Григорьева вернадская развитие восприятия у ребенка
Разрешенные действия: Действие ‘Прочитать’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Действие ‘Загрузить’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Группа: Сеть: Интернет |
Права на использование объекта хранения
Оглавление
- Развитие восприятия у ребенка
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы развития зрительного восприятия при сенсорных нарушениях
- 1.1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система
- 1.2. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе при нормальном и нарушенном зрении
- 1.3. Различимость признаков изображений при нарушениях зрения
- 1.4. Особенности формирования и опознания зрительных образов в норме и при нарушениях зрения
- 1.5. Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
- Глава 2. Предварительные диагностические исследования состояния зрительного восприятия
- 2.1. Зрительное опознание изображений с усиленными признаками
- 2.2. Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение
- 2.3. Прослеживание и зрительно-моторные координации
- 2.4. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке и зрительно-моторные координации
- 2.5. Способность восстанавливать пространственную структуру целого предметного изображения, разделенного на части, по образцу
- 2.6. Зрительная кратковременная память (ЗКП) и наглядно-образное мышление
- 2.7. Рекомендации и противопоказания для зрительного перцептивного обучения разных категорий детей
- Глава 3. Развитие зрительного внимания
- 3.1. Виды и качества внимания
- 3.2. Методики исследования и развития внимания
- 3.2.1. Активизация внимания
- 3.2.2. Развитие внимания в процессе зрительного поиска
- 3.2.3. Исследование и формирование качества распределения зрительного внимания
- 3.2.4. Определение объема зрительного внимания
- Глава 4. Формирование сенсорных эталонов
- 4.1. Формирование системы эталонов светлот
- 4.2. Формирование системы эталонов цвета
- 4.3. Формирование системы эталонов размера
- 4.4. Формирование системы эталонов ориентации
- 4.5. Формирование системы эталонов формы
- Глава 5. Формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- 5.1.1. Ознакомление ребенка с элементами мозаики
- 5.1.2. Закрепление знаний основных элементов мозаики, развитие внимания ребенка к форме и ориентации элементов мозаики
- 5.1.3. Обучение выделению единого признака, по которому сгруппированы фигуры
- 5.1.4. Обучение ребенка анализировать изображение и составлять из элементов мозаики простые изображения по образцу
- 5.1.5. Обучение ребенка находить закономерность расположения элементов мозаики на игровом поле и недостающий элемент
- 5.1.6. Обучение анализу и синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений
- 5.1.7. Обучение ребенка анализировать и собирать по образцу несколько изображений средней степени сложности на одном игровом поле. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.8. Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого
- 5.1.9. Обучение ребенка достраивать симметричное изображение до целого, используя в качестве образца собранную часть изображения
- 5.1.10. Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.11. Обучение ребенка собирать изображение по словесной инструкции
- 5.1.12. Обучение ребенка выделять изображение в замаскированном перцептивном поле
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- Глава 6. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- 6.1.1. Тренировка глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации
- 6.1.2. Тренировка механизмов восприятия глубины и удаленности через описание изображений, моделирование и рисование
- 6.1.3. Обучение детей использовать светотеневые соотношения для восприятия объема предмета
- 6.2. Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами
- 6.2.1. Формирование понимания и восприятия топологических отношений окружающей среды. Усвоение ребенком таких понятий, как рядом, напротив, отдельно, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т.д.
- 6.2.2. Формирование понимания и восприятия проективных признаков удаленности. Усвоение детьми понятий «слева», «справа», «впереди», «сзади»
- 6.2.3. Формирование понимания и умений использовать метрические отношения окружающей среды, а также умений точно оценивать расположение объектов
- 6.3. Развитие зрительной пространственной ориентировки
- 6.3.1. Тренировка пространственного поиска и ориентирования. Задачи-лабиринты
- 6.3.2. Развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска; формирование умения последовательного ориентирования от пункта к пункту; тренировка использования правил обратимости пути
- 6.3.3. Развитие навыков составления целостного образа пространственной задачи перед ее решением; формирование умения использовать правило самого короткого пути; формирование умения использовать предварительную вербальную установку к ориентированию
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- Заключение
- Литература
- Словарь специальных терминов
- Приложение I
- Приложение II
Источник
Вход
Меню
Каталог
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Автор:
Григорьева Л. П., Солнцева О. Г., Блинникова И. В., Бернадская М. Э.
