Группа развития ребенка печора

Группа развития ребенка печора thumbnail

ВОЗРАСТ: 2г 6м – 3 г

(Продолжение)

Возраст Навыки в одевании Навыки в кормлении Движения Поведение Заключение Назначение
2г 6м Полностью
одевается, но
ещё не умеет
застёгивать
пуговицы,
завязывать
шнурки
Ест аккуратно Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см 1.Настроение
2. Сон
3. Аппетит
4. Характер бодрствования
5. Индивидуальные особенности
   
3 г. Одевается
самостоятельно,
может
застегнуть
пуговицы,
завязывать
шнурки с
помощью
взрослого
Пользуется салфетками по мере
надобности без напоминания
Перешагивает через палку горизонтально приподнятую от пола на 30-36 см Параметры настроения 1 .Бодрое 2.Спокойное
3. Раздражителен
4. Подвижное
5.Неустойчивое
   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 года) по О.Л. Печора

I группа II группа III группа IV группа
  1. Дети с опережением развития:

  А. ускоренное развитие на один эпикризный срок;
Б. Высокое – на 2 срока;
 
 

  1. Дети с опережением негармонического развития:

— часть показателей выше на 1 эпикризный срок;
— часть на 2 срока;
 
 
3. Дети с нормальным развитием;
 

  1. Дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок:

1 степень задержки:
По 1-2 показателям
2 степень:
По 3-4 показателям
3 степень:
По 5-7 показателям
 
 

  1. Дети с негармоничным развитием:

Часть показателей выше, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок;

  1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:

1 степень задержки:
По 1-2 показателям
2 степень:
По 3-4 показателям
3 степень:
По 5-7 показателям
 
 

  1. Дети с негармоничным развитием:

Часть показателей ниже на 2, часть на 1 эпикризный срок;

  1. Дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока:

1 степень задержки:
По 1-2 показателям
2 степень:
По 3-4 показателям
3 степень:
По 5-7 показателям
 
 
2. Дети с негармоничным развитием.

Глава 2. СРЕДНЯЯ ГРУППА

Средняя группа (4 – 5 лет)

Виды работ: психодиагностика

                         социометрия

                         наблюдение за детьми

                         коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляционной моторики

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Развитие: зрительного восприятия

               зрительной и речевой памяти

               внимания

               пространственных представлений и ориентации

3.Развитие основных мыслительных операций:

навыков соотносительного анализа

умение группировать и классифицировать

умение работать по словесной и письменной инструкции

умение работать по алгоритму

4.Развитие различных видов мышления:

наглядно-образное

словесно-логическое (связи между предметами, явлениями, событиями )

Развитие эмоционально-личностной сферы

ПСИХОДИАГНОСТИКА

(сентябрь)

Сентябрь — время диагностики детей дошкольного возраста. В средней группе обследование начинается с диагностики уровня тревожности по методике, разработанной Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Определив в процентном отношении тревожность детей, выявляют и объясняют ее причины. Через месяц проводится по­вторное обследование каждого ребенка, и если в результате вновь будет получен высокий процент тревожности, то ребенка относят к «группе риска» и впоследствии проводят с ним серию занятий, устраняя проявления тревоги.

В диагностический блок методик, применяемых в средней груп­пе, включается шкала умственного развития Бине-Симона. Детям предлагаются следующие задания:

  • назвать свой пол;
  • назвать предметы, изображенные на рисунках;
  • повторить ряд из трех однозначных чисел;
  • сравнить длину показанных линий.

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на странице, отведенной для средней группы, с помощью условных обозначений:

задание выполнено — « + »;

задание выполнено не полностью — «+?»;

задание не выполнено — «-».

Таблица 1

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Пол

Предметы

Числа

Сравнение

машина улитка собака коза заяц лягушка 7 3 4
1. Андрей Д. + + + + + + + + +
2. Дима М.   + + , + + + + + +? +? +
3. Таня К. + +   +   + + + + +
4. Игорь И. + + + + + + + +
5. Диана П.   + + +? + +   + + +?
6. Тимур Т. + + + +   + +  

Далее проводится диагностика психических процессов: внима­ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?».

Перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (формочки), два из которых совпадают по цвету, раз­меру и форме, и предлагают малышу найти одинаковые стаканчи­ки.

Затем эти же стаканчики (формочки) ставят в ряд и просят ре­бенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос: «Что изменилось?»

При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Целое — часть». (Разрезные картинки из трех-четырех частей.)

Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружоч­ки по коробочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, ок­рашенные в основные цвета, и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)

Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед малышом рас­кладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величи­ны, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячей­ки карты-таблицы в соответствии с их формой.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ре­бенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.

Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту».

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать предло­жение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушеч­ную машину и пошел в детский сад». После этого психолог спра­шивает у ребенка о порядке действий Вити.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого развития (произношение, словарный запас, грамматическое оформление речи).

При исследовании слуховой памяти ребенку предъявляют для запоминания ряд слов, например: мальчик, дерево, осень, мама, дождь, свеча, луна, бант.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых геометрических фигур и дают инструк­цию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

Для диагностики мышления используется проба из методики «Классификация по заданному принципу».

Перед ребенком раскладывают набор картинок. На одних кар­тинках изображено несколько предметов, на других — один. Ма­лыша просят разложить картинки в две стопки, исходя из количе­ства изображенных предметов.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз».

Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик…», «Мальчик весело смеялся, потому что…», «Если пойдет дождь, то…».

Данные проведенной диагностики фиксируются в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п Фамилия, имя ребенка Внимание

Восприятие

Память

Мышление и речь
 
 
 
 
 
 
цвет форма величина слуховая зрительная  
 
                 

(май)

По окончании коррекционно-развивающих занятий в средней группе проводится итоговая диагностика, определяющая динами­ку в развитии психических процессов у детей.

Проведение психологической диагностики предполагает при­влечение комплекса методик, что позволяет специалисту составить целостное представление об особенностях психического развития ребенка. Психологу важно оценить уровень развития восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и воображения ребенка, об­ратить внимание на личностные качества, выявить характер об­щения ребенка (отношения в семье, со сверстниками и окружаю­щими взрослыми).

Мы предлагаем список методик, удобных в использовании и обработке:

♦ «Нахождение различий в парных картинках».

♦ «Корректурная проба для дошкольников». + «Выявление логических несоответствий».

♦ «10 предметов ».

♦ «Повторение слов и предложений».

♦  « Классификация предметов ».

♦ «Четвертый лишний».

♦ Разъяснение значений слов (например, самолет, холодиль­ник, пылесос и т. п.).

♦ Пересказ любимой сказки.

♦ «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

♦ Тест «Два дома».

♦ «Детский апперцептивный тест» (Child Apperception Test — CAT).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Рекомендуемые страницы:

Источник

К.Л.Печорой разработана
количественно-качественная оценка
уровня развития детей. Выделены 4 группы
развития ( 4 группа составляет всего
лишь 1,25% детей)

К I
группе
относятся дети с нормальным
развитием, т.е. когда все показатели
соответствуют возрасту ребёнка, а также
дети с опережением в развитии.

Во II
группу
входят дети с задержкой в
развитии на один эпикризный срок (на
2-м году-3мес., на 3-м году – 6 мес.).

В III
группу
включаются дети с отставанием
в развитии на 2 эпикризных срока.

IV
группу
составляют дети с задержкой
развития на 3 эпикризных срока.

Наиболее полно все 4
группы представлены в таблице.

Качественно-количественная оценка психического развития детей 1 – 2 – 3 года жизни (по к.Л.Печоре

Распределение детей
по группам развития

Пограничные

состояния

Iгруппа

IIгруппа

IIIгруппа

IVгруппа

Дети с нормальным

развитием

Дети с опережением

в развитии:

а) на 2 эпикризных

срока (высокое

развитие);

б) на 1 эпикризный

срок ( ускоренное

развитие)

Дети с задержкой
развития на 1 эпикризный срок:

а)1 степень –

задержка 1-2

показателей;

б)2 степень-

задержка 3-4

показателей;

в) 3 степень –

задержка 5-6

показателей

Дети с задержкой
развития на 2 эпикризных срока:

а) 1 степень –

задержка 1-2

показателей;

б) 2 степень –

задержка 3-4

показателей;

в) 3 степень –

задержка 5-6

показателей.

Дети с задержкой
развития на 3 эпикризных срока;

Iстепень
– задержка

1-2 показателя;

IIстепень-
3-4

показателя;

IIIстепень
– 5-7

показателей.

Дети
с негармоничным опережением (часть
показателей выше на 1 эпикризный срок,
часть выше на 2 эпикризных срока)

Дети с
нетипичным, негармоничным развитием
(часть показателей выше, часть ниже
нормы на 1 эпикризный срок)

Дети с
нетипичным, негармоничным развитием
(часть показателей выше, часть ниже
нормы на 2 эпикризных срока)

Так, дети первой группы
развития нуждаются в обычных педагогических

назначениях на следующий
возрастной период.

Детям второй группы по
показателям, соответствующим норме,
дают обычные педагогические назначения,
по показателям, отражающим отставание
в развитии –

— индивидуальные
назначения.

Детям третьей и четвертой
группы развития нуждаются в консультации
и назначения специалистов: психоневролога,
дефектолога, логопеда.

Оценка нервно-психического развития школьников школьная зрелость

теста

Его выражение

Оценка ( в баллах )

1

2

3

1 тест

Срисовать 10 точек,
расстояние между ними 1 см.

1 балл – точное
воспроизведение образца. Нарисованы
точки, а не кружки. Соблюдается симметрия
фигуры по горизонтали и вертикаля.
Может быть любое уменьшение фигуры.
Увеличение возможно, но не более, чем
вдвое.

2 балла – незначительное
нарушение симметрии, 1 точка может
выходить за рамки столбца или строки.
Допустить изображение кружков вместо
точек.

3 балла – группа точек
грубо похожа на образец, нарушение
симметрии всей фигуры. Сохраняется
подобие пятиугольника, повергнутого
вверх или вниз вершиной. Возможно
меньшее или большее количество точек
(не менее 7, не более 20).

4 балла – точки
расположены кучно, но группа может
напоминать любую геометрическую
группу. Величина и количество точек
несущественна. Другие изображения,
например, линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

IIтест

Списать слова ОН ЕЛ
СУП печатными буквами в специальной
карточке 4х12, буквы должны быть высотой
1 см.

1 балл – фразу можно
прочитать, буквы больше 1 см, но не
более 2 см. Строчка отклонена вверх
или вниз не более, чем на 30%

2 бала — предложение
можно прочитать, буквы близки к образцу,
их стройность необязательна.

3 балла – можно прочитать
хотя бы 4 буквыю

4 балла – с образцом
схожи хотя бы 2 буквы, вся группа букв
имеет еще видимость письма.

5 баллов — каракули.

III

тест

Нарисовать человека,
у которого должны быть все части тела,
уши, волосы, на конечностях 5 пальцев.

1 балл – должны быть
голова, туловище, конечности, шея,
волосы,

рот, глаза, нос, уши,
на руках 5 пальцев, детали одежды.

2 балла – то же, зможно
отсутствие шеи, волос, 1 пальца руки,
но не должна отсутствовать какая –
либо часть лица.

3 балла — должна быть
голова, туловище, руки, ноги, которые
должны быть нарисованы двумя линиями.
Отсутствует шея, уши, волосы, одежда,
пальцы на руках, ступни.

  1. балла – примитивный
    рисунок головы с конечностями, каждая
    конечность (достаточно лишь одной
    пары) изображена одной линией.

  2. — баллов — каракули.

Каждый вышеперечисленный тест
(Керна-Ирасека) оценивается в 5 баллов:
1 балл – лучшая оценка, 5 – баллов –
худшая. Ребёнок должен набрать менее 9
балов; 3 – 5 баллов – зрелый по уровню
психомоторного развития, 6 – 7 баллов –
зреющий вариант А ( прогноз благоприятный),
6 – 9 баллов — зреющий вариант Б (прогноз
уровня благоприятный), 10 баллов –
незрелый.

IVтест

Должна быть правильной
динамика в массе и длине тела.

Vтест

Правильное прорезывание
зубов:

возраст

6 лет

5л.9мес.-6л.6мес.

6л. 6мес.

  1. лет

Пол

Отстаёт

Соответствует

опережает

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

0 – 1 зуб

0 –1

0 –1

0 – 2

0 –5

0 — 6

2- 4 зуба

2 – 4

2 – 6

3 – 8

5 – 10

6 -11

7 – 9 зубов

  1. – 12

  2. – 12

  3. — 10

7 – 12

11 — 12

VI

тест

Должен правильно
произносить 30 слов, в том числе шипящими
буквами.

VIIтест

Обязательное выполнение
минометрического теста. Ребёнок за 1
минуту должен вырезать внутренний
круг, точно на ¾ , а ¼ не по внутренней
линии.

Делается общее
заключение:

Готов к обучению в
школе
– зрелый вариант, зреющий
вариант А, с хорошим уровнем развития
психических процессов, успешно
усваивает программу детского сада,
хорошо осознавший переход к обучению
в школе;

Условно готовый к
обучению в школе —
зреющий вариант
Б, снижение оценкинервно-психических
процессов, приобретение удовлетворительных
оценок по видам деятельности;

Не готов к обучению
незрелый, имеющий неудовлетворительные
оценки по развитию мышления, внимания,
памяти, речи и освоению видов деятельности
в соответствии с программой.

Соседние файлы в папке педиатрия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                         2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                         2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна  — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

     и раноприобретённые:

—  снижение слуха;

—  снижение зрения;

—  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

   аппарата (мышечной системы и скелета);

—  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

   мозговые грыжи и др.);

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

—   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

—   гидроцефалия;

—   энцефалопатия перинатальная;

  1. психические заболевания (ранние проявления):

—   РДА;

—   эпилепсия;

  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

—   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

    и хронические соматические заболевания;

—   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

    (в том числе врождённый иммунодефицит);

            II. Факторы биологического риска:

                   —   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                       тела менее 1500 г;

                   —   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                   —   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                   —   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

   III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития

1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.

1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.

1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.

2года

  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.

3 года

  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Источник

Читайте также:  Физическое развитие ребенка мальчика 2 лет