Группа развития ребенка печора
ВОЗРАСТ: 2г 6м – 3 г
(Продолжение)
Возраст | Навыки в одевании | Навыки в кормлении | Движения | Поведение | Заключение | Назначение |
2г 6м | Полностью одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы, завязывать шнурки | Ест аккуратно | Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см | 1.Настроение 2. Сон 3. Аппетит 4. Характер бодрствования 5. Индивидуальные особенности | ||
3 г. | Одевается самостоятельно, может застегнуть пуговицы, завязывать шнурки с помощью взрослого | Пользуется салфетками по мере надобности без напоминания | Перешагивает через палку горизонтально приподнятую от пола на 30-36 см | Параметры настроения 1 .Бодрое 2.Спокойное 3. Раздражителен 4. Подвижное 5.Неустойчивое |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 года) по О.Л. Печора
I группа | II группа | III группа | IV группа |
А. ускоренное развитие на один эпикризный срок;
— часть показателей выше на 1 эпикризный срок; |
1 степень задержки:
Часть показателей выше, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок; |
1 степень задержки:
Часть показателей ниже на 2, часть на 1 эпикризный срок; |
1 степень задержки: |
Глава 2. СРЕДНЯЯ ГРУППА
Средняя группа (4 – 5 лет)
Виды работ: психодиагностика
социометрия
наблюдение за детьми
коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающие занятия
Развитие мелкой моторики
Развитие артикуляционной моторики
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
Развитие: зрительного восприятия
зрительной и речевой памяти
внимания
пространственных представлений и ориентации
3.Развитие основных мыслительных операций:
навыков соотносительного анализа
умение группировать и классифицировать
умение работать по словесной и письменной инструкции
умение работать по алгоритму
4.Развитие различных видов мышления:
наглядно-образное
словесно-логическое (связи между предметами, явлениями, событиями )
Развитие эмоционально-личностной сферы
ПСИХОДИАГНОСТИКА
(сентябрь)
Сентябрь — время диагностики детей дошкольного возраста. В средней группе обследование начинается с диагностики уровня тревожности по методике, разработанной Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Определив в процентном отношении тревожность детей, выявляют и объясняют ее причины. Через месяц проводится повторное обследование каждого ребенка, и если в результате вновь будет получен высокий процент тревожности, то ребенка относят к «группе риска» и впоследствии проводят с ним серию занятий, устраняя проявления тревоги.
В диагностический блок методик, применяемых в средней группе, включается шкала умственного развития Бине-Симона. Детям предлагаются следующие задания:
- назвать свой пол;
- назвать предметы, изображенные на рисунках;
- повторить ряд из трех однозначных чисел;
- сравнить длину показанных линий.
Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на странице, отведенной для средней группы, с помощью условных обозначений:
задание выполнено — « + »;
задание выполнено не полностью — «+?»;
задание не выполнено — «-».
Таблица 1
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Пол | Предметы | Числа | Сравнение | |||||||
машина | улитка | собака | коза | заяц | лягушка | 7 | 3 | 4 | ||||
1. | Андрей Д. | + | + | — | + | + | + | + | + | + | + | — |
2. | Дима М. | + | + | , + | + | + | + | + | +? | +? | + | |
3. | Таня К. | + | + | + | + | + | — | + | + | + | ||
4. | Игорь И. | + | + | + | + | — | + | + | + | — | + | — |
5. | Диана П. | + | — | + | +? | + | + | + | + | +? | ||
6. | Тимур Т. | — | + | + | + | + | + | + | — | — |
Далее проводится диагностика психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?».
Перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (формочки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают малышу найти одинаковые стаканчики.
Затем эти же стаканчики (формочки) ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос: «Что изменилось?»
При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Целое — часть». (Разрезные картинки из трех-четырех частей.)
Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные цвета, и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)
Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таблицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соответствии с их формой.
Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребенка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тонкой моторики.
Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту».
Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад». После этого психолог спрашивает у ребенка о порядке действий Вити.
Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого развития (произношение, словарный запас, грамматическое оформление речи).
При исследовании слуховой памяти ребенку предъявляют для запоминания ряд слов, например: мальчик, дерево, осень, мама, дождь, свеча, луна, бант.
Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых геометрических фигур и дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.
Для диагностики мышления используется проба из методики «Классификация по заданному принципу».
Перед ребенком раскладывают набор картинок. На одних картинках изображено несколько предметов, на других — один. Малыша просят разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.
Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз».
Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик…», «Мальчик весело смеялся, потому что…», «Если пойдет дождь, то…».
Данные проведенной диагностики фиксируются в табл. 2.
Таблица 2
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Внимание | Восприятие | Память | Мышление и речь | |||
| | | цвет | форма | величина | слуховая | зрительная | |
(май)
По окончании коррекционно-развивающих занятий в средней группе проводится итоговая диагностика, определяющая динамику в развитии психических процессов у детей.
Проведение психологической диагностики предполагает привлечение комплекса методик, что позволяет специалисту составить целостное представление об особенностях психического развития ребенка. Психологу важно оценить уровень развития восприятия, внимания, памяти, речи, мышления и воображения ребенка, обратить внимание на личностные качества, выявить характер общения ребенка (отношения в семье, со сверстниками и окружающими взрослыми).
Мы предлагаем список методик, удобных в использовании и обработке:
♦ «Нахождение различий в парных картинках».
♦ «Корректурная проба для дошкольников». + «Выявление логических несоответствий».
♦ «10 предметов ».
♦ «Повторение слов и предложений».
♦ « Классификация предметов ».
♦ «Четвертый лишний».
♦ Разъяснение значений слов (например, самолет, холодильник, пылесос и т. п.).
♦ Пересказ любимой сказки.
♦ «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
♦ Тест «Два дома».
♦ «Детский апперцептивный тест» (Child Apperception Test — CAT).
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Рекомендуемые страницы:
Источник
К.Л.Печорой разработана
количественно-качественная оценка
уровня развития детей. Выделены 4 группы
развития ( 4 группа составляет всего
лишь 1,25% детей)
К I
группеотносятся дети с нормальным
развитием, т.е. когда все показатели
соответствуют возрасту ребёнка, а также
дети с опережением в развитии.
Во II
группувходят дети с задержкой в
развитии на один эпикризный срок (на
2-м году-3мес., на 3-м году – 6 мес.).
В III
группу включаются дети с отставанием
в развитии на 2 эпикризных срока.
IV
группусоставляют дети с задержкой
развития на 3 эпикризных срока.
Наиболее полно все 4
группы представлены в таблице.
Качественно-количественная оценка психического развития детей 1 – 2 – 3 года жизни (по к.Л.Печоре
Распределение детей | Пограничные состояния | ||||
Iгруппа | IIгруппа | IIIгруппа | IVгруппа | ||
Дети с нормальным развитием | |||||
Дети с опережением в развитии: а) на 2 эпикризных срока (высокое развитие); б) на 1 эпикризный срок ( ускоренное развитие) | Дети с задержкой а)1 степень – задержка 1-2 показателей; б)2 степень- задержка 3-4 показателей; в) 3 степень – задержка 5-6 показателей | Дети с задержкой а) 1 степень – задержка 1-2 показателей; б) 2 степень – задержка 3-4 показателей; в) 3 степень – задержка 5-6 показателей. | Дети с задержкой Iстепень 1-2 показателя; IIстепень- показателя; IIIстепень показателей. | ||
Дети | Дети с | Дети с |
Так, дети первой группы
развития нуждаются в обычных педагогических
назначениях на следующий
возрастной период.
Детям второй группы по
показателям, соответствующим норме,
дают обычные педагогические назначения,
по показателям, отражающим отставание
в развитии –
— индивидуальные
назначения.
Детям третьей и четвертой
группы развития нуждаются в консультации
и назначения специалистов: психоневролога,
дефектолога, логопеда.
Оценка нервно-психического развития школьников школьная зрелость
№ теста | Его выражение | Оценка ( в баллах ) |
1 | 2 | 3 |
1 тест | Срисовать 10 точек, | 1 балл – точное 2 балла – незначительное 3 балла – группа точек 4 балла – точки 5 баллов – каракули. |
IIтест | Списать слова ОН ЕЛ | 1 балл – фразу можно 2 бала — предложение 3 балла – можно прочитать 4 балла – с образцом 5 баллов — каракули. |
III тест | Нарисовать человека, | 1 балл – должны быть рот, глаза, нос, уши, 2 балла – то же, зможно 3 балла — должна быть |
|
Каждый вышеперечисленный тест
(Керна-Ирасека) оценивается в 5 баллов:
1 балл – лучшая оценка, 5 – баллов –
худшая. Ребёнок должен набрать менее 9
балов; 3 – 5 баллов – зрелый по уровню
психомоторного развития, 6 – 7 баллов –
зреющий вариант А ( прогноз благоприятный),
6 – 9 баллов — зреющий вариант Б (прогноз
уровня благоприятный), 10 баллов –
незрелый.
IVтест | Должна быть правильной | ||||
Vтест | Правильное прорезывание | ||||
возраст 6 лет 5л.9мес.-6л.6мес. 6л. 6мес.
| Пол | Отстаёт | Соответствует | опережает | |
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки | 0 – 1 зуб 0 –1 0 –1 0 – 2 0 –5 0 — 6 | 2- 4 зуба 2 – 4 2 – 6 3 – 8 5 – 10 6 -11 | 7 – 9 зубов
7 – 12 11 — 12 | ||
VI тест | Должен правильно | ||||
VIIтест | Обязательное выполнение Делается общее Готов к обучению в Условно готовый к Не готов к обучению |
Соседние файлы в папке педиатрия
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
- Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
- У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
- Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
- Понимание речи.
- Активная речь.
- Сенсорное развитие.
- Игры и действия с предметами.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Степень развития общих движений.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
- наличие наследственных заболеваний в семье;
- пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
— снижение слуха;
— снижение зрения;
— нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
— аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
- органическое поражение ЦНС и периферической НС:
— ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
— гидроцефалия;
— энцефалопатия перинатальная;
- психические заболевания (ранние проявления):
— РДА;
— эпилепсия;
- выраженная соматическая патология различной этиологии:
— пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
— частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
— недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
— дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
— дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
— дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
- наркомания и алкоголизм родителей;
- малолетние родители (моложе 17 лет);
- дети беженцев;
- стресс, пережитый ребёнком;
- длительная разлука с матерью;
- социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст | Факторы психического развития |
1г. 3 мес. |
|
1г. 6 мес. |
|
1г. 9 мес. |
|
2года |
|
2г. 6мес. |
|
3 года |
|
Источник