Игры для развития возможностей ребенка
любовь жидова
Игры, помогающие развитию детей
Игры, помогающие развитию детей
Игра развивает у детей жизнерадостный и здоровый образ жизни, создавая положительные эмоции. Игра помогает общению между детьми и взрослыми, а также учит творчески мыслить, творить и понимать окружающий мир, что особенно ценится для развития здоровых и жизнерадостных малышей.
Для развития заинтересованности, ребёнку необходимо дать возможность играть не только игрушками, но и с различными безопасными предметами, имеющими разные формы и цвета, состоящими из разных материалов, такими как баночки с крышками, различные коробочки и ложки. При таком соотношении игрушек, малышу необходимо сосредоточиться на какой-то одной игрушке, поэтому много игрушек для игры давать не надо.
Во время игры, общаясь с близкими людьми, дети практически познают мир. С раннего детства, у детей проявляется забота, внимание и нежность не только друг к другу, но и к животным благодаря играм с игрушками и различным предметам. Зарождение новой игры происходит в тот момент, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, основой которой является приобщение к миру людей и к природе, воспроизводя понятные для него события, происходящие в настоящей жизни.
В своих играх, дети дошкольного возраста стараются приблизить свою мечту и изображают в игре события «настоящей жизни», стараясь показать, какие впечатления их по-настоящему обрадовали, удивили, огорчили или заинтересовали.
В младшем возрасте, дети до трёх лет, играют в игрушки без сверстников. Они стараются играть и ждут поддержку, и помощь от взрослых, а также ожидают поощрения за свои старания. В таких ситуациях необходимо незаметно поддержать играющих и поставить перед ними новую задачу, чтобы одной игрушкой играть по-разному, преобразуя старые игры в новые. Новая идея для игры может заключаться в том, что машинку можно не только катать по полу, но перевозить на ней кубики и различные палочки для строительства кукольного домика или мостика через нарисованный ручеёк.
Дальнейшая игра будет зависеть от фантазии играющих детей и главное то, чтобы взрослые не запрещали использовать безопасный бросовый материал, которым дорожат дети. Положительное отношение детей к палочкам, фантикам, чуркам помогает развитию воображения и развивает творческие способности, так как в игре в любой момент недостающий предмет может быть заменён на другой, который имеется в наличии.
Постепенно в играх детей речевая деятельность начинает занимать лидирующее место и отдельные эпизоды в играх проговариваются, а не играются. После посещения театра или просмотра телевизионных передач, а также играя со сверстниками, дети получают много впечатлений и учатся передавать их другим.
В индивидуальных играх содержание становится богаче из-за развития фантазии, так как детвора старается проявить максимум старания для решения поставленной задачи.
Наравне с индивидуальными играми дети стремятся играть со сверстниками. Коллективные групповые игры более динамичные и помогают испытывать радость от общения с друзьями. Интересными становятся игры, в которых участвуют дети старших и младших возрастов. Младшие дети в таких ситуациях учатся у старших, а старшие придумывают различные содержания игры, считаясь с возрастом малышей.
Дружеская атмосфера в игре помогает снять напряжённость не только в отношениях детей, но и у взрослых. Игра является хорошим помощником для взрослых в воспитании детей.
Источник
Игра – самое любимое и главное занятие каждого ребенка. Данный вид деятельности занимает основную часть времени малышни. Самое важное, что игра позволяет не только интересно проводить время, но и развиваться в физическом и психологическом плане, помогая становлению индивидуальности и стимулируя раннее развитие дошкольников. Это лучшее средство для формирования основ эмоционального отношения к окружающей действительности.
Неоценимое достоинство таких забав – возможность ребенка реализовать себя как личность в своей среде обитания. В ходе игрового процесса малыш демонстрирует свою общественную жизнь. Это помогает выразить эмоции и наладить общение со сверстниками.
Игра необходима каждому ребенку не только как средство развития, но и как своеобразная школа жизни. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют!
Игра в развитии ребенка
Игры бывают разными. Каждая отдельная забава развивает конкретные способности и возможности ребенка. Так, подвижные игры, отличающиеся разнообразием замыслов, правил, характером выполнения движений, укрепляют здоровье и иммунитет. Кроме того, они полезны для развития движений и координации.
Строительные игры необходимы для развития конструктивных способностей, а также для подготовки к овладению в будущем трудовыми умениями и навыками. Строить можно из чего угодно, но чаще всего в виде строительных материалов выступают песок, кубики, конструктор и даже книги. Чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал, используемый в строительстве.
Кроме вышеперечисленных игр, существуют еще и дидактические. Они наиболее значимы для развития ребенка, ведь специально разрабатываются для обогащения познаний крохи естественнонаучными знаниями. Также каждая дидактическая игра развивает те или иные психические качества и свойства: наблюдательность, память и внимание.
То ли дело сюжетно-ролевые потехи! Они учат детей подражать бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игра в школу, дочки-матери, магазин, больницу и многие другие. Эти забавы имеют не только познавательное значение, но также развивают инициативность, творчество и наблюдательность.
Развлечения для дошкольников
Для развития ребенка дошкольного возраста игра – это лучшее средство, которое помогает открыть то, что не дано другим видам деятельности. Игровые процессы имеют большое влияние на детскую психику.
Игра чем-то похожа на фокус, в котором собираются и трансформируются те или иные стороны психической жизни ребенка. В каждом новом фокусе открываются отдельные черты характера, предварительно сформировавшиеся и проявившиеся через грани развлечения.
Наличие ролей расширяет, обогащает и углубляет личность малыша. При этом важно, чтобы взрослые следили за происходящим действием, корректируя поведение ребенка, поощряя верные решения, задавая наводящие вопросы, подсказывающие выход из сложившейся ситуации. Кроме того, наблюдение за развлечением детей позволяет выявить упущенные моменты в воспитании в целом.
Игры улучшают когнитивное, физическое, социальное и эмоциональное состояние детей. Дошкольники с удовольствием принимают участие в таких развлечениях. Если же такового желания до сих пор не появилось, то, возможно, родителям необходимо взять на себя инициативу по организации забав, которые со временем увлекут малыша больше гаджетов. Важно не только организовать игровое пространство, но и активно участвовать в потехе. Так можно непосредственно принимать участие в воспитании и обучении своего ребенка.
С мальчиками, которые любят машинки, можно играть в настольную игру в виде дорожной карты с правилами движения, знаками, пешеходами и возможностью обогнать соперника. В такой игре ребенок учится не только соблюдать правила игры и дорожного движения, но еще учит цвета, формы, геометрические фигуры, счет. Данную забаву можно организовать собственными силами. А лучше привлечь к работе малыша, который впоследствии с еще большим энтузиазмом будет «гонять» по собственноручно созданной трассе.
Если же на создание настольных пособий нет времени, то их можно купить, благо ассортимент производителей и продавцов позволяет выбирать развлечения для развития детей разных возрастных групп, способностей и половой принадлежности.
Однако, покупая различные игровые пособия, родителям следует помнить, что без участия взрослых дети практически не проявляют к ним интерес. Задача мамы и папы – создать соответствующую обстановку, в которой игра использовалась бы как средство развития дошкольника.
К сожалению, сегодня родители не находят времени на совместные развлечения с ребенком. У одних причиной является торопливый образ жизни, у других – обычное нежелание заниматься развитием чада, которое перекладывается на центры раннего развития и детские дошкольные учреждения.
Игра – важное средство развития дошкольника
Игры крайне важны для развития памяти и интеллекта детей. Они учат использовать творческие способности, физические задатки, эмоциональный потенциал, познавательный интерес, которые переплетаются с развитием воображения. При помощи коллективных забав детвора с раннего возраста учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Выше уже отмечалось, что в идеале развлечение должно находиться под контролем и руководством взрослого, который бы корректировал действия участников и направлял их, как капитан корабль. При этом взрослый ни в коем случае не должен ограничивать ребятню, ставя узкие рамки, не позволяя потенциалу и творческим способностям раскрыться в полной мере.
Совместная работа детей и взрослых во время интересного времяпрепровождения дает эффективное общение. В результате можно не только помочь малышам в развитии, но и, увидев весь процесс обучения собственными глазами, понять самих детей, их точку зрения и способы решения тех или иных задач и проблем.
Социальные навыки
Сложнее всего адаптацию к школе проходят единственные в семье дети. Они окружены заботой родителей, бабушек и дедушек, а еще не умеют делиться. Причем делиться они не умеют не только игрушками, но и эмоциями. Им не знакомы понятия дружбы, поддержки и взаимовыручки. Таким детям специалисты рекомендуют играть не только в пределах семьи и детской площадки, но и в больших компаниях. Так можно оградить ребенка от дальнейших проблем, связанных с адаптационным периодом в школе.
Еще один важный социальный навык, приобретаемый во время игр, – это умение сотрудничать и путем переговоров решать разнообразные проблемы. Групповые развлечения способствуют быстрому освоению таких эмоций и чувств, как гнев, счастье, печаль, страх, волнение, разочарование и стресс.
Социальные навыки очень важны для малыша, которому в будущем придется жить в обществе. Чем более социальным будет ребенок, тем легче он адаптируется к школе и новому коллективу, а также к новой обстановке, нагрузкам, правилам жизни.
Физическая активность
Активные развлечения в физическом плане намного полезнее, чем пассивные, особенно такие как гаджеты, длительное «общение» с которыми чревато проблемами для организма и психики. Активные забавы являются прекрасной профилактикой лишнего веса, особенно если учесть современные тенденции развития детей и общества и количество людей, страдающих ожирением.
Любая активная игра способствует выходу энергии, которую нельзя растратить, играя в компьютерные игры. Чем раньше ребенок поймет, что активное времяпрепровождение может быть веселым и естественным, тем легче ему будет в дальнейшем придерживаться здорового образа жизни. Также в ходе активных забав легко развивается моторика рук, играющая важную роль в развитии памяти и интеллекта.
Компьютерные игры
О том, насколько полезны или вредны компьютерные игры, специалисты спорят по сей день. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что компьютер и интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека. При этом использовать компьютер в развлекательных целях следует разумно не только детям, но и взрослым. Но так как речь идет именно о младшем поколении, то озадачиваться следует воздействием компьютера именно на него.
Итак, вред от компьютера может быть разного характера. Первым от компьютера страдает зрение. После – спина. Далее – психика. Список можно продолжать долго. Особенно если остановиться на таком «чуде света», как интернет. Для особо сознательных родителей разработаны специальные детские браузеры, позволяющие оберегать чадо от нежелательного контента.
Однако компьютер – это не один сплошной негатив. С его помощью можно использовать интерактивные игры. Это прекрасное средство для интеллектуального развития дошкольника.
Да, главной проблемой в «общении» с компьютером и прочими гаджетами типа смартфонов, приставок, планшетов остается время, которое ребенок уделяет устройству. О том, сколько именно времени можно проводить за компьютером без вреда для здоровья, до сих пор спорят специалисты по всему миру. И они так и не пришли к общему знаменателю.
Важно не только контролировать время, проведенное за ПК, но и развлечения, приложения, а также игры. Желательно, чтобы дошкольник проводил время за компьютером с пользой для развития. В этих целях родители должны снабжать его не только полезными приложениями, но еще и интересными. Чем больше таких развлекательно-обучающих игрушек будет у малыша, тем меньше его будут интересовать менее полезные продукты.
Источник
По мнению ученых и практических психологов, игра служит многим полезным целям. Это средство, с помощью которого дети развивают свои физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и нравственные способности.
Вот один из примеров того, как игра может помочь ребенку преодолеть возрастные страхи. Допустим, ваша дочь боится темноты. Этот страх соответствует ее возрасту – его появление не было для вас сюрпризом, но он существенно нарушает установленный порядок ее сна. Ранее ребенок не имел проблем с засыпанием, но сейчас страх темноты заставляет ее ворочаться по тридцать минут каждую ночь, что делает ее истощенной и раздражительной.
Вы пробуете все на свете, чтобы в своей комнате малышка могла чувствовать себя в безопасности. Но, кажется, ничего не помогает. Вы спрашиваете ребенка, что пугает его больше всего. Это не монстр под кроватью и не призраки в шкафу. Оказывается, это тени на стенах и пугающие мысли, которые появляются, когда гаснет свет.
Вы пробуете переставить мебель, и делаете это не единожды. Вы усиливаете освещение, убираете часть светильников, добавляете белый шум (ровный шум – звук радио на пустой частоте, шум воды, текущей из крана, вентилятора и т. д.), включаете ребенку музыку. И все равно девочка не чувствует себя комфортно и не может засыпать так быстро, как раньше.
И вот тогда вы призываете на помощь игру. Вам уже известны многие преимущества, которые она предоставляет. Но как создать такие условия, при которых ребенок сможет использовать игру для решения своей проблемы?..
Когда страх темноты становится настоящей проблемой, тематика игр приобретает новую идею – ночной походный лагерь (как один из вариантов). Вы делаете палатки из одеял, коробок и лент. Разрываете на полоски оранжевый и красный картон и осторожно укладываете их на пол около палатки – теперь это ваш костер. В свою очередь, светильники превращаются в зажженные факелы. День за днем в течение нескольких месяцев ваша дочь берет вас в поход. Она выключает свет, «зажигает» самодельные фонарики и проводит вас по жуткому лесу вокруг лагеря. Вы раскрываете тайны теней и слушаете голоса сов и других животных…
Так, через контекст игры, ребенок устанавливает контроль над своим страхом. И со временем ее боязнь темноты полностью исчезает.
Власть над страхом – это одно из многих преимуществ игры. Почему же походный лагерь в темноте помогает ребенку преодолеть страх? Дети играют не для того, чтобы избежать реалий жизни, наоборот, они играют с жизненными реалиями – в этом вся суть. Таким образом они постигают их – физически, интеллектуально и эмоционально.
Когда дети имеют возможность играть по своим собственным правилам и согласно своим собственным условиям, а также имеют на это достаточно времени, они достигают успеха и внутренне преображаются. В конце концов, игра – это ведь и есть язык детей.
Четыре преимущества игры
Когда родители находят время для огромного количества неструктурированных игр (несмотря на возможный беспорядок), дети растут и учатся не по дням, а по часам. Преимущества игр бесконечны, но следующие – самые выдающиеся.
1. Игра способствует творческому развитию
Мы привыкли думать о творчестве как о чем-то таком, что принадлежит исключительно представителям искусства. Так же и о детях, которые тянутся к музыке и живописи, часто говорят как о «творческих», но ведь дети, которые любят играть, ровно настолько же творческие, как и те, которые рисуют днями напролет.
Творчество предполагает включение воображения и нестандартное мышление. Через творческие игры дети исследуют новые идеи и интересы. Вокруг себя они создают и воплощают тот свой маленький уникальный мир, который сокровенно существует в их фантазиях.
2. Игра укрепляет взаимоотношения
Игра помогает детям учиться уважительному отношению к другим людям и развивает коммуникабельность. Посредством игры дети заводят новые и укрепляют существующие дружеские отношения. В мире спонтанных, неструктурированных игр дети могут свободно узнавать других людей и выражать свои чувства, мысли и потребности, находясь при этом в абсолютно безопасной среде.
С помощью игры тихие и спокойные дети, которых порой можно охарактеризовать как «наблюдаю и выжидаю», находят способы присоединяться к группе и чувствовать уверенность в своей способности общаться с другими детьми, черпают энергию из особой атмосферы группового общения и учатся играть вместе со своими товарищами.
3. Игра способствует снятию напряжения
Дети постоянно растут и учатся, ежедневно получая новую информацию. Хотя большая часть информации захватывающая и интересная, часть ее может быть подавляющей и гнетущей. Справиться с ней, обработать ее бывает очень трудно.
Снятие стресса – это для детей одно из важных преимуществ игры. С помощью игры они прорабатывают свои эмоции и переживания и противостоят факторам стресса. В итоге такой плодотворный процесс помогает становлению их самосознания.
Когда ребенок идет в первый класс, некоторые правила поведения в школе становятся для него стрессогенными. Хотя на уроке он старается следовать правилу тишины, ребенок видит, как другие дети нарушают это правило и начинает беспокоиться. В таком случае, он может, например, составить собственный список правил для своих домашних питомцев и, таким образом, преодолеть, побороть и преобразовать свои негативные эмоции. К тому же, научив животных своим правилам, он может тщательно контролировать их соблюдение. Так, с помощью игры ребенок полностью нивелирует свое стрессовое состояние.
4. Игра способствует развитию эмпатии и сочувствия
Игра, будь то в группе или в одиночестве, помогает детям успокоиться и подумать о других. Когда ребенок ухаживает за плюшевым мишкой, он сопереживает этому животному. Он учитывает потребности и чувства своей игрушки и действует соответственно. В групповых играх дети учатся работать вместе и выслушивать друг друга. Ведь если они этого не делают, игра быстро заканчивается.
Иногда люди считают, что некоторые дети просто, по природе своей, более склонны к эмпатии, нежели другие. Но сочувствию и сопереживанию можно учиться! И практиковать его помогает именно игра. Эмпатия – это ценный навык, который способствует установлению взаимосвязей с другими людьми; это то, что делает каждого из нас человеком. Очень важно воспитывать у детей сострадание к людям и начинать нужно с игры.
Источник