Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет thumbnail

Татьяна Ботякова
Игры для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

Умные пальчики

пособия для развития мелкой

моторики у детей 4-5 лет

1 слайд

Тема «Умные пальчики» (пособия для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет)

2 слайд

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Пополнить предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Привлечь родителей к созданию игр для развития мелкой моторики рук у детей.

3 слайд

Игры с крупами.

Эти игры хорошо развивают мелкую моторику ребенка, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. В работе и с крупой использую следующие игры:

1. Перекладывание крупы из миски в миску с помощью ложки.

2. Поиск руками в крупе клада — мелких игрушек.

3. Пересыпание крупы в бутылку с помощью воронки.

4. Перекладывание крупы с помощью пинцета.

5. Сортировка крупы по цвету, форме, размеру.

6. Проталкивание фасоли в небольшое в отверстие в коробке, баночке.

7. Сортировка макарон и фасоли по разным мискам.

8. Выкладывание из фасоли дорожки разной длины.

4 слайд

Выкладывание фигур из счетных палочек.

Данная игра не только развивает мелкую моторику, но и внимание, память, логическое мышление, Из счетных палочек можно выкладывать:

— изображения геометрических фигур по образцу;

— изображения предметов по образцу;

— изображения предметов по устной инструкции;

— изображения предметов по замыслу.

Выкладывание фигур на математическом планшете (геоборде).

Используя планшет, ребенок может сконструировать на плоскости множество различных изображений: буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы. Данная игра помогает развить наряду с мелкой моторикой, умение ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями.

5 слайд

Рисование на крупе, песке.

Рисование пальчиками — одно из самых увлекательных занятий для малышей. Такое занятие развивает мелкую моторику, любознательность, фантазию. С этой целью в работе я использую манку. Можно использовать также муку или соль. Для рисования пальчиками в уголке развития есть стол для рисования на песке.

6 слайд

Пальчиковый театр.

Для развития мелкой моторики у детей использую пальчиковый театр. Куклы сделаны из бумаги, из маленьких коробочек из — под конфет. Хорошо развивают мелкую моторику пальчиковые шаги. Для этого я сделала сенсорные дорожки из фетра. На дорожку наклеила аппликацию из шершавых материалов, пуговиц, мягких шариков и т. д. Ребенок проговаривает короткие стишки или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.

7 слайд

Игры прищепками.

Хорошо развивают мелкую моторику, а именно силу пальцев рук игры-упражнения с прищепками. Ребенок прикрепляет прищепки к изображению предмета, добавляя недостающую деталь. Более сложный вариант – дидактическая игра «Собери цветок». Ребенок подбирает цвета прищепок в соответствии с образцом.

Моталочки.

Игры — моталочки использую как в соревнованиях, так и в индивидуальной работе и в свободной игровой деятельности детей для развития мелкой моторики рук.

8 слайд

Игры со шнурками

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание на шнурки. В уголке для развития мелкой моторики находятся контейнеры с пуговицами, косточки от счетов, рожки и макароны, трубочки для коктейлей, разрезанные на части. С помощью данного пособия дети так же упражняются в завязывании шнурков.

9 слайд

Застежки.

Чрезвычайно полезное занятие для ребенка – застегивать и расстегивать всевозможные пуговицы, кнопки, крючочки и молнии. Такие упражнения развивают мелкую моторику руки малыша. А чтобы у ребенка появился интерес к различным застежкам, пособие выполнено в виде матрешек. Чтобы поддержать интерес к такому роду занятий сделала игру на стихи А. Барто.

10 слайд

Волшебный куб.

Многофункциональное пособие — «Волшебный куб». Используя такое пособие, в игре одновременно можно задействовать от одного до четырёх человек.

На одну из граней куба закрепила широкие атласные ленты. Дети переплетают их сквозь отверстия решетки. На другую грань куба зафиксировала шнурки, чтобы плести косички. На верхней грани куба 7 цветных атласных лент по цветам радуги для завязывания бантиков. На четвёртую грань куба закрепила верёвки — завязывать узелки, шнуровать. На другую грань куба привязала тесёмки — нанизывать бусины. Предложенные детям задания с кубом увлекательны, способствуют развитию мелкой моторики, речи, творческой деятельности.

11 слайд

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Родители воспитанников приняли участие в изготовлении пособий для развития мелкой моторики пальцев рук.

12 слайд

Предметно – развивающая среда.

В группе оформлен центр для развития мелкой моторики пальцев рук. Предметно – развивающая среда содержательно-насыщенная, соответствует возрастным возможностям детей. Все игры безопасны, находятся в свободном доступе детей.

13 слайд

Читайте также:  Как узнать развитие ребенка

Спасибо за внимание!

Источник

Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

2. Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

3. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.
Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

4. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

5. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

6. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

7. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

8. Ажурный рисунок
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

9. Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.

Игры для развития мелкой моторике ребенку 5 лет

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики с использованием техники изонить

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики

Музыкальная разминка для детей в детском саду

Похожие статьи:

Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Основы развития мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей логопедической группы по развитию мелкой моторики рук

Игры на развитие мелкой моторики у детей 2 лет

Участник №36 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года

Источник

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели:

  • стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
  • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
  • развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
  • подготовка кисти руки к письму;
  • развитие сенсомоторной координации рук;
  • влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
  • формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
  • развитие        пространственного        ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  • развитие внимания, восприятия, мышления;
  • развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

2. «Гусли». На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель:        В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Читайте также:  В каком возрасте отдают ребенка в школу раннего развития

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик по столу:        подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

  1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.
  1. Различные шнуровки.
  1. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти.

Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

Мех

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Бархат

Вельвет

Фольга

Целлофан

1 .«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

  1. « Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

  1. «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель:   1.Развитие мелкой моторики.

  1. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
  2. развитие чувства ритма;
  3. развитие конструктивного мышления;
  4. формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль,
разные семечки.

  1. «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант:        попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  1. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  2. «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А.»Кто больше соберет фасоли?» — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

  1. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.
  2. «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта — отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку:        «Давай

покормим куклу макаронами!» Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача — развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
  2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
  1. Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
  • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
  • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
  1. Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.
Читайте также:  Карта развития ребенка 2 младшая

 Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

  1. Игра «Пуговица «.

Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Источник

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

Работа с резинкой

Оборудование: резинка.

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

1. Попасть шариком в цель (в игрушку).

Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

«Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

1.        Выкладывание геометрических фигур.

2.        Составление узоров.

3.        Выкладывание предметов.

Макароны, горох, фасоль, разные семечки.

1.         «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант:         попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

2.        Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

3.         «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

4. «Кто больше соберет фасоли?» — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

5.         «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.

6.         «Покорми Куклу». Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта — отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем). Предложите ребенку:         «Давай

покормим куклу макаронами!» Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача — развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

1.         «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

2.         «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

3.        Цель: Игра развивает внимание, восприятие.

•        Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

•        Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

4.        Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

 Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

Источник