Игрушки для развития речи ребенка 3 года
Колонка эксперта Family Tree, игрового педагога Александры Романовой Продолжим наш краткий обзор игр и игрушек, которые полезны и нужны в раннем возрасте, т.е. детям в возрасте от года до трех лет.
Напомню, что в предыдущих сериях мы обсудили, к чему и зачем стремится ребенок в этом возрасте (к тому, чтобы научиться ходить, действовать с предметами и разговаривать) и как могут помочь игрушки по первым двум направлениям.
В этот раз разговор пойдет про речь или, наоборот, речь — про разговор (от перестановки слов, в данном случае, смысл не меняется). Так или иначе, я напишу про то, какие игрушки и игры могут помочь развивать умение и желание ребенка говорить.
Как развивается речь на первом году жизни и в раннем возрасте
Довольно быстро после рождения (приблизительно, около третьего месяца) младенцы начинают «гулить», издавать разнообразные звуки и явно получать при этом массу удовольствия. Для малыша это своеобразная игра, исследование возможностей вокализаций и, одновременно, тренировка речевого аппарата. Несмотря на то, что гуление генетически обусловлено, оно несет и важную коммуникативную функцию. Как правило, гукать и гулить ребенок начинает в ответ на обращение родителей и других близких.
В возрасте около 5 месяцев гуление переходит в детский лепет: ребенок учится произносить отдельные слоги, а чуть позже имитировать отдельные слоги, характерные именно для родной речи. Лепет ребенка развивается через подражание, активное «слушание» и повторение — причем, как за взрослыми, так и за самим собой.
На следующем этапе, в возрасте около 10 месяцев, появляется понимание речи, то есть того определенного смысла, который стоит за каждым словом. Чуть позже происходит и овладение первыми словами как средствами коммуникации.
От года до трех происходит становление активной речи: ребенок начинает говорить, используя слова родного языка. При этом вначале малыш зачастую обозначает одним словом многие явления, предметы и чувства. Дальнейшее развитие речи идет по пути дифференциации и усложнения: ребенок узнает и различает все больше слов, начинает складывать слова в предложения.
Как видно из этого описания, речевое развитие, наряду с другими сферами развития, напрямую связано с отношениями и взаимодействием взрослых и ребенка или, по-научному, социальной ситуацией развития.
Полезные действия родителей
Привязанность, надежный и постоянный контакт с родителями в младенчестве — залог, в том числе, и хорошо развитой в будущем речи. Эмоциональность, интонации, богатство речи взрослых благотворно влияют на дальнейшее речевое развитие ребенка и закладывают своеобразный «нейронный фундамент», на который будет в дальнейшем ложиться вербальное и интеллектуальное развитие малыша раннего возраста.
Поэтому так важно, чтобы мама и папа постоянно «отражали» ребенка, комментируя его действия, состояния, желания, много с ним общались: вербально, тактильно и мимически.
Как уже упоминалось, очень полезно использовать всевозможные песенки, стишки и присказки, связанные с бытовой жизнью ребенка. Не менее полезно «играть» с малышом до года в «вокализации»: петь с ним, перекликиваться и повторять за ним звуки и слова.
Для детей от года актуальны стихи и сказки в книжках с картинками. Сюжет и иллюстрации стимулируют ребенка к называнию и запоминанию слов, а стихотворная форма вносит элемент игры. Например, стишки и песенки полезно «прохлопывать» и «протопывать» или сопровождать другими движениями. Ритм и танец помогают ребенку «пережить» слово телесно и эмоционально, в этом смысле все дети прирожденные поэты.
По той же причине именно в этом возрасте актуальны всевозможные жестовые и пальчиковые игры (при этом начинать следует с жестовых, постепенно переходя к тем, которые предполагают более мелкие движения).
Ребенок раннего возраста наращивает свой словарный запас и интересуется миром вокруг и названиями предметов. Интерес и активное говорение важно поддерживать, отвечая на вопросы ребенка, и можно еще стимулировать с помощью игр, условиями которых является называание предметов. Например, можно играть в прятки с игрушками: прятать одну или несколько под одеяло или полотенце и предлагать малышу назвать, какие игрушки спрятались.
Полезные игры и игрушки
Из игрушек для развития речи особенно полезны материалы для лепки, рисования, образные игрушки и игрушки, задействующие мелкую моторику.
