Игры для развития грамотности ребенка

Игры для развития грамотности ребенка thumbnail

Международный день грамотности отмечается во всем мире 8 сентября. Начало учебного года – отличное время для того, чтобы поставить благородную цель: отводить пару часов в неделю (помимо школы) на занятия по языку. Ну, как занятия. В форме увлекательной игры, конечно.

Игра #1. Зажги фонарик

2577398_G.jpg

Для игры вам понадобится карманный фонарик. Можно для антуража играть в нее, когда за окном стемнеет. Произнесите звук, например, “Ш”. Попросите ребенка зажечь фонарик, если в произнесенном вами слове встречается этот звук. Начинайте медленно произносить слова и следите за правильными сигналами фонарика. Просто и полезно.

Игра #2. Тик-так-Бумм

tiktakbumm_800x500 (1).jpg

Настольная игра Тик-так-Бумм — это готовый продукт, который можно купить в любом магазине настольных игр. Так что если вам не хочется ничего выдумывать, покупайте и играйте! Суть игры — за считанные секунды придумать слово, содержащее определенный слог. При этом по кругу передается тикающая «бомба-игрушка». Не успел придумать нужное слово — и бомба взорвалась! Игра подойдет как для игры в кругу семьи, так и для большой компании. Есть еще совсем детская версия этой игры. Там, правда, правописание не отработать, зато можно развить творческое и ассоциативное мышление.

Игра #3. Эрудит/Скраббл/ Словодел 

full_erudite_7.jpg

Еще одна известная игра, которая должна быть в каждом доме и машине. Подобные игры созданы для всех тех, кто любит русский язык или только пытается постичь его азы. Смысл всех этих похожих игр в том, чтобы выкладывать на игровом поле с помощью фишек слова. За каждую букву дается определенное количество очков. Победит тот, кто наберет максимальное количество очков, составив больше всего слов. Игра обогащает словарный запас и способствует запоминанию правописания слов.

Игра #4. Словесное домино

Playing Word Dominoes.jpg

Домино – отличная игра! А если еще и со словами вместо точек, то еще и развивающая грамотность! Сделайте макет, где одна половинка домино будет означать часть речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол), а вторая — конкретные слова. Из плотного картона, склеенного в несколько слоев, делаете фишки, сверху наклеивайте бумажные заготовки. Играть нужно, как в обычное домино: можно продолжать цепочку фишек, соединяя слово с частью речи, к которой оно относится.



Игра #5. Наборщик 

pencil1.jpg

Выбираем длинное слово с большим количеством букв. Например, «соковыжималка» или «газонокосилка». Цель игры — составить как можно больше слов из букв этого слова. Есть версии, когда слова из двух и трех букв не считаются вовсе, а дальше идет сложный подсчет очков в зависимости от длины получившегося слова. Можно играть долго: например, начинать в понедельник, а сверять слова в пятницу. Главное, не потерять листочек, на который выписываются слова.

Игра #6. Вороний язык/ Мышкины слова08de209c50e70c1bc128197f65f8e23e.jpg

В стране русского языка даже мышки умеют разговаривать, но могут они сказать только те слова, которые начинаются со слога ПИ. Спросите малыша, какие это слова? Пи-анино, пи-жама, пи-рог, пи-сьмо и т.д. Вспоминая и проговаривая слова, ребенок будет запоминать их произношение и правописание. По аналогии, какие слова умеет говорить ворона? Кар-тошка, кар-ман, кар-та и т.д. А корова? Му-зыка, му-ка. И т.д.

Игра #7. Буквы врассыпную 

prew (1).jpg

Это занятие-игра по сути своей – двусторонний паззл. На одной стороне написаны слоги, на другой – части предмета. Если слово составлено верно, карточки со слогами переворачиваются, и на обратной стороне получится предмет, соответствующий прочитанному слову. Детям нравится, мамы довольны результатом. 

