточный : игрушки красного цвета.

Ход работы. На столе педагога игрушки четырех цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого). Каждый ребенок получает по одной игрушке красного цвета. По заданию педагога дети подходят к столу и находят вторую игрушку красного цвета, называют игрушки и их цвет.

«Наряди куклу»

Цели: развивать практические действия: пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой, умение осуществлять зрительный контроль за выполнением собственных действий. Закреплять знания о желтом цвете.

Материал. Куклы в платьях желтого цвета, набор бантов красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Ход работы. Педагог вносит кукол в желтых платьях, рассказывает, что куклы хотят украсить волосы желтыми бантами. Достает банты красного, синего, желтого, зеленого цвета и раскладывает их на столе. Дети по очереди подходят к столу, находят желтые банты, соотносят их с цветом платья куклы, называют цвет и наряжают кукол.

«Найди предмет такого же цвета»

Цели: формировать у детей интерес к игре с цветом. Учить ориентироваться на цвет и запоминать его, активизировать внимание, стимулировать активное употребление знакомых названий цвета. Закреплять умение соотносить объекты по цвету, группировать однородные по цвету объекты вокруг образца.

Материал. Демонстрационный : колечки от пирамидок красного, синего, желтого, зеленого цвета. Раздаточный : карточки перечисленных цвета.

Ход работы. У детей карточка красного (синего, желтого, зеленого) цвета. Определив, какого цвета карточка, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат колечки от пирамидок таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых карточки красного цвета, выбрать все красные колечки, если синего цвета — то все синие колечки и т.д. Затем детям можно предложить собрать  из одноцветных колечек пирамидку и назвать ее цвет.

«Окраска воды» (получение оттенков синего цвета)

Цели: закреплять знания детей о синем цвете. Познакомить с двумя оттенками синего цвета, учить различать их. Формировать умения получать оттенки синего цвета, используя способ окраски воды. Развивать активность восприятия в процессе выполнения практических действий.

Материал. Демонстрационный : банки с водой, синяя краска, кисточки, тряпочки. Раздаточный: тот же.

Ход работы. Перед детьми по две банки с водой. Педагог сообщает, что сегодня они будут учиться получать синюю воду разных оттенков, и показывает способ окраски воды: берет синюю краску, обращая внимание на то, что макать кисть нужно до половины, растворяет краску в воде — получилась светло-синяя водичка. Затем обмакивает кисть полностью в краску, промывает ее во второй банке с водой, еще раз набирает краску и снова промывает кисть в этой же баночке. Сообщает, что получилась тоже синяя вода, но уже более темная. Педагог предлагает детям окрасить воду, диктуя им последовательный порядок действий. После выполнения задания светло-синяя вода сливается в одну большую банку, а темно-синяя в другую. Дети определяют, в какой банке вода светлее, в какой — темнее.

«Найди цветок для бабочки»

Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность иди неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».

Материал. Демонстрационный: четыре крупных цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый), — для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы. Раздаточный : такой же, но меньшего размера.

Ход работы. Педагог расставляет на наборном полотне цветки четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки должны найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Дети рассматривают цветы и бабочек, педагог еще раз отмечает, что их цвета должны совпадать. Затем дети выполняют задание самостоятельно. В конце работы дети с помощью педагога называют цвет бабочек и цветков: «Желтая бабочка села на желтый цветок, она спрятал ась, ее не видно, потому что она такого же цвета», и т.д.

«Привяжи ленточки к шарикам»

Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение). Учить ориентироваться на цвет как на значимый признак. Закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета.

Материал. Демонстрационный: воздушные шары и ленточки красного, синего, желтого, зеленого цвета, бубен.

Ход работы. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. На столе под салфеткой — ленточки и бубен. Педагог вносит воздушные шары и предлагает детям пошагать с ними. Но для этого необходимо сначала привязать к шарам ленточки такого же цвета, чтобы удобнее было держать шарик. Дети получают шары, подбирают ленточки, а педагог помогает при вязать их к шарам. Дети называют цвет своих шаров и ленточек. После этого маршируют с шарами под бубен, бегают по комнате.

«Найди пару»

Цели: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по цветовому сигналу, развивать внимание.

Материал. Флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого, бубен.

Ход работы. Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару — ребенка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют; например: «У нас флажки одинакового цвета, они красные». В ходе игры педагог меняет флажки. Дети должны каждый раз находить новые пары, ориентируясь на цвет своего флажка.

