График развития речи ребенка
1 месяц
Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».
2 месяца
Быстро отвечает улыбкой при общении.
Кричит с разной интонацией.
Начинает гулить.
3 месяца
Внимательно слушает обращенную к нему речь.
Начинает различать интонацию взрослого.
Гулит нараспев.
4 месяца
Продолжительно гулит нараспев.
Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).
Пытается подражать интонациям взрослых.
5 месяцев
Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.
Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).
6 месяцев
Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).
Подолгу общается сам с собой.
Узнает по голосу близких.
7 месяцев
На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.
Продолжительно и активно лепечет.
8 месяцев
Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».
Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.
9 месяцев
Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».
Знает свое имя, откликается на зов.
Привлекает к себе внимание словами и жестами.
Говорит с разной интонацией.
10 месяцев
Повторяет за взрослым новые слоги.
Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).
По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.
11 месяцев
Говорит «дай», «на» и т. д.
Понимает значение слова «нельзя».
1 год
Легко повторяет новые слоги.
Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание.
Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).
1-1,5 года
Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.
Выполняет поручения взрослых.
Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.
Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).
Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.
Пытается связать в предложение два слова.
В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.
1,5-2 года
Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.
Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.
Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.
Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.
Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».
В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.
2-2,5 года
Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.
Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).
Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.
Задает вопросы «когда?», «где?».
В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).
2,5-3 года
Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).
Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).
Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.
Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.
Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).
Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).
В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.
Источник
1 месяц
Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».
2 месяца
Быстро отвечает улыбкой при общении.
Кричит с разной интонацией.
Начинает гулить.
3 месяца
Внимательно слушает обращенную к нему речь.
Начинает различать интонацию взрослого.
Гулит нараспев.
4 месяца
Продолжительно гулит нараспев.
Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).
Пытается подражать интонациям взрослых.
5 месяцев
Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.
Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).
6 месяцев
Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).
Подолгу общается сам с собой.
Узнает по голосу близких.
7 месяцев
На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.
Продолжительно и активно лепечет.
8 месяцев
Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».
Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.
9 месяцев
Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».
Знает свое имя, откликается на зов.
Привлекает к себе внимание словами и жестами.
Говорит с разной интонацией.
10 месяцев
Повторяет за взрослым новые слоги.
Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).
По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.
11 месяцев
Говорит «дай», «на» и т. д.
Понимает значение слова «нельзя».
1 год
Легко повторяет новые слоги.
Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание.
Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).
1-1,5 года
Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.
Выполняет поручения взрослых.
Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.
Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).
Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.
Пытается связать в предложение два слова.
В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.
1,5-2 года
Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.
Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.
Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.
Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.
Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».
В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.
2-2,5 года
Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.
Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).
Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.
Задает вопросы «когда?», «где?».
В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).
2,5-3 года
Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).
Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).
Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.
Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.
Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).
Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).
В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.
Источник
1 месяц
Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».
2 месяца
Быстро отвечает улыбкой при общении.
Кричит с разной интонацией.
Начинает гулить.
3 месяца
Внимательно слушает обращенную к нему речь.
Начинает различать интонацию взрослого.
Гулит нараспев.
4 месяца
Продолжительно гулит нараспев.
Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).
Пытается подражать интонациям взрослых.
5 месяцев
Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.
Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).
6 месяцев
Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).
Подолгу общается сам с собой.
Узнает по голосу близких.
7 месяцев
На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.
Продолжительно и активно лепечет.
8 месяцев
Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».
Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.
9 месяцев
Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».
Знает свое имя, откликается на зов.
Привлекает к себе внимание словами и жестами.
Говорит с разной интонацией.
10 месяцев
Повторяет за взрослым новые слоги.
Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).
По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.
11 месяцев
Говорит «дай», «на» и т. д.
Понимает значение слова «нельзя».
1 год
Легко повторяет новые слоги.
Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание.
Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).
1-1,5 года
Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.
Выполняет поручения взрослых.
Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.
Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).
Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.
Пытается связать в предложение два слова.
В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.
1,5-2 года
Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.
Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.
Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.
Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.
Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».
В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.
2-2,5 года
Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.
Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).
Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.
Задает вопросы «когда?», «где?».
В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).
2,5-3 года
Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).
Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).
Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.
Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.
Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).
Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).
В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.
Источник
Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.
- Крики — возникают с рождения
- Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев.
- На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.
- Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев
- Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев
- Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.
Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.
- 1год -5-9 слов
- 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов)
- 2 года от 50 до 200 слов
- 3 года от 800 до 1000 слов
- 3,5 года — 1100
- 4 года 1600 — 1900
- 5 лет 1900 — 2200
Развитие фразовой речи у детей
- Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет
- Появление и развитие предложений — с 2 лет
- К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы.
- Использует единственное и множественное число
- К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы.
- Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку.
- Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.
Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста
Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения.
Особенности развития речи у детей
Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков:
- раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот;
- среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’;
- позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.
Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.
Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов.
После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев.
Звукопроизношение Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно. Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака
Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам
Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков.
Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам. Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации.
О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка
Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.
По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически.
По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.
Частые вопросы о развитии детей в этой теме.
Источник