Игра #8. Светофор

70900.jpg


Логопедическая игра, похожая на игру “Зажги фонарик”. Учитель или мама называет слово, а ребенок определяет место заданного звука в этом слове и поднимает сигнал (красный — если звук в начале слова, желтый — если в середине или зеленый-если в конце).

Игра #9. Поле чудесscreen1136x1136.jpeg

Пусть этой передаче и не один десяток лет, но она все еще актуальна! Сделайте дома барабан (или возьмите для этих целей бутылочку), Придумайте слово (вырежьте буквы из картона) и дайте задание. Выбирайте слово со сложным написанием, чтобы оно лучше запомнилось малышу. Приготовьте призы. Ну, вы и так все знаете. Теперь главное преподнести это ребенку.

Игра #10. Цепочка слов 

A7T3UBkFiMg.jpg


Цель игры для компании детей из 4-6 человек — упражнять их в определении первого и последнего звука в словах. Каждому ребенку даем по 6 карточек с картинками. Взрослый выкладывает первую карточку и произносит вслух нарисованный предмет. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово – название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки. Эта игра немного напоминает игру в города. В нее, кстати, тоже можно поиграть с огромным удовольствием. 

Подводя итог, напомним, что лучший способ повысить грамотность ребенка – больше ему и с ним вместе читать. И еще самим говорить и писать правильно. Это сложнее всего, но и эффективнее.

Читайте также:  Учет зоны ближайшего развития ребенка это

Источник

Мало кто в наши дни возьмётся оспаривать эффективность игрового обучения. Ни для кого не секрет, что информация, преподнесенная в игровой форме, усваивается ребёнком быстрее и лучше. Но, возможно, удивительным покажется то, что с помощью игр легко развивать и совсем «традиционные» навыки, например, грамотность.

Игры для развития грамотности ребенка

Я расскажу о семи простых играх, часто используемых мною для отработки тех или иных аспектов грамотности учеников. Помимо доступности, каждая из них легко адаптируется к разным грамматическим темам, что делает эти игры удобным инструментом в арсенале любого учителя или родителя.

Начнём с коротких игр, которые можно использовать как средство сквозного контроля или ежедневную активность.

1. Закончи мысль

Как играть: Ребёнку даётся начало предложения, которое он должен закончить максимально длинно и необычно. Можно продумать здесь особую систему оценивания: за каждое написанное ребёнком слово начисляется балл, за оригинальность можно получить от 1 до 5, а за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается по 1 баллу. Лучше всего проводить игру в формате соревнования.

2. Лингвистические задачи

Как играть: Русский язык богат необычными словами и исключениями. Можно ставить перед ребёнком различные поисковые задачи: найти слова русского языка, состоящие более чем из 15 букв, слова с уникальными суффиксами, слова без корня и так далее. Для усложнения задачи можно, например, ограничивать использование интернет-ресурсов.

3. Словарный бой

Как играть: Лучше всего, если есть такая возможность, разделить ребят на 2 команды; роль оппонента может выполнять и родитель. Каждая из противоборствующих сторон по очереди диктует противнику какое-нибудь словарное слово (это могут быть как определенные слова, так и произвольные, найденные ребёнком в словаре).

Если игра проходит в формате командного соревнования, то у каждого игрока есть возможность продиктовать одно слово; в случае противоборства один на один общее количество слов оговаривается заранее. Все записанные слова проверяются. Победителем становится тот, кто допустил наименьшее число ошибок.

Теперь перейдём к более длинным играм, с помощью которых можно отрабатывать целые тематические или грамматические блоки.

4. Лото

Как играть: Каждый участник получает таблицу с тремя строками и произвольным числом столбцов с набором морфем, допустим, корнями с чередованиями гласных. Важно, что на месте каждой клетки находится строго определённый корень, например, -дер- (не -дер/дир-). Ведущий (преподаватель) по очереди вынимает и зачитывает карточки со словами.

