Игры для развития мышления для ребенка 5 лет
Жукова Людмила
Игры на развитие мышления для детей 5–6 лет
Игры на развитие мышления для детей 5-6 лет.
«Третий лишний»
Цель: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.
Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.
Как играть: взрослый называет три слова (или показывает три карточки, одно среди которых лишнее. К примеру,вы можете дать такие слова:
o дождь, снег, бумага;
o море, песок, зонтик;
o утро, вечер, зима;
o дыня, яблоко, стакан и т. д.
Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.
«Отвечаем быстро».
Цель: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.
Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.
Как играть: взрослый озвучивает какое-то известное ему существительное и в это же время бросает ребенку мячик.Задача ребенка: поймать мяч и бросить его
обратно взрослому. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.
К примеру, вы называете банан.Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру,упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т. е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.
В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например,вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т. п.
«Скажи наоборот».
Цель: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.
Как играть: взрослый должен назвать ребенку любое прилагательное. Ребенок должны называть противоположные слова – антонимы.К примеру:
o медленный – быстрый;
o тонкий – толстый;
o белый – черный;
o сухой – мокрый и т. д.
Как только ребенок начнет быстро подбирать антонимы и игра станет для него слишком легкой, можно начать предлагать ему (ей) слова, для которых придумать антонимы сложнее.А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с ребенком, почему он (она) думают именно так.
«Бывает и не бывает».
Цель: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.
Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.
Как играть: взрослый озвучивает разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему.Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т. е. решение он должен принять очень быстро.
Вот несколько примеров таких ситуаций:
o папа идет с работы;
o дерево варит кашу;
o бабушка печет пирожки;
o ручка смотрит телевизор;
o кошка играет с мышкой;
o подушка зевает и т. д.
Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.
«Расскажи мне».
Цель: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.
Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.
Как играть: взрослый должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).
Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории,к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.
«Назови одним словом».
Цель: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.
Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.
Как играть: взрослый озвучивает ребенку несколько слов, а ребенок должен объединить их одним общим словом.К примеру:
o ель, сосна, дуб – деревья;
o лиса, волк, мишка – животное;
o банан, груша, яблоко – фрукт;
o кубик, машинка, кукла – игрушка и т. д.
Если захочется,игру можно видоизменить: взрослый называет какое-то общее понятие, а ребенок называет все, что может к нему относиться.
«Найди похожее».
Цель: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.
Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.
Как играть: взрослый показывает ребенку две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т. п.).
Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т. п.)
«Нелепицы».
Цель: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.
Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия.Ниже представлен пример такой картинки:
Как играть: взрослый показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). ребенку нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.
В конце игры для закрепления результата взрослый может обсудить с ребенком, почему он (она) считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.
«Где были – не скажем, но что делали – покажем».
Цель: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.
Как играть: взрослый загадывает какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т. п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Ребенку нужно понять, о чем идет речь. Полезно играть по очереди.
Другой вариант этой же игры: взрослый озвучивает какое-нибудь действие, а ребенок должны показать его с помощью мимики и жестов. Также ребенок может сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.
Источник
Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы.
Выполнила: Скуратова Юлия Сергеевна.
Игра «Найди варианты».
Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.
Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.
Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка — середина будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
• Если два больше одного, то один… (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая… (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Полезно — вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.
Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:
— Это круг больше красного? (Да.)
— Он больше синего? (Да.)
— Больше желтого? (Нет.)
— Это зеленый круг? (Да.)
Игра «Посади цветы».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную — цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную — все большие цветы.
Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?
Игра «Группируем по признакам».
Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.
Игра «Вспомни быстрее».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.
Игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.
Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.
Игра «Из чего сделано»
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
Игра «Что бывает…».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
— Что бывает низким (высоким)?
— Что бывает красным (белым, желтым)?
— Что бывает длинным (коротким)?
Игра «Отгадай фигуру по загадке»
Цель:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения давать характеристику фигуре по известным признакам и находить фигуру по характеристике.
1 вариант – используется аппликация с прошлой игры для развития логики.
Педагог, используя таблички «цвет», «форма», «размер» и аппликацию с прошлого занятия, загадывает загадку про одного из жителей этого города. Например: «Эта фигура по форме – круглая, по цвету – красная, а по размеру – большая». Дети отгадывают загадку и показывают её. После чего дети сами загадывают и отгадывают загадки.
