Игры для подготовки к школе ребенок в 5 лет
Родителям больше не нужно пересматривать десятки пособий и детских сайтов. Ведь команда ЛогикЛайк подготовила всё необходимое для лёгкого старта и увлекательного обучения.
Задания для занятий онлайн
Сколько должен заниматься будущий первоклассник?
Начните с 5-7 заданий в день и постепенно наращивайте обороты.
Искали идеи для офлайн занятий?
Перед вами подборка популярных развивающих заданий и других активностей, примеры занимательных заданий от ЛогикЛайк.
Развиваем внимание
Изначально дети не умеют управлять своим вниманием. Они активно реагируют на все новое и интересное, но не могут долго сосредоточиться на том, что их не привлекает. Поэтому первокласснику бывает сложно высидеть 45 минут урока без переключения на посторонние дела. Научиться слушать и стать более сосредоточенным ребёнку помогут игры, задания и упражнения на развитие внимания от ЛогикЛайк.
Задание «Находи и обводи»
Дайте ребёнку небольшой текст (это может быть статья из детского журнала или распечатанная сказка) и предложите ему в каждой строке зачеркнуть определенную букву, допустим, «А». Как можно усложнить задание? Попросите дошкольника зачеркивать «А» и обводить «Б», либо отмечать «А» только тогда, когда перед ней стоит согласная буква.
Задание «Абракадабра»
На листке бумаги запишите ряд сложных несуществующих слов и предложите ребёнку без ошибок переписать их в тетрадь:
МАПЕТЛООЖЕРРАОТИНДЕБОЖАДСЕЛПАН
ЗЕЛЛОТИМНОСТАЛЛОТОЗАКОНАВУЧИДАЯН
ЖАМОТСВАНЕРТАЛОФОГРОДИОЛЮЗМОНАТ.
Юра сделал постройку из кубиков (рис. справа). Иришка спрятала несколько кубиков.
Сколько кубиков нужно Юре, чтобы восстановить постройку?
Упражнение «Слушай и действуй»
Называйте различные слова (стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д) и просите ребёнка хлопать в ладоши, когда встретится слово, обозначающее животное. Повышаем сложность: теперь необходимо будет вставать каждый раз, когда слышишь название растения. Соедините две части упражнения. Если будет легко, добавьте еще действие.
Упражнение «Покажи на себе»
Называйте части тела и указывайте на них. А ребёнок должен повторять слова и показывать на себе. Затем начните запутывать его: говорите «рука», а указывайте на ногу и т.п.
Развиваем память
Как и внимание, память дошкольника только переходит от непроизвольной к управляемой: он быстро запоминает стихи с яркими и интересными образами, но скучные тексты учит с трудом.
Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.
Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»
Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?
Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.
Задание «Пары слов»
Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень — дождь; ваза — цветы; кукла — платье;
чашка — блюдце; книга — страница; вода — рыба;
машина — колесо; дом — окно; часы — стрелки.
Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:
– повторять вслух и про себя;
– мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
– объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.
Упражнение «Вспомни и опиши»
После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.
Упражнение «Повтори фигуру»
Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.
Больше идей – в материале «Игры, развивающие мышление, память, внимание».
Онлайн-игры на тренировку памяти и внимания
Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».
Развиваем мышление
Дети с развитым мышлением легче впитывают новые знания и придумывают, как их применить.
Когда дети выполняют задания для подготовки к школе от «ЛогикЛайк», они учатся анализировать информацию, устанавливать связи между предметами, делить их на группы, сравнивать и обобщать.
Узнайте больше о развитии логики и мышления у детей.
Начните с подходящих по возрасту заданий
Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком.
«Что, зачем и почему?»
Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
Утром мы завтракаем, а в полдень — …?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Маленькая корова — это телёнок, детёныш овечки — это …?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Зачем на письмо нужно наклеивать марку?
«Какое слово лишнее?»
В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, отважный, смелый;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, рубашка, свитер;
Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, магнитофон, радио.
Задача четвёртый лишний
На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:
Смотрите больше заданий типа «Найди лишнее слово или предмет».
Упражнение «Кто больше?»
Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т.д.
Упражнение «Важные слова»
Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин — продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк — надувной круг, горки, вода, купальный костюм.
Логическая задача
Решение задач на логику — один из самых эффективных способов развития мышления. Мы создаем разнообразные занимательные задания, решать которые интересно детям и взрослым.
Развиваем речь
Старший дошкольник без труда произносит звуки, умеет строить сложные, но связные предложения. Его словарный запас увеличился: если в 3 года ребёнок знал около 1200 слов, то в 6 лет — в три раза больше. Активное общение и решение заданий и упражнений на развитие речи помогут дошкольнику заговорить красиво и складно.
«Разминка для языка»
Выучите вместе несколько скороговорок и потренируйтесь произносить их без запинки:
Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала;
Ёж жевал в своем жилье ежевичное желе;
Кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал;
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня;
Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине;
Мама, нас ты не ищи, щиплем щавель мы на щи.
Задание «Я всё знаю»
Прочитайте слово и попросите объяснить его значение. Пример: слово «стул». К какой группе предметов он принадлежит (мебель), из чего сделан (из дерева), зачем он нужен (чтобы сидеть на нем)? Слова для выполнения задания: тетрадь, самолет, карандаш, стол.
Упражнение «Расскажи, что видишь»
Возьмите книгу с яркими сюжетными иллюстрациями, выберите занимательную картинку и задавайте вопросы по ней: кто? что делает? когда? зачем? почему? Разговориться помогут наводящие фразы: «Как ты думаешь?», «А тебе встречалось такое?» и т.п.
Упражнение «Журналист»
Предложите поиграть в журналиста и взять у вас интервью. Можете представить себя певцом, актером, спортсменом. Существующим или выдуманным — не важно, главное — зажечь интерес у ребёнка. За этим упражнением вы нескучно проведете время и научитесь грамотно строить диалоги.
Развиваем мелкую моторику
«Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев» — справедливо утверждал советский педагог Василий Сухомлинский. Выполняйте упражнения, которые одновременно готовят руку к письму и стимулируют развитие речи и мышления.
Упражнение «Наши хобби»
Оригами, аппликации из бумаги, лепка из пластилина, теста или «космического» песка, сборка конструктора или пазлов — все это отличные способы развития мелкой моторики. Главное — увлечь ребёнка, так обучение превратится в занимательный процесс и пойдет быстрее.
Задание «Выбери и раздели»
Используйте подручные материалы для развития мелкой моторики рук ребёнка. Девочке можно предложить раскладывать по разным чашкам смешанные до этого в одной емкости бобовые: фасоль, горох и чечевицу. Мальчики могут раскладывать болты, гайки и шайбы.
Чтобы ребёнок чему-то научился, поддерживайте его, помогайте почувствовать успех в новом деле, и он будет стараться ещё больше.
Если какие-то задания и упражнения вызывают трудности, это нормально!
В помощь родителям мы и создали учебную платформу ЛогикЛайк. Развивайте логику, мышление и математические способности, внимание и память в удобном и понятном для детей формате.
Источник
Юлия Шутова
Развивающие игры для подготовки детей к школе
Данные игры я рекомендую на родительских собраниях в подготовительной группе, чтобы родители ненавязчиво и весело развивали школьно значимые качества своих детей в повседневной жизни (в транспорте, очереди, по дороге в детский сад)
«Закончи предложение»
Нужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.
Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).
Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).
У дерева всегда есть. (тень, ствол).
Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).
Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).
«Найди лишнее слово»
Образец, Стол, стул, шкаф, машина. Ответ — машина, потому что все остальные вещи относятся к мебели.
Книга, газета, журнал, чашка.
Идти, бежать, стоять, стол.
Чашка, миска, вода, кастрюля.
Дерево, книга, кустарник, трава.
Дом, карандаш, хижина, шалаш.
Квадрат, треугольник, круг, четырехугольник.
Велосипед, машина, дом, поезд.
Старик, ребенок, корова, подросток.
Корова, волк, заяц, лиса.
Рыба, акула, ручка, кошка.
Петух, курица, соловей,
Щука, медведь, окунь, карась.
«Определите взаимосвязь слов»
Дается пара слов: одна пара полная, другая неполная. По первой-паре слов можно определить смысл, взаимосвязь по этой аналогии найти второе слово. Например, корова — теленок, кошка. (котенок, потому что теленок так относится к корове, как котенок к кошке.
Темный — светлый, мокрый -. (сырой, пасмурный, сухой).
Папа — мама, бык -. (коза, корова, овца).
Мебель — стол, посуда -. (машина, чашка, яблоко).
Время — часы, температура -. (ртуть, читать, градусы)
Круг — шар, квадрат -. (тело, куб, четырехугольник).
Животное — лев, пища -. (обед, кухня, хлеб).
Яблоко — апельсин, пальто -. (стол, куртка, клюшка).
Молния — гром, туча -. (солнце, земля, дождь).
Врач — больной, продавец -. (маляр, покупатель, универмаг).
Строитель — дом, художник -. (картина, ручки, краски).
«Объединяющее понятие»
Даны два слова, которые можно объединить по смыслу. Этот общий смысл нужно выразить одним словом (если не удается, то двумя или тремя словами).
Пример: ель, дуб — (деревья).
Лимон, апельсин — (фрукты)
Суп, чай -. (пища)
Стол, стул — … (мебель)
Ложка, вилка -… (посуда)
Корова, кошка — … (домашние животные)
Ручка, фломастер — … (пишущие предметы)
Дом, магазин -… (здания)
Игра «Найди противоположное слово».
Пример: день — ночь (противоположное слово).
Лето. (зима, осень -(весна, горячий-(холодный, твердый — … (мягкий, добрый — … (злой, черный -. (белый, чистый — … (грязный, холодный — … (теплый) и т. д.
«Найди как можно больше слов»
Что бывает твердым? Что бывает красным (кислым, черным, круглым? Кто умеет плавать? Кто живет под землей? Кто живет в воде? У кого из живых существ нет ног?
Упражнение «Угадай предмет»
Взрослый выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку. Ребенок должен отгадать предмет.
Упр. «Угадай, что я загадал»
Перед детьми выкладываются несколько карточек с изображением разных предметов. Взрослый загадывает один из них. Дети должны угадать его с помощью косвенных вопросов.
Упр. «Логические концовки»
— Лимоны кислые, а сахар… (сладкий)
— Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками)
— Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки)
— Если сестра младше брата, то брат… (старше сестры)
— Если правая рука справа, то левая рука… (слева)
— Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
Упражнение «Угадай, что внутри»
Необходим непрозрачный мешочек и 10 – 15 мелких предметов (шашки, колпачки от ручек, пуговицы, листики, монеты, скрепки, шурупы, ключи, орехи и др.). Взрослый называет предметы, а ребенок должен быстро наощупь найти нужный предмет и достать его одной рукой, держа мешок другой.
Упр. «Кто летает, кто плавает»
Взрослый бросает ребенку мяч. «Сейчас выясним, кто умеет плавать, а кто летать».
Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок ловит и отвечает. Орел летает? Корова летает? Индюк плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Утка плавает? Ежик летает? Дельфин плавает? Собака летает? Вертолет летает? Камень плавает? Лодка плавает? и т. п.
Упр. «Не пропусти растение»
Ведущий называет слова. Когда среди слов будет растение, ребенок встаёт и тут же садится.
Растения- дерево, роза, трава, береза, цветок, фиалка, пальма, смородина, огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, лук.
Упр. «Не пропусти профессию»
Ведущий говорит слова. Кода встречается профессия, ребенок хлопает в ладоши.
Профессии – врач, сантехник, учитель, дворник, водитель, охранник, строитель, парикмахер, продавец, медсестра, воспитатель, повар, нянечка, техничка, директор и др.
По аналогии можно проводить упражнение «Не пропусти животное».
Упражнение «Не перепутай»
При слове «нос» — дотронутся до носа, «лоб» — до лба и т. д. (рот, ухо, щека, глаз, брови, подбородок). Ведущий пытается запутать детей, показав нос, показывает подбородок.
Упр. «Да» и «Нет» не говорите»
Взрослый задает вопросы, на которые нельзя отвечать «Да» и «Нет». За правильные ответы – фишки.Вопросы: Тебя зовут Федя? Сегодня четверг? Ты любишь смотреть мультики? Ты любишь своих родителей? Твоя любимая игра в прятки? Ты любишь мороженое? Медведи летают? И т. п.
Упр. «Четыре стихии»
Если ведущий говорит «земля», ребенок опускает руки вниз; «вода» — руки вытянуть вперед; «воздух» — поднять руки вверх; «огонь» — произвести вращение в локтевых суставах.
Источник
Губанова Любовь
Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5–7 лет»
Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5 – 7 лет»
Как готовить ребенка к школе, чтобы не пропал интерес к обучению?
Очень часто подготовка дошкольников к обучению в школе сводится к рисованию крючочков, печатанию букв, заучиванию цифр и букв. К сожалению, при такой подготовке познавательная активность ребенка снижается, а в школу они ходят, потому что надо, без желания и радости.
Психологи же считают, что более успешное развитие личностных способностей происходит тогда, когда оно сопровождается положительными эмоциями.
Что же делать, чтобы ребенок рос полноценной личностью и стремился к получению знаний?
Ответ очень прост: играть. Наблюдение за игровой деятельностью ребенка важно для познавательного развития ребенка и подготовке его к школе. Стараясь не мешать ребенку, не подавляя его инициативы, следует понаблюдать за ним, чтобы тактично помочь ему осознать и обогатить его деятельность, организовать занятия, направить их в нужное русло умственного развития. Учите ребенка играть — сначала просто оперировать предметами, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Следующий шаг можно делать, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты,основная цель которых — отражение видения ребенком отношений между другими людьми: семейных, деловых и т. д. На этом этапе игрового развития ребенка действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы — заменяться другими, с помощью которых можно изобразить нужное действие. Пройдя весь этот игровой путь, ребенок приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии, он получит необходимые знания об окружающих его предметах, явлениях, человеческих отношениях, что будет способствовать развитию мышления и воображения.
Чтобы ребенок успешнее усваивал школьную программу, нужно развивать и восприятие, и память, и внимание, и мышление, и воображение, и речь, — все, что составляет понятие «интеллект».
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, в которые вы сами сможете играть с ребенком, использовать при проведении семейных праздников, во время совместного отдыха и т. д.
Игра «Я вижу то, чего не видишь ты». Очень простая и интересная игра, направленная на развитие внимания, наблюдательности, реакции. Играть в нее можно как вдвоем, так и с большой группой детей. Ведущий (лучше, если сначала им будет взрослый)говорит: «Я вижу то чего не видишь ты, и оно … (круглое, зеленое, красное, металлическое, деревянное и т. д.)». другие участники игры должны угадать предмет, который загадал ведущий. Этот предмет обязательно должен находиться в поле зрения всех участников.
Игра «Сборы на дачу» развивает память, внимание и речь. Ведущий предлагает собрать чемодан, чтобы ехать на дачу,и говорит: «Я кладу в чемодан панаму, чтобы не напекло голову». Следующий игрок повторяет слова ведущего и называет предмет, который он сам возьмет с собой на дачу. Третий участник повторяет то, что сказали предыдущие игроки, добавляет свое и т. д. по аналогии можно организовать «Сборы на море», «Сборы на Северный полюс». Все зависит от фантазии игроков.
Игра «Волшебные звуки» способствует развитию слухового внимания и обучению звуко-буквенному анализу. Взрослый договаривается с детьми о том, что какие-то два звука, например, «а» и «д», они будут считать волшебными. Если дети услышать звук «а», они должны взять себя за ухо. Если услышат звук «д» — за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой встречаются эти звуки, или просто произносит ряд слов, а ребята слушают и выполняют нужные действия. Кто ошибается, выходит из игры. Можно спеть вместе с детьми известную песню, соблюдая правила игры.
Дети любят играть в прятки, но в помещении часто не получается поиграть, потому что не хватает мест, куда можно спрятаться. Игра «Контурные прятки» поможет исправить эту ситуацию. Она направлена на развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков, умения сопоставлять объем предмета и его контур. Можно играть вдвоем, а можно разделиться на две команды. Участники одной команды заходят в игровую комнату, собирают различные предметы и обводят их по контуру фломастером или маркером. Предметы расставляются по местам. Затем в комнату заходит вторая команда, которая должна отыскать предметы, соответствующие контурам. Потом команды меняются местами. Побеждает тот, кто нашел все предметы и затратил на это меньшее время.
Игра «Зоопарк» развивает речь, навык чтения простых слов, позволяет расширить представления о животном мире и будет способствовать формированию умения составлять простые рассказы. Для игры понадобятся карточки с названием животного и «еды», игрушки-животные. Взрослый выбирает карточку с названием животного и описанием пищи, которую есть это животное. Берет соответствующую игрушку и кладет рядом карточки.После чего говорит детям: «Давайте поиграем в зоопарк. Сейчас вы видите лису. Лиса – это дикое животное. Она обитает в лесу и живет в норе. Лиса – хищник, поэтому я положила ей мясо. Лиса рыжая, пушистая. Есть много сказок о лисе. В сказках она – хитрая». После этого каждый ребенок вытягивает карточку с названием животного, подбирает подходящую игрушку и еду и рассказывает о своем животном. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему наводящими вопросами.
Игра «Пальчиковые животные» развивает мелкую моторику, внимание, память. Каждый ребенок выбирает животное, которое он может изобразить с помощью пальцев. Игроки называют выбранного животного и показывают остальным, чтобы они могли запомнить фигуру, изображающую животное. Затем первый игрок показывает пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры, передавая ему эстафету. Игрок, не сумевший понять, что показали его животное, выбывает из игры. Взрослому нужно следить, чтобы животное было изображено именно так, как было показано в начале. Иначе, выбывает тот игрок, который неправильно его показал. Побеждают 2 – 3 малыша, оставшиеся в игре последними.
И конечно, нужно играть в известные всем подвижные игры «Жмурки», «Кошки-мышки», «Салочки» и другие.
Самое главное, нужно понять, что подготовка к школе – это творческий процесс. А всевозможные игры и соревнования непроизвольно стимулируют интеллектуальное и физическое развитие ребенка, так как в игре быстрее запоминаются любые сведения.
Источник