Игры большой маленький для ребенка 2 года
Олеся Лихачева
Дидактическая игра по математике: «Большой маленький» в первой младшей группе
В один прекрасный вечер, мы с моими детками играли в игру математическую большой маленький. Деткам были предложены 2 картинки с разными животными одна маленькая другая большая, и вот заданием было найти одинаковую картинку только маленькую. Малышам было интересно играть в данную игру, но было в то же время и тяжеловато, но у меня детки молодцы и конечно же с моей помощи мы справились с данной задачей.
Данная игра является не только по математике, можно использовать эти картинки и по развитию речи (проговаривать с детьми голоса данного животного, различать животных, называть их, и просто рассматривать). Картинки получились яркие, красочные, и понятны для узнавания малыша. Играем мы в данную игру практически каждый вечер, за столом по 3-4 человека. С этой игрой можно заодно и проговаривать цвета которые ребята видят перед собой, просто рассматривать. Пособие получилось замечательное, интересное.
Публикации по теме:
Дидактическая игра «Большой — маленький»
Эта игра предназначена для детей в возрасте от 2 до 3 лет. Цель:развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их.
Дидактическая игра «Большой — маленький»
Уважаемые коллеги, хочу предоставить Вашему вниманию дидактическую игру для младшего дошкольного возраста «Большой – маленький». В том учебном.
Дидактическая игра «Покорми собачек» для детей раннего возраста по ознакомлению с понятиями «большой-маленький»
Дидактическая игра своими руками «Покорми собачек», понятие «большой — маленький». Я работаю в группе кратковременного пребывания с детьми.
Комплексное занятие по математике в младшей группе «Закрепление понятий большой, маленький. Повторение фигур»
Комплексное занятие по математике. Тема: «Закрепление понятий «большой», «маленький». Повторение фигур круг, квадрат, треугольник». Вторая.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой младшей группе «Большой — маленький, один — много»
Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой младшей группе. Тема «Большой – маленький, один – много». Воспитатель: Савинова Александра.
Конспект занятия по математике «Маленький, большой» в первой младшей группе
Конспект занятия (математика) «Маленький, большой» (1 мл. группа: 3- 4 года) Цель: дать детям представление о величинах: большой, маленький.
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Большой, маленький. Один, много»
Конспект занятия по математике во 2 младшей группе «Большой, маленький. Один, много» Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету,.
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Утро. Большой и маленький. Один и много»
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Утро. Большой и маленький. Один и много»Программное содержание: познакомить с частью.
Открытое занятие по ФЭМП в первой младшей группе «На помощь Машеньке. Один — много, большой — маленький»
Открытое занятие по ФЭМП в I младшей группе «НА ПОМОЩЬ МАШЕНЬКЕ» Воспитатель: Фурсова О. Н. 2018г. Цель: развитие познавательной, коммуникативной.
«Один-много. Большой-маленький». Конспект занятия по математике в младшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция областей: «Социально-коммукативная», «Познавательная», «Речевое развитие».
Источник
Ольга Миногина
Дидактическая игра «Большой — маленький» для детей 3–4 лет
Дидактическая игра «Большой — маленький» для детей 3-4 лет (младшего и среднего дошкольного возраста). Данную игру в своей работе может использовать воспитатель, педагог-психолог, так и родители в домашних условиях для игры со своими детьми.
Цель игры: обогащать словарный запас и навыки выразительной речи, упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.
Материал для игры: изображения двух клоунов — большого и маленького, картинки разного размера с изображением мебели, одежды, игрушек, музыкальных инструментов и. т. д. Использование ИКТ (презентации).
Вариант №1.
Ход игры: игра проводится с двумя детьми. У одного ребенка большой клоун, а у другого маленький. На столе разложены картинки. Дети выбирают предметы соответствующей величины.
Вариант №2:
Ход игры: ребенок выкладывает предметную картинку на картину с клоуном, проговаривая словами большой, маленький.