«Найди свое место»

Цели: продолжать обучать осуществлению выбора цвета по образцу, действию по цветовому сигналу, развивать внимание. Учить выделять и узнавать два оттенка красного, желтого, синего и зеленого цветов, правильно называть оттенки: «темно-зеленый цвет», «светло-зеленый цвет» и т.д. Формировать умение устанавливать отношения объектов по светлоте — темнее, светлее; находить идентичный по цвету объект такого же оттенка. Развивать обследовательские действия при сравнении цветных объектов — наложение, приложение.

Материал. Демонстрационный: 8 стульчиков с цветными ориентирами — красного, желтого, синего и зеленого цветов двух оттенков; бубен. Раздаточный: 8 карточек таких же цветов и оттенков.

Ход работы. Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог раздает им карточки, дети называют их цвет, затем под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стульях другой комплект таких же цветных карточек. По сигналу дети подбегают к тем стульям, на которых карточки такие же, как у них. Педагог проверяет правильность выбора, после чего предлагает детям обменяться карточками. Игра повторяется.

«Найди подходящую заплатку»

Цели: упражнять детей в различении и сравнении объектов по цвету и форме, нахождении сходства и выборе объекта соответствующего оттенка из нескольких, незначительно отличающихся от образца по цветовой окраске. Формировать внимание, сосредоточенность, речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Материал. Раздаточный : карточка, вверху которой даны изображения трех больших квадратов красного, синего, желтого, зеленого цвета трех оттенков. В каждом квадрате по одной геометрической фигуре (крут, прямоугольник, треугольник) белого цвета. Под каждым квадратом по три маленькие геометрические фигуры разной формы и оттенка.

Ход работы. Педагог вместе с детьми рассматривает карточки (у всех детей карточки с изображениями фигур разного цвета), дети называют фигуры и их цвет. Педагог обращает внимание детей на изображение квадрата вверху карточки и на фигуру, находящуюся внутри него. Затем рассказывает, как дети будут играть на этом занятии: «Нужно найти заплатку для каждого квадрата, выбрав ее из расположенных ниже на карточке, и «пришить» (соединить линией). Выигрывает тот, кто не ошибется и первым громко назовет форму и цвет заплатки». Правильные ответы поощряются фишкой.

Читайте также:  Развитие и возрастные особенности ребенка стоматология

Игру можно продолжить. Для этого детям предлагается обменяться карточками. Отмечаются дети, которые правильно и быстро выполнят задание.

«Какого цвета не стало?»

Цели: продолжать формирование интереса к игре с цветом, ориентировку на цвет. Учить запоминать цвет, активизировать внимание. Стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.

Материал. Наборное полотно, крупные цветные карточки, лист белой бумаги.

Ход работы. Педагог располагает на доске наборное полотно, вставляет в него в случайном порядке четыре карточки (названия цветов должны быть хорошо знакомы детям) и просит назвать цвета. Затем закрывает наборное полотно листом бумаги и незаметно забирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета не стало. Игра повторяется, каждый раз педагог убирает карточку другого цвета. В дальнейшем игра усложняется за счет увеличения количества карточек, использования не только знакомых цветов, но и их оттенков, геометрических фигур разной формы и цвета, разных по цвету предметных изображений.

«Найди машинке гараж»

Цели: учить определять местоположение объектов заданного цвета «относительно себя». Показать, что пространственное положение предметов изменяется в связи с изменением местоположения ориентирующегося в пространстве. Упражнять в дифференцировке объектов красного, желтого, зеленого и синего цвета. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Развивать умение подбирать одинаковые по цвету предметы.

Материал. Демонстрационный : «гаражи» — детские стульчики с обозначениями красного, синего, желтого и зеленого цвета. Раздаточный : эмблемы с изображением машинок и руля от машинок такого же цвета.

Ход работы. Педагог прикрепляет на грудь детям эмблемы машин красного, синего, зеленого, желтого цвета, уточняет цвет машинок. Каждый ребенок получает и руль такого же цвета. Детям предлагается: найти машинам гаражи соответствующих цветов. По сигналу дети разбегаются по групповой комнате, затем останавливаются и ищут свой «гараж» — стульчик. С обозначением такого же цвета. Затем педагог предлагает детям выйти на середину групповой комнаты и определить, где находится «гараж» такого же цвета. После этого просит их изменить свое положение (повернуться на 90°, 180°) и определить, где сейчас находится этот «гараж». Детям объясняется, что пространственное положение предметов изменяется в зависимости от изменения их местоположения в пространстве. Игровое упражнение можно повторить 2-3 раза, при этом дети меняются эмблемами, а «гаражи» переставляются.

