Группа развития особый ребенок создается для детей с овз в возрасте
Группа развития «Особый ребенок». Группа развития «Особый ребенок» создается для детей-инвалидов в возрасте от 3 месяцев до 7 лет, с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирования у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей, для проведения коррекционно-развивающей работы специалистов различного профиля с детьми с ОВЗ, обеспечения первичной адаптации в группе сверстников без индивидуального сопровождения взрослого, подготовки ребенка с ОВЗ к посещению инклюзивной группы.
Слайд 14 из презентации ««Стандартизация» дошкольного детства: Разнообразие форм при равных возможностях»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию ««Стандартизация» дошкольного детства: Разнообразие форм при равных возможностях.ppt» можно
в zip-архиве размером 647 КБ.
Похожие презентации
краткое содержание других презентаций на тему слайда
«Использование ИКТ в ДОУ» — Функция подготовки кадров. ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин. Формирование положительного образа ДОУ. Рынок электронных товаров для детей. Образовательно-воспитательная функция. Девиантное поведение. Контрольно-управленческая функция. Формы использования ИКТ в ДОУ.
«Технологии обучения дошкольников» — Развивающие технологии. Эффективное обучение детей. Познавательно-исследовательская деятельность. Коррекционные технологии. Информационные технологии. Современные технологии обучения дошкольников. Типы проектов. Проектная деятельность. Темы для исследовательской работы детей. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
«Питание в детском саду» — Документы «План-меню». Отчет по остаткам продуктов. Меню. Сборник технологических нормативов. Набор настроек. Программа автоматизации организации питания в детских садах. Готовые десятидневные меню. Стоимость программного продукта. Системные требования. Расчет стоимости питания. Количество продуктов.
«Инновации дошкольного образования» — Название проекта. Нововведение. План работы над проектом. Инновации в ДОУ. Метод проектов в ДОУ. Дошкольное образование – традиции и инновации. Этапы осуществления проекта. Рабочие учебные программы. Инновационный проект для детского сада. Волшебная астрономия.
«ИКТ в образовательном процессе ДОУ» — Результативность проекта. Использование цифровых образовательных ресурсов. Герои. Программа занятий. Система организационно-методического сопровождения. Компьютер. Занятия детей. Дети с проблемами. Информационные технологии. Сюжет игр. Результаты управленческой деятельности. Использование информационных компьютерных технологий.
«Организация образовательной деятельности в ДОУ» — Участие всех детей. Особенности развития детей. Воспитанник. Новые подходы к организации образовательной деятельности ДОУ. Особенности организации НОД. Наблюдение. Виды мотивации НОД. Слушание. Использование активных форм работы. Методические особенности организации НОД. Организация образовательной деятельности.
Дошкольное образование
15 презентаций о дошкольном образовании
Источник
Марина Воронкина
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»
Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные организации является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование. Инклюзивное образование рассматривается как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это относительно новая форма обучения, в которой реализуется принцип «научения жить вместе», построенный на гуманистических началах педагогики и психологии.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме участвовать в жизни коллектива дошкольной организаций.
ФГОС дошкольного образования направлен на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка.
При реализации стандарта обязательно учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
С каждым годом в нашем муниципалитете увеличивается количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны различных специалистов, но и общение дошкольников со своими сверстниками, расширение их небогатого социального опыта. Помимо забот по уходу за ребенком и его лечению, которые отнимают много сил и времени, родители ребенка с ОВЗ сталкиваются еще с одной серьезной проблемой – невозможностью определить своего малыша в детский сад на полный день из-за особенностей заболевания ребенка.
Решением данной проблемы на территории Шебекинского района стало открытие на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детксий сад № 2 г. Шебекино» группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Данную группу посещает 6 человек в возрасте от 3 до 7 лет имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии. Зачисление в группу осуществляется по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на срок от 3 месяцев до 3 лет. Режим работы группы «Особый ребенок» составляет три дня в неделю по 2 часа. К работе в данной группе привлечены воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог детского сада, прошедшие профессиональную переподготовку по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Дошкольную группу посещают дети, проживающие в г. Шебекино и Шебекинском районе, у которых имеется тяжелое нарушение речи (либо полное ее отсутствие, отсутствие навыков общения, самообслуживания, совместной коллективной деятельности и другие физические заболевания, не позволяющие находится ребенку в детском саду в течение полного дня.
У детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками запаздывает формирование основных психических функций, в том числе и навыков общения. Часто «особому ребенку» бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими и родными людьми, а тем более с другими детьми и взрослыми. Отсутствие навыков общения и несформированность механизмов саморегуляции затрудняет внедрение ребенка с ОВЗ в детскую группу. Но если нормально развивающийся ребенок самостоятельно овладевает навыками общения и взаимодействия, то у «особого ребенка» эти навыки могут сформироваться только в результате специальной работы.
