Графика как средство развития ребенка

Анастасия Кузьмина
Графика

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все,что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Выдающиеся представители педагогической мысли всегда выступали за, то чтобы преподавание рисования было поставлено правильно. Именно поэтому ребенку необходимо дать знания о том, как и чем можно рисовать.

Самый простой вид искусства, но также и самый емкий — графика. Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

В детском саду используются в основном такие графические материалы, как цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы.Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей.

При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

По мнению Ольги Борисовны Дроновой на выразительность образов в рисунке дошкольников оказывает влияние целый ряд факторов:

знание о предметах и явлениях окружающей действительности. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.

общая художественная подготовка детей. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

индивидуальные особенности

ознакомление с подлинным искусством,которое: развивает художественный вкус; активизирует творческие способности; побуждает к совершенствованию собственных рисунков. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

Но это все нам и так известно, а сейчас я расскажу о техниках графики, которые можно использовать для разнообразия изобразительной деятельности.

1. Тоновой рисунок — рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик — собственной окраски предметов, света и теней, как естественных, так и падающих.

2. Высветление угольного рисунка – уголь считается одним из самых вариабельных и выразительных средств рисования. Широкий диапазон тонов, от бледного серебристо-серого до бархатистого черного, это лишь одно из преимуществ. Рисунок создается в обратном порядке, от темного к светлому. Вся бумага покрывается угольными штрихами, а затем для получения белых, сероватых и серых пятен с некоторых участков уголь удаляется ластиком-клячиком. Некоторые тона, ставшие слишком светлыми, могут быть выправлены добавлением угля.

3. Рисунок пятнами – использование пятна и его непредсказуемых возможностей как художественной техники имеет долгую историю. В 1786 г. английский художник Александр Козенс посвятил целую книгу – «Новый метод, способствующий изобразительности в рисовании самобытных пейзажных композиций», где подробно описал, как пятно туши может быть использовано художникам для улучшения и оживления работы. Группа пятен, разбросанных по бумаги, способна, по словам Козенса, привести к появлению «скопления случайных форм, из которых может быть составлен рисунок». При помощи этой техники можно выполнить целую работу, однако обычно она используется для создания конкретного эффекта на отдельном участке рисунка.

4. Точечный метод – в данной технике изображение выполняется преимущественно точками, а не линиями. Группы маленьких черных точек, помещенных близко друг к другу, с расстояния читаются как пятна серого тона. Меняя размер и плотность расположения точек, можно добиться различных тональных эффектов. Эта техника часто используется в гравюре для получения полутонов и очень тонких линий, а так же в иллюстрировании естественнонаучных черно-белых изданий. Точки выполняются пером или карандашом. Точки могут иметь различные формы и размеры, если их выполнять различными материалами.

5. Линии и отмывки – интересно и полезно использовать в рисунке сочетание различных техник. Линии могут быть нанесены карандашом или пером, а отмывки обычно выполняются разведенной тушью или акварелью. Используя и те и другие, художник приобретает преимущества гибкости и выразительности линии и возможности быстро и эффективно передавать тона, свет и тень или цвета благодаря отмывке.

6. Рисунок кистью – рисование на зернистой белой бумаге хорошей упругой кистью, смоченной тушью, является одной из наиболее эмоциональных техник. Текучие линии, разнообразные штрихи и возможность быстро и легко получить нежные полутона являются хорошим подтверждением. Плавные и смелые линии являются залогом хорошего рисунка или же залог успеха в еле видных линиях.

7. Контурный рисунок – эта техника основана на возможности передачи трехмерной формы и объема при помощи линий, нанесенных графитными или цветными карандашами.Плоскости и кривизна объемных форм передаются исключительно линиями: наносятся внешние контуры формы и контуры в ее пределах, позволяющие моделировать изображение.

8. Фроттаж – использование в рисовании для создания текстурных эффектов. Для фроттажа может быть использована любая твердая поверхность, на которую вы можете положить бумагу. Для перевода рисунка подходят большинство сухих материалов, в частности мягкие карандаши и стержневой конте. Можно сочетать с пастелью или цветными карандашами для создания эффекта прерванного цвета.

9. Сграффито – процарапывание красочного слоя для обнажения нижележайщей поверхности. Это своего рода негативный рисунок, так как он получается путем удаления краски, а не ее добавления.

10. Полирование – использование трения и нажима для получения гладкой и блестящей поверхности. В сочетании с цветными карандашами полирование позволяет получить глянцевую поверхность, сгладить границы цвета и разровнять текстуру бумаги. Оно может создавать впечатление большего слияния цветов и усилить яркость и отражающие способности поверхности. Распространенным способом полирования является плотная штриховка белым карандашом поверх предварительно положенного красочного слоя, а также в полировке используют восковые мелки или карандаши.

