Игры и упражнения направленные на познавательное развитие ребенка

«В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть».

«Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, координация слухового и двигательного анализаторов.

Описание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами взрослого: «земля» — руки вниз; «вода» — руки вытянуты вперёд; «воздух» — поднять руки вверх; «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет.

Описание: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

«Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Описание: играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным.

Примечание: можно провести аналогичные игры: профессии, птицы и т.д. Изменить движение: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т.д.

«Смотри на руки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание: варианты движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперёд, занесены за голову и т.д.

«Будь внимателен!»

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом о пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передаёт его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока: «Какое ты слышал слово?». Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: 1 хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); 2 хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, руки между ногами на полу); 3 хлопка – возобновить ходьбу.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: дети становятся в круг, в середину которого входит один игрок – водящий. Ему завязывают глаза. Игроки ходят по кругу, затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы стали,

Ты загадку отгадай,

Кто тебя позвал – узнай!

Ведущий молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, игра продолжается.

«Мамины помощники»

Цель: развитие словесной памяти.

Оборудование: предметные картинки из настольных игр.

Описание: воспитатель берет на себя роль мамы. Дети — помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.

«Запрещённое движение»

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками  педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.

«Кричалки – шепталки – молчалки»

Цель: развитие восприятия, произвольности поведения.

Оборудование: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, жёлтого и синего цвета.

Описание: изображения ладоней – это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь – «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; жёлтая ладонь – «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя – «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью.

Примечание: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать.

В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчалку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку».

«Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал: музыка (марш).

Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесёнными шёпотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например, «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!».

Читайте также:  Метод развития ребенка монтессори

Примечание: примеры команд: присесть; наклониться вперёд и вытянуть руки вперёд; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

«Радуга»

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Оборудование: круги разного цвета.

Описание: ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, дети хлопают в ладоши, если нет – топает ногами.

«Парные картинки»

Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки (по 2 шт.).

Описание: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.

«Отгадай, чей голосок»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий. По сигналу ведущего дети начинают двигаться по кругу, напевая:

Вот построили мы круг,

Повернёмся разом вдруг.

(поворачиваются и двигаются в обратную сторону)

А как скажем: «Скок, скок, скок» —

Отгадай, чей голосок.

Слова «Скок, скок, скок» говорит только один игрок, которого можно обговорить заранее или на которого укажет ведущий. После этого водящий открывает глаза и старается отгадать, кто произнёс слова «Скок, скок, скок». Если он правильно отгадывает, то тот, чей голос отгадан, заменяет водящего, и игра повторяется.

«Запомни пару»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались.

Описание: «Посмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».

«Расставить посты»

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Описание: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Примечание: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребёнок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно.

«Художник»

Цель: развитие наблюдательности (для детей 5-6лет).

Описание: ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

«Дотронься до…»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

Описание: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», — а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.

Примечание: после того, как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.

«Скучно, скучно так сидеть»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Описание: Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

«Числа заблудились»

Цель: тренировка внимания, умения работать в группе.

Описание: ведущий раздаёт детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.

«Канон»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: играющие стоят по кругу. Под хороводную песню «Селезенюшка» дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.

«Деление целого на части»

Цель: развитие умения анализировать.

Описание: ведущий называет детям слова (например, дуб, лиса, ромашка, апельсин, лук, лес, машина и др.). Задание: поделить предмет на части. Например, дуб – целое, а части – ствол, ветви, сучья, листья и т.д.

«Один – много»

Цель: развитие быстроты мышления.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймавший мяч, возвращает его ведущему, называя это слово во множественном числе.

«Назови соседей»

Цель: развивает скорость мыслительных процессов.

Описание: игроки сидят по кругу. Ведущий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счёта в пределах 10, развитие мышления.

Оборудование: мяч.

Описание: в соответствии с командами взрослого, ребёнок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру. Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Например, я скажу «пять» и брошу мяч одному из вас, он продолжает: «шесть, семь, восемь, девять, десять». Начинаем играть».

