Грудное вскармливание и развитие речи у ребенка связь
«…Речь – источник всего того субъективного, что проникает в объективную систему языка, – она канал, по которому человеческая практика входит в язык».
(В.А. Звегинцев, 1970).
Понятие «речь» можно определить, как «способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка»; как «один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива» [1]. Речь каждого человека индивидуальна, также, как и его речевое развитие. Для того чтобы понять, как влияет грудное вскармливание ребёнка на его речевое развитие, необходимо остановиться более подробно на основных моментах.
Какую пользу приносит грудное вскармливание для младенца?
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «грудное вскармливание является наилучшим способом питания младенцев. Грудное молоко является оптимальной пищей для новорожденных, содержащие питательные элементы, необходимые для здорового развития детей, и антитела, помогающие защитить малышей от распространённых детских болезней» [2].
Как грудное вскармливание может помочь удовлетворить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой?
Существуют определенные нормы развития детской речи и факторы, влияющие на её формирование, такие как: биологические и социальные. Если рассматривать более подробно социальные факторы, то здесь необходимо особенно выделить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой. Эту потребность возможно удовлетворить, практикуя продолжительное грудное вскармливание.
Грудное вскармливание помогает поддерживать с мамой эмоциональную связь, чувства любви и защищенности, а также способствует налаживанию общения. Каждый раз, когда мама берёт своего малыша для кормления она контактирует с ним, разговаривает и ждёт ответной реакции, что способствует речевому развитию, так как речь развивается по подражанию и ребёнок уже сейчас все «впитывает».
Успешное и продолжительное грудное вскармливание способно дать хороший «толчок» для отношений матери и ребёнка, а также для взаимодействия ребёнка и окружающего мира.
Какая связь между продолжительным грудным вскармливание (3 года и более) и развитием речи?
Существует мнение о том, продолжительное грудное вскармливание (более 3х лет) может привести к нарушению речи (приводит к формированию неправильного «межзубного» произношения), давайте остановимся здесь более подробно и узнаем, какие движения происходят при грудном вскармливании у малыша во рту (в момент прикладывания, сосания и глотания).
По исследованиям проведенным компанией «Pigeon» [3] в сам момент прикладывания к груди положения органов артикуляции, следующие (рисунок №1): верхняя и нижняя губы вытягиваются, чтобы захватить сосок и ареолу; губы плотно обхватывают ареолу, тем самым предотвращая вытекание молока и попадание воздуха в рот ребенка; кончик языка держится неподвижно над нижней десной.
В процессе кормления (в момент сосания) у ребёнка во рту происходят перистальтические движения (волнообразные движения), которые взрослый человек не может воспроизвести и положение органов артикуляции, будет следующие: при неподвижности языка колеблется только одна его поверхность; начало движения приходится на кончик языка, который надавливает на сосок, находящийся у твердого нёба, а заканчивается движение тем, что корень языка соприкасается с мягким нёбом; волнообразные движения повторяются с интервалом в 0,8 секунд; перистальтические движения позволяют сжимать и растягивать сосок, и, тем самым, извлекать молоко из груди матери [3].
При глотании ведущая роль принадлежит языку и молоко сразу поступает в пищевод. Кроме волнообразных перистальтических движений языка, было доказано компанией «Pigeon», с помощью ультразвука, что кончик языка поднимается, чтобы протолкнуть молоко вниз в кишечник при глотании [3].
Таким образом, правильный захват груди приводит к задействованию мышцы губ и языка, а, следовательно, в дальнейшем ребёнок сможет быстрее научится вытягивать губы «трубочкой» – данное движение необходимо для артикуляции многих звуков. «Движения языка в процессе сосания повторяются с интервалом приблизительно 0,8 секунд 800 – 1000 раз за одно кормление. Ни один взрослый не сможет повторить одно и то же движение языком 800 раз подряд с такой скоростью (по данным компании «Pigeon»)» [3]! В процессе глотания задействуется кончик языка, развитие которого тоже немало важно для формирования правильного произношения в дальнейшем. Следовательно, можно сказать, что чем дольше кормится ребёнок, тем больше происходит развитие мышц артикуляционного аппарата. Грудное вскармливание ребёнка помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения.
Какие исследования были проведены в данной области?
Вышеупомянутая компания «Pigeon» первая с помощью ультразвука смогла определить 3 ключевых фактора, обеспечивающих процесс сосания (положение органов артикуляции) [3].
По исследованиям «логопеда-дефектолога Г. М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5—7 лет, при длительности сосания груди более 6 месяцев нарушения речи выявляются только у 14,5 % детей. В основном это физиологические замены звуков [ш], [ж], [л], сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев» [4].