Григорьева Л. П.
Солнцева О. Г.
Блинникова И. В.
Бернадская М. Э.
Развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Тематика:
Дети слабовидящие — Обучение,
Зрительное восприятие у детей — Психология,
Психологическая коррекция,
Дефектологическая психология
Дети слабовидящие — Обучение
Зрительное восприятие у детей — Психология
Психологическая коррекция
Дефектологическая психология
Издательство:
Школа-Пресс (Москва)
Серия:
Лечебная педагогика и психология
2001
Год издания: 2001
72
Объём: 72
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-88527-280-8
ISBN: 5-88527-280-8
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Центральный район
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского (фонд на русском языке)
(Литейный пр., 49)
В наличии 1 из 2 экз.
Поиск в других каталогах
Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС)
Источник
Содержание работы по формированию сенсорных
зрительных эталонов на занятиях по развитию
зрительного восприятия школьников с глубокими
нарушениями зрения
Учитель-дефектолог Петрущенкова Ольга Викторовна
ОГКОУ школа-интернат №91 г.Ульяновск
Зрение – способность извлекать и получать информацию об окружающем мире из энергии электромагнитного излучения светового диапазона, сложный комплекс процессов в зрительной системе, начинающихся с трансформации световой энергии и завершающихся зрительными ощущениями и восприятиями. Это одно из чувств, отражающих реальную действительность с помощью визуально осознаваемых свойств объектов. Чувственные качества предметов человек познаёт на основе сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые осваиваются ребёнком в ходе онтогенеза. Применяются сенсорные эталоны в качестве внутренних образов при обследовании объектов и их свойств. Под зрительными сенсорными эталонами понимаются зрительные образы, которые формируются в результате визуальной характеристики свойств, качеств и признаков предметов Различают зрительные сенсорные эталоны светлот (оттенки черно-белых цветов, систему цветов спектра, геометрических форм, размеров, зрительно-двигательной ориентации. Эталоны светлот и систему цветов спектра нередко рассматривают одновременно как эталоны цвета. Формирование эталонов размеров и зрительно-двигательной ориентации осуществляется при развитии установления пространственных соотношений и восприятии глубины пространства в ходе работы по совершенствованию и конкретизации представлений. Поэтому в настоящей главе подробно будет рассмотрена работа на занятиях по развитию зрительного восприятия, формирующих зрительные сенсорные эталоны цвета и геометрических форм.
При формировании зрительных сенсорных эталонов у детей с глубокими нарушениями зрения тифлопедагог выдерживает три стратегических линии:
1. организация зрительного поиска детьми эталонного элемента в системе элементов, находящихся в поле зрения, по образцу;
2. организация зрительного поиска эталонов по представлению (мнемоническому образу);
3. формирование устойчивой связи между эталоном и словом, его называющим или характеризующим.
Исследования тифлопсихологов показывают, что уровень сформированности зрительных сенсорных эталонов у частично видящих и слабовидящих детей, поступающих в школу, отстаёт от нормы на полтора-два года.
В ходе формирования зрительных сенсорных эталонов развиваются такие сенсорные операции как узнавание и локализация эталона из множества других, соотнесение, сравнение и другие .Дети с нарушениями зрения испытывают значительные трудности при совершении этих операций из-за недостаточного перцептивного опыта, так как многие из них не умеют использовать свои зрительные возможности. Сниженная у них зрительная различительная способность осложняет выполнение ими сенсорных операций.
При формировании зрительных сенсорных эталонов необходимо оптимизировать темп выполнения сенсорных операций частично видящими и слабовидящими учащимися, учитывая особенности функционирования их зрительного анализатора. Содержание работы над зрительными сенсорными эталонами направляется на узнавание школьниками свойств предметов, различаемых визуально, с последующим закреплением по образцам того или иного свойства и обучением использованию сформированных эталонов в учебно-познавательной и практической деятельности. Дети должны научиться использовать сенсорные зрительные эталоны при анализе качеств и признаков предметов окружающего мира, осуществлять сенсорные обследовательские действия.