«Найди предметы заданного цвета»

Цели: учить находить предметы красного, желтого, синего и зеленого цвета в окружающей обстановке. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, интерес к цвету, любознательность, желание обнаружить как можно больше объектов заданного цвета в большом пространстве. Формировать умение замечать цвет. Учить определять пространственное расположение предметов из статического положения.

Материал. Предметы окружающей обстановки.

Ход работы. Педагог предлагает детям встать на середину групповой комнаты, посмотреть вокруг и найти предметы красного (желтого, синего, зеленого) цвета, которые находятся перед ними, позади, вверху, внизу, справа, слева; определить, что находится ближе, а что дальше. Дети называют предметы, их цвет и пространственное положение. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше набрал фишек и ни разу не ошибся.

Дети могут называть и те объекты, которые частично имеют заданный цвет.

I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

“ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД”

Материалы: два набора цветных лент. Один набор раздается детям в руки, второй у ведущего.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны составить последовательно цепочку в зависимости от цвета лент показываемых ведущим.

Ход игры. Звучит музыка. Ведущий показывает поочередно ленты разного цвета. Ребенок, у которого лента такого же цвета встает за первым человеком, держа его за пояс. Последовательно составляется весь поезд. Поезд движется по залу в свободном направлении.

Можно усложнить задание, организуя препятствия на пути движения поезда.

“ЧЕЙ ДОМИК”

Материалы: один набор цветных лент раздается детям, на полу раскладываются цветные ориентиры обозначающие домики (обручи, цветные круги) в соответствии с цветом лент. Второй набор у педагога.

Описание. Это подвижная игра, в которой каждый ребенок должен занять домик определенного цвета.

Ход игры. Все дети берут из подставки по одной ленте. Пока звучит музыка, дети бегают по залу. Как только музыка останавливается, каждый ребенок должен занять свой домик. После этого все меняют цвет домиков, беря из второго комплекта новые ленты. Игра повторяется несколько раз.

“ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК”

Материалы: два набора лент, обруч.

Описание. Это подвижная игра, в которой дети должны занять домик.

Ход игры. Все дети стоят в кругу. Количество участников должно быть четным. В игре используются два набора лент сразу. В центре круга на полу располагается обруч. По словесной команде ведущего два ребенка в руках, у которых ленты названного цвета, должны занять один обруч. Побеждает тот, кто сделает это первым.

“РУКА В РУКУ”

Материалы: два набора лент.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны составить пары по цвету и составить замкнутый круг.

Ход игры. Все участники берут цветные ленты в каждую руку из разных наборов, так чтобы у одного человека были ленты разных цветов. По команде педагога, все должны встать в круг, и взяться за руки так чтобы рядом оказались ленты одного цвета.

“ТЕПЛЫЙ — ХОЛОДНЫЙ”

Материалы: два набора лент, обручи красного и синего цвета.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны занять домик и закрепляют понятия “теплый — холодный”.

Ход игры. Все дети берут из подставки по одной ленте. Пока звучит музыка, дети двигаются по залу. Как только музыка останавливается, каждый ребенок должен занять свой домик. Дети с лентами теплых цветов занимают красный обруч, холодных цветов – синий обруч. После этого все меняют цвет домиков, беря из второго комплекта новые ленты. Игра повторяется несколько раз.

“РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕС”

Материалы: два набора лент.

Описание. Это подвижная игра, которую лучше организовать на улице.

Ход игры. Все дети берут по одной ленте из первого набора и разойдясь по территории привязывают ленту на ветки кустарников. Вернувшись к педагогу, дети берут из второго набора по одной ленте и расходятся по лесу. Они должны найти ленту такого же цвета. Сняв ленту, они приносят обе ленты педагогу. Как только все дети принесут ленты, игра повторяется.

“УЗНАЙ ЦВЕТ”

Материалы: один набор цветных лент.

Описание. Это парная игра, в которой дети должны увидеть цвет лент спрятанных за спины друг друга.