Вариант №3:
Ход игры: педагог с помощью информационно-коммуникативных технологий (презентации) предлагает ребенку определить величину предмета, соответствующую величине клоуна. Данный вариант игры интересен для ребенка и вызывает более яркие эмоции у ребенка во время игры.
Публикации по теме:
Конспект занятия по ФЭМП «Большой и маленький»
Игровые технологии во второй младшей группе Конспект по формированию элементарных математических представлений Тема: Большой и маленький.
Дидактическая игра для детей 2–4 лет
«Ум ребенка- в пальчиках» Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации- прикосновения. Детям.
Дидактическая игра для детей 5–6 лет «Овощной магазин»
Дидактическая игра «Овощной магазин» Цель игры: Закрепление умения делить слова на слоги, закреплять в словаре детей названия овощей,.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры» для детей 2–3 лет
Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Геометрические фигуры». Создавая данную игру я сотрудничала с семьёй Жмуриковых. Цель:.
Дидактическая игра «Кубики безопасности» (для детей 5–7 лет)
Дидактическая игра: «Кубики безопасности» (для детей 5-7 лет) Тема: «Безопасность дома и на дороге» Цель: Формирование у детей осознанного.
Дидактическая игра «Попробуй найди» для детей 3–5 лет
Добрый вечер,уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию игру для детей 3-5 лет » Попробуй найди. » У всех есть такие игры,как сортер,мои.
Дидактическая игра «Веселые человечки» для детей 3–5 лет
Представляю вашему вниманию дидактическую игру для детей 3-5 лет «Веселые человечки». Моим детям нравятся такие игры,когда можно что-то.
Дидактическая игра «За покупками в магазин» для детей 3–4 лет.
Добрый вечер,уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию игру для детей 3-4 лет жизни » В магазин за покупками». Цель: Упражнять детей.
Конспект НОД по ФЭМП для детей от 2 до 3 лет. Тема: «Величины предметов: большой, маленький»
Цель: Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Задачи: Образовательные: упражнять.
ООД «Большой-маленький»
Конспект организованной образовательной деятельности в группе раннего возраста Тема: «Большой — маленький» Воспитатель: Корчагина Елена.
Источник
Математические игры на коврике
для детей 2-3 лет
Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Очень легко заниматься с детьми в этом периоде. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, но ни в коем случае не отпугнуть малыша, перегрузив его излишними знаниями.
2-3 года — это период занятий на коврике, только в форме игры. Цель этого периода — ФИЗИЧЕСКИ прочувствовать математические понятия. У ребенка еще не сформировано образное мышление. Следовательно, чтобы найти решение предложенной ему задачи, малыш должен совершить ряд ФИЗИЧЕСКИХ действий. Такие образовательные методы, как лекция или беседа, совершенно не подходят ребенка этого возраста. Допускается использование картинок, однако манипулирование ФИЗИЧЕСКИМИ предметами в данном возрасте более предпочтительно.
К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребёнок должен не только увидеть картинку, но и потрогать эти фигуры физически. В этом случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро.
Математические разделы
- Формы геометрических фигур
- Цвета
- Размеры:
- большой — маленький,
- тонкий — толстый,
- высокий — низкий,
- длинный — короткий,
- узкий — широкий.
- Сравнение предметов (выше-ниже, длиннее-короче, самый длинный, самый короткий, самый высокий, самый низкий)
- Основные направления: вперед, назад, вверх, вниз, вбок
- Пространственное расположение предметов (выше, ниже, слева, справа, спереди сзади, снаружи, внутри)
- Закономерности — продолжение последовательности
- Количество:
- “много” — “мало”
- “больше” — ”меньше”
Рекомендуемый инвентарь
- Кубики Дьенеша
- Наборы одинаковых игрушек, например, деревянных елочек или грибочков. Можно использовать бруски из игры “Падающая башня”
- Матрешки
- Счетные палочки, карандаши, соломинки
- Деревянный конструктор
- Сортеры. Лучше деревянные с разным количеством штырей
- Крупное лего
Игры на развитие количественного представления
Цель — развитие логического мышления, знакомство с элементарными математическими понятиями «много», «мало», «одна», «по одной», “больше”, “меньше”, “поровну”, “увеличивается”, “уменьшается”.
