Группы раннего развития для особого ребенка
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.
Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение
Методика раннего развития детей Гленна Домана
Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития
Основные принципы методики:
1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
Методика Домана-Маниченко
Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.
Основные принципы методики:
1) Игровые микроуроки.
2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
Монтессори-методика раннего развития
Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию
Основные принципы методики:
1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.
Основные принципы методики:
1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.
Основные принципы методики:
1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.
Основные принципы методики:
1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Вальдорфская методика раннего развития
Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.
Основные принципы методики:
1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
Источник
Описание программы раннего развития детей:
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. Но стоит только начать в занятиях с ребенком применять известные и проверенные методики раннего развития, в игровой форме чему-либо учить малыша, ребенок начнет развиваться гораздо быстрее. Его речь будет заметно отличаться от речи сверстников, он начнет поражать родителей своим умом, памятью, изобретательностью, творческой жилкой.
С рождения до трех лет мозг ребенка растет и развивается наиболее интенсивно. Мышление у ребенка от 9 месяцев до 3-х лет наглядно действенное, оно развивается в процессе практической деятельности. В этот период малыш открыт для новых познаний о мире и готов их активно усваивать. Поэтому заниматься с ребенком по программе раннего развития стоит начинать как можно раньше.
В Детском Центре «ЛОГОС» программа занятий по раннему развитию построена с учетом особенностей развития и возможностей детей в каждом возрастном периоде, что обеспечивает всестороннее развитие малыша.
В дальнейшем, дети, посещавшие занятия по раннему развитию, легче адаптируются в школе, более усидчивы и внимательны, умеют учиться и работать в группе.
Занятия по программе раннего развития подразделяются на три возрастные группы: с 9 месяцев до 1 года и 6 месяцев; с 1 года и 6 месяцев до 2-х лет; с 2-х до 3-х лет.
В программу раннего развития для детей от 9 месяцев до полутора лет входит:
- развитие основных психических функций, таких как память, внимание, мышление, речь, воображение;
- развитие сенсорного восприятия;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие речи;
- развитие чувства ритма и координации движений;
- развитие ориентирования в пространстве;
- развитие творческих способностей.
В программу раннего развития для детей от полутора до 2-х лет входит:
- развитие основных психических функций, таких как память, внимание, мышление, речь, воображение;
- развитие сенсорного восприятия;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие речи;
- развитие чувства ритма и координации движений;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие ориентирования в пространстве;
- развитие творческих способностей.
В программу раннего развития для детей от 2-х до 3-х лет входит:
- развитие основных психических функций, таких как память, внимание, мышление, речь, воображение;
- развитие сенсорного восприятия;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие речи;
- развитие чувства ритма и координации движений;
- формирование элементарных математических представлений;
- развитие познавательных процессов;
- развитие интеллектуальной активности;
- развитие навыков чтения;
- развитие ориентирования в пространстве;
- развитие творческих способностей.
Наши занятия будут полезны не только детям, но и родителям, которые могут принять участие в развивающих занятиях вместе с детьми. Вы лучше узнаете своего ребенка, увидите его возможности и способности, сможете подобрать игры, игрушки и занятия для своего ребенка, с учетом его интересов и возрастных особенностей..
Записаться на занятия вы можете по телефону: +7(495)999-03-17
Источник
Детки в 5-6 месяцев и даже раньше уже смотрят на мир с большим интересом. Малыш еще не научился задавать маме вопросы: «что?», «как?» и «почему?», но он впитывает как губка новую информацию из всего, что происходит вокруг него. Многим мамам кажется, что сидеть с малышом в четырех стенах, выходя лишь на прогулки, в магазин и изредка в гости – это скучно. Хочется дать малышу как можно больше. Поэтому такую популярность сейчас набирают группы развития для детей до года. Чему там учат? Как проходят занятия? Что они дают маме и главное – зачем это ребенку? Расскажу в общих чертах. Плюс − мой опыт посещения с сыном подобных занятий.
В чем польза занятий по развитию ребенка?
В крупных и не очень городах действует много групп раннего развития для самых маленьких. Обычно они рассчитаны на деток в возрасте от 9 месяцев до 3-х лет. Но бывают группы и для еще более маленьких деток.
До 3-х летнего возраста мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Важно именно в этот период заниматься с малышом: показывать ему картинки, читать, развивать его тактильные ощущения, мелкую моторику. Мышление ребенка в этот период является наглядно-действенным. Карапуз ко всему тянет ручки, трогает, пробует, проверяет на прочность. И таким образом развивается. Он – маленький практик. Маме часто сложно придумывать все новые и новые развивашки для своего ребенка. Не у всех настолько богатая фантазия, чтобы каждый раз изобретать увлекательное, интересное и полезное занятие для карапуза. Здесь на помощь приходят развивающие группы для самых маленьких деток.
Преимущества посещения групп раннего развития
Первое преимущество мы уже назвали: маме не нужно придумывать самой, чем занять малыша, чтобы это было не просто весело, а полезно для развития ребенка. Есть и другие плюсы:
- Занятия идут по специально разработанной программе, включающей разностороннее развитие ребенка. Программа рассчитана на определенный возраст. Педагог, ведущий группу, всегда знает, какие вещи будут интересны и полезны ребенку, а для каких время еще не пришло.
- Такие занятия полезны и маме. Она весело проводит время с малышом, имеет возможность посвятить это время только ему, не отвлекаясь на домашние дела. А сколько открытий о своем ребенке. Ведь даже самые маленькие детки на людях могут вести себя совсем иначе, чем в кругу семьи. Вы увидите новые грани характера ребенка. Кроме того, приобретете опыт подобных занятий и сможете продолжить их дома самостоятельно, грамотно выбирая подходящие развивающие игры и книжки.
- Для себя я отметила еще одно преимущество. Ребенок, с самого раннего возраста привыкший находиться в компании сверстников (мы ходили на занятия полтора года: с 9 месяцев до 2-х с половиной лет), легко адаптировался в саду. «Домашние» детки, которые до сада не общались ни с кем, кроме родственников, часто плачут в саду, процесс привыкания может длиться месяцами. В нашем случае адаптация к саду прошла легко и безболезненно. К 2-м с половиной годам сын уже имел кое-какие навыки поведения в коллективе. Он тянулся ко всему новому, и привыкание к саду прошло достаточно легко.
На что обратить внимание?
Прежде, чем записаться в подобную группу, нужно познакомиться с педагогом, изучить презентационные материалы клуба. Важно, чтобы вам понравилось место занятий: уютная, теплая, просторная комната, где не было бы духоты и сквозняков. Желательно – поближе к дому.
Занятия обычно длятся до часа. Расписание включает одно, два или три занятия в неделю. Такие группы не бывают многочисленными: до десяти или около того пар мама-малыш.
Что включает программа?
В программу входят разноплановые занятия. Мы занимались гимнастикой, были занятия на фитболе, простые подвижные игры с ползанием, перекатыванием по ковру и прочими интересными упражнениями. Также программа включала занятия на мелкую моторику: малышу предлагалось изучать поверхности разных форм и текстур. Пальчиковые игры, игры-сказки, кукольный театр.
А еще – массаж, который мамы под руководством педагога делали своим деткам. Эти навыки потом очень пригодились и дома.
Много было музыкальных занятий. Меня поражало, откуда у педагога столько различных музыкальных инструментов: погремушки разных типов, пищалки, шуршалки. Малышам было весело и интересно слушать разные звуки и самим извлекать звук из новой погремушки или трещотки.
Были и первые попытки творчества: рисование пальчиками, простейшая аппликация, лепка и много чего еще интересного. Каждое занятие состояло из 3-4 частей. Подвижные и творческие игры грамотно сочетались в каждом занятии. Таким образом, педагог не давала заскучать ни детям, ни мамочкам. Даже самые маленькие «ученики» (9 месяцев) постоянно глазели на нее изумленными глазенками. Было не до капризов. Каждое занятие пролетало на одном дыхании.
На память о годе занятий осталась масса позитивных фотографий и коробка с поделками и рисунками. И, конечно, багаж знаний о раннем развитии. Многое часто находило применение на практике дома. Например, один маленький фокус, которому я научилась на тех занятиях, нередко выручал меня. У нас появился друг – перчаточная кукла Котик Мяу. Если сынок начинал капризничать, достаточно было «пригласить» котика и сказать от его лица пару фраз. Капризы как рукой снимались. Подобный «фокус» до сих пор работает, теперь уже с младшим сыном. С ним, к сожалению, не было возможности ходить на подобные занятия. Клуб рядом с домом закрыли, а больше подобных кружков поблизости не оказалось.
***
Кто-то скажет, что развивашки для таких крошек (до года или даже трех лет) – занятие бесполезное. Казалось бы, что он понимает в этом возрасте? Но, по-моему, здесь все зависит от настроя родителей. Важно, чтобы заниматься с малышом было интересно маме и она видела бы в этом смысл. Тогда посещение клуба принесут море радости обоим: и мамочке, и карапузу.
Источник