Ход игры. Все дети садятся на пол, организуя большой круг. Два человека встают в центр круга, берут по одной ленте и прячут за спину. Каждый должен увидеть цвет ленты товарища, не показав свою. Нельзя хватать за руки, прикасаться друг к другу.

“КРАСОЧКИ”

Материалы: два набора цветных лент.

Описание. Это подвижная игра, в которой каждый ребенок должен переместиться на другую половину площадки.

Ход игры. Все дети берут по одной ленте и встают на одну половину площадки. В центре стороны площадки стоит ведущий, который называет цвет лент. Ребенок, чей цвет назвали должен перебежать на другую половину площадки. Ведущий должен его поймать.

“КОТ И МЫШИ”

Материалы: два набора цветных лент.

Описание. Это подвижная игра, в которой каждый ребенок должен собрать две ленты определенного цвета.

Ход игры. По полу, в центре круга, где живет кошка, рассыпаются цветные ленты. Все дети — мыши. Каждому ребенку дается цветная лента из первого набора, а ленту из второго набора он должен взять из круга. По команде педагога все дети начинают собирать ленты. Кошка должна ловить мышей, не выходя за круг.

“СМЕНА МЕСТ”

Материалы: два набора цветных лент. Один набор раздается детям в руки, второй у ведущего.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны по команде поменяться местами, а ведущий занять одно из освободившихся мест.

Ход игры. Все дети с лентами в руках стоят в кругу. Ведущий называет два цвета. Например “желтый — красный”. Дети в руках, у которых ленты этих цветов меняются друг с другом местами. Ведущий старается занять место одного из них.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 1 страница

Источник

Игры, развивающие цветовое восприятие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Мир многообразен, и многообразие его проявляется, в том числе, и в его цветах и их оттенках. Примерно к 3—3,5 годам (впрочем, часто даже раньше)дети уже умеют различать основные цвета и могут их назвать, то есть сопоставляют понятие со словом. Но все же закреплять полученные знания о цвете надо. При этом важно не только заучить с ребенком основные цвета и их оттенки, но и показать ему, где именно какие цвета встречаются. Например, рассказывая ему о временах года, нужно обратить его внимание на то, как меняют свою окраску листья осенью, а рассказывая о дожде, обязательно показать, какой бывает радуга и из каких цветов она состоит.

Поройтесь в памяти: в вашем арсенале наверняка найдется много игр, позволяющих ребенку развить цветовое восприятие. Например, поиграйте с ребенком в «третий лишний», где «лишним» будет предмет другого цвета. Давайте ребенку несложные задания, например, раскрасить картинку нужными цветами, подобрать для любимой куклы косыночку того же цвета, что и ее сарафан, составить узор- орнамент из элементов разных цветов, отобрать из мячиков (флажков, кубиков) только красные (желтые, синие) и т. д. А как-нибудь устройте и небольшое волшебство: рисунок, нарисованный простым карандашом, расчертите на неровные «кусочки», каждый из которых как-нибудь отметьте. А потом дайте ребенку задание (например: «Закрась все кусочки с двумя точками внутри серым цветом, а с одной — розовым, и тогда ты узнаешь, кто решил учиться танцевать»). Ребенок с удовольствием будет выполнять это задание, ведь интересен не только сам процесс, но и результат. И вот все кусочки закрашены цветными карандашами, и становится ясно, что нарисован… танцующий слон!

Как видите, мы немного пофантазировали. Но и вы не бойтесь фантазировать: предложенные нами игры вы можете варьировать и моделировать по-своему, приспосабливаясь и к возрасту ребенка, и к его индивидуальным особенностям. Предлагаем вам некоторые варианты игр на цветовое восприятие.

Кошка и мышки

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить детей различать цвета, разбираться в том, какой цвет как называется. Кроме того, игра развивает внимание и быстроту реакции.

Необходимое оборудование: «кошки» (два одинаковых пластиковых стаканчика, например из-под йогурта), «мышки» (разноцветные пластмассовые контейнеры из-под шоколадных яиц, к одной из половин которых прикреплены шнурки — «хвостики» длиной 20—25 см), игральный кубик с разноцветными гранями (цвета кубика должны соответствовать цветам «мышек»), небольшой столик, два стула. «Мышек» должно быть 9—10.