Если в зачитываемом слове есть та морфема, которая написана у участника в таблице, он поднимает руку и забирает себе слово. Важно, что за ошибку в игре начисляются штрафные баллы или даются штрафные задания. Цель игры такая же, как в обычном лото: заполнить сначала один ряд таблицы, затем второй и третий. Победителем становится тот, кто сделает это первым.

5. Змейка

Как играть: Очень простая в подготовке игра, с помощью которой эффективно и весело отрабатываются орфографические правила. За основу берётся поле к любой игре, в которой нужно за определённое число шагов попасть из точки начала в конец. Хорошо, если на ней будут стрелки и бонусные клеточки. Ребёнок бросает кубик и вставляет пропущенные буквы в то число слов, которое выпало на кубике, а по карте продвигается на число шагов, равное числу верных ответов. Если на поле есть бонусные клетки, проход через них может означать выполнение дополнительного задания. Победителем становится тот, кто первым достиг финиша.

6. Морской бой

Как играть: Ещё одна адаптация известной игры к нуждам образования. Как и в классической вариации, противники размещают свою флотилию на клеточном поле размера 10×10 и «выстрелами» топят корабли соперника. Добавляется только одно условие: игроки получают право выстрела за одно верно выполненное задание. Есть и другой вариант, для группы детей: поле в игре только одно — у взрослого, каждый ребёнок пытается потопить на нем как можно больше кораблей. Выстрел каждого отмечается отдельным цветом, в результате в конце игры получается наглядная картина.

Напоследок расскажу о своей любимой игре. Возможно, она чуть более сложна в подготовке, но усилия эти окупаются сполна.

7. Карточки

Как играть: По определённой теме, например, «НЕ с разными частями речи», делается набор двусторонних карточек: с одной стороны фиксируется верный вариант написания, с другой — это же слово, но с вопросом после НЕ. Карточки лежат в колоде правильными ответами вниз. Учащиеся по очереди берут из колоды одну карточку и пытаются назвать верный вариант написания, сразу проверяя себя.

Если ребёнок ответил верно, то он оставляет карточку себе. Если ошибся — возвращает в колоду все, что накопил ранее. Выигрывает тот, кто первым наберёт 10 карточек. Можно использовать и готовые карточные наборы, например, Ударник или Орфограф, а также варьировать сами условия игры.

Я рассказала всего о семи играх-помощниках в развитии грамотности, но, безусловно, фантазия и время помогут вам довести их число до нескольких десятков. Дерзайте, творите, развивайте!

Читайте также:  Развитие ребенка 910 месяцев

Игры для развития грамотности ребенка

Автор статьи: Валерия Оксиненко — преподаватель Юниум по русскому языку.

Источник

«АЛФАВИТ»

Игра основана на правилах элементарных карточных игр. Она помогает закрепить знания последовательности букв в алфавите, сформировать графический образ слова, провести сукцессивный анализ и осознать написание слова, расширяет словарный запас. Кроме этого, игра развивает зрительное восприятие, внимание, зрительную память, учит продумывать свои ходы на несколько шагов вперед.

Материал: набор из 33 карточек с буквами русского алфавита.

Количество играющих: от 2 до 5.

Возраст играющих: от 8 лет.

Правила игры: каждый ребенок получает от 6 до 8 карточек с буквами (количество зависит от числа играющих) и держит их в руках, пряча от партнеров по игре. Первым делает ход тот, у кого оказалась самая первая буква по алфавиту. Он выкладывает одну из карточек и называет слово на данную букву. Следующий игрок должен положить сверху карточку с одной из букв названного слова и тоже назвать слово на эту, новую букву. Если такой карточки у игрока нет, он пропускает ход. Зная «свои» буквы, ребенок может предвидеть, каких букв нет у противника, т. е. планировать свои ходы так, чтобы вынудить противника пропустить ход. Если в слове есть буквы Ь, Ъ, Ы, то есть те, слова с которых не начинаются, то карточки с этими буквами тоже выкладываются, но их обладатель после сделанного хода убирает стопку карточек с теми буквами, на которые слова уже были названы, в «бито», а сам сохраняет право на ход с любой буквы, то есть игра как бы начинается заново. После того, как часть карточек ушла в «бито», все участники добирают из «колоды» столько карточек с буквами, сколько не хватает каждому до восьми. При этом получается, что в игре участвуют все буквы. Для усложнения игры с более старшими или более развитыми детьми, можно предложить детям называть слова, в которых данная буква стоит на втором (третьем, последнем) месте.