Охарактеризуем понятие цвет с точки зрения психологии. Цвет – это зрительный образ, возникающий при воздействии на сетчатку глаза цветовым излучением, однородном во времени и пространстве, характеризующийся тремя субъективными факторами – тоном, насыщенностью и светлотой. Цветовой тон – качество, обозначаемое названием цвета. При самом благоприятном состоянии зрительного анализатора человек может различать до 500 тонов. Насыщенность – степень выраженности данного цветового тона, то есть степень его отличия от серого, одинакового с ним по светлоте. Нормально видящий глаз может различать до10 градаций насыщенности. Светлота – большая или меньшая близость к белому цвету. При полноценном зрении человек может различить до 200 градаций светлоты. При оптимальном состоянии зрительного анализатора человек способен различить до миллиона цветовых оттенков.
Конечно, возможности нарушенного зрения на много ниже. Для свободного практического использования зрительных сенсорных эталонов цвета у частично видящих и слабовидящих учащихся полезно развить способности различать от 8 до 12 оттенков красного,зелёного, синего и серого цветов, до5 оттенков оранжевого, жёлтого, голубого, фиолетового, коричневого цветов при увеличении перцептивного поля цветов и расстояния между цветовыми объектами. Есть смысл познакомить школьников с некоторыми цветовыми оттенками, являющимися смешением нескольких цветовых хроматических тонов и со специальными названиями цвета волос человека и масти животных.
При формировании сенсорных зрительных эталонов цвета у детей со значительным нарушением зрительных функций следует учесть, что таким учащимся сложно выполнять сенсорные операции при восприятии двух цветов, близких по цветовой гамме видимого спектра (красно-оранжевые, оранжево-жёлтые,сине-фиолетовые цвета). Характерным для детей с нарушениями зрения является отнесение объектов светло-оранжевого цвета к оттенкам жёлтого цвета, фиолетовые оттенки они нередко относят к синим, оттенки коричневого цвета путают с оттенками чёрного цвета. По этой причине при формировании зрительных сенсорных эталонов цвета и восприятия их оттенков необходимо соблюдать определённую последовательность, исключающую одновременное изучение цветовых эталонов, сходных по качеству восприятия. Сначала изучаются цвета хорошо различимые даже при очень низкой остроте зрения (красный, жёлтый на тёмном фоне, зелёный).
Следует подчеркнуть, что у частично видящих и слабовидящих учащихся восприятие цветов очень зависит от контрастности цвета образца и фона. Наилучшая контрастность обеспечивается тогда, когда фон и образец являются дополнительными цветами – цвета, которые при смешивании дают ахроматические оттенки. К ахроматическим цветам относятся белый, чёрный и все оттенки серого цвета. Дополнительными цветами являются Красный и зелёно-синий, оранжевый сине-зелёный, жёлтый и сине-фиолетовый, зелёный и фиолетовый, голубой и и красный. Хорошую контрастность дают тёмные цвета на белом фоне и светлые оттенки на чёрном или коричневом фоне. Лицами со значительными зрительными патологиями лучше воспринимается прямой контраст (светлое на тёмном), чем обратный.
На занятиях по формированию зрительных сенсорных эталонов решаются следующие дидактические задачи:
— обучение сравнению друг с другом цветов, которые детям с тяжёлыми расстройствами зрения трудно дифференцировать;
— обучение локализации красного, оранжевого, желтого цвета из сине-зелёных, зелёного цвета из красно-синих и сине-красных оттенков и тому подобное;
— овладение детьми зрительными способами узнавания, выделения цветов в окружающем пространстве с увеличением расстояния до рассматриваемого предмета;
— Развитие умений локализовывать заданный цвет из множества оттенков сходных цветов.
Наиболее вероятное планирование этапов (количество и время занятий на этапе устанавливается с учётом особенностей степени сформированности эталонов цвета) формирования зрительных эталонов цвета следующее:
1. красный и зелёный цвета;
2. красный, зелёный и жёлтый цвета;
3. красный, жёлтый, зелёный и синий цвета;
4. оранжевый цвет и его локализация на сине-зелёных тонах;
5. оранжевый цвет и его локализация на красно-жёлтых тонах;
6. синий, зелёный, голубой цвета, локализация голубого цвета на сине-зелёных оттенках;
7. синий, голубой, фиолетовый цвета и локализация каждого из них на фоне оттенков двух других цветов;
8. семь основных цветов видимого спектра;
9. коричневый цвет и его локализация на оттенках чёрного цвета;
10. чёрный цвет и оттенки серого цвета;
11. белый цвет и оттенки серого цвета;
12. ахроматические цвета и локализация отдельных оттенков серого цвета на фоне других ахроматических цветов;
13. оттенки коричневого цвета и их локализация на фоне ахроматических цветов;
14. оттенки фиолетового цвета и их локализация на фоне ахроматических и коричневых оттенков;
15. оттенки голубого цвета;
16. оттенки жёлтого цвета;
17. оттенки оранжевого цвета, локализация оранжевых оттенков на фоне жёлтых и жёлтых на фоне оранжевых;
18. оттенки красного цвета;
19. локализация оттенков красного цвета на фоне оранжевых и жёлтых оттенков;
20. оттенки зелёного цвета;
21. локализация оттенков зелёного цвета на голубых тонах;
22. оттенки синего цвета;
23. локализация оттенков синего цвета на фоне зелёных тонов;
24. локализация оттенков синего цвета на фоне голубых и фиолетовых тонов;
25. дифференциация цветовых оттенков на белом фоне;
26. характеристика цветности волос человека;
27. характеристика цветности масти животных;
28. цвета от смешивания цветовых оттенков;
29. дифференциация различения цветовых оттенков на разном фоне.
Трудности зрительного восприятия геометрических форм у младших школьников с нарушениями зрения, особенно при спонтанном ознакомлении с окружающим миром, проявляются в определении форм, в сравнении и соотнесении однородных форм предметов (только многоугольных или только округлых). Ими с трудом осуществляется локализация форм из множества предметов или частей предметов. Особые затруднения частично видящие и слабовидящие учащиеся испытывают при необходимости узнать, локализовать, соотнести, сравнить ранее усвоенную форму с вновь демонстрируемой, если объект восприятия, ранее известный, предлагается в новом пространственном положении. Это указывает на необходимость цикличности повторения материала о формах с показом их при изменяющихся условиях (освещённости, угла поворота относительно наблюдателя, фона, расположения между другими фигурами). Формированием зрительных сенсорных эталонов формы необходимо заниматься как на занятиях, посвящённых изучению новых форм, так и при проведении занятий по совершенствованию представлений. Не следует на занятиях по формированию представлений о предметах демонстрировать формы, с которыми учащиеся не знакомились на занятиях по формированию сенсорных зрительных эталонов геометрических форм. При ознакомлении с объёмными геометрическими формами следует особо рассмотреть приёмы их графического изображения (шар в виде круга с особой расцветкой, куб в виде изображения из нескольких геометрических фигур и тому подобное). Последовательность изучения геометрических форм определяется на основе диагностики знаний учащихся в этой области.
Формирование сенсорных зрительных эталонов, расширение знаний и закрепление представлений о них у школьников со значительными зрительными дефектами должно привести к следующим результатам:
— сформированность умений пользоваться зрительными сенсорными эталонами на уровне узнавания,называния, оперирования;
— достижение автоматизации использования умений применять зрительные сенсорные эталоны при анализе свойств и качеств предметов;
— использование сенсорных операций как части обследовательских действий;
-устойчивое расширение представлений о свойствах, признаках и качествах реально существующего мира, соотносимых со зрительными сенсорными эталонами.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. М. Я. Вернадская: Особенности зрительного восприятия с нормальным и глубоко нарушенным зрением (автореферат). М. 1999.
2. Л.П. Григорьева, С.И. Кондратьева, С.В. Сташевский: Восприятие цветных изображений у школьников с нормальным и нарушенным зрением. Системный подход к развитию зрительного восприятия. «Дефектология» №5. М. 1982.
3. В.П. Жохов. И.А. Карманова, Л.И. Плаксина: Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. (методическое пособие). М. 1989.
4. А.И. Каплан: Охрана остаточного зрения в школах для слепых детей.»Просвещение» М. 1965.
5. С.И. Кондратьева, С.В. Сташевский, Л.П. Григорьева: Организация и методы, содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частично видящих. «Дефектология» №2. М. 1987.
6. А.Г. Литвак: Тифлопсихология. Санкт-Петербург. 1997.
7/ Б.Г. Мещериков, В.П. Зимченко: Большой психологический словарь. М. 2002.
8. Л.И. Плаксина: Развитие зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением (дидактический материал). ВОС . М. 1985.
Источник