1. Много мало
Инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.
◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.
◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).
◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.
2. Пересчитывание физических предметов
Инвентарь: любые одинаковые предметы -паровозиков, куколок, тарелок.
◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.
◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д. Сначала до 3-х, очень постепенно увеличивая сначала до 5, потом до 7.
3. Раздай тарелочки
Инвентарь: 10 пластиковых тарелок.
◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».
◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка…».
◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».
4. Разложим в 2 ведерка
Инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.
◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.
◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».
◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».
5. Давай делить по-разному
Берём кучку из 4 кубиков и 2 машинки. Как можно кучки на машинки поделить? Можно 1 и 3, а можно 2 и 2, можно 0 и 4.
6. Строим башню
Необходимый инвентарь: кубики или элементы лего двух цветов.
◈ Башни можно сравнить по высоте. Можно спросить, сколько еще кубиков не хватает
◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.
◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.
7. Больше-меньше
Можно взять 2 кучки из 10 предметов и из одной кучки забрать 1 предмет. Желательно, чтобы визуально разница была не заметна. И спросить: «Где больше?
Очень важно, чтобы ребенок понял, что когда мы забираем предмет из кучки, в кучке становится меньше. Как проверить понимает ребёнок или нет?
8. Столько же, сколько
Необходимый инвентарь: 5 зеленых и 5 синих кубиков.
◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один кубик, под ним малыш должен положить свой кубик. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все кубики, прокомментируйте: «Я положила 5 кубиков, и ты положил 5 кубиков. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».
◈ Вместо кубиков можно использовать любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.
◈ В следующий раз можно спросить. У кого больше?
9. Легкие бытовые задачки:
a. “2 куколки, 1 чашка. Сколько надо еще чашек?”
b. “3 груза, 2 машины. Каждая машинка может увезти только 1 груз. Сколько сможем увезти за раз?”
c. При сервировке стола. Сколько вилок еще не хватает?
Общие математические игры для детей 2-3 лет
1. Найди пару
Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать
Необходимый инвентарь: кубики дьенеша или парные игрушки.
◈ Разложите игрушки перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.
2. Счетные палочки
Игра помогает познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.
Необходимый инвентарь: набор счетных палочек
◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
◈ Из счетных палочек можно строить колодцы (квадратного или треугольного сечения). Очень полезно для мелкой моторики.
3. Две дороги
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.
◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.
◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
◈ Покатайте машины по дорогам.
◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.
4. Выбери дорогу
Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.
◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.
5. Матрёшка
Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.
◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.
6. Кто быстрее
Игра помогает освоить понятия «длинное» — «короткое».
Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.
◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.
◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.
◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.
7. Сортировка
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона или взятых из кубиков Дьенеша.
◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.
◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.
8. Геометрический магазин
Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет
Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.
◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.
◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.
9. Спрячь в ладошке
Игра развивает умение соотносишь предметы по величине
Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.
◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.
◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.
◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.
◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.
10. Подбери крышку
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов
Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.
◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.
◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.
◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.
11. Бабушкины блины
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку
Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.
◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.
web13n2018-11-21T08:47:13+03:00
Источник
Дидактические игры для детей 2-3 лет
Игра 1. «Гуляем в темноте»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представление о темноте.
Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке): «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно». Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте, попросите их рассказать, что они видят.
По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло).
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС ОТЗЫВОВ!
Скачайте любую нашу мини-книгу БЕСПЛАТНО, напишите отзыв и выиграйте призы!