11. Продавливание – основным принципом продавливания является получение углубления в бумаге. После этого слегка заштриховать поверхность с углублениями карандашом, который будет скользить над продавленным рисунком, в результате проявляющимся на цветном фоне.

Читайте также:  Ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром

12. Рисунок белыми линиями – использование продавливания для создания специфического декоративного эффекта. Сначала создается рисунок на кальке, затем помещается на бумагу для рисования и прорисовываете линии твердым карандашом, иглой или шариковой ручкой, продавливая их в бумаге – основе. Затем изображение дорабатывается штриховкой с помощью мягких карандашей или пастели.

13. Техника резервирования – основаны на несовместимости масла и воды. Выполняются цветные линии или пятна масляной пастелью, а затем кладется поверх тонкая отмывка туши, акварели или акриловых красок. Жирная основа пастели будет отталкивать разведенную водой краску, которая ляжет на участки бумаги вокруг пастельных штрихов, оставив хорошо заметными их цвет и текстуру.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике. Детей надо учить рисовать с помощью всего разнообразия графических материалов. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.

Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую при творческой деятельности.

Поэтому одна из главных задач воспитателя в постоянном обновлении собственного опыта работы с новыми художественными материалами и знакомство с ними детей. Работа в разнообразных графических техниках расширяет кругозор, развивает творческое воображение в художественном творчестве, развивает фантазию, помогает отобразить окружающий мир во всем его многообразии, приучает к самоорганизации и внимательности. Несмотря на бесспорную эффективность использования графики для всестороннего развития личности ребенка, в настоящее время этому виду деятельности уделяется мало внимания. В программах для детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности предложено ограниченное количество вариантов данных приемов, либо они вовсе отсутствуют.

Источник

Елена Мунтян
Ознакомление с книжной графикой как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Разрешите представить Вам одно из направлений развития детей дошкольного возраста, а именно ознакомление с книжной графикой.

Начать хочется с определения, что же такое слово Графика греческого происхождения и переводится– пишу, поэтому ГРАФИКА более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений.

Целью нашей работы в этом направлении является Ознакомление с книжной графикой, как видом искусства, развитие творческих способностей дошкольников в процессе ИЗОбразительной деятельности

Задачи которые мы ставим перед собой это:

приобщение детей к художественной культуре, привитие им художественного вкуса, эстетической взыскательности;

формирование в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, любовь к Родине;

Воспитывать способность видеть красоту в окружающем, желание отражать свои эмоции в работах,

Развивать у детей самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ.

Ребята во время занятий в студии знакомятся с творчеством художников иллюстраторов: Ю. А. Васнецова, Н. М. Кочергина, В. М. Конашевича, В. В. Лебедева, Т. А. Мавриной, М. П. Митурич,Е. М. Рачева, В. Г. Сутеева, Е. Н. Чарушина и др. ; выразительными особенностями точки, штриха, линии как средства графического языка, их декоративными возможностями. Научатся работать с разными изобразительными материалами (гуашь, акварельные краски, простой и цветные карандаши, фломастеры и др)

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором — это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.

Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Этот метод рассматривался в исследованиях Е. А. Флериной, В. А. Езикеевой, Р. А. Мирошкиной и др. Иллюстрация – рисунок, образно рскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его «Кто сказал мяу?», «Айболита», «Мешок яблок», «Елку», «Крошку енота» и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к «Тараканищу», «Чудо-дереву» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям.

Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.

До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И. А. Билибина и Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами — классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Итак, книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.

Разумеется каждая возрастная группа имеет особенности восприятия книжных иллюстраций. При этом и Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ:

 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….стр
2

1. Графика 
как средство разностороннего 
развития детей………………стр5

2. Особенности 
восприятия и эстетических суждений

Читайте также:  Источники умственного развития ребенка

дошкольников 
о произведениях книжной графики.

Требования к отбору произведений 
………………………….……………стр11

3. Задачи 
ознакомления дошкольников с 
иллюстрациями………………стр15

4. Методика 
ознакомления детей с иллюстрациями……………………..стр19

5.Анализ проведенной
работы ……………………………………………стр25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………стр27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ 
ЛИТЕРАТУРЫ……………………….стр29 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..стр30

Введение

     С детской книгой малыш
встречается уже в первые годы своей
жизни. Книга – одно из первых произведений
искусства, с которыми он знакомится.  
Она представляет собой сложный комплекс
искусства слова, техники печати и изображения
(иллюстрации). Отечественная иллюстрация
к детской книге имеет богатые традиции.
Несколько поколений художников посвятили
этому благородному делу всю жизнь и создали
книги, ставшие своеобразными эталонами.
Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут,
В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич,
Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др., иллюстировали
книги, на которых воспитывалось не одно
поколение.  
     Художник приходит к ребенку,
когда тот ещё не умеет говорить, и наряду
с родителями, с автором детской книги,
становится первым воспитателем и учителем.
Он формирует в детях любовь к прекрасному,
высокие эстетические чувства, художественный
вкус, любовь к Родине. Е.А.Флерина писала,
что картинка, особенно для детей младшего
возраста, является чрезвычайно важным
педагогическим материалом, более убедительным
и острым, чем слово, благодаря своей реальной
зримости.  
     В дошкольных учреждениях
детей знакомят с художественной литературой,
но пока мало внимания обращается на художественную
иллюстрацию. Она используется в основном
как дидактический материал, в то время
как иллюстрация несет в себе высокие
художественные образы, дающие ребенку
ценностные ориентиры в понятиях добра
и зла, правды и лжи и т.д.  
     Образы, созданные хорошим
художником – иллюстратором — это прекрасные
образцы самобытного творчества. Вглядываясь
в них, ребенок получает истинную радость
и удовольствие от творческих открытий
художника, от внутреннего созвучия литературных
и художественных образов, дающих простор
воображению и собственному творчеству.  
     Основная задача воспитания
дошкольников   — гармоничное развитие
личности ребенка, которое происходит
в процессе приобщения детей к богатству
человеческой культуры, к опыту, накопленному
предшествующими поколениями. Исследования
Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера,
М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна
и др. показывают, что решить эту задачу
можно при условии правильного выбора
средств, которые позволят ребенку в ходе
освоения культурно-исторического опыта
стать субъектом собственной деятельности.  
     Изобразительное искусство
— составная часть этого опыта, играющая
важную роль в становлении личности. К
изобразительному искусству относятся
живопись, графика, архитектура, скульптура
и декоративно-прикладное искусство. Самым
распространенным видом изобразительного
искусства в детском саду является иллюстрация,
которая принадлежит графике. Иллюстрации,
по определению Курочкиной Н.А. — это рисунки,
образно раскрывающие текст, подчиненные
содержанию и стилю литературного произведения,
одновременно украшающие книгу и обогащающие
ее декоративный строй. С помощью графических
средств они выявляют и передают социальную
и художественную суть иллюстрируемого
произведения (Н.М.Сокольникова). Книжная
графика помогает детям глубже и полнее
понять текст, дает знания об окружающем
мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой,
Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович,
И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А. Флериной,
А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация
обладает уникальными художественными
достоинствами самостоятельного вида
изобразительного искусства, из всех его
видов является первым подлинным произведением,
входящим в жизнь ребенка. Это начальная
ступень в понимании детьми других видов
изобразительного искусства, более сложных
по средствам выразительности (живописи,
скульптуры и др.)

   Период дошкольного детства —
один из самых благоприятных этапов в
общении детей с изобразительным искусством,
в развитии у них способностей к изобразительной
деятельности. Но дошкольник без помощи
взрослого не может приобщиться к опыту
художественной деятельности, который
накоплен человечеством. В понятие художественной
деятельности входит создание художественных
ценностей, их восприятие и приобретение
необходимых знаний по искусству (М.С.Каган,
Ю.Н.Петрова).  
     Понимание детьми изобразительного
искусства, их личностное развитие, в полной
мере будет зависеть от общего культурного
уровня и мастерства педагога. Исследования
О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского,
В.Г.Боброва, Ф.Н.Гоноболина, Н.Н.Кузьмина,
И.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина,
А.И.Щербакова и других доказывают, что
от уровня сформированности у педагога
знаний, умений и навыков зависят знания,
умения и навыки , а также результативность
детской деятельности и развитие детского
творчества (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина,
Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова и др.) 

1. Графика как средство разностороннего
развития детей

      Книжная графика относится
к изобразительным видам искусства. Как
и все эти виды искусства (живопись, графика,
скульптура), она отражает действительность
через образное, наглядное воспроизведение
её зримых форм, передает облик предметов
и явлений объективного мира, все многообразие
воспринимаемых зрением событий и жизненных
процессов.                        
Изобразительное искусство передает тот
или иной момент развития и движения, как
бы «останавливая мгновение», и помогает
человеку увидеть связи и отношения объектов
реального мира, раскрывает красоту действительности,
порой скрытую от человека частностями,
случайными деталями. 

       Изобразительное
искусство не только изображает окружающий
мир, но и выражает чувства и мысли художника,
его отношение к отображаемому. Это единство
изображения и выражения, особенного и
общего, объективного и субъективного,
рационального и эмоционального определяет
собой сущность художественного образа.
Выразительные средства художественного
произведения – рисунок, композиция,
колорит – «работают» на воплощение идейно-эстетического
замысла художника, на создание целостной
картины жизни, позволяющей выделить главное,
основное, типичное, существенное в изображаемой
действительности. Графика ( от греч.
Grafo- пишу) более других видов изобразительного
искусства приближена к письму, рисунку,
условному знаку, так как важным её графическим
средством является сама плоскость белого
листа бумаги с нанесенными на неё линиями,
точками, штрихами и пятнами.  

       Графика близка к живописи,
но если цвет там является основным средством
художественного выражения и выступает
в неразрывной связи с линией, которая
не всегда отчетлива, может быть приглушена,
стушевана светотенью, порой еле угадывается,
то в графике линия является основным
выразительным средством. Графика больше,
чем живописи, схематизирует, рационализирует
и конструирует предмет. Она в большей
мере условна, чем остальные виды изобразительного
искусства. Это чувствуется хотя бы потому,
что рисунок может быть выполнен почти
на любой плоскости, любом фоне. Его можно
представить себе даже в отрыве от фона,
в мыслимой плоскости или пространстве.
В графике яснее, чем в живописи, подчеркнута
её «сделанность».  Живопись создает
убедительную иллюзию непосредственно
увиденного. Обычно эта иллюзия возникает
при отходе от полотна: живопись требует,
чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки
неразличимы, сливаясь в естественную
гармонию, подобную гармонию натуры. Графический
же лист мы смотрим вблизи и видим условные
штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику»
рисунка. Она рассчитана на то, чтобы быть
очевидной. Если в живописи пространство
передается с помощью всех возможных средств,
включая светотень и воздушную перспективу,
то в графике пространство передается
обычной линейной перспективой и построением
планов, а также самим цветом белого листа.            

        Книжная графика
– иллюстрация ( от лат. Illustrare- прояснять)
– это рисунки, образно поясняющие литературный
текст, одновременно украшающие книгу,
обогащающие её декоративный строй. Особенность
иллюстрации как жанра изобразительного
искусства состоит в том, что её образный
строй опирается на данную литературную
канву и подчинен определенной задаче
— освещению и объяснению текста. Как средство
наглядности иллюстрация находится в
тесной зависимости от идейно-образной
структуры литературного произведения.    
Книжная иллюстрация выступает в синтез
со всеми элементами книги, и главное –
самим текстом литературного произведения,
его сюжетом и стилем. Подлинно художественная
иллюстрация всегда тесно сливается с
текстом книги, составляя с ним неразрывное
единство.

Читайте также:  Развитие ребенка как субъекта изобразительной деятельности

     Книга – это синтез искусств:
искусства слова, графики и полиграфии.

   Основным художественным средством
искусства иллюстрации для детей является
образное реалистическое раскрытие идей
литературы и явлений жизни, смысла всего,
что нас окружает. Оно опирается на образность
детского мышления. Художник приходит
к ребенку тогда, когда тот еще не умеет
говорить, и понять содержание книги ему
помогает художник.

   Сначала ребенок с радостью узнает
на картинке свои игрушки, котенка или
собачку. Потом книжка рассказывает ему
о том, как выглядят африканский слон,
море, самолет, спутник, ракета. О том, что
такое хорошо и что такое плохо, ребенок
не просто услышит: иллюстрации сделают
эти понятия наглядными, олицетворенными
.

   Образ героя  — один из самых
важных моментов в иллюстрации для детей.
В книге для маленьких художественный
образ несет ребенку самые разнообразные
понятия об окружающем его мире, служит
первым мерилом жизненных явлений.

   Создание художественного образа
в иллюстрации для детей осуществляется
с помощью комплекса специфических средств
художественной выразительности графики
— рисунка, цвета, композиции книжной
страницы, макета книги в целом.

   Цвет в детской книге — главный
помощник художника. Как показывают исследования,
он играет важную роль в процессе восприятия
ребенком иллюстраций. Это связано с особой 
эмоциональностью детей, их повышенной
отзывчивостью на цвет.

   Сложность отношения детей к цвету
ясно видна в их рисунках, где цвет выступает
как способ различения предметов, выражения
эмоции; нередко цвет выполняет и игровую
функцию. Для художника, который обращается
не только к цветовому восприятию, но и
к «цветовому воображению» (определение
С. Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение
управляется как впечатлениями зримого
мира, так и эмоциональной реакцией на
них, а также специфической игровой логикой
ребенка. Задача художника — удовлетворить
потребность ребенка в цветовой гармонии.
Приобщая детей к постижению законов цветовой
гармонии, художник не только развивает
их эстетические чувства, но и готовит
своих зрителей к полноценному восприятию 
множества других явлений действительности.

   Различными способами достигали
сложной цветовой гармонии

B. Лебедев, В. Конашевич, Ю. Васнецов и
др. В. Лебедев предпочитает зрелищность,
«парадный выход» цвета — открытого, яркого,
насыщенного. Живое взаимодействие цветов,
их борьба — все это происходит на глазах
у зрителя ( рисунки к «Цирку» C.Маршака
).

   Принцип В. Конашевича — принцип
согласованности, сопоставления цветов.
Художник обладает редчайшим умением
«вселять» цвета друг в друга, заставляя
во всех цветах звучать неуловимый, общий
им всем, еле слышный оттенок, — и добивается
с помощью этого приема единства цветового
решения. Для Конашевича характерны замедленные
превращения цвета; его сложные цветовые
построения, оттенки, нюансы, взаимоперехо-
ды цветов воспитывают в ребенке и чувство
обогащенного цвета.

   В иллюстрациях Ю. Васнецова удивительно
точно определены пропорции реального
и фантастического цвета; этот принцип
равновесия имеет большое значение для
верного восприятия ребенком книги. Цвет
Васнецова «привязан» к предмету: волк
у него серый, гуси — белые, лиса — рыжая.
Кроме того, цвет его конкретен, прост,
его легко назвать.

   Глубоко понимая возрастную специфику
восприятия ребенка и отводя цвету столь
важную роль, данные художники сознательно
усложняют «цветовые задания» ребенку,
приучая его к многообразию форм, в которых
проявляется цветовая гармония.

   Рисунок в детской книге существует
на равных с цветом правах. Следует говорить
о синтетическом воздействии этих средств
художественной выразительности. И все
же: как рисовать в детской книге предмет,
человека, животных? В. Лебедев писал о
том, что рисунок в детской книге должен
быть рисунком прежде всего понятным,
и называл основные его признаки: предметность,
конкретность, точность и четкость. Развивая
эту мысль, автор приходит к выводу, что
в рисунке предмета (его формы) должна
быть выявлена функция этого предмета.

   Нельзя пройти мимо характерных
признаков предмета: если в детской книжке
нужно нарисовать, например, мяч, то он
просто обязан быть круглым, так как это
— основной его признак, для всех мячей
общий. Такой общий признак есть у каждой
группы предметов, но, отталкиваясь от
него, художник наделяет предмет еще и
конкретностью существования в определенной
среде.

   Рисуя человека и стараясь передать
характер персонажа или его душевное состояние,
также следует иметь в виду и некоторые
особенности детского восприятия. В книге
постоянным и близким ребенку способом
изображения и выражения проявлений душевной
жизни, психологического состояния является
жест, запечатленный момент движения.

   Жест несет богатую смысловую
нагрузку, но только жест наблюденный,
острый и обобщенный до известного предела:
в нем ценное живое зерно движения.

    Рисунок — это средство художественной
выразительности, восприятие которого
для детей — новая ступень в развитии.
Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно
он является тем ограничением, которое
накладывается на цвет законами книги
и которое вводит цвет в систему книжного
построения — макет.

   Особенностью рисунков для детей
является их тесная связь с текстом, размещение
их рядом с соответствующими строками.
Особое внимание уделяется художественной
доступности рисунка (необходимость тактичного
применения светотени, перспективы, ракурсов),
что вызывается особенностями детского
восприятия.

   Художественная доступность подразумевает
учет трудности понимания для ребенка
перспективы. Не случайно В. В. Лебедев
и В. М. Конашевич передавали пространство
условно, помещая на рисунке вверху листа
то, что далеко, а внизу то, что близко,
— это более понятно ребенку. Обычный
прием — уменьшение дальней фигуры —
для детей не столь убедителен и ясен,
как для взрослых. Затрудняет ребенка
и восприятие ракурса, что обосновано
психикой детей, недостаточным развитием
их зрительного навыка. Показательно,
что В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, А. Ф. Пахомов
и другие художники детской книги старались
избегать сложных ракурсов, чаще применяя
профильное изображение, помогающее передаче
движения.

   Специфической чертой детской
книжной графики является выделение в
иллюстрации самого основного, особая
цельность и четкость ее композиции. Общие
законы композиционного построения выражаются
при этом более остро, подчиняясь особенностям
детского восприятия, задачам детской
книги.

Источник