Игры для ребенка 3 года со звуком
Ольга Викторовна Жукова
Речевые игры для детей 3–4 лет. Игры на развитие звуковой культуры речи
Игры на развитие звуковой культуры речи
«Что звучит?»
Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
«Что звучит?»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
___
«Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа.Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход:Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина,она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?»Дети громко произносят: «би-би».Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?»Дети тихо произносят: «би-би».Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
Листопад (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
— Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер — разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер — подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
— Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
Летят снежинки
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
— Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
«Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях.Взрослый говорит: «Дети, посмотрите,какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.
Звуки вокруг нас
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.
– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!»Самолет в небе гудит: «У-У-У!»А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.
Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
Змейка.
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке.Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
Насос.
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.
– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!
Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
Сдуй шарик
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры:Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться.Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
Источник
Тренируем фонематический слух у детей разного возраста.
Чтобы учиться читать и писать без особых проблем, правильно воспринимать и понимать слова, овладевать любым иностранным языком, ребенок должен уметь различать звуки. По-научному это называется фонематическим слухом. Как его развивать у детей разного возраста, рассказывает психолог и дошкольный педагог Светлана Пятницкая.
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Как формируется фонематический слух у детей? Конечно, на практике: при восприятии чужой устной речи, при собственном проговаривании слов. Когда он хорошо развит, ребенок умеет различать на слух звуки речи, а в дальнейшем — правильно их воспроизводить, соотносить буквы и звуки. Именно поэтому очень важно, чтобы родители много говорили с детьми, читали им простые стихи уже с самых ранних лет, еще до школы. Учите малышей различать звуки в форме веселых игр.
Для детей 2−3 лет
Цель игр в этом возрасте — поддержать внимание и интерес малыша к звучащей речи, побуждать его повторять за взрослым. Начните с игры «Кто тебя зовет?». Вам понадобятся мелкие игрушки в виде различных животных или картинки с их изображением. Поместите игрушки или картинки в коробочки: это будут домики для животных. По очереди откройте каждую коробку и покажите игрушку. Назовите ее и произнесите соответствующее звукоподражание: «Это утка. Она крякает: „Кря-кря“, а это корова, и она мычит: „Му-му“». Предложите малышу повторить эти звуки: «Как разговаривает лягушка? А собака?». Затем уберите животных «по домам» и скажите малышу: «Они хотят поиграть с тобой. Угадай, кто тебя зовет?». Позовите малыша от имени каждого персонажа. Игру можно усложнять, добавляя новых животных.
Для детей 3−4 лет
В игру «Молоточки» вы можете играть где угодно, для нее не нужен реквизит. Вы говорите малышу: «У меня есть большой молоток. Он стучит так: „Тук-тук-тук“. У меня есть маленький молоточек. Он стучит так: „Тюк-тюк-тюк“». Попросите малыша закрыть глаза и определить, какой молоток сейчас стучит. Произнесите соответствующие звуки.
В игру «Мама и ее детеныш» тоже можно играть в любом месте, вам нужно только хорошо знать текст. Вы говорите: «Жила-была кошка. У нее родился котенок. Мама-кошка стала учить своего детеныша-котенка мяукать. Кошка мяукала громко: „Мяу-мяу-мяу!“. А котенок тихо повторял: „Мяу-мяу-мяу“. Увидел котенок бабочку, побежал за ней. Кошка заметила, что котенок убежал, и стала его звать. А как? Громко: „Мяу-мяу“. А котенок ей в ответ замяукал. Как? Тихо: „Мяу-мяу“. Вернулся котенок к маме. Стала она его хвалить, что услышал ее. Покажи, как она его хвалила? А как котенок ей отвечал?». Усложните игру: добавьте в нее других животных. Если игроков много, можно раздать малышам карточки с изображением животных и их детенышей. По очереди «мамы» громко зовут «детей», а те, в соответствии со своими карточками, отвечают им.
Для детей 4−5 лет
Очень полезная игра, которая развивает четкость произношения, — «Повторялки». Разучите такое веселое двустишие:
За-за-за — во дворе стоит коза.
Зу-зу-зу — не боюсь я ту козу!
Детям очень нравится рифмовать слова. Поощряйте их фантазию! Вы вышли на улицу и увидели колесо — трактора, большой машины, просто покрышку, вкопанную в землю. Обратите внимание малыша на колесо, при этом показывая руками, насколько оно большое: «Со-со-со — вот какое колесо!». Предложите общаться какое-то время только так: «Ба-ба-ба — мама, дай мне хлеба! Та-та-та — кушай, сын, пожалуйста».
