Графическое развитие ребенка тетрадь
09 ноября 2016
Аверьянова Света
Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты.
Продиктовать несложный рисунок, инструкцию к схеме могут родители, учителя в «развивашках», а дети приходят в неописуемый восторг от полученных результатов. Поговорим об этом способе подготовки к школе подробнее.
Что такое графический диктант
Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.
Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.
Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе.
Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.
Польза математических диктантов
Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома.
В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы:
- координация движений;
- внимание;
- память;
- усидчивость;
- воображение;
- словарный запас;
- мелкая моторика;
- орфографическая зоркость.
Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.
Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.
Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.
Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу. Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим.
Правила выполнения
Графические диктанты лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:
- Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
- Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
- Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
- Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
- Учитель диктует условия работы поэтапно.
На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.
Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.
- После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников. Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения.
Важно! Нельзя торопиться. Если дошколенок не успевает, чаще на первых занятиях, подождите его.
Пропуск даже одного шага или неверное начертание испортят готовый результат. Временные рамки устанавливайте постепенно, ускоряя процесс на пару секунд от урока к уроку.
Скачать задания
Примеры можно бесплатно скачать в Сети в формате Word, напечатать на цветном и черно-белом принтере. Так вы составите для себя целую картотеку, подходящую для любого возраста детсадовцев и школьников.
Скачать одним файлом графические диктанты по клеточкам.
01. Слон.
02. Жираф.
03. Змея.
04. Ключ.
05. Кот.
06. Сердце.
07. Утка.
08. Дом с трубой.
09. Человек.
10. Елочка.
11. Кораблик.
12. Белка.
13. Верблюд.
14. Кенгуру.
15. Олень.
16. Маленькая собачка.
17. Собака.
18. Заяц.
19. Робот.
20. Поросенок.
21. Ежик.
22. Цветок.
23. Медведь.
Скачать одним файлом графические диктанты по клеточкам.
Необходимые инструкции
Для проведения развивающего занятия с маленькими детьми и старшими дошкольниками понадобится:
- тетрадь в клетку для каждого ребенка. Для младших дошколят лучше выбрать крупную клетку, для старших и первоклассников – мелкую;
- простые и разноцветные карандаши;
- ластик;
- бланк с образцом картинки;
- инструкция для педагога;
- линейка, если черточки длинные или идут по диагонали;
- картотека с рисунками.
Первое занятие будет пробным. На нем нужно объяснить малышам принцип работы, цели и задачи упражнения. Постарайтесь сделать урок веселым, увлекательным, чтобы юный ученик заинтересовался.
Устную инструкцию давайте четко, внятно. Проговорите с детьми все этапы работы:
- Давайте создадим волшебную картинку из разных черточек. Это будут заколдованные фигурки. Вам нужно их расшифровывать, делая записи на листе бумаги.
- Если вы выполните мои указания и просьбы правильно, не перепутаете право, лево, будете внимательно считать клетки, то получите удивительный результат.
- Я буду говорить: «Рисуем на бланке линию влево на 2 клетки, вправо – на 4 клетки». Вы проводите красивую и ровную черту, не отрывая руку от бумаги.
- Давайте потренируемся вместе на доске. Начертим в качестве примера под диктовку совсем легкий рисунок. А потом вы сделаете другой вариант без подсказок.
После выполнения простого логического задания предлагайте дошкольникам боле сложные схемы для самостоятельной работы. Получив правильный ответ, обязательно хвалите ребят. Распечатайте похвальные грамоты, звездочки, сделайте доску личностного роста для каждого ученика.
Если у детей возникает много трудностей с подобными упражнениями, педагог должен провести анализ методики, частых ошибок. Желательно вести протокол уроков, заносить в него итоговый результат за каждое занятие. Таким образом, прослеживается динамика развития навыков, умений дошколят.
Возможно, уровень сложности картинок не подходит по возрасту, развитию умений, навыков. Используйте более простые шаблоны, увеличьте время на выполнение задания. Не нужно самостоятельно разрабатывать, составлять описание к картинкам для диктантов.
Способы выполнения
Методик проведения диктантов несколько:
- Слуховой.
Ребеночек чертит график, картинку под диктовку. Педагог дает устную инструкцию о том, сколько клеток и в каком направлении нужно вести линию. После окончания работы сверьте полученный результат с образцом.
Эта технология развивает внимание, концентрацию мозга при выполнении сложных заданий, сосредоточенность малыша.
- Рисование по образцу.
Распечатайте готовый шаблон. Положите на стол перед ребенком. Пусть копирует в свою тетрадь. Важно смотреть внимательно за направлением линии, считать клетки. Заинтересуйте малыша фигурами, схемами. Девочка с удовольствием скопирует небольшой узор, цветы; мальчик – геометрические фигуры, машины, животных. Для 4–5-летних дошкольников выбирайте простой образец с примерно одинаковыми черточками, для шестилеток более сложный, где есть диагональные линии, длинные и короткие.
Технология предполагает развитие зрительного внимания, его устойчивости, усидчивости.
- Рисуем симметрию.
Заготовка представляет собой неоконченный рисунок, выполненный с одной стороны. Детсадовцу нужно дорисовывать половину картинки самостоятельно, соблюдая симметрию.
Методика развивает пространственную ориентацию, мышление.
Временные рамки
Длительность урока зависит от возраста дошколят. Учитывайте их подготовленность к серьезным занятиям и уровень развития усидчивости. Если запланировать слишком продолжительные уроки с детьми, то они устанут, вы потеряете время и силы, а слишком короткие – не успеете выполнить нужный фронт работ.
Педагогам, родителям лучше ориентироваться на временные рамки, установленные психологами:
- С детсадовцами 5-летнего возраста выполняйте письменные работы не больше 15 минут.
- С шестилетками – 15–20 минут.
- Первоклашек удерживайте за партой не больше получаса, минимум 20 минут.
Графические упражнения кажутся незамысловатыми заданиями для дошкольников, простыми и иногда ненужными. Это ошибочное мнение. Такие уроки помогают детям вырастать уверенными в себе, с адекватной самооценкой, развитым вниманием и усидчивостью. А это пригодится для адаптации к школе.
Полезные советы
В процессе освоения математической науки, новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.
- Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник. Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.
- Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
- Не загружайте ребенка сложными схемами с первых уроков. Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
- Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.
- Следите за осанкой, положением рук. Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.
- Соблюдайте тишину, если детсадовцам сложно сосредоточиться. Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы для дополнительных упражнений дома.
- Радуйтесь положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.
- Делайте перемены. В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/graficheskij_diktant.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Снегурочка»
Методические рекомендации к рабочей тетради по развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Разработала: Банку Д.Г.
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
г. Салехард
2017 г.
Пояснительная записка
Поступив в первый класс, дети часто испытывают затруднения с письмом. Сам процесс подготовки к письму требует от ребёнка физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и более того, на развитии детского организма. Чтобы избежать негативных последствий, мною было разработано методическое пособие: «Тетрадь по развитию графомоторных навыков». Пособие адресуется педагогам дошкольных учреждений, а также будет полезно учителям первых классов школ, родителям.
Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур, ломаных, прямых линий, раскрашивание, дорисовка предметов), штриховок, упражнений с элементами регионального компонента и т.д.
В печатных изданиях тетрадей по развитию графомоторных навыков много. Но по работе с дошкольниками в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, «простых» тетрадей недостаточно. Так как логопедическая группа предусматривает взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя, поэтому задания в данной тетради подбирались с учетом лексических тем и регионального компонента.
Цель пособия: Подготовить руку ребенка к систематическому письму в школе, сформировать элементарные графические умения и навыки письма.
Задачи:
- Формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
- Расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
- Формирование умений наблюдать за объектом, зрительно обследовать его;
- Совершенствование зрительно-двигательной координации;
- Формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
Методические рекомендации по развитию графических навыков для детей дошкольного возраста 5-7 лет:
- Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги;
- Для развития мелкой моторики кистей рук рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц;
- Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка;
- При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, следить за освещенностью рабочего места, пользоваться письменными принадлежностями;
- Перед работой с тетрадью желательно проводить физкультминутку, а после выполнения задания — упражнения для расслабления кистей рук;
- Подбирать упражнения, с учетом лексической темы;
- Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия, органически включая их в комплексное занятие;
- Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными, с каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся рисунки;
- Для работы в тетради детям необходимо предоставить шариковую ручку, простой карандаш, и набор цветных карандашей;
- Не заставляйте ребенка заканчивать упражнение, если он устал.
Рекомендации по проведению занятий:
- Сообщить тему занятий;
- Рассмотреть образец упражнения в тетради;
- Показать способ его выполнения в тетради с одновременным пояснение;
- Дети проговаривают способ выполнения задания и выполняют его;
- Взрослый контролирует качество работы, побуждая ребенка выполнять упражнения более четко, строго по клеткам;
- Все иллюстрации раскрасить и использовать для развития речи ребенка.
Данная система упражнений в будущем поможет ребенку лучше адаптироваться на начальном этапе обучения в школе, научат ребенка:
- Ориентироваться в тетради в крупную клетку;
- Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них;
- Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать;
- Рисовать дуги, овалы по точкам и без них, и т.д.