Выигрывает тот, кто первым выложил все свои карточки с буквами. •

«ПОЛЕТ НА ЛУНУ»

Игра основана на правилах популярных детских игр с фишками и кубиком, определяющим число ходов. Игра может решать различные задачи: закрепление образа написанного слова, повторение правил орфографии, употребление слов в различных грамматических формах, т. е. тренировка навыков словоизменения, закрепление навыка поиска проверочных слов для безударных гласных, а также составление рассказов и пересказов. Игра может быть проведена не только в устной, но и в письменной форме или с элементами письма.

Материал: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фишки или фигурки пилотов, кубик, лист с заданиями.

Количество играющих: не ограничено.

Возраст играющих: от пяти до пятнадцати лет (в зависимости от заданий).

Правила игры: игровое поле раскладывается на плоской поверхности (на столе или на полу), на старте устанавливаются фишки каждого игрока. Первым делает ход тот, кто выбросил самое большое число на кубике. Затем каждый игрок делает такое количество шагов, которое указывает ему брошенный кубик. Но чтобы получить право сделать очередной ход, необходимо выполнить задание (придумай три слова на букву А, запиши пять слов под диктовку, составь предложение по схеме и т. д.). Если задание не выполнено, то пилот остается на прежней орбите. Побеждает тот, кто первым достигнет Луны. Можно сразу провести весь цикл, можно разделить его на несколько этапов. Педагог составляет разные по темам и по сложности задания, в зависимости от индивидуальных проблем каждого ребенка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЛОТО

Игра придумана учителем русского языка Беляковой Е. К. в 1986 году. Игра помогает усвоить на непроизвольном уровне различные правила русского языка, увидеть сложности ребенка в их усвоении и понимании. Может быть проведена как в устной, так и в письменной форме.

Материал: 100 карточек по основным орфографическим темам школьной программы (написание Ь после шипящих, правописание приставок «пре-при», слитное/дефисное написание наречий и т. д.), по 10 карточек на каждое правило со словами, в которых пропущены буквы, (то есть имеется несколько комплектов карточек на каждое правило орфографии), 100 плоских прямоугольных фишек. На каждой карточке, в зависимости от правила, имеются от трех до шести слов, не повторяющихся на другой карточке (рис. 1), и картинка, не обязательно связанная по значению со словами на карточке (предметное или веселое сюжетное изображение, повышающее эмоциональный фон игры и способствующее запоминанию изучаемого материала).

ёёё40

Рисунок 1. Пример игровой карточки грамматического лото.

Количество играющих: От 2 до 5.

Возраст играющих: от 8 до 15 лет.

Правила игры: ведущий (педагог) выбирает орфографическое правило для закрепления, соответствующее уровню речевого развития и школьным проблемам ребенка, раздает участникам по 2 карточки, называет различные составляющие правила (на каждой карточке имеются по одному слову на каждую составляющую правило) и просит играющих закрывать плоскими фишками слова на карточке в соответствии с названным условием. Например: закрой слово, в котором приставка «пре» имеет значение слова «очень», закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение присоединения, закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение неполного действия, закрой слово, в котором приставка «пре» имеет значение близкое к приставке «пере», закрой слово, в котором приставка «при» имеет значение близости. У играющего всегда должно оставаться одно незакрытое контрольное слово для последующего угадывания (самостоятельного выведения правила). В нашем примере это будет слово с приставкой «при» в значении близости. Другие играющие контролируют правильность выбора слова, и в случае ошибки играющий пропускает ход, а названное правило повторяется через несколько ходов. Выигрывает тот, кто первым закрыл все нужные слова на своей карточке и сформулировал правило по контрольному слову (самостоятельно или с помощью других игроков). Играющие могут закончить игру или обменяться карточками, или взять новые на эту же тему (на этом или следующем занятии), и соревнование продолжается. Игра может быть продолжена в письменной форме. Ведущий просит выписать с карточки все слова в два столбика: с приставкой «при» и с приставкой «пре». Придумать с ними предложения или составить целый рассказ, используя все слова. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием и не сделал ошибок. Ведущий просматривает тут же написанный текст и подчеркивает ошибки, на исправление которых тоже требуется время, то есть ребенок, закончивший первым, может в результате оказаться последним. Это условие игры способствует, в конечном счете, преодолению импульсивности на письме — одного из существенных механизмов дисграфии, а также переходу от внешнего контроля со стороны взрослого и других детей, участвующих в игре, к самоконтролю.

Читайте также:  Стимуляция доречевого развития ребенка

«ГРАММИНО»

Игра придумана учеником шестого класса А. Чесаком в 2002 году. Игра основана на правилах игры в домино. Она развивает зрительную память, помогает применять правила и закреплять написание словарных слов на непроизвольном уровне.

Материал: 28 карточек, разделенных, как костяшки домино, на две части: в одной части записано слово с пропущенной буквой, в другой части одна из букв русского алфавита. Имеется несколько комплектов карточек домино «граммино» на каждое правило орфографии.

Количество играющих: от 2 до 6.

Возраст играющих: от 8 до 15 лет.

Правила игры: каждый игрок берет 7 карточек из «базара». Одна из карточек «базара» кладется в центр стола. Первый игрок должен выбрать из своих карточек или карточку с буквой, которая пропущена в этом слове, или карточку со словом, в котором должна быть имеющаяся буква. Игроки ходят по очереди. Если нужной карточки нет, то игрок отправляется на «базар» и берет там карточки, пока не получает нужную. Выигрывает тот, кто первым избавится от всех своих карточек.

«СЛОВЕСНЫЙ БОЙ»

Игра тренирует правила орфографии на практике их употребления и повышает грамотность ребенка, расширяет словарный запас, помогает сформировать графический образ слова, преодолеть пространственные трудности, выработать правильную стратегию решения задачи, т. е. эта игра содержит в себе элементы полимодального воздействия на процесс письма. Игра требует максимального внимания, сосредоточенности, вдумчивости.

Материал: лист бумаги с расчерченным полем 6 на 6 клеток и свободным пространством для записи и подсчетов результата.

Количество играющих: от 2 до 4.

Возраст играющих: от 12 лет.

Правила игры: вначале игроки выбирают тему. Например, животные. Затем каждый из них по очереди называет буквы, имея в виду придуманное название животного. На игровом поле каждого игрока эти буквы могут быть записаны в любой клетке так, чтобы сложить из них названия животных или по горизонтали или по вертикали. Слова могут пересекаться и перетекать одно в другое (рис. 2). Игроки обязаны заносить в игровое поле все названные буквы, в том числе и те, которые не составляют задуманные ими слова, но называются противником. Каждая буква может называться многократно, т. е. ребенок может гибко менять свою стратегию игры, учитывая ходы противника. Когда все клетки поля всех игроков будут заняты, на свободную часть выписываются получившиеся слова. Затем происходит подсчет очков: за слово из 6 букв игрок получает 8 очков, из 5 — 6 очков, из 4 — 5 очков, из 3 — 3 очка, из 2 — 1 очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков.

л и с и ц а Лисица — 8 очков
Осел — 5 очков
Барс — 5 очков
Бык — 3 очка
Лось — 5 очков
Собака — 8 очков
Рысь — 5 очков
Слон — 5 очков
Всего : 44 очка
о г о с е л
с в б а р с
ь у а ш ы л
б ы к о с о
я р а ф ь н

Рисунок 2. Пример заполненного игрового поля

в игре «Словесный бой».

Источник