Дети, «…которых кормили грудью до 12 месяцев, имеют лучший словарный запас в возрасте 3 лет» – к такому выводу пришли профессор Мэнди Б. Белфорт и её коллеги из Подразделения Неонатальной Медицины в Детской Больнице Бостона и Медицинской Школы Гарварда в Бостоне, штат Массачусетс (2013 год, журнал «JAMA Pediatrics») [5].
Что можно сказать о сосание соски с точки зрения логопедии? Какое влияние оказывает грудное вскармливание на формирование челюстно-лицевого аппарата? Какие исследования были проведены в данной области?
«Соской» называют «любой имитирующий сосок предмет, предназначенный для удовлетворения сосательного рефлекса или кормления, временный заменитель маминой груди» [6].
В норме формирование мышц рта у детей происходит приблизительно до 3,5 лет, и потребность в сосании сохраняется в среднем до 3-4 лет, что является подтверждением необходимости грудного вскармливания до этого возраста (до самоотлучения ребёнка). Соска способна серьёзно деформировать мышцы рта. Она способна вызывать неправильное формирование прикуса, что в свою очередь может привести к логопедическим проблемам и многим другим. Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У детей данной возрастной категории продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба. Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны. Постоянное использование соски может стать причиной того, что ребёнок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно развитой. Ребёнок может подумать, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться жестами, потому что он привык не раскрывать рта из-за соски. В настоящее время не доказано, что существует прямая связь между сосанием соски и задержкой в развитии речи, но в то же время, есть риск косвенного влияния на неё. Поэтому многие логопеды и стоматологи рекомендуют как можно раньше начинать отучать ребёнка от сосания пустышки, а лучше обходить без неё.
Были проведены исследования в области изучения формирования челюстно-лицевого аппарата. По данным F. Bertrand (1968), обследовавшего 1200 детей в Африке, где практикуется кормление грудью до 3х и 4х лет, нормальное формирование зубочелюстной системы имело 99,6% детей, и только у 0,3% выявлено нарушение (прогнатический прикус) [4].
У 27% европейских детей встречается недоразвитие нижней челюсти, а прогнатический прикус в 3% от всех обследованных [4].
B серии работ F. Broad (1972, 1975) констатируется, что у детей 5 и 6 лет, естественно вскормленных, все характеристики воспроизведения тональности и чистоты звуков были значительно выше, чем у детей, которые находились на искусственном скармливании [4].
Таким образом, как уже было написано выше, можно сказать, что грудное вскармливание помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. Только при нормально сформированных функциях речевого аппарата, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение) возможно правильное развитие речи.
О.А. Мальгина, учитель-логопед,
аспирант кафедры общей педагогики и
современных образовательных технологий,
ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».
Список использованной литературы.
Источник
Парадокс: развивают нынешних детей все лучше, а говорят они все хуже. У меня на эту тему уже была статья (про физическое здоровье, но к речи тоже относится). Сегодня пишу о том, что нужно для успешного и своевременного развития речи.
У ребенка не должен быть поврежден мозг. Не любое повреждение — тяжелое. Гипоксия бывает у многих и обычно потом компенсируется, хотя в первые годы может вызвать отставание в речи. Ну, а какая-то другая органика может привести к расстройствам, при которых речь вообще не появится ни в 3, ни в 4 (без долгих занятий со специалистом).
Ребенок должен жить в разнообразной речевой среде. Я знаю, что с младенцем не очень интересно разговаривать, он вряд ли поддержит беседу о новом фильме, но это необходимый этап. Надо читать стихи, петь песенки, во время еды рассказывать про ложечку, а в ванной про уточку. Меня лично это утомляло просто ужасно. Но молчаливая среда негативно сказывается на развитии речи. В этом смысле чем больше народу в семье, тем проще.
Ребенок должен жить в разнообразной (тактильно) среде. Многие мамы опасаются песка, луж, и предпочли бы чистого ребенка в нарядной одежде, который играет в развивающие кубики. Но дети не согласны, они почему-то любят грязь, а камни и палки им нравятся больше дорогих развивашек. Грязь им нужна для иммунитета и для развития.
Дети любят лужи и грязь
Совсем крошкам лучше не надевать распашонки с закрытыми ручками. Любые контакты разных предметов с пальчиками, пальчиковые игры, все это помогает речи. А еще — свободное перемещение по дому. Что тоже неудобнее для мамы, чем ограничитель в виде манежика, надо же следить.
Мне кажется, проще 1 раз обезопасить дом, чем все время следить за ребенком. Убрать все опасное, и пусть ползает везде.
Ребенок должен испытывать эмоции. Если все ровно и гладко, вокруг стены и прутья кроватки, о чем ему захочется поговорить? Когда малыш садится, он должен смотреть на мир на прогулках. С ним надо играть, подбрасывая или кружа его, показывать интересные штуки, чтобы от радости захотел “высказаться”. Моя дочь начала активно лопотать после бассейна, и потом почти каждое посещение вызывало у нее желание пообщаться вербально.
Вау, какая штука! Надо поговорить об этом
Ребенок должен жевать. Блендер до 3 лет вредит, об этом часто говорят логопеды. Кусочки многие не хотят давать из-за страха, что ребенок подавится. С кусочками придется кормить не отвлекаясь ни на секунду (давятся молча, в тишине!), но жевание важно для речи. Сюда же отнесу питание с ложки, а не из бутылки (любое пюре и кашу — сразу с ложки).
Нужны кусочки, а не только пюрешки
Ребенок должен испытывать нужду. У меня есть подруга, пожизненная отличница, которая так прыгает перед своим ребенком, что он даже не успевает рта открыть, а ему уже дают все, что нужно. Нет потребности — нет и мотивации, зачем говорить “дай”, если мама и так стоит как солдат навытяжку? Я много раз слышала, что у ленивых мам дети развитые и самостоятельные. Только надо быть правда ленивой, а не читать, как прилежная ученица, 500-страничные инструкции, как ей стать.
Женщина с потенциалом к лени такую книгу даже не возьмет в руки, потому что лень.
А в такой обстановке вообще нет стимула говорить:
Ни на что мотивации не хватит, если все за тебя делают
Это все касается малышей. Детям постарше для развития речи также нужны эмоции, поэтому их нужно водить в театр, музеи, на интересные мероприятия — чтобы было, что обсудить.
Но запрос от читателя был именно про то, что я думаю о связи ГВ/долгого ГВ и развития речи. Как думаете, в списке выше на какое место поставить ГВ?
Я думаю, ни на какое. Я не знаю, на какой % процесс ГВ влияет на речь. Подозреваю, что все выше перечисленные факторы даже по отдельности весомее, чем ГВ. Даже не буду комментировать ГВ взрослых, ходячих детей. Но в особом влиянии на речь я сомневаюсь (насколько могу оценить доступную информацию) даже если говорить о первых 6 месяцах. Вообще если бы ГВ на что-то влияло, уже было бы видно по детям. А этого никто не видит.
Спасибо за лайк! Почитать еще:
Неручной ребенок и аутизм
Не вовремя. Что делать, если сейчас пора в роддом?
Пропустили прививки, а теперь карантин. Как догнать календарь?
Мой нелюбимый совет мамам
Источник
Вопрос навеян разговором с мужем, недавно мне сказал, что ребенок мало говорит из-за того, что еще на ГВ. Дочке 1,4.
Подскажите, замечали ли вы, кормящие мамы, такую связь? Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить? Под «хорошо говорить» я имею ввиду сложные слова из разных слогов, фразы из двух и более слов.
Всем, кто ответит, спасибо :geek:
Elenaaaa автор темы
Подскажите, замечали ли вы, кормящие мамы, такую связь? Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить? Под «хорошо говорить» я имею ввиду сложные слова из разных слогов, фразы из двух и более слов.
Да, замечала за своими детьми такое. Отучала в 1,7 м и в 1,4 м. Сразу же скачок в развитии, в речи.
никак не связано, гв свернули в год, щас ребенку 2,7, до сих пор плохо говорит. Со старшим также завязали в год, говорить начал рано.
Помните: вы притягивайте к себе все то, во что верите.
Elenaaaa автор темы
Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить?
ерунда мне кажется, какая разница из бутылки ребенок молоко трескает или грудью кормится.
Ты не гений? Обмани всех, притворись им
Elenaaaa автор темы
Подскажите, замечали ли вы, кормящие мамы, такую связь? Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить? Под «хорошо говорить» я имею ввиду сложные слова из разных слогов, фразы из двух и более слов.
никакой, старший был отлучен в 1,9, к тому времени словарный запас насчитывал 200 слов, причем хорошо произносимых, не просто слоги, младшего тоже в 1,9, разговаривать начал ближе к 2 более понятно, тогда же появились предложения из 2-3 слов
Старшая дочь груди и не пробовала — говорить начала ближе к 3 годам.
Младшая в год говорила 12 слов, с полутора лет — лавина речи. На груди до сих пор ( ей 3 года). Легко учит стихи, песни.
Грудное вскармливание не может задерживать речь — потому что сосание груди способствует правильному формированию артикуляционного аппарата, а грудное молоко обеспечивает нормальное развитие интеллекта.
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
кормила до 2,2 , говорит с 1,7
шпингалeтки
Грудное вскармливание не может задерживать речь — потому что сосание груди способствует правильному формированию артикуляционного аппарата, а грудное молоко обеспечивает нормальное развитие интеллекта.