Работа с «особым ребенком» начинается с индивидуальных занятий с воспитателем (учителем-логопедом) или психологом, а затем осуществляется постепенное внедрение нового ребенка в небольшую подгруппу из двух или трех детей.
Чтобы дать ребенку первые, хотя бы самые элементарные навыки общения, педагогами используются игры с движениями в кругу, которые напоминают упражнения по логоритмике. Даже если ребенок сразу не включается в игру и не выполняет движения, то он находится вместе или рядом с другими детьми, имеет возможность привыкнуть, освоиться в новой, непривычной для него обстановке, понаблюдать за действиями детей и взрослых. Иногда требуется значительное время, чтобы ребенок начал включаться в общую игру и выполнять по подражанию определенные движения и действия. Игры с движениями в кругу помогают формировать у «особых детей» мотивацию к участию в групповых занятиях и общению с другими детьми.
Для осуществления деятельности по коррекции нарушений речевого и психического развития в группе с данными детьми работают двое взрослых: воспитатель или учитель-логопед и педагог-психолог. Они помогают детям осваивать общие правила,оказывают физическую помощь отдельным детям при выполнении движений: помогают удерживать определенную позу детьми (если у ребенка имеются нарушения в данном направлении развития, помогают ребенку удерживать предмет, который используется в игре, выполняют руками ребенка необходимые движения до тех пор, пока ребенок сам не начнет действовать, повторяя движения за ведущим.
В период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям группы кратковременного пребывания в качестве помощников привлекаются родители. Они принимают активное участие в проведении занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, являются основными помощниками для своих детей в период освоения новых видов детской деятельности.
Помимо решения основной проблемы, связанной с социализацией ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в группе кратковременного пребывания решаются и другие задачи. У детей в связи с особенностями их физического и психического развития практически не развита крупная моторика и координация движений. Данные дети часто не понимают инструкцию взрослого, а потому и не выполняют предлагаемые им задания. Игры с движениями, организованные педагогами в кругу, помогают решить задачу развития общей моторики «особых детей», а также развития слухового восприятия и понимания обращенной речи.
Многие виды движений, которые с легкостью выполняют их сверстники, не доступны для выполнения детьми с ОВЗ. Особому ребенку трудно успеть за общим темпом выполнения движений, трудно переключиться с одного движения на другое, хотя ритмические действия привлекают детей, нравятся им. Поэтому педагоги стараются значительно снижать темп выполнения движений, повторять одну и ту же команду по несколько раз, чтобы дать детям возможность понять указание взрослого и выполнить то или иное движение,используют в играх и упражнениях самые простые движения и действия: сделать хлопки по коленкам, поднять руки вверх, опустить руки вниз, развести в стороны, присесть-встать, протянуть руки вперед и т. п., разные виды ходьбы, бег.
Мелкая моторика у детей с ОВЗ не развита или развита очень слабо, движения рук и пальцев нескоординированы. Поэтому на занятиях вводятся элементы массажа рук и пальчиковой гимнастики, которые дети делают при помощи родителей, педагогов или пытаются выполнить самостоятельно. Здесь, также как и в играх с движениями, используется замедление темпа выполнения и многократное повторение самых простых движений.
Развитию мелкой моторики, ручной умелости, а также развитию восприятия, внимания, мышления, памяти «особых детей» способствуют игры и пособия М. Монтессори. Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные речевые нарушения, то более всего для работы с этими детьми подходят пособия для сенсорного развития и упражнений в практической жизни (пересыпание, перекладывание, переливание, закручивание – откручивание крышек и т. п.).
Каждому дошкольнику, особенно детям, имеющие ограниченные возможности здоровья, нравятся физкультурные и музыкальные занятия, которые проходят в физкультурном и музыкальном залах под руководством инструктора по физической культуре и музыкальных руководителей. Дети с удовольствием играют с мячами разных размеров (пытаются бросать их в кольцо или в мишень, прокатывают их в ворота, «играют в футбол», учатся бросать и ловить мяч руками, забивают клюшкой шайбу в ворота, ходят по дорожкам. На музыкальных занятиях наибольший эмоциональный отклик у ребят вызывают движения под музыку и игра на детских музыкальных инструментах.
Помимо развивающих занятий в детском саду для воспитанников группы «Особый ребенок» организуются посещения репетиций и музыкальных занятий в группах общеразвивающей направленности, чтобы дети могли понаблюдать за тем, как танцуют и поют их сверстники, проводятся совместные музыкальные развлечения и праздники. На праздниках Новогодней елки воспитанники группы «Особый ребенок» вместе с родителями и детьми детского сада водят хороводы вокруг нарядной елки, играют на детских музыкальных инструментах, танцуют под музыку, играют в подвижные игры. Во время «Недели психологии» воспитанники группы кратковременного пребывания участвуют в акции «Сказка в подарок»: они посмотрят сказки, которые им показывают воспитанники подготовительной к школе группы. В конце таких развлечений дети все вместе танцуют и поют песни. Подобные мероприятия очень нравятся детям с ОВЗ, дарят им много положительных эмоций.