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация и ориентация в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.
Источник
На чтение 4 мин. Просмотров 25.7k. Опубликовано 17.02.2020 Обновлено 14.09.2020
Графические диктанты по клеточкам скачать бесплатно: задания, которые вы можете распечатать самостоятельно и заниматься дома с детьми! Плюс диктанты наоборот и задания для самостоятельной работы в конце материала.
Развивающие задания – графические диктанты по клеточкам для школьников и младших школьников тренируют навыки и развивают следующие умения детей:
- внимание;
- усидчивость;
- память;
- мелкая моторика;
- координация движений;
- орфографическая зоркость;
- словарный запас;
- воображение.
Как выполнять задание
- Распечатайте предложенные задания для детей на листах формата А4 или А5.
- На каждом листе есть красная точка – с этого места начнется графический диктант.
- Объясните ребенку, что 1 шаг – это одна клетка. 2 шага – 2 клетки, и так далее. Каждый шаг происходит от одного уголка клетки до следующего в заданном направлении.
- Требуется разъяснить понятия “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и “по диагонали”.
- Выполнять графический диктант можно непосредственно под диктовку, либо самостоятельно по стрелочкам в верхней части каждого листа.
- Требуется большая сосредоточенность и внимательность, так как даже 1 ошибка приведет к тому, что рисунок не получится. При использовании на занятиях дома с мамой рекомендуется мамин контроль.
Распечатать легкие графические диктанты
Графические диктанты по клеточкам скачать бесплатно
Диктанты для самостоятельной работы
Эти задания, где поле для диктанта и “путь” со стрелочками расположены рядом, удобно использовать для самостоятельной работы.
Поясните ребенку, что движение по стрелочкам начинается с точки. “Читать” знаки следует слева направо по горизонтали.
Задание наоборот
Если ваш ребенок уверенно и с удовольствием выполняет задания по клеточкам под диктовку и самостоятельно, предложите ему задание наоборот. Вы даете образец рисунка, а ребенок зашифровывает движения карандаша от исходной точки: 2 вверх, 3 влево, 1 вниз, 2 вправо и тд…
Писать при этом уметь не нужно – направление можно обозначать стрелочками. А вот знать цифры – обязательно!
Для начала можете использовать картинки, приведенные ниже, а потом пойти еще дальше: предложить не только самостоятельно зашифровать рисунок, но сначала нарисовать его на бумаге в клеточку!
Морской бой
На Западе популярны пиксельные картинки для заполнения. Если выполнять их на слух, получится игра, напоминающая Морской бой. Например А5 – красный, В7 – зеленый. Закрашивание квадратиков создает в итоге картинку.
Итак, пиксельные картинки можно выполнять тремя способами:
- читая код графического диктанта самостоятельно,
- на слух,
- перерисовывая с образца – тоже очень полезно!
Как всегда, начинать стоит от простого к сложному: сначала перерисовка, потом выполнение со взрослым (обычно на слух), далее самостоятельно по коду.
Плюс в том, что, в отличие от обычных графических диктантов, здесь одна ошибка – всего лишь одна ошибка. Рисунок все равно получится.
Рыбка
Солнышко
Больше пиксельных заданий здесь.
Графические диктанты для подготовки к школе
Если представленных заданий вам показалось мало, не тратьте время на поиски картинок в яндексе или гугле.
Материалы для печати зачастую плохого качества, а в тексте диктанта порой бывают ошибки, что напрочь убивает желание ребенка заниматься дальше.
Готовые пособия с графическими диктантами недорогие и интересные. Вот примеры.
Разворот книги диктанты для подготовки руки к письму. 5-7 летРазворот книги издательства Доброе словоРазворот книги Животные жарких стран. Рабочая тетрадь для детей 6-10 летРазворот книги Сказочные герои. Рабочая тетрадь для детей 6-10 летРазворот книги Человек. Роботы. Рабочая тетрадь для детей 6-10 летРазворот книги Обитатели водоемов. Графические диктантыРазворот книги “Рабочая тетрадь по развитию пространственных представлений у детей 5-7 лет“Разворот книги “Графические диктанты. 1 класс. Начальный уровень. ФГОС”Разворот книги Растения и грибы. Тетрадь для занятий с детьми 5-7 лет. ФГОС ДОРазворот книги “Графические диктанты. У нас дома. Тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС”Разворот книги Готовим руку к письму
Akusherstvo.ru
Bookvoed.ru
Bookvoed.ru
Bookvoed.ru
Litres.ru
Bookvoed.ru
Book24.ru
Bookvoed.ru
Akusherstvo.ru
Litres.ru
Bookvoed.ru
Pleer.ru
Источник