«Слушай и исполняй»

Цель: переключение внимания.

Описание: ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности.

Вариантом служит включение большого количества движений или повтор их в обратном порядке.

«Тень»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: звучит музыка А. Петрова «Зов синевы» (из кинофильма «Синяя птица»). Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок—это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка в дошкольном возрасте

«Запомни порядок»

Цель: развитие зрительной произвольной памяти.

Описание: игроки выстраиваются друг за другом в «паровозик». Водящий смотрит на «паровозик» в течение одной минуты и старается запомнить порядок «вагонов». Затем отворачивается и перечисляет игроков по именам так, как они стояли.

«Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Описание: Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

«Разведчики»

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Описание:

Вариант 1: из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные – «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчики» проходят между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком».

Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т.д.

«Кто что сделал?»

Цель: развитие наблюдательности.

Описание: четверо играющих стоят рядом друг с другом. Под музыку Д. Кабалевского «Веселая сказочка» они по очереди выполняют различные движения и повторяют их 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

«Рисуем по памяти узоры»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: на листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

«Воспроизведение геометрических фигур»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13*10см.) для каждого ребёнка.

Описание: детям предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры и постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и вы на листе бумаги должны будете по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

«Поиск закономерностей»

Цель: развитие логического мышления.

Описание:

  1. Продолжить перечень слов. Как можно назвать одним словом следующие предметы:
  1. март, апрель, май, июнь … — месяцы.
  2. хлеб, молоко, колбаса, макароны … — продукты.
  3. стол, стул, шкаф, диван … — мебель.
  4. ромашка, василёк, одуванчик, лютик … — полевые цветы.
  5. туфли, сапоги, валенки, сандалии … — обувь.

холодильник, утюг, пылесос, телевизор … — бытовые электроприборы…. И т.д.

«Третий лишний»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существенных признаков.

Описание:

  1. яблоко, вишня, помидор;
  2. час, килограмм, минута;
  3. козлёнок, корова, телёнок;
  4. шапка, шарф, кепка;
  5. мыло, веник, мочалка;
  6. карандаш, стакан, ложка;
  7. кастрюля, сумка, чемодан;
  8. колбаса, молоко, молоток;
  9. телевизор, холодильник, диван;
  10. кошка, собака, волк.

При выполнении упражнения просить детей обосновать свой выбор.

Источник

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа

«Черемышский детский сад»

Составитель:

воспитатель

Широкова О. И.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………3

Игры, направленные на развитие восприятия………..5

Игры, направленные на развитие внимания и памяти.7

Игры, направленные на развитие мышления……….12

Игры, направленные на развитие воображения……..14

Список литературы……………………………………15

Пояснительная записка

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Известно, что к 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, то есть значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.

В сборнике представлены игры, направленные на познавательное развитие дошкольников. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение:

игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;

игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;

игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания;

основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие;

интенсивно развивается воображение, в результате овладения «новыми» видами деятельности.

Данный сборник будет интересен воспитателям детских садов, родителям.

Игры, направленные на развитие восприятия.

«Спрячь мышку»

Цель: формировать у детей представления о шести цветах (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый).

Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

«Составь картинку»

Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.

Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.

Ход игры:

Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям при беремености

«Оденем куклу»

Цель: учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически действовать с ними, определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т.д.).

Оборудование: предметы натуральной одежды и кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто, шапка, шарф и др.); кукла.

Игры, направленные на развитие внимания и памяти.

«Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

«Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

 «Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

«Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

«Рыбаки»

Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.

Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

Игры, направленные на развитие мышления.

«Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка).

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

«Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех, шишка, ваза – тюльпан гвоздика).

На магнитной доске прикреплены картинки. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

«Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игры, направленные на развитие воображения.

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?»

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Так не бывает!»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную.

Список литературы

  1. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2003. 
  2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2002.
  3. Игры в детском саду/Для дошк. возраста. — М. — Минск: ООО Изд-во ACT — Харвест, 2000.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
  5. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

Источник