Графика для ребенка 5 лет
Анастасия Кузьмина
Графика
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все,что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Выдающиеся представители педагогической мысли всегда выступали за, то чтобы преподавание рисования было поставлено правильно. Именно поэтому ребенку необходимо дать знания о том, как и чем можно рисовать.
Самый простой вид искусства, но также и самый емкий — графика. Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
В детском саду используются в основном такие графические материалы, как цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы.Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей.
При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.
По мнению Ольги Борисовны Дроновой на выразительность образов в рисунке дошкольников оказывает влияние целый ряд факторов:
знание о предметах и явлениях окружающей действительности. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.
общая художественная подготовка детей. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
индивидуальные особенности
ознакомление с подлинным искусством,которое: развивает художественный вкус; активизирует творческие способности; побуждает к совершенствованию собственных рисунков. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.
Но это все нам и так известно, а сейчас я расскажу о техниках графики, которые можно использовать для разнообразия изобразительной деятельности.
1. Тоновой рисунок — рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик — собственной окраски предметов, света и теней, как естественных, так и падающих.
2. Высветление угольного рисунка – уголь считается одним из самых вариабельных и выразительных средств рисования. Широкий диапазон тонов, от бледного серебристо-серого до бархатистого черного, это лишь одно из преимуществ. Рисунок создается в обратном порядке, от темного к светлому. Вся бумага покрывается угольными штрихами, а затем для получения белых, сероватых и серых пятен с некоторых участков уголь удаляется ластиком-клячиком. Некоторые тона, ставшие слишком светлыми, могут быть выправлены добавлением угля.
3. Рисунок пятнами – использование пятна и его непредсказуемых возможностей как художественной техники имеет долгую историю. В 1786 г. английский художник Александр Козенс посвятил целую книгу – «Новый метод, способствующий изобразительности в рисовании самобытных пейзажных композиций», где подробно описал, как пятно туши может быть использовано художникам для улучшения и оживления работы. Группа пятен, разбросанных по бумаги, способна, по словам Козенса, привести к появлению «скопления случайных форм, из которых может быть составлен рисунок». При помощи этой техники можно выполнить целую работу, однако обычно она используется для создания конкретного эффекта на отдельном участке рисунка.
4. Точечный метод – в данной технике изображение выполняется преимущественно точками, а не линиями. Группы маленьких черных точек, помещенных близко друг к другу, с расстояния читаются как пятна серого тона. Меняя размер и плотность расположения точек, можно добиться различных тональных эффектов. Эта техника часто используется в гравюре для получения полутонов и очень тонких линий, а так же в иллюстрировании естественнонаучных черно-белых изданий. Точки выполняются пером или карандашом. Точки могут иметь различные формы и размеры, если их выполнять различными материалами.
5. Линии и отмывки – интересно и полезно использовать в рисунке сочетание различных техник. Линии могут быть нанесены карандашом или пером, а отмывки обычно выполняются разведенной тушью или акварелью. Используя и те и другие, художник приобретает преимущества гибкости и выразительности линии и возможности быстро и эффективно передавать тона, свет и тень или цвета благодаря отмывке.
6. Рисунок кистью – рисование на зернистой белой бумаге хорошей упругой кистью, смоченной тушью, является одной из наиболее эмоциональных техник. Текучие линии, разнообразные штрихи и возможность быстро и легко получить нежные полутона являются хорошим подтверждением. Плавные и смелые линии являются залогом хорошего рисунка или же залог успеха в еле видных линиях.
7. Контурный рисунок – эта техника основана на возможности передачи трехмерной формы и объема при помощи линий, нанесенных графитными или цветными карандашами.Плоскости и кривизна объемных форм передаются исключительно линиями: наносятся внешние контуры формы и контуры в ее пределах, позволяющие моделировать изображение.
8. Фроттаж – использование в рисовании для создания текстурных эффектов. Для фроттажа может быть использована любая твердая поверхность, на которую вы можете положить бумагу. Для перевода рисунка подходят большинство сухих материалов, в частности мягкие карандаши и стержневой конте. Можно сочетать с пастелью или цветными карандашами для создания эффекта прерванного цвета.
9. Сграффито – процарапывание красочного слоя для обнажения нижележайщей поверхности. Это своего рода негативный рисунок, так как он получается путем удаления краски, а не ее добавления.