Подробнее на странице конкурса: https://multi-mama.ru/konkurs-otzyvov-izuchaem-vmeste-s-rebenkom/
***
Игра 2. «День и ночь»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Ход игры: это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».
В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес.
***
Игра 3. «Солнечный зайчик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы: зеркальце.
Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца солнечный лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульчикам и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика. При этом передвигайте сначала луч плавно, затем быстрее.
Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы.
Если малышам понравилась игра предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика.
***
Игра 4. «Фонарик»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы: электрический фонарик.
Ход игры: когда стемнеет, походите вместе с детьми потемной комнате, освещая её лучом фонарика. Путешествуя потемной комнате, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.
***
Смотрите также:
Подвижная игра «Мышеловка»
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Игра 5. «Свеча»
Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте, полумраке.
Материалы: свеча.
Ход игры: когда стемнеет, зажгите на столе длинную свечу и зажгите её. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить с зажженной свечей по группе, освещая путь. Обратите внимание детей на то, что при свече стало светлее. Затем предложите всем вместе или по очереди, задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи.
Игру можно повторить несколько раз.
***
Игра 6. «Цветная вода»
Цель: знакомить детей с цветом.
Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.
На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.
***
Игра 7. «Цветные кубики»
Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары разноцветных кубиков (красные, желтые, зеленые, синие) .
Ход игры: разложите на ковре кубики. Затем возьмите один кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например оранжевый.
***
Игра 8. «Цветные парочки»
Цели: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др., коробка.
Ход игры: перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (красные кубики, желтые шарики зеленые карандаши и др., затем разные (красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок и др.) . Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.
В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парам, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увелич. постепенно.
***
Игра 9. «Цветные палочки»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы: счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 штук каждого цвета).
Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай.
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные, а сюда все синие». Постепенно количество палочек можно увеличивать.
***
Игра 10. «Ниточки для шариков»
Цель: учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.
Материалы: воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красного, синего, желтого цветов.
Ход игры: перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте ленточки.
Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с ними? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было с ними играть. У каждого шара должна быть ленточка такого же цвета». Дайте четырем детям ленточки и попросите их подобрать шарики, какого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки. Предложите детям поиграть с шариками. При этом назовите цвета шариков, не требуя от малыша повторения.
***
Игра 11. «Бегите ко мне!»
Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение) ; развивать внимание.
Материалы: флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние) .
Ход игры: раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и скажите: «Бегите ко мне! » Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета.
Эту игру можно усложнить. Постепенно увеличивая количество флажков (до 4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.
***
Игра 12. «Разложи фигурки по домикам»
Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.
Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».
Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
***
Игра 13. «Катится – не катится»
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.
Материалы: кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».
Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.
***
Игра 14. «Фигуры играют в прятки»
Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.
Материалы: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.
Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».
Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.
Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом кубики.
***
Игра 15. «Найди пару по форме»
Цель: учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Материалы: пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, коробка или шляпа).
Ход игры: перед началом игры подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары – ребенка с такой же фигуркой.
Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.
***
Игра 16. «Найди лишнюю фигурку»
Цель: учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Материалы: плоские геометрические фигуры, разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5 – 10 штук каждой формы) .
Ход игры: это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.
Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которой отличается по форме.
Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигурку, которая отличается от других по форме».
Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.
***
Игра 17. «Башни»
Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.
Материалы: пластмассовые или деревянные вкладыши – пирамидки квадратной и круглой формы.
Ход игры: сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.
Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни – пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы – квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.
***
Игра 18. «Спрячь в ладошке»
Цель: познакомить с понятием величины.
Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.
Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету) .
Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».
***
Игра 19. «Накрой платком»
Цель: познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.
Материалы: предметы и игрушки разных размеров; платок.
Ход игры: сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под платком, а большой нет.
Предложите детям поиграть в прятки – накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из – под платка маленькая, а та, которая не поместилась под платком – большая.
Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы – яги.
В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче».
***
Игра 20. «Накрой шляпой»
Цели: