Грамота ребенку 2 года

Грамота ребенку 2 года thumbnail

Показаны публикации 1-10 из 71.
Все разделы
| Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Конспект НОД открытого занятия «Звуковая культура речи. Звук [П]» (вторая младшая группа)
Конспект НОД открытого занятия «Звуковая культура речи. Звук П» 2 младшая группа. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 19 «Пчёлка» Подготовила воспитатель: Томилова Людмила Викторовна I. Вводная часть Образовательная область:…

Презентация «Методическое пособие «Живые буквы»  (2) для детей 6–7 лет
Методическое пособие «Живые буквы» — 2. для детей 6- 7 лет Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Чалкина Лидия Геннадьевна Дидактическое пособие: «Живые буквы», можно использовать как часть занятия, так же с подгруппой детей, и в индивидуальной работе. Возраст…

Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы — Презентация «Методическое пособие «Живые буквы»  (1) для детей 6–7 лет

Публикация «Презентация «Методическое пособие «Живые буквы»  (1) для детей 6–7…»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Боровичок» п. Бор. Методическое пособие «Живые буквы» — 1. для детей 6- 7 лет Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Чалкина Лидия Геннадьевна Пособие: «Живые буквы», можно использовать как…

Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [з]» (вторая младшая группа)
Цель. Упражнять детей в четком произношении звука з. Ход занятия Воспитатель рассказывает: «Однажды Язычок гулял и познакомился с Комаром. Простите, вы любите петь? – поинтересовался Язычок. Конечно, конечно, – закивал Комар, – мы, комары, хорошие певцы. Песни наши красивые,…

Образовательный проект по ПДД в средней группе (дети 4–5 лет) «Дорожная грамота» Образовательный проект по ПДД в средней группе (дети 4–5 лет) «Дорожная грамота»
Тип проекта: групповой, краткосрочный. Цель : – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: — познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками; — сформировать представления о назначении…

«Звук [б]. Части предметов. Посуда». Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе (3–4 года)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 15» Звук Б. Части предметов. Посуда конспект НОД по речевому развитию в младшей группе (3-4 года) Воспитатель высшей квалификационной категории Ситникова Елена Леонидовна…

Грамота. Обучение грамоте. Звуки и буквы — Простые игры для по обучению чтения для детей 4–6 лет

Статья «Простые игры для по обучению чтения для детей 4–6…»
Воспитатель МАОУ «Гимназия» ДО «Родничок» города Валдай Кирдяшкина Ольга Олеговна Занятия по обучению чтению в домашних условиях для детей 4-6 лет Цель: в домашних условиях научить ребенка правильно произносить, различать и выделять звуки. Научить читать слоги с данной буквой, а…

Конспект итогового занятия «Игрушки» по раннему обучению чтению (методика Зайцева). Возраст 2–3 года
Задачи: 1. Установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности; 2. Формировать интерес к занятиям по обучению чтению; развивать умение манипулировать кубиками, классифицировать их по признакам. 3. Способствовать…

Конспект занятия «Игрушки. Кукла» по раннему обучению чтению (методика Зайцева). Возраст 2–3 года
Задачи: 1. Установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности; 2. Формировать интерес к занятиям по обучению чтению; развивать умение манипулировать кубиками, классифицировать их по признакам. 3. Способствовать…

Конспект занятия «Игрушки. Лошадка» по раннему обучению чтению (методика Зайцева) для детей 2–3 лет
Задачи: 1. Установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности; 2. Формировать интерес к занятиям по обучению чтению; развивать умение манипулировать кубиками, классифицировать их по признакам. 3. Способствовать…

Страницы:
2 3 4 … 8

Источник

Альбина Попова
Подготовка детей к обучению грамоте в условиях введения ФГОС до

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К. Д. Ушинский

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит обучение грамоте.

В педагогическом словаре дается такое определение:

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

(Б. М. Бим-Бад, Педагогический энциклопедический словарь. – М. ,2002)

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо,потому что:

• многие родители искренне заинтересованы в правильном обучении детей чтению;

• появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

• не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

• умел использовать свой слух, зрение, произношение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы.

Обучение грамоте родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя следующие задачи:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

•развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

•формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Предметом нашего разговора являются такие задачи как, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте входит в общеречевое развитие, поэтому важно выстроить работу так, чтобы данные задачи решались в системе.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков;

•сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Читайте также:  У ребенка 2 года из глаз гной

• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

• знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие; формирование умения работать со схемой слова, владеть навыками слогового чтения.

Ещё К. Д. Ушинский обращал внимание на обучение грамоте и рекомендовал начинать с анализа звучащего слова. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. Упражнения детей на нахождение заданных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, разложение слов на слоги и слогов на звуки, перестановку звуков в словах не только развивают внимание, память и ум ребенка, но и готовят его к пониманию того, что предстоит читать, пробуждает интерес к обучению грамоте.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством обучения грамоте является игра. Разнообразные игры и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, дидактические игры, логические задачи, рифмованные упражнения – все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала по обучению грамоте.

Учитывая познавательный интерес малышей к буквам: «Какая это буква? Что здесь написано?», работу по обучению грамоте я провожу со второй младшей группы и не только на речевых занятиях, но и в других видах деятельности и режимных моментах.

Выделяю следующие основные направления:

1. Формирование звуковой стороны речи.

2. Знакомство с гласными звуками.

3. Знакомство с согласными звуками.

4. Знакомство с буквами.

Формирование звуковой стороны речи.

Вначале проводится работа по знакомству с неречевыми звуками. Этим формируется тональное звукоразличение, или, другими словами, шумовое восприятие. На этом этапе даю понятие «звук».

• вначале даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

• затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен);

• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

В работе использую такие игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо», «Кто сказал?»

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, отстукивание.

Использую игры в соответствии с темой недели, например,при ознакомлении с овощами мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец;с транспортом: машина, шина, руль, кабина, такси и др.

Интересны для детейтакие задания и дидактические пособия:

•паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

•гаражи: цифра на гараже соответствует количеству слогов в названиях машин;

•домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка. (морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, самостоятельно объяснения и толкования значения слов.)

Знакомство с гласными звуками.

Необходимо научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их. Это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. При знакомстве, например, со звуком [а] у детей спрашиваем, о чем просит доктор, когда смотрит ваше горлышко? Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаю игры:

«Немые звуки»: показываю артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

«Фотография звука»: произношу звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;

«Название слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением — окна, но не окно, ослик, но не осёл):

«Найди картинки»: подарим Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине — на звук [и].

Определила следующий порядок работы над гласными звуками,используя символ или букву:

• выделение данного звука среди других звуков а, у, и, о;

• выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

• выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

• выделение слов из текста на заданный звук (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).

Дети учатся определять первый звук в слове. Выделяют нужный звук голосом и закрепляют символом. Затем дети учатся слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.

Использую следующие пособия:

1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище — на середину, а хвост — на конец слова. Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Светофоры. Красный цвет — начало слова, зеленый — конец, желтый — середина.

3. Линейка. Дети передвигают полоску на начало, середину или конец слова.

Далее вводится простейший звуковой анализ односложных слов. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук, дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующим символом, затем обозначается буквой, после этого слово прочитывается.

Знакомство с согласными звуками.

Начинаю со звуков [м], [н],потому что:

•артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие;

•именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

Дети усваивают, что звук можно услышать.

Например,дети учатся произносить: М-М-М. Вместе выясняем, что воздух встречает препятствие — губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие, и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, использую прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если нет — глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка.

Читайте также:  Ребенок 2 года болит правый бок

Чтобы определить твердость и мягкость,предлагаю детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, согласного – артикуляционный аппарат напрягается.Для характеристики согласных звуков использую символы: камень — твердый, синий квадрат; облачко (вата, зеленый квадрат – мягкий; желтый колокольчик — звонкий звук, перечеркнутый колокольчик или коричневый колокольчик — глухой.

Знакомство с буквами.

При знакомстве детей с буквами, букву произносим как звук. Говорю, что буква читается, мы её видим. Помогаю её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.

Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Запоминание образа буквы организую по-разному с использованием различных анализаторов.

•Написать букву в воздухе, на столе;

•выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок;

• выложить из фасоли, разных мелких предметов;

• вырывать из бумаги образ буквы;

• сделать букву из мягкого конструктора;

• угостить фигурным печеньем в виде буквы;

• вылепить из пластилина, теста;

• написать на плакате букву разных размеров,разного цвета:

• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Далее провожу работу по звуковому анализу слов:

• с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан);

• прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);

• односложные слова без стечения согласных (дом, дым, ко);

двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);

• односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);

двусложные со стечением (скала);

• трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).

Слово для звукового анализа я беру из лексической темы, согласно комплексно-тематическому планированию.

Существует много приемов работы со словом:

• назвать слово по слогам;

• назвать количество слогов в слове;

• назвать первый слог, второй;

• назвать количество звуков в первом слоге, во втором слоге;

• назвать звуки по порядку;

• сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;

• сколько согласных;

• назвать первый звук, последний, третий,

• обозначить звуки буквой.

Слово прочитывается, печатается в тетради. Со словом составляется предложение.

Дети постепенно овладевают навыком чтения.

Большую помощь мне оказывает таблицы педагога – практика Н. А. Зайцева. Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, различают гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевают слоговым и слитным способами чтения, минуя пресловутые «муки» слияния.

Необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ является организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения грамоте, в частности, обучения чтению ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы, например, круглые столы, беседы и консультации с родителями, размещение информационных листков в уголке для родителей.

Обучение грамоте — ответственный период в жизни дошкольника. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от педагога.

Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.

Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования мои воспитанники овладевают умением выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности.

Список используемой литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Варенцова Н. С., Обучение дошкольников грамоте, М.: Мозаика-Синтез, 2009

3. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, М.: АКАЛИС, 1995

4. Затулина Г. Я., Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте, М.: ООО «Центр педагогического образования», 2008

5. Филякина Л. К. «Считайка для малышей. Промакашка для фантазеоов»/ Под ред. М. В. Ганькиной, А. С. Русакова. – М.: ТЦ Сфера;СПб: Образовательные проекты, 2016

Источник

Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);

  • Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Этапы работы по обучению грамоте.

Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук».

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен);

  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры:

  • «Услышишь – хлопни»;

  • «Узнай, что звучит?»;

  • «Где звучит колокольчик?»;

  • «Покажи картинку»;

  • «Громко – тихо»;

  • «Кто сказал?».

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы «Овощи» мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

  • домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этап. Знакомство с гласными звуками.

Читайте также:  Ребенок ревет по любому поводу 2 года

hello_html_1900974d.jpghello_html_m112ee6f.jpg

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

hello_html_6cf05b84.jpg

Предлагаемые игры:

  • «Назови звук»: логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его.

  • «Покажи звук»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ.

  • «Назови первый звук в словах: аист, автобус, уши, Ира, обруч».

  • «Назови последний звук в словах: зима, сапоги, дорога».

  • «Назови слова со звуком [а], [о] и т.д.»

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

  • «Разложи картинки»: подарим кукле Оле картинки, в название которых есть звук [о], а Ане — звук [а].

На этом этапе учим детей слышать гласные звуки, например звук [а]

  • в ряду других звуков: а, у, и, а, а, о

  • в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

  • в ряду слов: аист, усы, артист, осы

  • в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

  • Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом;

  • Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;

  • В середине слова.

Для этого используем пособие — звуковые линейки.

hello_html_m72f603a0.jpghello_html_76230968.jpghello_html_m3e98c487.jpghello_html_2af65027.jpghello_html_m262a3b7a.jpg

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

hello_html_m7a082b3e.jpghello_html_m50a15ceb.jpg

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]- согласный, звонкий, твёрдый.

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по — настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович). Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком — если горлышко «звенит», значит, звук звонкий, если нет — глухой.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с — сыр, т — труба, я — яблоко).

hello_html_244b0bf8.jpg

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы:

  • Покатилось колесо, превратилось в букву О;

  • У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

  • А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

  • Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

  • Написать букву в воздухе, на столе;

  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

  • Вылепить из пластилина, теста;

  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

hello_html_m46f0b44.jpg

При знакомстве с согласными звуками ведётся работа по звуковому анализу:

  • обратных слогов (ум, он, ам, ан);

  • прямых слогов (му, на, но);

  • односложных слов без стечения согласных (дом, дым, кот);

  • двусложных слов с прямыми открытыми слогами (кино, вата, духи);

  • односложных со стечением согласных (стол, крот, мост);

  • двусложных слов со стечением согласных (скала);

  • трёхсложных слов с прямыми открытыми слогами (малина).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова ЗИМА (появляется картинка зима). Символ слова — это полоска, слоги — короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;

  • назвать звуки по-порядку;

  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;

  • сколько согласных;

  • назвать первый звук, последний, третий.

После подробного звукового анализа слова, обозначаем каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложение, словосочетание.hello_html_52ffaa66.jpg

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он чувствует свой успех от выполнения каждого задания.

Консультацию подготовила учитель-логопед: Шкурова О.В.

Литература:

  1. З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Санкт-Петербург, 2007.

  2. С.П. Цуканова, Л.А. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Москва, 2008.

  3. Н.С. Варенцова. Обучение дошкольников грамоте. Москва, 2009.

Источник