«Сложный мяч». Если вы играете вдвоем, встаньте напротив ребенка, если детей несколько, пусть они окружат вас. Бросайте каждому участнику по очереди мяч, произнося при этом любой слог. Задача участника — поймать мяч и бросить его вам обратно, четко повторив слог.
Для детей 5−6 лет
«Поймай звук». Перед игрой договоритесь, что вы охотники: будете ловить звуки. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши только в том случае, если в слове есть выбранный звук. Допустим, звук [ш]. Вы говорите, делая паузы: «Кошка, мышка, ручка, мошка, кочка, лапша, река, камыш, мартышка, шуба». Первое время стоит интонационно выделять нужный звук, произнося его как долгий.
«Стоп». Дети превращаются в разных животных: слонов, зайцев, медведей. Имитируя движения выбранного животного, они гуляют по комнате. Вы называете слова, похожие по звучанию. Как только дети услышат среди них слово «Стоп», они должны замереть. Например: «Стон, стул, стоп, стук, стоп, стол, сток, стоп».
Для детей 6−7 лет
«Найди звук». Вы называете цепочку из трех слов. Задача ребенка — найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «Кот, рот, мост» это будет [о]. Игру можно усложнить, добавив четвертое слово, в котором нет общего с остальными звука. Тогда задача ребенка — найти лишнее.
«Чистоговорочки». Для этой игры можно выбрать любое четверостишие из произведений Агнии Барто или использовать подобные чистоговорки:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Попросите ребенка произнести эти строки разными способами: шепотом, обычным голосом, громко, медленно, чуть быстрее, очень быстро.
Для детей 7−8 лет
«Веселое предложение». Нужно составить предложение, все слова в котором должны начинаться с одного звука. Например, [б]: «Баран Баранович бодал бока бедняги Бобика». В эту игру особенно забавно играть в компании: пусть каждый произносит по слову, чтобы в итоге получилось связное предложение. Кто быстрее и длиннее придумает предложение, того можно поощрить небольшим подарком.
«Прятки». Эта игра интересна в новой, непривычной обстановке, например в магазине или поликлинике. Ребенок должен увидеть и назвать как можно больше предметов, внутри которых «прячутся» определенные вами звуки. Например, предметы, начинающиеся со звука [п] — полка, со звуком [м] в середине слова — лампа, и так далее. Можете посоревноваться: выберите один звук и находите слова с ним по очереди. Победит тот, кто назвал больше.
Эти игры позволят не только развить и закрепить навыки правильного произношения и восприятия звуков, но и весело провести время. Ведь форма игры для ребенка понятна и естественна и не вызывает протеста, как это может быть с другими занятиями.
Читайте также:
Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети
Весь декабрь телеканал «О!» дарит подарки!
6 причин, почему наши дети не любят читать
Источник
Логопедические игры для детей – это система разнообразных методик, способствующая полноценному и всестороннему развитию ребёнка. Каждое занятие рассчитано не только на развитие речевого комплекса, но и на тренировку памяти, а также расширение словарного запаса.
В трёхлетнем возрасте дети уже хорошо знают многие понятия и свойства предметов, их пассивный словарный запас расширяется до 1,5 – 2 тысяч слов. Но им по-прежнему трудно производить сложные фонетические приёмы: разделять слова на слоги, выделять отдельные звуки. Поэтому многие дети начинают заниматься словотворчеством, теряют или переставляют отдельные звуки, а иногда и целые слоги, путают ударения, сокращают сложные для произношения слова. Исправить ситуацию помогают логопедические игры, которые активизируют сразу несколько участков головного мозга.
При этом совершенно необязательно ежедневно посещать кабинет логопеда. Многие развивающие игры можно проводить в привычной для ребёнка обстановке, не отвлекаясь от основных домашних занятий.
Игры для развития дыхания
Это группа игр, направленная на развитие речевого дыхания, которое, в свою очередь, оказывает влияние на силу голоса, артикуляцию и чистоту произношения звуков.
Эта игра позволяет тренировать плавность выдоха, развивает умение контролировать силу выдоха. Для организации понадобится:
- ватный шарик;
- ровная, гладкая поверхность;
- предмет, выполняющий роль ворот.
При желании можно соорудить небольшой макет футбольного поля или использовать подручные материалы, разместив их на письменном или обеденном столе.
Ворота располагают на расстоянии 30 см от ребёнка. Задача – задуть шарик в ворота. Для первых игр лучше выбрать ворота большого размера, а затем постепенно уменьшать их размер, усложняя задачу. В процессе задувания нужно стараться выдыхать воздух, произнося звук «Ф».
Игра тренирует силу выдоха и мышцы губ. В качестве реквизита можно использовать:
- ручки или карандаши;
- свечи для торта;
- бумажные или ватные шарики.
Предмет должен быть относительно лёгким и подвижными. Его располагают на ровной гладкой поверхности и предлагают посоревноваться, у кого получится сдуть предмет дальше.
В процессе этой логопедической игры ребёнок учится менять силу и направление выдоха, а также тренирует мышцы губ.
Для проведения понадобится:
- неглубокая, но широкая ёмкость с водой;
- любой предмет, который может выполнить роль флажка, буйка или маяка;
- бумажный кораблик.
Таз с водой располагают на удобной для ребёнка высоте и предлагают отправить кораблик в путешествие к дальним берегам (флажку или буйку). Флажок нужно устанавливать в разных местах, чтобы поменять направление движения.
В процессе сдувания кораблика ребёнок должен практиковать разные техники: плавный выдох (губы растянуты, как при произношении звука «Ф»), сильный выдох (губы вытянуты в трубочку).
Эта логопедическая игра способна надолго увлечь вашего ребёнка. Однако, такое, казалось бы, баловство не только весёлое, но и полезное. Оно отлично стимулирует развитие сильного целенаправленного выдоха.
Для её проведения понадобится обычный стакан и соломинка.
Ребёнок должен дуть в стакан, наполовину наполненный водой, через соломинку для коктейля, стараясь устроить сильную «бурю» на одном выдохе. При этом губы нужно вытянуть трубочкой, нельзя раздувать щёки или делать дополнительный вдох.
Предложите малышу дуть с разной интенсивностью: чуть слабее и сильнее.
Цель этой игры – тренировка глубокого вдоха через нос.
Необходимый реквизит: любые продукты с ярким, хорошо выраженным запахом. Например, апельсин, банан или груша.
Задача ребёнка – глубоко вдохнуть аромат носом, а на выдохе произнести «как вкусно» или «как хорошо пахнет».
Если ребёнок уже умеет различать овощи и фрукты, игру можно проводить с закрытыми глазами, стараясь угадать, какому продукту принадлежит запах.
Игры на активизацию словаря
Эти логопедические игры направлены не только на развитие произношения отдельных звуков, но и на активизацию речевого процесса в целом. Они помогают формировать связную речь и развивать длительные высказывания.
Игра учит употреблять существительные и развивает логическое мышление. Для её проведения потребуются недорисованные картинки известных ребёнку предметов или животных.
Показывая картинку, взрослый спрашивает, что забыл нарисовать художник, а малыш должен дать на него развёрнутый ответ. Например, «Чего не хватает орлу?» «Орлу не хватает крыла». Или «У орла нет крыла».
Цель игры — развить мыслительные процессы, используя базу пассивного словарного запаса. Начинать лучше с простых и доступных ребёнку понятий. Например, шкаф высокий, а тумбочка – низкая. Чтобы занятие получилось более увлекательным, понадобится мяч, одновременно подключая и развитие координации. Бросая его, взрослый говорит какое-то слово, а малыш, возвращая мяч произносит слово-антоним.
Игра помогает расширить словарный запас и развить речевое внимание. По сути, это знакомая всем игра в магазин, только в данном случае продавать и покупать нужно товары, для которых можно подобрать обобщающее слово.
Например, посуда для масла – маслёнка, посуда для супа – супница, посуда для хлеба… и так далее.
В процессе игры ребёнок должен стать как покупателем, так и продавцом, закрепляя полученные знания и проговаривая новые слова.
Цель этой логопедической игры в том, чтобы научить ребёнка словообразовательному процессу, расширить словарный запас, укрепить память и внимание. Ещё одна игра с мячом.
Родитель, бросая мяч, называет животное-маму, а малыш должен назвать животное-детёныша. Например, львица — львёнок, мышь – мышонок. Усложнить игру можно, изменив правила перебрасывания мяча.
Закрепить знание глаголов и разнообразить досуг ребёнка поможет логопедическая игра, в которой малыш должен назвать действие, свойственное какому-либо животному. Родитель называет животное и спрашивает, как передвигается животное. Например, кенгуру – прыгает, змея ползёт.
Чтобы игра получилась более увлекательной, ребёнок может не только называть действие, но и показывать его. Также процесс можно визуализировать, играя с карточками-изображениями животных.
Игры на развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это умение человека выделять определённые звуки и запоминать их. Логопедические игры данного этого направления очень нравятся детям, так как дают для фантазии и самостоятельной работы.
К трём годам ребёнок уже хорошо знает голоса животных и умеет их различать. Поэтому игра в угадайку служит в качестве закрепления навыков идентификации звуков и развития мыслительной деятельности.
Родитель воспроизводит звук и просит малыша назвать животное, которое его издаёт. Дополнить игру можно картинками. Так ребёнок сможет не только назвать, но и визуализировать животное.
В процессе игры ребёнок учится дифференцировать звуки. Также эта игра развивает слуховое внимание. Для её проведения понадобятся предметы из разных материалов: железо, стекло, дерево, бумага и другие.
Вначале ребёнок должен назвать все предложенные ему предметы и услышать звук, который они издают. Затем взрослый прячет предметы под стол или отгораживает их ширмой и повторяет звуки в произвольном порядке. Малыш должен определить, какой предмет издаёт такой звук и сказать его название.
Игра поможет развить внимание, выучить новые звуки и научится их идентифицировать в разговорной речи. В рамках одного занятия прорабатывают один звук, услышав который ребёнок должен отреагировать.
Например, задание поймать все звуки «В». Взрослый громко и разборчиво произносит слова (шоколад, моркоВь, апельсин, карусель, Варежки и т.д.), а малыш, услышав звук «В», должен хлопнуть в ладоши.
В процессе игры развивается логическое мышление и закрепляется знание звуков. В данном случае ребёнок должен суметь собрать слово из отдельных звуков. Родитель чётко произносит звуки по порядку (С-У-П, Д-О-М, С-О-Б-А-К-А), а малыш старается сопоставить фонемы и назвать слово целиком.
Эта игра помогает расширить словарный запас, тренирует память и помогает правильно идентифицировать звуки. Задача проста – называть слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Арбуз – зуб – бык – конфета и так далее.
На ранних этапах развития дети любят повторять односложные выражения или придуманные слоги. Достаточно направить деятельность ребёнка в нужном русле. Например, предложить называть цепочки слогов с нужной буквой: са-за-са, за-са-за, ра-ла-ра, ла-ра-ла и так далее. Если цепочка из трёх слогов даётся трудно, её можно сократить до двух повторений: та-да, да-та, за-ща и т.д.
Не стоит забывать и о мелкой моторике, которая также способствует развитию речи. Например, можно предложить ребёнку поиграть в «золушку» и разложить небольшое количество смешанных круп в разные банки. Положительный эффект оказывает и гимнастика для языка, благодаря которой можно освоить механику произнесения сложных звуков.
Не всегда игры с ребёнком проходят по намеченному плану. К этому нужно быть готовым и стараться любую ситуацию воспринимать в положительном ключе, в частности:
- не настаивать на проведении игры, если ребёнок рассеян или в плохом настроении. Лучше сменить игру или отложить её на какое-то время, позволив малышу заняться тем, чем он хочет;
- не ругать, если не получается выполнить задание. Возможно, был выбран сложный уровень или нужно придумать более интересную подачу;
- похвала тоже должна быть умеренной. Отмечать успехи ребёнка нужно каждый раз, когда ему что-то хорошо удаётся;
- длительность игры регулируется индивидуально, но лучше заниматься понемногу каждый день;
- подбирать игры, которые отвечают уровню развития. Не нужно стесняться начинать со слишком простых занятий, в результате они принесут больше пользы;
- повторять упражнения независимо от результата. Только систематические занятия дадут положительный результат.
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому образовательный подход должен быть максимально адаптированным под его увлечения и способности. Приведённые выше техники лучше проводить системно и совмещать несколько заданий в рамках одного занятия. При этом каждая игра должна быть совместной работой родителя с ребёнком и обоим приносить только удовольствие.
Источник