вот +1000000
причем у 2 долгокормящих подруг мальчики и оба прекрасно говорят и говорить начали раньше 2х лет.
Если и есть взаимосвязь, то по моей личной статистике, она обратная
Сын на гв говорит больше и лучше, чем ив-шница дочь
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
невролог Шаронова (она специализируется на речи) из УГМК мне сказала, что сосание может замедлить развитие речи, Лури из Бонума то же сказала
мой на груди, 1,10 ему, говорит не очень четко, понимает хорошо, повторяет слова, новые разучивает, но именно выговаривает плоховато
Cчастье — это правильно подобранные антидепрессанты
Не думаю, что вообще есть такая связь. Старший кормился до 2,5 лет, говорил понятно уже в полтора года, младшему полтора, на груди тоже — молчит, как рыба об лед)))) При этом младший может разговаривать, может повторять — но вот не считает нужным))))) Не видит необходимости, характерный)))
Все в нашем городе цветочном должны стремиться к знаниям прочным.
LetoLeto
. невролог Шаронова (она специализируется на речи) из УГМК мне сказала, что сосание может замедлить развитие речи, Лури из Бонума то же сказала
Сосание пустышки — да, но никак не груди.
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
Первую дочь отлучила резко от груди в 2,5 лет, и как раз в 2,5 она заговорила, а до этого буквально 10 слов в запасе было. Совпадение? Возможно. Дочь при этом умненькая, сейчас в 4 года речь очень развитая и четкая, запоминает все, уже читает. То что поздно заговорила, я себя немного виню, я молчунья и не обеспечила ребенку достаточного речевого стимулирования.
Вторую дочку все еще кормлю, заговорила в полтора года, то есть нет связи с ГВ, со второй дочкой. Раньше заговорила, я думаю, потому что старшая с рождения в режиме радио круглосуточно работает.
Моя племяшка была на ГВ, говорить начала рано. Сын на ИВ говорит мало. Нам год через неделю, в запасе: мама, дай, надо, ням, ам, мяу. Племяшка в год больше 10 слов говорила.
у вас муж фантазер мягко говоря ))))
Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много.
шпингалeтки
Сосание пустышки — да, но никак не груди.
смотря как сосет 😉 при правильных движениях работает все тоже самое :boast:
Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много.
Tigrа
Если и есть взаимосвязь, то по моей личной статистике, она обратная
:ugu:
Да, на фантазию не жалуется. О чем с тобой мол разговаривать, если ты — еда 🙂
Elenaaaa
О чем с тобой мол разговаривать, если ты — еда
т.е. Муж думает, что ребенок с вами не разговаривает, потому что вы — еда? А почему ребенок с мужем не разговаривает?
Elenaaaa автор темы
Подскажите, замечали ли вы, кормящие мамы, такую связь? Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить?
Я тоже такое слышала.
Вот и у меня сыну 1,10 г, на ГВ, говорит только на своем тарабарском.
А вчера встретила воспитателя из садика. Я ей когда сказала, что сын еще не говорит, она сразу сказала, так наверно пошел рано. Я даже удивилась, потому что он пошел в 9,5 мес. Она сказала, что часто с таким встречается.
Prosto_Maria
А вчера встретила воспитателя из садика. Я ей когда сказала, что сын еще не говорит, она сразу сказала, так наверно пошел рано. Я даже удивилась, потому что он пошел в 9,5 мес. Она сказала, что часто с таким встречается.
старшая пошла в 10 с чем-то месяцев
в 1,5 года нормально говорила
Elenaaaa автор темы
Правда ли, что с отлучением от груди ребенок начинает лучше говорить?
хз, кормила 4 мес, говорить начала хорошо очень с 1,3, щас 1,10-полностью человечий человек, говорит великолепно, тарабарских не было-сразу по-русски
Да это он в шутку, про еду-то )) у него есть есть друзья, у которых девочка, два с лишним года, до сих пор на ГВ и не говорит. Вот он и впечатлился. Ну и так где-то услышал, что у знакомых других знакомых вот точно так же ))) слухи, в общем, собрал.
старший болтал, мелкая молчит
оба на долгом ГВ
Ребенку 1,10, до сих пор на груди. Говорит много, в том числе простыми предложениями из 2-3 слов. Сами слова уже даже не считаю 🙂 Произношение не сказать что супер четкое, но все понятно.
Жень, сосание пустышки ( любой) и сосание груди — разные типы сосания.
Сосание груди — рот широко открыт, работают все артикуляционные мышцы и нижняя челюсть. Сосание пустышки — работают только губы и щеки.
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
Источник