Ход игры (дети играют в нее парами по очереди). Ведущий на одном конце столика раскладывает «мышек» в ряд так, чтобы их «хвостики» наполовину свисали со стола. На противоположную сторону стола ведущий ставит «кошку» (стаканчик, перевернутый вверх дном).

Дальнейший сценарий игры зависит от возраста детей.

Если играют дети 4—5 лет, то игра должна проходить следующим образом. Один из участников будет играть за «мышек», другой — за «кошку», взяв один пластиковый стаканчик. Ведущий бросает кубик. Тот, кто играет «мышками», должен быстро дернуть за «хвостик» «мышку» того цвета, который выпал на игральном кубике. Тот, кто играет за «кошку», должен попытаться успеть поймать «мышку», накрыв ее сверху стаканчиком. Если «мышка» поймана, то ее забирает играющий за «кошку», а если не поймана, то ее берет играющий за «мышек». Игра продолжается до тех пор, пока все «мышки» не окажутся задействованными в ней. После этого нужно подсчитать результаты. У кого из двух игроков оказалось больше «мышек», тот и победил. Теперь игроков можно поменять местами или пригласить поиграть новую пару ребят.

Если играют дети 5—6 лет, то игру можно усложнить еще больше. Правила остаются теми же, но первый игрок должен будет одновременно спасать от «кошки» двух «мышек», дергая их за «хвостики», а второй игрок будет пытаться поймать сразу двух «мышек», стараясь накрыть их двумя стаканчиками (он будет держать по стаканчику в каждой руке). В этом случае на стол нужно будет выложить по две «мышки» одинакового цвета (общее количество «мышек» можно оставить тем же).

Примечание. По сути в эту игру можно начинать играть и в более раннем возрасте, важно лишь упростить ее. Если в «Кошку и мышек» играют дети 2—3 лет, то достаточно просто предложить им спрятать от «кошки» «мышку» определенного цвета (цвет называет ведущий). С возрастом дети станут более ловкими, и тогда им, конечно, можно будет предложить и усложненный вариант этой игры.

Волшебные крышечки

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: научить детей распознавать разные цвета, соотносить между собой одинаковые по цвету предметы. Кроме того, игра способствует развитию моторики пальцев.

Необходимое оборудование: игрушка, «от лица» которой будет проводиться игра (наш вариант — Зайка, но можно использовать любую другую игрушку из тех, которые можно надеть на руку и с помощью которых можно показать кукольный спектакль), разноцветные крышечки от пластиковых бутылок, мешочек из плотной ткани. Крышечки (без надписей) нужно накрутить на горловину бутылки с кольцом (оно остается на горлышке после открывания бутылки). Горловину нужно отрезать от бутылки в месте, где заканчивается резьба, срез обработать с помощью наждака или шкурки, чтобы ребенок не поранился.

Ход игры (в нее можно играть всей группой). Воспитатель представляет детям Зайку, объявляет, что Зайка принес детям новые игрушки. Крышки высыпаются из мешочка, каждый участник игры получает по крышечке и рассматривает ее. Зайка предлагает поучиться откручивать и закручивать крышку. После того как дети проделывают это несколько раз, Зайка предлагает детям открутить крышки и положить их в мешочек. Крышки складываются, мешочек несколько раз встряхивается, чтобы крышки перемешались. У каждого участника игры остается горловина от бутылки с надетым на нее кольцом.

Детям предлагается по очереди подходить к мешочку и доставать оттуда крышку, не заглядывая внутрь. Конечно, скорее всего игроку достанется крышка другого цвета, чем кольцо. В этом случае игрок должен поискать, у кого из ребят есть кольцо того же цвета, и отдать крышечку ему.

В конце игры Зайка хвалит детей за то, что они справились с заданием (правильно накрутили все крышечки на горловины) и помогали друг другу.

Примечание. Игру можно разнообразить. Например, можно не складывать крышечки в мешочек, а разложить их в помещении на полу или на предметах мебели. Тогда игра получится не только развивающей, но и подвижной: детям придется побегать, прежде чем они смогут найти крышечку «своего» цвета. Можно также заранее накрутить на каждую горловину крышечку «не того» цвета и раздать их игрокам, которые должны потом самостоятельно обменяться крышечками. Если играют дети старшего возраста, то каждому из них можно вручить по две-три крышечки (одного цвета или разных цветов).

Бусы

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: научить детей различать предметы разных цветов, складывать их в определенном порядке по цвету. Кроме того, игра закрепляет навыки счета до 10.