Положительным моментом в деятельности группы кратковременного пребывания является то, что родители «особых детей» имеют возможность получать квалифицированную помощь специалистов. Советы и рекомендации педагогов по взаимодействию с ребенком в домашних условиях очень помогают в организации воспитательного процесса дома, поскольку большинство этих родителей не имеют специального образования и, конечно, не были готовы к появлению в их семье ребенка с проблемами.
Пока дети находятся на занятии, родители, ожидая их, имеют возможность поучаствовать в тренингах, получить консультацию и обсудить со специалистом проблемы, касающиеся воспитания и обслуживания своих «особых детей». Это общение позволяет родителям ощутить, что они не одиноки, что есть и другие семьи со сходными проблемами.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной организации изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Посещая группу кратковременного пребывания, дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе. Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развивать наравне со своими сверстниками.
Список литературы:
1. Безделева М. Ю. «Организация преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Источник
Рамиля Мирхатова
Особые дети — особый подход. Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ
Добрый день, уважаемые участники семинара!
Я представляю опыт внедрения инклюзивного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №106 «Забава».
Слайд 2
Наш детский сад функционирует с декабря 2013 года. По распоряжению мэра города наряду с обычными общеразвиваюшими группами в учреждении была открыта коррекционная группа для детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. В связи с этим в учреждении были установлены пандусы, поручни вдоль стен холлов, группа была оснащена соответствующим оборудованием. Согласно нормам СанПиН коррекционную группу посещают 10 детей-инвалидов с диагнозом ДЦП различной тяжести.
Слайд 3
В 2015 году в наш детский сад были направлены 2 ребенка-инвалида с Синдромом Дауна. На сегодняшний день наш детский сад посещают? «солнечных детишек». Что же это такое «Синдром Дауна»?
Это самая распространенная хромосомная патология. Общим для детей с болезнью Дауна, помимо их позднего развития и весьма значительного снижения интеллекта,являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Они заметно отстают от сверстников в физическом развитии. Эти дети очень дружелюбны, веселы и ласковы. Для детей с Синдромом Дауна характерна эйфория и открытость. Они как лучики солнца — теплые и ласковые. Именно поэтому их называют «солнечные дети».
Слайд 4
Изначально эти дети были распределены в обычные общеразвивающие группы. Но, со временем стала очевидна необходимость коррекционно-педагогических мероприятий с такими детками. Таким образом, администрация детского сада вышла с инициативой в Управление образования и по делам молодежи города Набережные Челны об организации инклюзивной группы в учреждении.
Слайд 5
В рамках подготовки к внедрению инклюзивного образования в МАДОУ «Детский сад №106 «Забава»были проведены следующие организационные мероприятия:
1. Администрацией МАДОУ изучена нормативно-правовая база по инклюзии. Разработаны локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность в данном направлении.
2. Внесены изменения в штатное расписание учреждения (добавлены ставки воспитателей и ставка дефектолога).
3. Педагоги ДОУ прошли обучение на курсах повышения квалификации по проблемам инклюзивного образования.
4. Педагогами ДОУ были изучены типологические особенности детей с Синдромом Дауна и методы коррекционно-педагогической работы с ними.
5. Пересмотрена Программа развития ДОУ, внесены разделы по инклюзии.
6. Основная образовательная программа ДОУ дополнена адаптированной программой по работе с детьми-инвалидами с Синдромом Дауна.
7. В годовой план работы ДОУ внесен раздел по инклюзивному образованию.
Слайд 6
В процессе внедрения инклюзивной модели образования мы столкнулись с рядом существенных проблем, требующих решения.
Во первых, это проблема отсутствия у педагогов психологической готовности принять ребенка с Синдромом Дауна в обычной группе детского сада, а также отсутствия опыта коррекционно-педагогической работы. Определилась необходимость вести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива.В связи с выше изложенным были запланированы и проведены:
Слайд 7
— круглый стол со специалистами городского «Центра психолого-медико-социального сопровождения № 85» по проблемам внедрения инклюзивного образования в ДОУ;
— тренинги для педагогов: «Система поддержки педагогов реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого– педагогического сопровождения»;
— деловые игры «Инклюзия в ДОУ»;
— семинары-практикумы.
А также регулярно проводятся консультации и мастер классы по данной теме.
Остро стоит вопрос нехватки специалистов (логопедов, тьюторов, а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.
Слайд 8
С целью выявления отношения родителей воспитанников ДОУ к инклюзивному образованию был проведен опрос родителей всех групп в октябре 2016 года.Результаты опроса показали:
1. Лишь 38 % респондентов имеют представление что такое «Инклюзивное образование».
2. 64% считают невозможным внедрение инклюзивного образования в ДОУ.
3. 70 % не согласны с тем, что в группе будут находиться дети-инвалиды.
4. 82% считают, что присутствие детей-инвалидов отрицательно скажется на развитии детей.
5. 81% считает, что нет никаких положительных моментов в совместном воспитании и обучении детей с ОВЗ с воспитанниками ДОУ.
Таким образом, была выявлена проблема негативного отношения родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Эту проблему необходимо было решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Слайд 9
В работе с родителями детей-инвалидов наиболее эффективна модель – модель сотрудничества, партнерства. Невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений.
В течение учебного года педагогами ДОУ систематически проводиться работа по взаимодействию с родителями. Вопросы инклюзии включаются в повестку дня на общих и групповых родительских собраниях, на официальном сайте и информационных стендах детского сада размещается информация по инклюзивному образованию, регулярно проводиться консультирование родителей по данному вопросу.
Слайд 10
В свою очередь родители охотно идут на контакт и стараются участвовать во всех акциях, и совместных мероприятиях группы и ДОУ.
В октябре 2017 года был проведен повторный опрос-анкетирование по вопросам инклюзивного образования.
Результаты анкетирования показали, что все респонденты (100%) относятся положительно к детям – инвалидам и не видят негативных последствий их совместного обучения с обычными детьми.
Слайд 11
Интересен тот факт, что главные участники инклюзивного обучения – дети, практически не заметили того, что в группах появились новые воспитанники, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы не было отмечено ни одного конфликта между детьми. Хотелось бы отметить очень внимательное и заботливое отношение воспитанников к детям с ОВЗ.
Слайд 12
Коррекционно-педагогическую работу с детьми с Синдромом Дауна мы выстроили по следующим этапам:
I этап – Адаптационный (сбор информации о ребёнке – изучение диагноза и социальных контактов семьи и ребёнка);
II этап – Диагностический (изучение когнитивных и социально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны его ближайшего окружения; проведение психолого-педагогического обследования ребёнка);
III этап– Основной (составление и апробация индивидуальной адаптированной программы инклюзивного образования);
IV этап – Заключительный (анализ эффективности психолого-педагогической работы).
Слайд 13
Особенностями инклюзивного образования является то, что на первые три месяца с момента поступления в учреждение и началом обучения в инклюзивной форме ребенку с ОВЗ устанавливается диагностический период. Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.
Слайд 14
Свою работу по адаптации детей с ОВЗ мы построили в соответствии с разработанной программой коррекционной работы, включающей технологию психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период, предложенной Юлией Александровной Афонькиной. В основе технологии положены принцип развития и принцип концентричности.
Слайд 15
При разработке содержания программы, мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строилась, прежде всего, как профилактическая. Все факторы объединены в три проблемы,соответствующие этапам:
— новая организация взаимодействия с взрослыми;
— новая организация среды;
— необходимость взаимодействия с ровесниками.
Слайд 16
На всех этапах адаптации, учитывали особенностивзаимодействия с ребенком с ОВЗ:
— обязательную организацию взаимодействия,
— общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,
— предъявление адекватных требований,
— использование приёмов дополнительной коммуникации,
— ориентирование ребёнка в распорядке дня,
— постоянство окружающей ребёнка среды.
Слайд 17
В результате, наши детки способнык самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моют руки, умеют самостоятельно есть, правильно пользуются чашкой, ложкой, ходят в туалет (сигнализирует о своих нуждах, одеваются.
Слайд 18
Детиадекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Слайд 19
Имеют положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремятся их выполнить. Проявляют интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагируют на замечания, запреты взрослого.
Слайд 20
Воспитанники с ОВЗ проявляют интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда являются активным участникам деятельности, а лишь наблюдателями за деятельностью детей и взрослых.
Слайд 21
Успешная адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада является необходимым и важным условием их дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Слайд 22
Исходя из пока еще незначительного опыта работы в области инклюзивного образования,мы выделяем положительные аспекты данного направления:
— присутствие в детских коллективах особых детей, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых дошкольников;
— полноценное взаимодействие участников образовательного процесса обеспечивает поддержку и полноправное участие родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизни группы ДОУ и общества;
— образовательное учреждение, осуществляющее инклюзивную деятельность, позволяет педагогам повысить педагогический потенциал;
— детям с проблемами в развитии, включение в среду здоровых сверстников дает необходимый опыт коллективного общения, их совместной деятельности, обеспечивает полноценное социально- личностное развитие;
— и, что немаловажно, инклюзивное образование подталкивает современное общество к изменению отношения к инвалидам, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.
Спасибо за внимание.
Источник