Широко известно, что игрушки для развития мелкой моторики вроде шнуровок или мозаик тренируют пальчики малышей, а через них и область нейронов, отвечающих за речь. Полезно обзавестись шнуровками с «сюжетом» (где нанизывать нужно не просто бусинки, а фигурки). Тогда игру можно развивать, называя предметы и придумывая с ними истории.
Рисовать и лепить лучше вместе: взрослый может рисовать и лепить для малыша персонажей и сюжеты, стимулируя его тем самым к коммуникации. Собственные попытки ребенка нарисовать или слепить важно сопровождать вопросами (кто это/что это?) и игрой, например, придумывая дополнения или других персонажей. При этом можно и нужно пользоваться сюжетами прочитанных сказок и стихов.
Образные игрушки (куклы, мягкие игрушки) служат для ребенка своеобразным отражением его самого. Сюжетные действия с ними (укачивание, кормление, одевание и т.п.) помогают малышу раннего возраста пережить и вербализовать собственный опыт. Сюжетной игрой такие действия еще назвать нельзя, но они очень важны и полезны, в том числе и для речевого развития.
Александра Романова
Источник
Педиатрами доказано, что нейронная сеть ребенка, отвечающая за речь, связана с мелкой моторикой пальцев. Поэтому любая активная работа: лепка, перебирание мелких деталей на шнурке, рисование пальчиками будет способствовать развитию речевого аппарата.
На основе этих знаний специалисты разработали особые игрушки, игры с которыми не просто развивают умственные способности, но и стимулируют желание, возможность говорить. Особенно они пригодятся малышам с задержкой речевого развития. А чтобы получить наибольший эффект и пользу, учтите, что для каждого возраста – свои интересные игры. Поэтому игрушки для развития речи детей условно можно разделить по возрасту.
Лучшие развивающие игрушки для детей от 1 года до 2 лет
В этом возрасте важно взаимодействие родителей со своим чадом. Желательно озвучивать и обыгрывать каждое действие ребенка, комментировать его желания, ожидания, действия. В этом помогут простые стишки и песенки. Также для крохи до 2 лет актуальны пальчиковые игры, жесты, фигуры. Можно прятать разные предметы и предлагать сыну или дочке назвать или показать с помощью жестов, мимики, что именно спрятано. Еще в 1-2 года в помощь к раннему развитию будут:
- Шнуровка-бусы. Она состоит из небольших фигурок с отверстиями и гибкого, не слишком тонкого шнурка. Шнуровка хорошо развивает подвижность пальцев и координацию – предложите сыну или дочке нанизать фигурки на нитку, а потом передвигать их. Для развития языка общения можно предложить чаду составить свою историю и нанизывать игрушки, по ходу событий. Забирая фигурки животных, кроха может пытаться имитировать звуки животных. Подбадривайте его вопросами: «А это кто?», «Как он делает?», «Какие звуки издает?».
- Мячик. Он может быть разного размера, формы, цвета. Подбросьте мячик в руки малыша, пусть он попытается его ловить. Такое действие поможет не только развить сенсорные ощущения пальчиками, но и отточенность движений. От 1,5 лет можно учить автоматизировано произносить звуки: например, подбросил мячик – произнес первый звук, затем – второй, и т.д. В дальнейшем можно развивать слоговое восприятие слов: подбросил мяч – произнес первый слог, второй раз – еще один. С помощью двух мячиков разного цвета можно рассказать крохе о гласных и согласных звуках. К примеру, поймал красный шарик – произнес гласный звук, синий – согласный. Но не повторяться! Для малышей в 1 год начинается время лексико-грамматических игр. Например, мама называет слово «ночь», а их чадо должно поймать мяч и назвать связанное парное слово «день».
В 2 года начинает развиваться любопытство ребенка к окружающему миру – отличная возможность объединить развивающие игры с развитием речи. Более подробно про игрушки для новорожденных можно почитать в нашей статье.
Игрушки для детей от 2 до 3 лет
В этом возрасте начинается подготовка к дошкольному учреждению. В детском саду малыши активно общаются, делятся опытом и играют. Поэтому задача взрослых – максимально развить коммуникативные способности крохи к этому времени. Для этого подойдут:
- Мягкая игрушка. С ней малыш может учиться общаться, высказывать свои обиды или искать примирения. Психологи утверждают, что с помощью такой игры ребенок будет избавляться от стресса, оттачивать навыки взаимодействия в коллективе, учиться формулировать свои мысли. Понаблюдайте за своим чадом, во многом он будет повторять с плюшевым «другом» те ситуации, которые у него уже были в жизни с родителями. Поэтому наблюдая за игрой ребенка, можно взглянуть на свои взаимоотношения с крохой со стороны. Во многих игрушках есть специальный наполнитель – гранулы для развития тактильного восприятия пальцев. Такие модели будут вдвойне полезны для раннего возраста.
- Пирамидка. Позволит развивать не только правильность движений, но и речь. Изучите со своим чадом цвета, а затем называйте первые слоги их при установке соответствующего кольца на палочку-основу. Еще один вариант занятий – разбивать слова на слоги и называть их в порядке установки колец.
- Прищепки. Использовать их можно по-разному, к примеру, заготовить фигурку ежика из картона и попросить малыша прицепить к ней прищепки-иголки, приговаривая при этом: «Как делает ежик?». Кроха в ответ четко произносит: «Фыр-фыр-фыр». Более полезная альтернатива – бизиборд. Расположенные на доске функциональные предметы можно хватать, крутить, открывать, при этом также проговаривая слова.
С 3-х лет малыши идут дошкольное учреждение, поэтому развивающие игрушки становятся более многофункциональными.
Для детей от 3 до 4 лет
Основная задача педагогов и родителей в этом возрасте – адаптация ребенка в садике. Малыши, которые много времени проводили с родителями и родственниками начинают привыкать к новому коллективу. В этом им помогут развивающие логопедические игры:
- Бизиборды по мотивам сказок. Интересная игра, которая развивает воображение, речь, учит юных зрителей сопереживать героям представления и даже актерскому мастерству. Вначале родители сами показывают представление, объясняя своему чаду, как нужно открывать окошки, что делать. В ходе представления можно спросить своего зрителя: «А как делает эта коровка?» или «Как грустит волчок?», и т.д. Затем малыш сам захочет попробовать «обыграть» какую-нибудь сценку с помощью спрятанных за «окошками» героев. Открывая окошки, замочки, занимаясь шнуровкой «лесенки» – он будет развивать гибкость пальцев, движения, а проговаривая реплики персонажей – речевой аппарат.
- Волшебная коробка с сюрпризами. Игрушки в 3 года обязательно включают в себя предметы для фантазии и тактильного восприятия. Пригласите в гости друзей своего чада и предложите им по очереди доставать из «волшебной коробки» маленькие фигурки, безопасные рельефные предметы и др. Дети с удовольствием будут ощупывать неизвестный предмет, угадывать, что это. Попросите компанию рассказать о том, что они вытянули: «Как этот предмет делает?», «Какого он цвета?» и т.д.
- Музыкальные инструменты. Детям 3-4 лет интересно самим попробовать воспроизводить звуки с помощью музыкальных инструментов. Особенно полезны ударные – они развивают осмысленность движений и взаимодействие обоих полушарий. Ребенок учится увереннее держать палочку, запоминает разные тональности звуков. С помощью ксилофонов / металлофонов можно пропевать слова, стишки. А это способствует быстрому «проговариванию» и красивой речи без ошибок.
В 4 года ребенок продолжает обучение в средней группе детского сада, он уже адаптировался к коллективу, и пришло время подготовки к школе.
Игрушки для детей от 4 лет
В этом возрасте малыши начинают понемногу знакомиться с азбукой, и игры для дошкольного возраста становятся все разнообразнее:
- Кубики, бизиборды, сортеры. На них изображены буквы и предметы, название которых с них начинается. К примеру, «Н» – «нитки», и т.д. В таких играх важна помощь взрослых. Озвучивайте буквы и слова, чтобы малыши слышали и запоминали правильное произношение. Проговаривайте вместе с ребенком. Также важно предлагать крохе найти определенную букву. Перечисленные игрушки эффективнее развивающих книг, т.к. в этом случае лучше развивается моторика (ребенок крутит кубики, открывает окошки на бизибордах и пр.) и отсутствует чисто обучающий момент. Ведь учиться и играть одновременно намного интереснее.
- Конструкторы. Они полезны для дошкольников тем, что развивают речемыслительные центры головного мозга. Малыш рассматривает детали, сортирует их, ищет соответствия, собирает что-то новое, руководствуясь лишь своей фантазией. Для усиления воздействия на речевой аппарат предложите своему чаду произносить вслух свои действия, мысли, озвучивать, что он делает и что получилось в результате. Мальчику можно выбрать конструктор-машинку, а девочкам – кукольные домики.
- Кубик с точками. Интересное занятие для детей 5 лет. Предложите своему чаду бросить кубик и назвать (на выбор) столько же предметов или слогов, сколько выпало точек. Такая игра развивает пространственное мышление и тренирует устный счет перед школой. Также можно использовать логические пирамидки, счеты, в которых изображены цифры и несколько предметов. Предложите малышу назвать первые слоги цветов деталей пирамидки или назвать слова, состоящие из такого количества букв.
Про игрушки которые помогут ребенку подготовиться к школе читайте подробней в нашем блоге. Не забывайте, что детские игрушки для развития речи будут особенно эффективны, если вы тоже будете участвовать в играх. Помогайте ребенку, направляйте его, придумывайте оригинальное, нестандартное использование привычным вещам, и результат не заставит вас ждать.
Источник
Елена Табачук
Речевые игры для детей 3–4 лет «Игрушки»
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ИГРУШКИ» для детей 3-4 лет
Речевая игра 1. «Команды»
Учим ребенка употреблять в речи глаголы в повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.
Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.
Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.
Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т. д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.
Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например,так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!
Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т. д.
Игра 2. «Парные картинки»
Учимся употреблять существительные во множественном числе.
Вам понадобятся парные картинки (ведро – вёдра, колесо – колёса, кольцо – кольца, ленточка – ленточки, машина – машины). Картинки для игры Вы найдете в фотоальбоме под постом.
Делим картинки на две стопки:
В первой стопке — картинки, на которых нарисована одна игрушка или ее деталь.
Во второй стопке — картинки, на которых изображено несколько игрушек или их деталей.
Первую стопку картинок берем себе – это картинки для ведущего игры. Из второй стопки картинок малыш выбирает себе 5 штук, не показывая их Вам.
Ход игры:
Можно играть и с одним ребенком, и с несколькими детьми.
Вы показываете свою картинку и называете,что на ней нарисовано: «У меня пирамидка». Ребенок, если у него есть парная картинка, должен быстро ее найти,показать и назвать: «У меня много пирамидок» или «У меня три пирамидки».
Правила игры:
Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, то мы отдаем ему парную картинку. И малыш закрывает свою картинку парной (кладет ее сверху).
Если же ребенок «проворонил» свою картинку, то он остается без парной картинки.
Если ребенок назвал картинку, но неправильно, то мы либо сами называем правильный вариант. Либо просим малыша исправить свою ошибку (если он уже хорошо знаком с правильным вариантом по предыдущим играм).
Задача – не потерять ни одной картинки и ко всем имеющимся картинкам подобрать пару.
Варианты игры:
Если Вы играете дома в паре с малышом, то Вы тоже можете брать из второй стопки 5 картинок и закрывать их парными. Тогда задача игры будет другой. Нужно не просто не пропустить ни одной картинки, но еще и успеть первым закрыть их парными. Это зависит исключительно от везения. Поэтому данный вариант игры будет учить ребенка правильно относиться к проигрышу и выигрышу – сорадоваться и сопереживать партнеру по игре. Кто первый закрыл все картинки – парными, то и выиграл.
Если ребенок пропустил свою картинку, ему предлагается отыграть фант – поскакать на одной ноге, покружиться и т. д. Задания придумываются тут же, по ходу игры.
Игра 3. «КАК МЫ ИГРАЕМ»
Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).
Таня и Ваня очень любят играть с игрушками. И хотят узнать, как ты играешь со своими игрушками. Давай расскажем им о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечномтелефоне и начинаете разговор: «Здравствуйте, Таня и Ваня! Это Вам Данилка звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с Данилкой вам расскажем»:
Данилка (имя Вашего ребенка, что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.
А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т. д.
Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
Что мы делаем с машиной? Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.
Источник