Игрушки для развития мелкой моторики для ребенка с дцп
Понятие детский церебральный паралич
Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.
Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:
- паралича;
- парезов различных видов;
- нарушения координации движений.
Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.
Роль игры для детей с ДЦП
Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие. Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста. Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.
Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.
Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.
Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание
Значение помощи взрослого
Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:
- правильно сидеть и стоять;
- совершать движения пальцами рук;
- проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);
Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.
В чём ещё задача для взрослого:
- нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
- во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
- во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
- указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.
Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.
Виды игр
Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:
1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.
2. «Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.
3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.
4. Стучание ложкой по столу.
Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.
Игры для разминки и развития мелкой мотрики
Перед началом занятия дети проводят следующие игры:
- массируют ручки;
- обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.
Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:
- ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
- касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
- рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.
Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.
Игры с песком сухим
Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки. Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.
Игры с песком влажным
Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.
Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.
Игры с крышками
Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.
Игры с прищепками
Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.
Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса
Пройди, не задевая ворота
Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача — пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо — можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.
Не ошибись
Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.
Запрещённое движение
Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.
Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.
Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.
Передал — садись
Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу. Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку. Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.
Вернись в круг
Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд. Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.
Игры на внимательность и логику
Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.
Примеры других игр:
Пирамидка.
Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.
Сортировка пуговиц
Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.
Игра “найди пару”
Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача — найти цветовую пару для каждого.
Игра “послушай, что за окном”
Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.
Игра «определи звуки»
Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.
Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.
Игрушки для детей с ДЦП
Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить — способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.
Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:
- возможность использовать руки;
- степень умения концентрации внимания;
- степень понимания ребенком языка.
Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.
Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :
- младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
- нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
- занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.
В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра — тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.
Источник: https://nervivporyadke.ru/
Источник
Упражнение с массажным мячиком
Движения соответствуют тексту
Я мячом круги катаю, между ладоней
Взад – вперед его гоняю, смена рук
Им поглажу я ладошку, соответственно
Будто я сметаю крошку. смена рук
И сожму его немножко, соответственно
Как сжимает лапу кошка. смена рук
Каждым пальцем мяч прижму соответственно
И другой рукой начну. смена рук
А теперь последний трюк: переброс мяча из руки в руку
Мяч летает между рук.
Су – Джок терапия
Массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массируют мышцы рук, при необходимости помогает взрослый. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до его покраснения и появления ощущения тепла, при этом можно проговаривать стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Упражнения на ковриках «травка»
Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка», кладем его на колени или стол и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке Прыгаем всеми пальцами
Целый день скакали зайки. по коврику
И катались по траве, Прокатываем ладони от основания
От хвоста и к голове. к кончикам пальцев
Долго пальцы так скакали, «Допрыгать» и «лечь» ладонями
Но напрыгались, устали. на коврик
Мимо змеи проползали, Ладони по очереди ползут,
«С добрым утром!» — им сказали. как змеи.
Стала гладить и ласкать Ладони поочередно гладят коврик.
Всех зайчат зайчиха – мать.
Шла медведица спросонок, « Переступаем» ребром ладони-
А за нею — медвежонок. как косолапый мишка.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки. 2-е и 3-е пальцы «идут».
Стали книжки открывать Кисти раскрываются, как книжки,
И в тетрадочках писать. ладонями вверх.
Упражнение с линейкой
Ребенок кладет линейку под середину среднего пальца, указательный и безымянный – снизу линейки и начинает покачивать линейку, имитируя движение крыльев самолета. Затем то же самое проделывают другой рукой.
В от волшебный самолет
Отправляется в полет
Он планирует над партой
Ну, а где же наша карта?
Упражнение с ручкой
Р ебенок кладет ручку на средний палец руки, большим пальцем прижимает ручку, указательным начинает покачивать ее. Затем то же самое проделывают другой рукой.
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим ее прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
Упражнения с крупными бигуди
Ребенок катает бигуди между ладонями вперед-назад, руки держит перед собой.
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы
Мы любим забавы
Холодной зимы.
Упражнения с прищепками
Бельевой прищепкой ребенок прищепляет ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идет гулять в луга
И гогочет:
«Га-га-га!»
Упражнения с зубными щетками
Растирают щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцев.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики!
Упражнения для проведения пальчиковой гимнастики
«В гости».
В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук).
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний –
Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставлены только мизинцы)
Постучался на порог. (кулаки стучат друг о друга).
Вместе пальчики-друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
Друг без друга им нельзя.
Затем можно провести упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук, сжатых в кулаки.
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять. (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинцев)
В домик спрятались опять. (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.
Источник
Тема: Игры для развития мелкой моторики
у детей с ДЦП
ДЦП — детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.
Работа с такими детьми на базе группы «Особый ребёнок», проходит индивидуально. В ходе занятий я обязательно учитываю уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания разрабатывается адаптированную программа.
Отличительной чертой моих занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от:
состояния здоровья ребенка;
его настроения;
непредвиденных семейных ситуаций.
Во время проведения занятий с детьми я обязательно соблюдаю следующие условия:
замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;
оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание.
Сегодня, я хотела бы предложить вам ознакомиться с небольшим количеством игр, которые я использую в своей работе.
Комплекс упражнений для разминки
Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:
— малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;
— необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;
— под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.
После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы ребёнка с ДЦП более подвижными:
— попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;
— указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;
— особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;
— указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.
Как уже говорилось ранее, специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание и я предлагаю, начать знакомство с играми-занятиями для развития мелкой моторики у детей с тяжелой формой ДЦП.
Итак, начнем.
1) Первая игра – занятие называется Баночки.
Прежде, чем начать, мне понадобится помощь двух коллег.
Цели.
1. Формирование ручных умений в откручивании и закручивании крышек баночек.
2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий с предметами.
3. Воспитывать терпение.
Материалы: 3-4 разных баночек из-под косметических средств с разными предметами внутри: пуговица, камешек, орех, конфета.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
Раз, два, три, четыре (Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Мы посуду перемыли. (Трут одной ладошкой о другую.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальчика.)
Мы посуду перемыли, (Опять трут одной ладошкой о другую.)
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики, начиная с мизинца.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Так посуду мы помыли.
1. Раскручивание и закручивание баночек.
Педагог расставляет на столе баночки из-под косметических средств. Дает возможность педагогу рассмотреть их, подержать в руках, потрясти.
— Посмотрите, какие разные баночки, приятно пахнут, бренчат. Интересно, а что там внутри? Давайте посмотрим? Чтобы посмотреть, что внутри, возьмите баночку и открутите крышку.
Педагог берет баночку в одну руку, а пальцами другой руки откручивает крышку, при необходимости педагог помогает. Содержимое баночки выкладывается на стол, рассматривается, называется предмет. Баночка с конфетой берется последней и представляется как приз, за правильно выполненное задание.
— Молодцы! Открутили все баночки и нашли конфетки. Конфеты оставим вам, вы сможешь ее съесть, но сначала надо сложить предметы в баночки и закрутить их обратно.
Педагог закручивает баночки.
— Молодцы! Вы замечательно справились с заданием!
2) Следующая игра — Солнышко.
Мне также понадобится помощь двух коллег.
Цели.
1. Формирование ручных умений: прицеплять прищепки.
2. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи и действиях взрослого.
3. Воспитание чувства радости от правильно выполненного задания.
Оборудование и материалы: 6-7 прищепок, заготовка солнышка без лучиков.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
Движения, как при растирании замерзших рук.
Заморозил нас Морозко,
— Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник.
Разжимать и сжимать кулачки.
Вышли пальчики гулять.
В домик спрятались опять.
2.Упражнение с прищепками.
— Пришла зима. На улице стоят сильные морозы. Солнышко совсем не греет.
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей.
Приласкай и обогрей! (М. Эльчин.)
Педагог показывает солнышко без лучиков.
— А вот и солнышко, но что случилось? Где же лучики? Вот почему солнышко не греет, лучиков у него нет. Давайте поможем солнышку вернуть лучики.
На стол высыпаются прищепки. Педагог показывает, как прицепить «лучик» к солнышку. Помощники выполняет задание.
3. Итог.
— Какое красивое солнышко у вас получилось.
Солнце, солнышко, гори!
Всем нам радость подари!
Вы прекрасно справились, молодцы!
3) Следующая игра для детей с более лёгкой формой ДЦП.
«Кулак и ладонь» (5-7 лет).
В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.
4) Для демонстрации следующей игры, мне понадобится 2 помощника.
«Чья лошадка быстрее?» (4-7 лет).
Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.
5) Сейчас я предлагаю поиграть вам всем и выполнить аппликацию, которую я делала с детьми более старшего возраста.
Аппликация из семян.
Цели:
1. Учить выполнять относительно точные движения кончиками пальцев: вдавливание, прикладывание.
2. Коррекция зрительно-моторной координации на основе действия с предметами.
3. Воспитывать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование: одноразовая тарелочка, покрытая пластилином (солёным тестом), семена тыквы.
Ход занятия.
1. Массаж кистей и пальцев рук.
Наша Маша кашу сварила, (Указательным пальчиком водить по ладошке.)
Кашу сварила, малышей покормила.
Этому дала, этому дала, (Разминают поочередно каждый пальчик.)
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил
И тарелочку разбил.
2. Выполнение аппликации.
Педагог показывает тарелочку облепленную пластилином и семена тыквы.
— Вам нравится эта тарелочка? А давайте ее украсим семенами, сделаем аппликацию. Не так давно мы отмечали праздник «День флага». Посмотрите, перед вами семена разных цветов, назовите их мне. (ответы).
Сегодня я предлагаю вам сделать аппликацию нашего флага. Скажите какой цвет будет первым, какой вторым, какой третьим? (ответы)
Посмотрите, как я делаю. (Показывает, как можно вдавить семена.)
Вот и положено начало нашему флагу. А теперь попробуйте вы.
(самостоятельная работа педагогов)
3. Итог.
Молодцы! У вас получилась прекрасная работа.
Сегодня я показала лишь малую часть игр, которые вы можете использовать в работе с особыми детьми. Для вас были приготовлены брошюры с играми и я надеюсь, что данный материал вам пригодится.
Спасибо за внимание.
Источник