2 вариант – используется набор цветных фигур (на каждого ребенка).
Ребёнок выбирает из набора глазами любую фигуру и, используя таблички «ЦВЕТ», «ФОРМА», «РАЗМЕР», составляет про неё рассказ. Например: «Моя фигура по форме — пятиугольная, по цвету — зелёная, а по размеру – маленькая». Все остальные должны выбрать из своего набора нужную фигуру и по команде педагога (на счет «Раз-два-три») показать её. Ребёнок, который составлял рассказ, проверяет.
Игровое упражнение «Что лишнее»?
Цель:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения делать обобщение.
Во всех трёх вариантах дети должны не только найти лишнюю фигуру, но и ответить на два вопроса:
— Почему она лишняя?
— Чем отличается эта фигура от всех остальных?
Игра «ДА-НЕТ-КА»
Цель:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе метода исключения и умения выполнять классификацию геометрических фигур.
Перед тем как играть дети должны ответить на два вопроса:
— На какие две группы можно разбить все эти фигуры?
— Чем отличаются эти две группы.
Ход игры.
Дети загадывают любую из фигур. Водящий с помощью всего трёх вопросов должен её отгадать. Отвечать на вопросы можно лишь двумя словами — «да» или «нет».
Алгоритм отгадывания задаёт педагог, рассуждая вслух. Например, дети загадали большой красный треугольник.
— Сначала я попробую отгадать цвет этой фигуры. Эта фигура синяя?
— Нет.
— Значит, она красная. Попробую отгадать форму. Эта фигура треугольная?
— Да.
— Это могут быть два красных треугольника, отличающиеся размером. Эта фигура маленькая?
— Нет.
— Значит, это большой красный треугольник.
Игра «ПУМ-ПУМ»
Количество участников: 6-7 человек.
Раздаточный материал: набор цветных геометрических фигур
- 2 квадрата: один большой желтый, другой маленький красный;
- 2 пятиугольника: большой красный, маленький желтый;
- 2 треугольника: большой желтый и маленький красный
Дети рассаживаются кругом. Всем детям раздаются фигуры. Фигуры лучше положить перед детьми. Водящий выходит из комнаты (если играют 7 человек, то это ребёнок без фигуры, а если 6, то свою фигуру он отдает воспитателю). Остальные в это время загадывают какое-то свойство, которое и будет так называемым «пум-пумом».
Например: все жёлтые фигуры. Водящий, подходя к каждому из детей, спрашивает: «У тебя есть «пум-пум»?» Если его фигура желтая, то он отвечает: «Есть», а если не желтая, то – «Нет». Выслушав каждого ответившего на этот вопрос, ведущий должен догадаться, какое свойство является тем самым «пум-пумом». После чего водящим становится другой играющий.
Игра «Теремок»
Правила игры:
Детям раздаются различные предметные картинки. Один из детей заселяется в теремок первым, а остальные должны к нему подселиться. Каждый приходящий в теремок может попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет, заселившегося первым. Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?». Тот кто назовёт общий признак – заселяется в теремок.
Например, первый выбрал машину.
— Тук-тук. Кто в теремке живет?
— Это я, машина.
— А я стол. Пусти меня к себе жить?
— Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
— Я похож на тебя тем, что я служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы). Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме-гараже, и я живу в доме (в комнате). У тебя четыре колеса, а у меня четыре ножки. Машина может ездить, и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.
Источник
Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы
Игра «Найди варианты».
Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.
Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.
Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка — середина будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
• Если два больше одного, то один… (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая… (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Полезно — вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.
Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:
— Это круг больше красного? (Да.)
— Он больше синего? (Да.)
— Больше желтого? (Нет.)
— Это зеленый круг? (Да.)
Игра «Посади цветы».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную — цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную — все большие цветы.
Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?
Игра «Группируем по признакам».
Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.
Игра «Вспомни быстрее».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.
Игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.
Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.
Игра «Из чего сделано»
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
Игра «Что бывает…».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
— Что бывает низким (высоким)?
— Что бывает красным (белым, желтым)?
— Что бывает длинным (коротким)?
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет
Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет
Источник