Игры для развития самостоятельности у ребенка 6 лет

Светлана Шибанова
Игры на развитие самостоятельности у детей 4–7 лет

Картотека игр

на развитие самостоятельности у детей 4-7 лет.

«Накроем стол для кукол»

Цель: Упражнять детей в сервировке стола. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 4-7 лет

Материал: кукла, кукольная мебель, кукольная посуда, предметные картинки с изображением посуды.

Содержание:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол.

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Вариант 1. Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

«Что хочет делать Маша»

Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 4-7 лет

Материал: кукла би-ба-бо, тазик, ведро с водой, мыло, кастрюля с продуктами, утюг с кукольной одеждой, лейка, совок, предметные картинки с изображением орудий труда.

Содержание:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

— Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Вариант 1. Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы.Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

«Кому это нужно?»

Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: предметные картинки с изображением орудий труда.

Содержание:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью.Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

«Выбираем работу»

Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: не предусмотрен

Содержание:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу,приговаривая:

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем

И ракеты поведем.

(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,

действуя по показу воспитателя.)

В капитаны мы пойдем,

Корабли мы поведем.

(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

В вертолетчики пойдем,

вертолеты поведем.

(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем,

Самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,

дети на эти слова идут по кругу.

В комбайнеры мы пойдем

И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.

«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 4-7 лет

Материал: предметные картинки с изображением орудий труда.

Содержание:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

— Зачем нужно растение? (Лейка.)

— Почему нужно кормить? (Птичка.)

Читайте также:  Развитие речи ребенка через познавательную активность

— Что нужно мыть? (Тарелка.)

— Что нужно чистить? (Ковер.)

— Что нужно стирать? (Платье.)

— Что нужно гладить? (Рубашка.)

— Что нужно печь? (Пирожки.)

— Что нужно менять? (Постельное белье.)

— Кого нужно купать? (Ребенок.)

Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

— Зачем засевать поля? (Зерно.)

— Зачем сажать? (Картофель.)

— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты?

— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

— Зачем ухаживать за своим телом?

«Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: не предусмотрен.

Содержание:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок.Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь — не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.

Дети угадывают действия.

«Что сначала, что потом?»

Цель: Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений.

Содержание:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

• Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

• Мытье горшка.

• Укладывание камушков на дно горшка.

• Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

• Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

• Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

• Срезание загнивших корней.

• Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

• Уплотнение земли.

• Установка горшка с растением на поддон.

• Полив растения под корень.

«Назови профессию»

Цель: Упражнять детей в назывании профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: картинки с изображением разных видов машин.

Содержание:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Трактор — тракторист.

Машина — шофер.

Экскаватор — экскаваторщик.

Комбайн — комбайнер.

Подъемный кран — крановщик.

Поезд — машинист.

Корабль — капитан.

Самолет —летчик (пилот).

Космический корабль — космонавт.

Пожарная машина —пожарный.

Бульдозер — бульдозерист.

Гоночная машина —гонщик (пилот).

И т. д.

«Угадай профессию»

Цель: Расширять представления детей о профессиях.

Количество играющих: подгруппа детей.

Рекомендуемый возраст: 5-7 лет

Материал: предметные картинки.

Содержание:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик — кроликовод.

Теленок — телятница.

Овца — овцевод.

Олень — оленевод.

Виноград — виноградарь.

Чай — чаевод.

Хлеб — хлебороб.

Сад — садовод.

Цветы — цветовод.

Пчела — пчеловод.

Поле — полевод.

Гаечный ключ — слесарь.

Ведро и швабра—уборщица.

Билет — кондуктор.

Касса — кассир.

Рубанок — столяр.

Краска и кисть —маляр.

Мастерок — штукатур.

Кульман — инженер.

Молот и наковальня — кузнец.

Огнетушитель — пожарный.

Шприц — медсестра.

Электропила — лесоруб.

Рыбацкая сеть —рыбак.

Зубоврачебное кресло — стоматолог.

Доильный аппарат —доярка. И т. д.

Источник

Урок самостоятельности для дошкольников

О самостоятельности ребёнка

Будущему первокласснику предстоит познать много нового. Он попадет в новую среду, новое окружение, познакомится с новыми правилами и требованиями, у него будут новые друзья, он получит новые знания, будет постигать нечто новое для себя. Чтобы не растеряться в этом большом новом пространстве, ребенок должен быть готов познавать все новое. А это означает, что он должен научиться быть самостоятельным. Кто поможет раздеться и переобуться, донести портфель до класса, кто поможет на уроке? Многое малыш должен будет делать сам. А задача взрослых — приучить его к самостоятельности:

♦ научить самостоятельности в быту (самостоятельно одеваться, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу),

♦ научить самостоятельно общаться,

♦ научить самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Важную роль в этом играет и поддержание режима дня. Привычка к определенному режиму, включающему в себя основные дела дня, структурирует жизнь ребенка и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать свое время.

Важно развивать произвольность поведения, то есть способность владеть и управлять собой, контролировать себя.

Я сам

❀ Вместе с ребенком составьте список, что он умеет делать сам, и что — с помощью взрослых. Постарайтесь не подсказывать ребенку, пусть составит список самостоятельно, а вы запишите его комментарии. Если список ребенка слишком мал, и вы уверены, что он может быть дополнен, тогда можно будет задать наводящие вопросы: «А ты умеешь сам(а)..?», «А кто помогает тебе..?» Обсудите полученные ответы и поинтересуйтесь, что из списка «Умею, но с помощью взрослых» ребенок сможет научиться делать самостоятельно. Например, ребенок умеет с помощью взрослого застилать постель. Как только он научиться застилать постель самостоятельно, фраза «застилать постель» сразу же будет перенесена в графу «Я сам».

Читайте также:  Игры для развития чтения интерес для ребенка

Куда пойти?

❀ Приготовьте 4 стула, на каждый положите по одному комплекту одежды. Это могут быть: на 1 стуле — спортивный костюм, бейсболка и кроссовки, на 2 — парадный костюм (или платье для праздника), соответствующая обувь; на 3 стуле — пижама и тапочки; на 4 стуле — одежда для взрослых (например, если игра проводится с сыном, то на стуле могут быть мужская футболка, брюки и обувь; а если с дочкой, то женская блузка, юбка или платье и туфли). Также необходимо приготовить 4 карточки, на которых могут быть написаны следующие слова: «В спортзал» или «На спортивное соревнование» (и добавлен рисунок со спортивной тематикой); «На праздник» или «На бал» (и добавлена картинка с темой праздника); «Спать» (и добавлена соответствующая иллюстрация); «На работу» (добавлена картинка, относящаяся к данной теме).

❀ Карточки надо перемешать и дать ребенку выбрать одну из них, но так, чтобы взрослый не видел, что за карточка досталась ребенку. В соответствии с заданием на карточке ребенок должен определить, на каком стуле находятся вещи для того мероприятия, на которое ему надо будет собраться. Взрослый выходит из комнаты или отворачивается, а ребенок переодевается. Если ребенку досталась карточка «В спортзал», то он должен надеть спортивный костюм; если «На бал», то — парадный, если «Спать» — пижаму, если «На работу» — одежду взрослых (это шуточное задание поможет представить себя взрослым). Как только малыш будет готов, он пригласит взрослого войти и отгадать, какая карточка ему досталась. Для усложнения задания можно ограничить время переодевания, но нельзя забывать, что ребенок учится, и поэтому пока его необходимо учить по принципу «от простого к сложному».

Помощник(ца)

❀ На карточках надо написать задания для участников игры и нарисовать к каждой из них иллюстрацию, которая поможет сориентироваться, что необходимо сделать:

♦ полить цветок,

♦ подмести порог,

♦ вытереть пыль с полки,

♦ помыть чашку,

♦ налить в чашку воду из кувшина,

♦ постирать носовой платок,

♦ нарисовать картинку,

♦ исполнить танец,

♦ спеть песню,

♦ надеть шапку, шарф и перчатки,

♦ застегнуть все пуговицы на рубашке (подобрать рубашку или блузку с большим количеством пуговиц),

♦ завязать бантик,

♦ сложить брюки и повесить их на вешалку и т. д.

❀ По очереди вытаскивайте карточки с заданием и выполняйте их. За правильно выполненное задание игрок получает очко в виде печенья, конфеты или другого приза. Тот, у кого окажется больше очков, становится победителем и получает титул Умнички.

На прогулку

❀ Прежде чем отправиться на прогулку, обсудите с ребенком маршрут: куда пойдете сначала, куда потом и т. д. Пусть он сам попробует выбрать и определить маршрут. Если его вариант вами полностью неприемлем, то объясните, что маршрут должен проходить по следующим пунктам: площадка, парк, магазин, а их последовательность определит ребенок. Даже если вам не совсем удобно, то согласитесь с ним, а после того как вернетесь домой, обсудите, что было неудобно вам. Например: «Если бы мы зашли в магазин после прогулки в парке и игры на площадке, то я смогла бы поиграть там с тобой, а не стоять возле сумок с продуктами, и мы бы погуляли гораздо дольше»:

Расписание на час

❀ Помогите ребенку составить расписание дел на ближайший час. Будильник или электронные часы могут быть ориентиром для начала и завершения запланированного мероприятия. Например:

10.00 — подготовка к рисованию (альбом и карандаши, бумага, краски, кисточка, вода)

10.10 — рисование

10.40 — семейное чтение (сказка про…)

10.55 — подготовка к чаепитию

11.00 — чаепитие.

❀ Постепенно такую игру можно изменять, увеличивая промежуток времени для четкого соблюдения запланированных дел. Но все же не стоит превращать жизнь ребенка в строго регламентированный график.

Смена ролей

❀ Предложите ребенку поменяться с ним ролями хотя бы на полчаса. Он будет взрослым (папой или мамой), а вы — ребенком. Вы можете захотеть рисовать или играть, а может быть, попросите его прочитать вам книжку (по картинкам). Но «взрослому» помимо занятий с вами обязательно надо будет выполнить какую-либо несложную работу по дому (например, вытереть пыль или сложить книги на полку). Проигрывая роль ребенка, просите «взрослого» попить или обращайтесь к нему с другими подобными просьбами. Задавайте вопросы: «А что мы будем делать?» и т. д. Пусть он почувствует ответственность за вас и ощутит себя действительно самостоятельным человеком.

Читайте также:  Предпосылки развития личности ребенка в раннем детстве

Собираемся гулять

❀ Эта игра может стать продолжением предыдущей. Вам надо снова превратиться в ребенка (очень маленького), а ребенку — во взрослого. «Взрослый» должен будет помочь вам собраться на прогулку и при этом самостоятельно одеться. Ему нужно продумать, что он возьмет на улицу, не забыть взять ключи, проверить выключен ли свет, выключена ли вода и, по возможности, закрыть дверь на ключ. Как только он соберет вас на прогулку, и вы выйдете из квартиры, игра завершается, и вы проверяете, все ли вы взяли и дополняете список того, что еще следовало бы сделать «взрослому». И, конечно же, стоит поощрить старание ребенка!

Решаю сам

❀ Ребенок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм (дочки-матери, доктор и пациент, кондуктор и пассажиры, магазин и другие) и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра — это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще малыш играет в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни. Примите участие в его играх, и вы увидите, как ребенок самостоятельно строит сюжеты этих игр и вовлекает вас в игру; он действует не как написано в правилах, а как продиктовано жизнью.

Подготовка к празднику

❀ Если у вас в ближайшее время намечается праздник, обсудите с ребенком, что вам необходимо подготовить для его проведения. Например, сделать пригласительные билеты, оформить комнату, сходить в магазин, составить меню, подготовить конкурсную программу и т. д. Учитывайте советы ребенка или подводите его к тому, чтобы он проявил инициативу в организации праздника. Например, обратитесь к нему с просьбой: «Женечка, у нас скоро праздник, давай подумаем, кого мы сможем пригласить и какие пригласительные билеты нам надо будет сделать» или «Какое меню нам составить?», «Мне очень понадобится твоя помощь, чтобы испечь пирог».

Готовлю сам(а)

❀ Приготовьте ребенку несколько карточек с рецептами. Рецепт можно составить графически, то есть вместо слов «ломтик хлеба», можно нарисовать хлеб и рядом написать количество требуемого продукта. Малышу предстоит готовить самостоятельно (под вашим присмотром). Итак, что же он сможет приготовить?

♦ Бутерброд «Снеговичок». На ломтике хлеба из шариков плавленого сыра можно изобразить снеговика. Шарики должны быть разной формы: большой, поменьше и маленький. Глазки и нос можно сделать из изюма, а шапочку для снеговика — из чернослива.

♦ Бутерброд «Змейка». Ломтик хлеба слегка смазать майонезом, сверху посыпать зеленью (укропом или петрушкой) — получится полянка. Разрежьте сосиску вдоль, одну ее половинку положите на бутерброд. Глазки можно сделать из капелек майонеза, а узор на спинке — из кетчупа.

♦ Тортик «Вкусняша». 300 граммов печенья надо смешать с половиной стакана очищенных грецких орехов. Все измельчить и соединить с половиной банки сгущенного молока. Эту массу надо перемешать, переложить в лоток и поставить в холодильник на 30 минут. Пока торт стоит в холодильнике, смешать 2 столовые ложки сахарной пудры с одной чайной ложкой какао, а затем посыпать этой смесью тортик.

♦ «Фруктовый десерт». Приготовьте 125 грамм йогурта, яблоко, банан, грушу, взбитые сливки и тертый шоколад. Яблоко, грушу и банан надо нарезать кусочками. На дно креманки (стаканчика) налить йогурт, сверху выложить фрукты слоями, в середине сделать небольшое углубление и налить туда взбитые сливки. Десерт украсить тертым шоколадом и подать к столу.

♦ «Банановый коктейль». Приготовьте банан, стакан молока, 100 грамм мороженого. Надо нарезать банан дольками, добавить охлажденное молоко и мороженое, взбить миксером. Массу перелить в бокал, украсить кусочками фруктов или ягод и подать к столу.

Автор: Надежда Лунина

Рекомендуем посмотреть:

Как выбрать водящего среди детей

Подвижные игры для детей подготовительной группы ДОУ

Развивающие игры для детей 6-7 лет в домашних условиях

Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Игры со словами для детей 6-7 лет в картинках

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник