Графический диктант по клеточкам для ребенка 5 лет

Графический диктант по клеточкам для ребенка 5 лет thumbnail

На чтение 11 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано 15.03.2020 Обновлено 24.05.2020

Графические диктанты для дошкольников по клеточкам позволят правильно «поставить» руку будущему первокласснику, приобрести графические навыки письма дошкольнику, помогут организовать интересные занятия. С одной стороны, графический диктант – это занимательное рисование по клеточкам, с другой – полезная эффективная методика.

Графический диктант: что это такое 

Графические диктанты для дошкольников по клеточкам. У каждого ребенка богатая фантазия и желание играть всегда и всюду. Эти врожденные способности можно использовать для планомерной подготовки дошкольника к новому для него периоду жизни – школьной поре.

Графический диктант – дидактическое задание, позволяющее развивать мышление и воображение ребенка, его возможности «видеть» в проекции, ориентироваться в пространстве.

По сути, работа с карандашом не представляет ничего сложного. Ребенку нужно лишь нарисовать конкретную картинку, двигая карандашом в нужном направлении, выполняя рекомендации взрослого, проводящего графический диктант.

Главное, что должен уяснить будущий ученик: отвлекаться нельзя, иначе вместо красивой и правильной картинки получится недоразумение, которое расстроит ребенка.

Графические диктанты не потребуют от дошкольника художественных способностей. Ему нужно только четко следовать инструкции, чтобы получился хороший результат. Сложных иллюстраций воспроизводить не придется. В графической коллекции простые изображения: слон, жираф, другие животные, вернее, их контуры. Также могут быть дома, различный транспорт, цветы, рисование которых не нуждается в детальной проработке. Все, что предлагается нарисовать дошкольнику, должно быть ему хорошо известно, понятно. Кроме того, не стоит забывать о длительности выполнения работы. Чтобы возникшая усталость не вытеснила интерес, графический диктант должен занимать немного времени.

Чем полезен графический диктант для дошкольников

С помощью графического диктанта можно подготовить ребенка к выполнению заданий в школе. Ребенок чувствует свою ответственность, что положительно сказывается на его самооценке.

Графический диктант помогает развивать многие качества:

  • внимательность;
  • усидчивость;
  • дисциплину.

У дошкольника активно развиваются:

  • воображение;
  • восприятие;
  • словарный запас;
  • мышление;
  • память;
  • внимание к деталям;
  • кругозор.

Стоит отметить и развитие физических возможностей. Это:

  • координация движений;
  • мелкая моторика.

Как правильно выполнять графический диктант

Чтобы ребенок получил удовлетворение от проделанной работы, нужно придерживаться правил проведения графического диктанта. Самое первое и основное правило – не спешить. Если ребенок не успевает за инструкцией педагога или взрослого, проводящего занятие, если из-за торопливости ошибается, вследствие чего картинка не получается, то такой графический диктант пользы не принесет.

Второе правило – четкий инструктаж дошкольника. Непонятое задание не будет выполнено верно.

Инструкция к диктанту

Инструкция начинается с точки на листе бумаги. Вернее, педагог предварительно готовит лист в клеточку, на котором уже стоит точка. Это старт для будущей картинки.

Если на графическом диктанте ребенок впервые, дошкольнику нужно помочь. Для этого педагог указывает на листе бумаги стрелками направление, в котором должен двигать карандаш ребенок, чтобы получилась вожделенная фигура. Это сначала нужны стрелки. На втором и последующих занятиях ребенок может ориентироваться без них, следуя указаниям взрослого. Более того, и точку ставить не придется. Ребенок сам выберет, где будет старт, опять же следуя совету педагога.

Педагог должен помнить, что каждое действие проговаривается. Каждый шаг: влево, вправо, вверх, вниз. Также педагог должен объяснить дошкольнику, что одна клеточка – это один шаг. Важно объяснить, что такое вертикально, горизонтально. Рассказать о наклонной линии, чем она отличается от вертикальной и горизонтальной. Эти первоначальные знания помогут ребенку качественнее выполнить предложенную работу.

У педагога обязательно должен быть готовый вариант графического диктанта. После выполнения работы с дошкольником нужно разобрать возможные ошибки, похвалить за старательность.