Необходимое оборудование: крупные деревянные или пластмассовые бусины (с этой целью можно использовать деревянные шарики или пластмассовые контейнеры из-под шоколадных яиц со сквозными отверстиями), деревянный стержень или толстая, но мягкая проволока.

Ход игры. Воспитатель показывает детям шарики и обращает их внимание на то, что они разных цветов, после чего предлагает детям самостоятельно назвать эти цвета (если играют дети младшего возраста, то ведущий берет все объяснения на себя). Затем детям дается самое простое задание: собрать на стержень бусины одного цвета (например, желтого). Дети разбиваются на пары и выполняют задания: один насаживает бусины на стержень, а другой помогает отыскивать бусины нужного цвета. Затем ведущий дает задание собрать бусины другого цвета (например, синего). Выигрывает та пара, которая быстро и правильно набирает бусины на стержень.

Читайте также:  Развитие ребенка с проблемами зрения

Примечание. Для детей более старшего возраста (4,5—5 лет) игру можно усложнить. Ведущий может, например, попросить детей последовательно нанизывать две красные и три синие бусины, одну белую и одну зеленую, составляя различные узоры из бусин. Кроме того, сами предметы игры могут впоследствии стать поощрительными призами: ребенку можно подарить сделанное своими руками «ожерелье» или выставить его как доказательство мастерства на стенде или в другом видном месте.

«Цветные» шаги

Возраст: 6 — 8 лет.

Цели игры: закреплять знания об основных цветах, узнавать названия их оттенков, развивать подвижность и быстроту реакции у детей.

Ход игры (играет 8—10 человек, один из них исполняет роль ведущего). Участники игры становятся в ряд, ведущий отходит примерно на 7—8 м от них и поворачивается к ним спиной. Потом дает команды участникам игры, например, такие: «Всем, у кого в одежде есть желтый цвет, сделать три шага вперед». После этого ведущий поворачивается и наблюдает за правильностью выполнения его задания (участники игры должны показывать на себе нужный цвет). Затем ведущий отворачивается и дает следующую команду, например: «Всем, у кого есть синий цвет в одежде, сделать шаг назад». Поскольку этот цвет может оказаться и у тех, кто перед этим делал шаги вперед, расстановка участников на игровом поле сразу же меняется. Тот, кто сможет первым добраться до ведущего, меняется с ним местами, а ведущий занимает место среди остальных игроков. Игра начинается заново.

Белые прятки

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развивать у детей умение распознавать разные предметы одного и того же цвета. Игра развивает внимание и наблюдательность.

Необходимое оборудование: различные предметы белого цвета (игрушки, кубики и т. д.), всего пять—шесть предметов.

Ход игры (в эту игру можно играть зимой на улице). Ведущий — кто-то из родителей, воспитатель — перед игрой, так, чтобы не видели участники, раскладывает на площадке в снегу различные предметы белого цвета. После этого игра начинается. Ведущий объясняет, что спрятал предметы белого цвета, и предлагает их найти. Побеждает тот, кто сумеет обнаружить как можно больше спрятанных предметов.

Примечание. «Белые» прятки очень легко можно превратить в «цветные». Например, на площадке (или в помещении) предварительно можно спрятать равное количество предметов разных цветов, а по ходу игры давать игрокам команды (например, найти все предметы синего цвета или все красного и т. д.).

Собираем угощенье

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: учить детей подбирать разные предметы по цвету. Игра развивает быстроту реакции и аккуратность.

Необходимое оборудование: два разноцветных игрушечных сервиза, состоящих из одинакового количества предметов, две однотонные салфетки или небольшие скатерти, соответствующие по цвету посуде, два столика.

Ход игры. Ведущий застилает каждый из столов скатертью одного цвета и перед столами расставляет посуду из обоих сервизов, намеренно перемешав предметы. Выбрав двух игроков, ведущий объясняет правила игры. Задача игроков — по сигналу ведущего расставить посуду на столе. Обязательное условие: цвет посуды должен соответствовать цвету салфетки. В этой игре выигрывает игрок, который не только правильно выберет предметы по цвету, но и накроет на стол быстро и аккуратно.

Наряжаем елочку

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: учить детей выбирать предметы заданного Цвета. Игра развивает у детей быстроту реакции.

Необходимое оборудование: две небольшие одинаковые искусственные елочки (или две еловые ветки), разноцветные елочные украшения из небьющегося материала. Необходимое условие: должно быть одинаковое количество елочных игрушек одного цвета.

Ход игры (одновременно в ней могут участвовать два игрока, остальные — болельщики). Ведущий объявляет, что к Новому году надо нарядить елочку, но не так, как это делается обычно, а игрушками одного цвета. После этого ведущий устанавливает елочки на столе и на равном расстоянии от столов кладет коробку со сложенными в нее елочными игрушками. Чуть дальше коробки проходит стартовая черта. Затем ведущий ставит задачу перед каждым из игроков. Один, например, должен украсить елочку игрушками красного цвета, другой — синего. Игра начинается. По команде ведущего участники игры достают из коробки игрушки нужного цвета (за один раз можно взять не больше одной) и наряжают елочку. Побеждает тот, кто быстрее перебрал игрушки, правильно выбрал нужные и первым украсил елочку. После этого можно выбрать новых участников игры и дать им задание — украсить елочки игрушками других цветов (уже развешанные в предыдущей игре украшения снимать не надо). В конце игры совместными усилиями ребята нарядят елочки, которые украсят группу к празднику.

Примечание. Разумеется, остальные ребята не должны оставаться в стороне от игры, их роль — активно «болеть» за своих друзей.

Цветочная полянка

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: учить детей дифференцировать однородные предметы различных цветов. Игра развивает быстроту и ловкость движений.

Необходимое оборудование: вырезанные из цветного картона цветы (по 8—10 каждого цвета).

Ход игры. Ведущий раскладывает цветы в произвольном порядке на полу и объясняет детям, что это цветочная полянка, на которой можно нарвать красивые цветы для букета. После этого ведущий выбирает игроков и дает им задание: каждый игрок должен собрать на полянке цветы какого-то одного цвета. На счет «Раз! Два! Три!» (считают громко хором все остальные) игра начинается: игроки должны быстро пробежать по «полянке» и собрать все цветы заданного ведущим цвета. Побеждает тот, кто сделает это быстро и правильно. После этого дети говорят: «Полянка, расцветай!», и ведущий вновь раскладывает цветы на полу, после чего выбирает новых игроков, и игра возобновляется. Играть в нее можно, пока не надоест.

Цветные дорожки

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей цветовое восприятие. Кроме того, игра способствует развитию зрительного внимания и памяти.

Необходимое оборудование: три одинаковых комплекта цветных кубиков, или вырезанных из цветного картона квадратиков, или других геометрических фигур.

Ход игры. В игре одновременно принимают участие два человека. Кроме того, необходим ведущий, роль которого с успехом могут сыграть родители, воспитатель или учитель. Ведущий и игроки берут себе по комплекту кубиков, после чего игра начинается. Для начала ведущий раскладывает кубики в линию вплотную друг к другу в произвольном порядке. Дав игрокам 15—20 секунд посмотреть на получившуюся комбинацию кубиков, он закрывает свою цветную дорожку. Задача игроков — повторить действия ведущего, составив кубики в том же порядке, в точности воспроизведя сочетание цветов. После этого дорожка ведущего открывается и игроки сверяют с ней то, что у них получилось. Выигрывает тот игрок, который выполнил дорожку лучше другого. Если же верно сложили дорожки оба игрока, то побеждает тот, кто сделал это быстрее.

Примечание. Можно придумать немало вариантов этой игры, усложнив ее. Например, можно постепенно увеличивать количество кубиков, задействованных в игре. Так, допустим, начать с небольшой дорожки из 5 кубиков и постепенно увеличивать их количество до 15 и даже 20. А еще можно задействовать в игре кубики только двух-трех цветов, причем раскладывать их в определенной последовательности, например: красный + синий + красный + синий + красный. Постепенно количество цветов следует увеличивать и кубики раскладывать уже не в некоей последовательности, а совершенно произвольно. Также можно ввести в игру и разные геометрические фигуры: кубики чередовать с конусами и пирамидами, квадратики — с кружками, треугольниками и ромбами.

В последнем случае игра будет выполнять двойную задачу: учить детей воспринимать не только цвет предметов, но и их форму, развивая их память и зрительное внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие восприятия формы для старших дошкольников

Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Малоподвижные игры для детей 5-7 лет в детском саду

Логические игры для детей 5-8 лет

Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник