Игры для мамы и ребенка 4 года
Во что может мама поиграть с ребенком
Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоциями, взаимодействовать с другими людьми, осваивает новые для него предметы и действия. Именно в игре лучше и быстрее развиваются все основны психические процессы – память, внимание, мышление, моторика и т.д. А уж если эта игра с мамой, то ее значение для внутреннего мира ребенка сложно преувеличить.
Но зачастую мы не можем придумать, во что бы поиграть с малышом, кроме привычных кукол или чтения книг.
В этой статье я предлагаю подборку достаточно простых по исполнению (но очень ценных по значению для развития ребенка) игр, в которые может играть мама с ребенком 4-6 лет.
Надеюсь, что они понравятся и мамам и детям!
Найди пропавшую игрушку
Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана — пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т.д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ребенку предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.
В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек, то можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число до оптимального для ребенка.
Если ребенок легко справляется с заданием из 10-12 и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов.
Еще один из вариантов усложнения задания: предложить ребенку запомнить послеовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно для ребенка две игрушки меняют местами и предлагают ему угадать, какая игрушка стоит не на своем месте.
Игра направлена на развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.
Четвертый лишний
Материалом для игры служат 4 картинки с изображениями предметов, три из которых относятся к одному общему понятию. Взрослый раскладывает перед ребенком четыре картинки и предлагает определить, какие из них подходят друг другу и их можно назвать одним словом (каким ?), а какая из этих картинок лишняя. Набор картинок может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, чайник и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб цветок и т.д.
В том случае, если ребенок не понимает и не принимает задание, можно задать ему наводящие вопросы: «Что делают с этими предметами?», «Где они растут?», «Где живут?». В случае успешного выполнения задания можно подбирать картинки с предметами, относящимися к одному общему понятию, но отличающиеся одним свойством, например: береза, дуб, липа и ель. Для усложнения задания можно увеличить число картинок, либо проводить игру в вербальном плане без использования картинок.
Эта игра предназначена для развития логического мышления ребенка-дошкольника.
Найди тайник
Материалом для игры служит план комнаты, где будет происходить игра, который вычерчивается на листе бумаги. На плане показаны стены, окна, двери и предметы, находящиеся в комнате.
В качестве примерного плана приводим следующий:
Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Водящий должен найти в комнате игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть на детской площадке, что значительно усложнит задание. В том случае, если ребенок успешно справляется с первоначальным вариантом игры, можно сделать ее более сложной, перевернув план на 180 к ребенку с условием не переворачивать его во время игры.
Игра предназначена для развития логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме.
Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.
Игра заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в игру без слов. Водящий загадывает простое предметное действие (например, «читаю книгу») и с помощью только мимики и жестов показывает ее другому, который должен отгадать это действие. В случае правильного ответа играющие меняются местами. В том случае, если ребенок успешно справляется с заданием, можно предложить ему угадать или показать цепочку последовательных событий, например такую: проснулся, встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в детский сад.
Другим вариантом этой игры может быть «рассказывание» друг другу стишка, сказки или песенки, известных ребенку.
Игра предназначена для развития мимики и пантомимики ребенка, воображения, фантазии, находчивости, сообразительности, умения перевоплощаться.
Пиктограмма
В игре используется лист бумаги, карандаш или ручка. Взрослый предлагает ребенку запомнить слова с помощью рисунков. На каждое слово, предложенное для запоминания, ребенок должен нарисовать схематичный рисунок, картинку такую, чтобы, посмотрев на нее, он вспомнил предложенное слово. Взрослый говорит ребенку 5-7 простых слов или словосочетаний, например: «интересная игра», «наказание», «веселье» и т.д. После каждого предложенного слова ребенок рисует картинку. Когда все картинки нарисованы ребенку предлагают с их помощью вспомнить, какие слова говорил взрослый. Далее играющие меняются местами.
В том случае, если 5-7 слов слишком много для ребенка, можно начинать игру с 2-3 слов, постепенно увеличивая их количество.
Игра предназначена для развития у ребенка памяти, опосредованного запоминания, фантазии.
Угадай предмет
Материалом для игры служат любые предметы, находящиеся в комнате. Эта игра направлена на развитие памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существенного в предмете.
Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится этом предмет, для чего он нужен, из какого материала сделан и т.д. Ребенок должен отгадать, что за предмет загадал взрослый. Потом играющие меняются местами.
Для того, чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете, в этом случае ребенок лучше научится выделять существенные признаки предмета.
Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами алфавита, можно предложить ему игру в «Звуки». Взрослый говорит ребенку слово, а тот отвечает, с какого звука начинается это слово, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит в этом слове. В том случае, если ребенок хорошо справляется с этим заданием, можно попросить его проговаривать предложенные слова по буквам; придумывать слова, в которых, например, буква «а» стоит в начале, или в конце, или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями с тем, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Более сложны вариант игры — «Цепочки слов». Играющие по очереди называют слова, причем каждое новое слово должно начинаться с той буквы, на которую заканчивалось предыдущее слово. В это задание можно ввести правило говорить только названия цветов, или игрушек, или машин и т.д.
Эти игры предназначены для развития фонематического слуха, для подготовки ребенка к обучению чтению. Приведенные здесь игры с буквами удобны тем, что в них можно играть на ходу, по дороге в детский сад или магазин
Письма
В том случае, если ребенок уже знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, можно использовать игру «Письма», стимулирующую мотивацию к обучению чтению. Материалом для игры служит магнитная азбука или ручка и лист бумаги.
Игру с магнитной азбукой можно проводить как на специальной панели, так и на любом металлическом предмете в доме, например, на холодильнике. В отсутствие ребенка можно написать ему «письмо» на холодильнике с тем, чтобы потом он мог самостоятельно прочесть его. Текст писем может быть разнообразным: письмо от любимого героя сказки; рассказ о том, где спрятан сюрприз для ребенка и т.д.
Вначале письмо может быть коротким, из 2-3 простых слов. Далее можно увеличивать объем письма и вводить более сложные для чтения слова.
Для обучения дошкольника чтению и письму полезно предложить ему и его ближайшему другу писать письма друг другу. Письма можно посылать по почте или передавать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но в дальнейшем они научатся делать это самостоятельно. Можно научить детей использовать в своих письмах простейшие ребусы: во-первых, это поможет заменить сложные по написанию слова, а, во-вторых, будет способствовать развитию логического мышления и символической функции ребенка. Пример простейшего ребуса: «Утром я увидел «.
Очень полезна и интересна для дошкольника игра с родителями «в школу». Ребенок может быть учителем, а взрослый нерадивым учеником.
Ученик постоянно допускает ошибки в чтении, письме, счете или пересказывании текста, а учитель замечает их и исправляет.
Последовательные картинки
Материалом для игры служат 3-4 картинки, связанные между собой единым сюжетом. Картинки должны быть разрезаны и перемешаны между собой. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и объясняет, что они связан между собой и из них можно составить целый рассказ. Дошкольнику необходимо сложить картинки по порядку. Можно предложить ребенку сочинить сказку, глядя на эти картинки. Полезно спросить ребенка, что изменится, если поменять картинки местами, какая сказка в этом случае может получиться.
Эта игра помогает развивать воображение, логическое мышление и речь ребенка.
Говори наоборот
Игра заключается в том, что один играющий говорит слово, а другой противоположное по значени, антоним. Например: «холодный-горячий», «небо-земля», «светло-темно» и т.д. .
Достаточно сложный вариант этой игры — отгадать, какую фразу закодировали с помощью слов-антонимов или слов, имеющих приблизительное противоположное значение. Например, фразу «Зайку бросила хозяйка» можно закодировать таким образом: «Волка подобрал незнакомый человек». Важно, чтобы фразы, которые кодируются, были хорошо известны ребенку. В случае правильного ответа играющие меняются ролями.
Эта игра направлена на развитие логического мышления, речи, фантазии ребенка-дошкольника.
«Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить
Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова, например, «да», «нет», «черное», «белое» или любые другие. Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова, например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя и другие слова.
Эта игра способствует развитию произвольного внимания и произвольного поведения.
Сочини сказку
Взрослый предлагает ребенку сочинять сказки, каждый свою. В начале играющие придумывают тему рассказа, выбирают основных действующих лиц и их характеристики. Спустя некоторое время играющие рассказывают друг другу свои сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная история.
Еще один из вариантов игры в сказку заключается в том, что все участники игры получают лист бумаги, на котором сделаны незаконченные изображения, различные ломаные линии и геометрические фигуры. Например:
Каждый участник дорисовывает изображение так, чтобы получилась законченная картинка на заданную тему (например, сказочный замок) , а затем придумывает по ней сказочную историю. Затем все вместе рассматривают рисунки, слушают истории и отмечают наиболее полные и оригинальные.
Тему игры рекомендуется менять, можно изобразить «Волшебную полянку», «Подземное царство» или «Сказочный космический корабль».
Придуманные истории интересно записывать с помощью картинок, которые удобно рисовать в рамочках. В первой рамке схематично рисуется начало сказки, а в следующих то, что было дальше. Предложите ребенку вспомнить и рассказать сказку с помощью рисунков. Вначале ребенку потребуется помощь и объяснения взрослого, но в дальнейшем он сможет делать это самостоятельно.
Такие игры в сказки развивает логическое мышление, речь, воображение, фантазию, умение осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тесты.
Игры с аппликацией
Само по себе занятие аппликацией полезно для развития тонкой моторики руки и подготовки ребенка к обучению письму. Введение элементов игры в обычные занятия аппликацией, рисованием, лепкой вызывают у ребенка желание заниматься этими видами деятельности, формируют интерес к различным видам изобразительного искусства.
Для игры необходим лист бумаги с нарисованным на нем контуром забавного человечка, героя мультиков и т.д., а также клей, половинки гороха или конфетти. Ребенку предлагают разукрасить картинку с помощью конфетти или гороха, наклеивая их по одному на рисунок. Начинать можно с несложных рисунков и обклеивать их только по контуру. Далее задание усложняется: от полностью «разукрашенных» рисунков до сложных орнаментов.
Игры с вырезанием
Для занятия вырезаним необходимы белая и цветная бумага, ножницы, клей, цветные крандаши или фломастеры. Игр с вырезанием може быть множество, приведем лишь некоторые из них. Ребенку-дошкольнику будет интересно самостоятельно вырезать снежинки, цветы и другие фигурки из бумаги, сложенной в 4-8 раз. Если сложить лист бумаги на подобие книжки-раскладушки, то ребенок может вырезать цепочки, состоящие из одинаковых звездочек, или фигурок, или елочек и т.д
Интересной для ребенка будет игра в бумажных кукол с одеждой, если этих кукол и одежду он нарисует, разукрасит и вырежет самостоятельно.
Можно предложить ребенку-дошкольнику самому сделать книжку. Для этого необходимо сложить несколько двойных листочков бумаги и прошить их по середине. Книжку можно украсить рисунками, аппликацией, различными надписями.
Забавные игры
Кляксы. Для игры необходим лист ватмана и краски. Суть игры сводится к тому, что взослый дает ребенку большой лист бумаги и краски и позволяет рисовать руками все, что захочется. Такая игра способствует расслаблению ребенка, снятию напряжения, эмоциональной разрядке.
Разноцветная вода и льдинки. Можно предложить ребенку разукрасить воду в прозрачных стаканчиках в разные цвета и оттенки с помощью различных красок и их сочетаний. На этом примере можно объяснить ребенку свойства цветов, возможность получения промежуточных цветов из сочетания семи основных. Подкрашенную воду можно заморозить; ребенку будет интересно выложить различные узоры на снегу из разноцветных льдинок, наподобие мозаики.
Киндер-сюрприз. Игрушки из киндер-сюрпризов (шоколадных яиц) забавны сами по себе и стимулируют ребенка для игры с ними. Предложите ребенку построить город для этих игрушек, гараж, кроватки из конструктора и детской железной дороги. Можно дать ребенку задание разделить эти игрушки на разные группы, например, по цвету, по функциям, по строению, по принадлежности к тому или иному виду.
Источник
Ученые давно определили, что на этапе взросления всегда существует определенный вид деятельности, который в наибольшей степени способствует развитию личности ребенка. Если до года важен эмоциональный контакт с мамой, то до 3 лет — манипуляции с предметами. Малыш разбирает и ломает игрушки, пытаясь добраться до сути. С 3 до 6 наступает время игровой деятельности. Через нее маленький человечек познает окружающий его мир. Наша статья ответит на вопрос, во что можно поиграть с ребенком 4 лет.
Особенности возраста
Уровень развития — дело сугубо индивидуальное. Но существуют некоторые пределы нормы, на которые родители стараются ориентироваться. Игры бывают разные: подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые и т. д. Последние — это удел детей постарше (5-6 лет). Наблюдая за взрослыми, они воссоздают картины реальной жизни: «дочки — матери», «врач — пациент», «подготовка к балу». Нужно знать возрастные особенности, чтобы понимать, во что поиграть с ребенком.
4 года — это период развития чувств. Дети пока еще ситуативны, не умеют справляться с эмоциями самостоятельно, но у них уже появляются новые переживания: грусть, обида, разочарование, стыд. Они улавливают настроение окружающих. Все это объясняется преобладанием развития правого полушария.
4 года — время феноменальной познавательной активности и тысячи «почему». В этот период очень важны игры, которые развивают память, а также мышление и речь. Словарный запас малышей достигает 1,5 тысячи слов. Развивающие игры способны не только улучшить познавательные психические процессы, но и выявить на раннем этапе способности малыша.
4 года — время формирования навыков самообслуживания, нравственных качеств и высокой физической активности. На повестку дня выходит необходимость развития мелкой моторики, без которой невозможно переходить к полноценному образовательному процессу.
Домашняя обстановка: во что поиграть с ребенком (4 года)
Дома вполне можно организовать спортивный уголок, где легко повисеть на турнике, покидать мяч в баскетбольную корзинку, поиграть в волейбол с помощью воздушного шарика. Необходимость в движении (до 5 тысяч действий в день), которая в этом возрасте требуется даже если нет возможности погулять на свежем воздухе, должна быть удовлетворена.
Можно подвижные игры превратить в развивающие. Например, повторить «походку» различных животных — гусей, медведя, зайчика, собаки. Подойдет и такая игра, как «съедобное — несъедобное». Ребенку предлагается ловить мяч только в том случае, если ведущий называет предмет, который можно употреблять в пищу. Несъедобные вещи, например «шкаф», «мяч», «стул», малыш должен отбрасывать. Если он все делает правильно, то продвигается на шаг вперед, приближаясь к контрольной черте. Здорово, если на ней лежит приз. Хотя детей в 4 года более забавляет сам процесс игры, чем награда.
Для развития моторики пальцев малыши должны больше рисовать, лепить из пластилина, собирать пазлы и раскрашивать. Ребенок способен освоить шашки, детское домино и другие настольные игры — с кубиком и фишками.
Если под руками не оказалось вспомогательного материала, можно составить узор из палочек, пуговиц, бусин, выложить из них конкретный предмет. Например, колодец. В какие еще игры можно поиграть с ребенком?
«Таинственные звуки»
Игра хороша тем, что в ней могут принять участие все домочадцы, но при этом она находится в зоне актуального развития четырехлетнего малыша. Для нее необходима предварительная подготовка, что сближает семью. Так, папа или старший ребенок должны заранее записать на смартфон или другое устройство различные звуки — шум работающего холодильника, стиральной машины, пылесоса, голоса известных всем людей, мяуканье кошки и т. д.
Если где-то на даче из-за плохой погоды домочадцы вынуждены находиться в доме, может возникнуть проблема, во что поиграть с ребенком. 4 года — хороший возраст для того, чтобы расширить свои представления о звуках. Достаточно лишь включить сделанные заранее записи и постараться угадать их источник. Взрослым можно предлагать более сложные задания (измененные голоса, наложение нескольких звуков и т. д.), а малышу достаточно простейших.
«Угадай сказку»
Во время болезни сложно предоставить возможность поиграть ребенку в игру. 4 года между тем — это возраст, когда невозможно и просто лежать без дела. Тогда подойдет вариант под названием «Угадай сказку». В качестве источника родителям нужно взять сюжет произведения, с которым малыш уже хорошо знаком. Это может быть «Золушка», «Аленький цветочек», «Заюшкина избушка». Главное условие — не употреблять имена собственные и названия персонажей, заменив старинные понятия на более современные. Например, героиня отправляется не на бал, а на дискотеку, ее везет не карета, а автомобиль. Рассказ можно прервать, когда ребенок угадает сказку. Тогда сразу же можно начать следующую.
«Перейдем болото»
Этот вариант хорош тем, что игру можно организовать как на улице, так и дома. Он подойдет, если где-то на отдыхе возникнет проблема, во что поиграть с ребенком. 4 года — возраст, когда родителям приходится подключать всю свою фантазию для организации досуга малыша.
«Болото» можно обыграть с помощью любого подручного материала — необходимо изготовить зеленые кочки из картона, бумаги или старых газет. А в качестве приза легко вырезать или использовать готовые буквы, которые складываются в характеристику «молодец». За каждую победу малыш будет получать по одной и знакомиться с ней, в конце получится слово, которое с удовольствием прочтут ему родители.
Условия игры: определяется территория болота — та дистанция, которую ребенок или группа детей будут преодолевать. По ее ходу раскладываются «кочки», которые желательно закрепить скотчем на полу помещения или на улице, чтобы минимизировать риск падения. Детям объясняется задача: «Вокруг трясина, в которой можно завязнуть и не выбраться из болота. Выход возможен только по кочкам. Если во время прыжка нога попадает в трясину, игроку засчитывается проигрыш, и он сходит с дистанции».
«Покажи эмоцию»
В качестве оборудования потребуются иллюстрации или специальные картинки с набором эмоций. Периодически их можно обсуждать с малышом, проговаривая, что испытывает человек, когда веселится, радуется, печалится, огорчается, пугается и т. д.
Достать картинки можно в тот момент, когда возникнет вопрос, во что поиграть с ребенком. 4 года, как мы уже говорили, — возраст, когда необходимо прорабатывать с малышом весь спектр возможных переживаний. В чем заключается игра? Картинки складываются стопкой рисунком вниз. Ребенок достает одну из них. Например, там изображен человек, испытывающий страх. Он должен продемонстрировать данное состояние, не прибегая к словам. А родитель — угадать эмоцию. В зависимости от того, насколько ребенок справился с заданием, следует меняться местами.
Игра-логика
Для детей 4 лет можно использовать посильные интеллектуальные задания, которые вызовут несомненный интерес. Приведем три варианта:
- «Ищем связку». Ребенку предлагаются две картинки, обозначающие предметы. Нужно найти промежуточные слова, которые связывают, на первый взгляд, не совместимые между собой объекты. Например, «человек», «дерево». В качестве слов-связок могут выступать: «окно», через которое виден лес; «лопата», с помощью которой происходит посадка; «картина», которую пишет художник.
- «Вожжи». На магнитной доске можно закрепить ряд точек, пронумерованных по порядку. Задача — от каждой из них к следующей следует «тянуть» вожжи, то есть проводить линию. Но таким образом, чтобы не пересекаться с уже имеющимися.
- «Определяем на ощупь». Ребенку показывается ряд предметов: маленьких и больших, гладких и шершавых, круглых и квадратных, мягких и твердых. Затем они складываются в корзину, а ребенку завязываются глаза. Ему предстоит угадать каждый предмет на ощупь.
Во что сыграть с девочкой
Большинство игр подойдут как мальчикам, так и девочкам. Но следует помнить, что именно на этапе формирования сознания складывается гендерная идентичность. Поэтому очень важно подбирать занятия, которые более характерны для представителей определенного пола. Мальчики больше склонны к проведению свободного времени с машинками, военной техникой, солдатиками, например.
Какие можно использовать игры для детей? 4 года девочке — значит, она любит наряжаться, пользоваться детской косметикой, подражать маме, танцевать. Ей можно предложить поиграть в «танцы». Они развивают слух, смекалку, воображение, способствуют физической активности. Звучит специально подобранная приятная музыка. Задача — танцевать, используя при этом лишь одну часть тела. Ведущий, включая трек, сообщает задание: «рука», «голова», «плечи», «попа». В игре девочки начнут осваивать понимание «направо — налево», если использовать команды: «левая нога», «правое плечо».
4 года — замечательный возраст для игр с детьми, которые будут особенно продуктивными, когда в них вовлечены взрослые.
Источник