Сколько времени ребенок может выполнять графический диктант

У каждого ребенка усидчивость развита по-разному. Это зависит и от физических и психических данных дошкольника. Поэтому под единые рамки подогнать всех детей не получится. Однако существуют примерные временные границы, которые можно использовать при проведении графического диктанта:

  • У детей пятилетнего возраста занятие не должно быть продолжительнее четверти часа;
  • У детей шестилетнего возраста занятия должны быть не более 20 минут;
  • У детей семилетнего возраста занятия должны быть не более 25-30 минут.

Периодически на занятии нужно уделять время для физминуток и пальчиковых разминок. Ведь то, что кажется взрослому чересчур легким, для дошкольника вызывает сложность и напряжение.

Способы выполнения графических диктантов

Среди самых успешных методик проведения графического диктанта выделят три. Они не только активизируют работу «серых клеточек» будущего ученика, но и воспитывают такие качества как слуховая и зрительная внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Выполнение диктанта на слух по клеточкам

Слуховой вариант выполнения графического диктанта считается одним из сложных. Ребенку важно уяснить устную инструкцию и перенести указания на бумагу. При этом ребенок должен уже владеть такими понятиями:

  • вверх;
  • вниз;
  • вправо;
  • влево;
  • горизонтальная линия;
  • вертикальная линия;
  • наклонная линия;
  • один шаг – это одна клеточка.
Читайте также:  Размер гитары для ребенка 5 лет

Работа требует концентрации внимания ребенка. Любое отвлечение может отрицательно сказаться на результате.

По просьбе педагога ребенок начинает работать от стартовой точки. Она уже может быть обозначена на листе бумаги. Или ребенок рисует ее самостоятельно, следуя указаниям педагога. Педагог говорит шаги, ребенок выполняет. Все задания звучат отчетливо, понятно, спокойно. На выполнение каждого шага ребенку дается время. Что это получится: транспорт, растение? А может быть, животное: кошка или собака? Ребенок еще не знает наверняка, но когда половина шагов пройдена, уже появляются очертания, и маленький мыслитель начинает «узнавать» будущую картинку. Тем радостнее становится на душе, если догадки подтвердятся.  

После графического диктанта картинка, изображенная ребенком, и образец сравниваются.

Рисование по образцу: картинки

Это задание потребует внимания к деталям.

Чтобы получились картинки-близнецы, нужно чтобы ребенок понял расположение изображения на листе в клеточку, сосчитал шаги, понял, в каком направлении идут линии. Перед ребенком на столе лежат два листа. На первом – готовый рисунок. Второй лист еще ждет изображения. Ребенок, вглядываясь в изображение на образце, должен перенести его на свой лист. Без внимательности задание не выполнить. К примеру, образец – динозавр. Здесь предполагается множество действий и движений карандашом, много шагов с подсчитыванием клеточек. Работа кропотливая, требующая предельного зрительного внимания. Зато, когда графический диктант пройден, у ребенка появляется чувство гордости за хорошо выполненное задание.

Дорисуй половину

По сути, ребенку нужно закончить картинку, у которой одна половина уже есть. Ребенок должен соблюсти правила симметрии, чтобы изображение не получилось кособоким. Такой графический диктант позволяет развивать мыслительные способности ребенка, умение ориентироваться на бумажной плоскости, внимательность к деталям.

Дорисовать половину картинки у детей получается легче и проще, чем пройти графический диктант на слух. Поэтому рекомендуется такую работу предлагать детям среднего дошкольного возраста, причем схемы должны быть легкими. Зайчик, домик, бабочка, корабль – схемы могут быть разнообразными. Можно, учитывая психологические особенности гендерных типов, предлагать конкретные рисунки мальчикам (танк, ракета, машина) и девочкам (кукла, цветок). Подстегивать выполнение работы, какой бы легкой не казалась она взрослому, недопустимо. Ребенок работает в своем нужном ему темпе, временной стресс ему только повредит. 

Все эти методики помогают ребенку сподручнее обращаться с карандашом, освоить новые понятия, которые пригодятся в начальной школе, развить способности, которые тоже необходимы будущим ученикам. Графический диктант поможет также дошколятам представить себя в роли учеников. А первые графические навыки, которые получит ребенок, помогут ему потом лучше понять и запомнить буквы, их начертание, освоить азбуку. После картинок можно пробовать рисовать буквы по стрелочкам и следуя пошаговой инструкции педагога.