10. Полирование – использование трения и нажима для получения гладкой и блестящей поверхности. В сочетании с цветными карандашами полирование позволяет получить глянцевую поверхность, сгладить границы цвета и разровнять текстуру бумаги. Оно может создавать впечатление большего слияния цветов и усилить яркость и отражающие способности поверхности. Распространенным способом полирования является плотная штриховка белым карандашом поверх предварительно положенного красочного слоя, а также в полировке используют восковые мелки или карандаши.
11. Продавливание – основным принципом продавливания является получение углубления в бумаге. После этого слегка заштриховать поверхность с углублениями карандашом, который будет скользить над продавленным рисунком, в результате проявляющимся на цветном фоне.
12. Рисунок белыми линиями – использование продавливания для создания специфического декоративного эффекта. Сначала создается рисунок на кальке, затем помещается на бумагу для рисования и прорисовываете линии твердым карандашом, иглой или шариковой ручкой, продавливая их в бумаге – основе. Затем изображение дорабатывается штриховкой с помощью мягких карандашей или пастели.
13. Техника резервирования – основаны на несовместимости масла и воды. Выполняются цветные линии или пятна масляной пастелью, а затем кладется поверх тонкая отмывка туши, акварели или акриловых красок. Жирная основа пастели будет отталкивать разведенную водой краску, которая ляжет на участки бумаги вокруг пастельных штрихов, оставив хорошо заметными их цвет и текстуру.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике. Детей надо учить рисовать с помощью всего разнообразия графических материалов. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.
Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую при творческой деятельности.
Поэтому одна из главных задач воспитателя в постоянном обновлении собственного опыта работы с новыми художественными материалами и знакомство с ними детей. Работа в разнообразных графических техниках расширяет кругозор, развивает творческое воображение в художественном творчестве, развивает фантазию, помогает отобразить окружающий мир во всем его многообразии, приучает к самоорганизации и внимательности. Несмотря на бесспорную эффективность использования графики для всестороннего развития личности ребенка, в настоящее время этому виду деятельности уделяется мало внимания. В программах для детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности предложено ограниченное количество вариантов данных приемов, либо они вовсе отсутствуют.
Источник
Конспект занятия для детей старшей — подготовительной группы «Декоративная графика»
Автор:
Иванищева Светлана Евгеньевна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «СЮТ», г. Новоуральска, объединение «Фантазия и умелые руки»
Описание: данное занятие предназначено для детей 5 – 7 лет позволит в доступной форме познакомиться с понятием «декоративная графика» и ее основными элементами.
Назначение: данное занятие предназначено для детей 5 – 7 лет, педагогов дополнительного образования, а также для тех, кому интересно детское творчество.
Возраст детей: 5-7 лет
Длительность занятия: 25 минут
Тема: Использование декоративной графики
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: смешанный: занятие-беседа (путешествие)+ практическая работа
Цель: способствовать изучению основ декоративной графики
Задачи:
• воспитывать чувства сопереживания и сострадания.
• пробудить интерес к технике декоративной графики;
• заинтересовать учащихся в получении красивой и качественной поделки.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
Способы организации деятельности: фронтальная и коллективная
Дидактическое обеспечение занятия:
Зрительный ряд: презентации по теме: «Декоративная графика», «Где живут пингвины»
Новые понятия: декоративная графика, основные элементы декоративной графики, виды линий.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятия: цветные карандаши и фломастеры, листы бумаги, ножницы, клей.
Межпредметные и внутрипредметные связи: окружающий мир (знания о пингвинах и их месте обитания), изо (виды линий), математика (геометрические формы), технология (работа с инструментами)
Предварительная работа: педагог подготавливает картину с изображением льдины и пингвинят.
Основные моменты занятия:
1. Организационный момент.
2. Письмо от полярников. Знакомство с персонажами. Мотивация на сопереживание и сострадание героям.
3. Активизация новой темы. Слово педагога. Декоративная графика. Понятие. Основные элементы. Виды линий. Направления. Прием пересечения.
4. Практическая работа. Рисунок из линий. Штриховка. Изготовление шапочки.
5. Путешествие в Антарктиду. Спасение замерзающих пингвинов.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Письмо от полярников. Знакомство с персонажами. Мотивация на сопереживание и сострадание героям.
Педагог: Собиралась я к вам на занятие и в почтовом ящике обнаружила, вот эту вещицу…
Дети: Это письмо.
Педагог: Да я тоже так думаю. Но прочитать не успела, потому, что торопилась. Очень хочется узнать о чем письмо. Может мы вместе сейчас прочитаем. Тогда идите все ко мне в гости.
Дети подходят к столу педагога. Открывают письмо. Письмо разваливается на кусочки.
Дети: Оно порвано.
Педагог: А как же нам теперь прочитать письмо. Может быть можно его как то собрать. Давайте попробуем сделать это вместе.
Дети собирают письмо.
Педагог: Смотрите у нас все получилось. Ой, какое длинное письмо присаживайтесь на свои места, а я вам его прочитаю.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут Вам полярники по просьбе замечательных, умных и заботливых пингвинов.
Живем мы семьями и все родители с теплотой и нежностью заботятся о своих малышах. Мы кормим их, согреваем от холода своим большим и теплым телом.
Но случилась у нас страшная беда. Наши малыши оказались одни на льдине, льдину относит в океан. Им холодно, а мы не можем им помочь. Полярники пообещали помочь и выслать экспедицию за нашими малышами, но на это нужно время.
Мы пробовали доплыть, но льдина уже слишком далеко от нас. Помогите нашим малышам, они маленькие и могут замерзнуть».
Педагог: А кто знает кто такие пингвины?
Педагог: А где они живут?
Педагог: Все правильно. Пингвины живут на полюсе. Но у нашей земли есть два полюса: северный и южный. И пингвины живут на южном полюсе (в Антарктиде).
Южный полюс – самое холодное место на Земле. Зимой температура опускается до – 80 °C, а в летом поднимается всего до 5 °C тепла.
Педагог: Ребята как же можно помочь пингвинятам согреться? У кого есть какие то предложения?
Педагог: Давайте подумаем, как мы с вами согреваемся когда на улице становится холодно и дует сильный ветер.
Педагог: Правильно мы начинаем одевать теплую одежду.
Педагог: Думаю это хорошее предложение подарить пингвинятам шапочки.
Педагог: И так мы нашли выход – смастерить шапочки.
Педагог: Теперь обратим внимание на столы. Что вы там увидели. Можно ли при помощи этих инструментов и материалов смастерить шапочки?
Педагог: Правильный ход мыслей можно нарисовать и вырезать.
3. Активизация новой темы. Декоративная графика. Понятие. Основные элементы. Виды линий. Направления. Прием пересечения.
Педагог: Что — то мне подсказывает, что шапочки пингвинятам конечно помогут, но вот если шапочки будут еще и красивые, то это еще и улучшит их настроение и им будет проще дождаться спасательную экспедицию. А для этого я хочу вам показать один простой но интересный прием, как сделать любую вещь нарядной.
Этот прием называется – декоративная графика. Слово «графика» в переводе с греческого языка обозначает рисунок. Но не простой рисунок. Слово декоративная значит «украшенная».
И так декоративная графика – это «украшенный рисунок».
Давайте рассмотрим на картинке.Что мы с вами видим?
Дети: Рыба.
Педагог: Обратите внимание на рисунке не просто рыба, а рыба нарядно украшенная точками, разными линиями и пятнами.
Педагог: Поэтому основными элементами декоративной графики являются точки линии и пятна. Это главные помощники они помогают рисунок сделать нарядным. Все на них еще разочек посмотрели и запомнили. Это точки, линии и пятна.
Педагог: Линии бывают разные. Какие вы знаете линии?
Дети: Прямые, волнистые и ломаные.
Педагог: Линии еще могут различаться по своим направлениям.
Дети: Горизонтальные, вертикальные и наклонные (или еще можно сказать под углом).
Педагог: Кроме того, что линии имеют разные направления, мы можем их с вами накладывать друг на друга и уже увидим не просто линии, а рисунок из линий.
4. Практическая работа. Рисунок из линий. Штриховка. Изготовление шапочки.
Педагог: Ну, что все к работе готовы. Потерли ручку об ручку, размяли их перед предстоящей работой. Взяли листочек бумаги и при помощи фломастеров разных цветов нарисовали рисунок из линий, какие они бывают мы с вами только, что вспомнили.
Дети: Прямая, волнистая, ломанная.
Педагог: Цвет выбираете по своему желанию. Кто хочет использует для рисунка один цвет, кто хочет два цвета, кто хочет больше. Разные линии станут украшением нашей будущей шапочки. Рисуете линии аккуратно, старательно, как буквы в прописи. Думаю задание понятно.
Дети рисуют линии.
Педагог: Все закончили рисовать линии, отодвинули фломастеры в сторону.
Подвинули цветные карандаши. Все наши листочки пока белого цвета, давайте при помощи цветных карандашей сделаем их цветными. Для этого заштрихуйте свой листочек бумаги каким либо цветом на ваш выбор. Только цвет выбирайте не очень темный, чтобы через штриховку цветного карандаша были видны ваши нарисованные фломастером линии.
Педагог: Очень хорошо у всех получилось. Все с этой работой справились.
Мне кажется вы со мной согласитесь, что пока наш красивый прямоугольник не очень похож на шапочку. Как же нам быть?
Педагог: Хорошее предложение, воспользоваться ножницами. Ножницы это у нас инструмент нужный, полезный, но мы все помним как себя нужно с ними вести, нужно обязательно соблюдать технику безопасности, а то ножницы перестанут быть нашими помощниками.
Педагог: На какую геометрическую фигуру похоже шапочка?
Педагог: Скорее на половинку круга.
Педагог: Как из прямоугольника получить половинку круга? Закруглить два уголка с одной стороны и с другой.
Педагог: Взяли листочек горизонтально и закруглили сначала один уголок затем другой. Шапочки готовы?
Педагог: Каким же приемом мы с вами воспользовались, чтобы изготовить такие нарядные и украшенные шапочки. Я вам еще говорила, что переводится он как рисунок, но не простой а украшенный. Еще раз вспоминаем, как называется этот прием?
Дети: Декоративная графика.
Педагог: А главные ее помощники, которые украшают рисунок?
Дети: Точки, линии, пятна.
Педагог:Какой же помощник помог нам украсить наши шапочки?
Дети: Линия.
Педагог: Какие виды линий мы сегодня вспомнили?
Дети: Прямая, волнистая, ломаная.
Педагог: Молодцы.
5. Путешествие в Антарктиду. Спасение замерзающих пингвинов.
Педагог: Ну а теперь, для кого и для чего мы с вами мастерили шапочки?
У всех шапочки готовы? Будем согревать пингвинят?
Педагог: А где же они у нас с вами живут?
Педагог: Значит нам с вами предстоит отправится на Южный полюс. Все готовы. Оделись потеплее, мы же с вами помним о том, что Южном полюсе очень, очень холодно.
Дети символически одевают одежду.
Теперь закрываем глаза руками. И видим бескрайние просторы Южного полюса, кругом снег и льды, где — то вдалеке океан и в нем льдина с маленькими беззащитными, замерзающими пингвинятами.
Открываем глазки. Мы с вами на Южном полюсе и пингвинята нам очень рады.
Дети видят картину подготовленную педагогом (льдина с маленькими пингвинятами)
Педагог: Предлагаю сейчас каждому взять свою шапочку и начать согревать пингвинят.
Педагог: Идите ко мне.
Дети подходят к столу педагога.
Педагог: На клееночке смазываем с обратной стороны шапочки клеем и одеваем на пингвиненка.
Педагог: Молодцы, теперь пингвинятам станет намного теплее.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Пингвинятам хорошо и уже стало значительно теплее.
Педагог: А теперь я хочу узнать было ли вам интересно и понятно, все ли у вас получилось. У меня три коробочки. В них лежат бомбошки для ваших шапочек трех цветов. Ваше задание, слушайте внимательно и до конца.
Те кому занятие понравилось и он узнал много нового приклеивают своему пингвиненку на шапочку желтую бомбошку. Те кому занятие понравилось и с заданием он справился, приклеивают пингвиненку оранжевую бомбошку.
А те кому занятие понравилось, но он не до конца постарался приклеивают коричневую.
Педагог: Задание понятно? Можно выполнять.
Педагог: Теперь присядьте на свои места. Давайте полюбуемся результатами нашего труда. Как мы с вами вместе подарили маленьким пингвинятам, чуточку своего тепла. Теперь они обязательно дождутся спасательную экспедицию. Всем вам большое спасибо за работу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по рисованию для подготовительной группы детского сада
Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Мухомор» для детей старшей группы ДОУ
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике в подготовительной группе. Тема: «Парашютисты
Конспект занятия в детском саду. Рисование по замыслу в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в средней группе «Бабочка-красавица»
Источник