Простые графические диктанты для дошкольников

Для проведения графического диктанта нужно подготовить рабочую тетрадь для ребенка. Тетрадь должна быть в клеточку. В продаже есть тетради в крупную и мелкую клетку. Пятилеткам лучше предложить работать с крупными клеточками.

Для работы детям также понадобятся стирательная резинка, цветные карандаши, линейка для проведения линий. Педагог должен позаботиться о четких картинках с образцами. Далее, следуя инструкциям педагога, ребенок может выполнять графический диктант. Чтобы детям было интереснее, можно придумать сказку, по сюжету которой нужно расколдовать спрятавшиеся картинки. И дети – маленькие волшебники, которые могут создать чудо-изображение с помощью обычных клеточек и линий.

Простые графические диктанты по клеточкам – это часто изображения животных.

Скачать и распечатать графический диктант

  1. Графические диктанты: дорисуй половинку
  2. Графические диктанты с рисунком
  3. Графические диктанты: копирование по образцу
  4. Графические диктанты: копирование
  5. Графические диктанты со стихами

Попугай

Графический диктант «Попугай»

Слон

Инструкция: начинать со стартовой точки. Четыре шага вправо, шаг вниз, шаг вправо, шаг вниз, 4 шага вправо, 8 шагов вниз, 2 шага влево, 3 шага вверх, 3 шага влево, 3 шага вниз, 2 шага влево, 5 шагов вверх, шаг влево, 3 шага вниз, 2 шага влево, шаг вверх, шаг вправо, 7 шагов вверх. Завершить в стартовой точке.

Экскаватор

Графический диктант «Экскаватор»

Жираф

Инструкция: начало в стартовой точке, 3 шага вправо, шаг вверх, шаг вправо, 8 шагов вниз, шаг вправо, шаг вниз, 4 шага вправо, 8 шагов вниз, шаг влево, 5 шагов вверх, шаг влево, 5 шагов вниз, шаг влево, 5 шагов вверх, 2 шага влево, 5 шагов вниз, шаг влево, 5 шагов вверх, шаг влево, 5 шагов вниз, шаг влево, 8 шагов вверх, шаг вправо, 6 шагов вверх, 2 шага влево, 2 шага вверх. Завершить в стартовой точке.

Кораблик

Графический диктант «Кораблик»

Собака

От стартовой точки: шаг вправо, шаг вверх, шаг вправо, 4 шага вниз, 2 шага вправо, 2 шага вверх, 2 шага вправо, шаг вниз, шаг влево, 5 шагов вниз, 2 шага влево, шаг вверх, шаг вправо, шаг вверх, 2 шага влево, 2 шага вниз, 2 шага влево, шаг вверх, шаг вправо, 4 шага вверх, шаг влево, 2 шага вверх до стартовой точки.

Слон

Цветок

Инструкция: от стартовой точки вправо 3 шага, вниз шаг, вправо шаг, 2 шага вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг влево, 2 шага вниз, шаг вправо, шаг вверх, шаг вправо, 2 шага вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, 2 шага вверх, шаг вправо, шаг вниз, шаг вправо, 2 шага вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, 2 шага вверх, шаг вправо, шаг вверх.

Читайте также:  Магний в6 для детей дозировка 5 лет ребенку

Медведь

Ракета

Инструкция: от стартовой точки шаг вправо, шаг вниз, раз вправо, шаг вниз, шаг вправо, 5 шагов вниз, шаг вправо, шаг вниз, шаг вправо, 3 шага вниз, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вниз, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вниз, шаг влево, 3 шага вверх, газ вправо, шаг вверх, шаг вправо, шаг вверх, 5 шагов вверх, шаг вправо, шаг верх, шаг вправо, шаг вверх.

Жук

Машина

Инструкция: от стартовой точки 3 шага вверх, 4 шага вправо, 4 шага вверх, 4 шага вправо, 4 шага вниз, 10 шагов вправо, 3 шага вниз, 18 шагов влево. Через 4 клетки от стартовой вправо – колесо, еще через 10 клеток – колесо. Второе колесо можно нарисовать, отсчитав 4 клетки от противоположного края «кузова» машины.  

Графические диктанты по клеточкам

Кошка

Инструкция: От стартовой точки вперед вправо шаг, шаг вниз, 2 шага вправо, шаг вверх, шаг вправо, 2 шага вниз, 5 шагов вправо, 2 шага вверх, шаг влево, шаг вверх, 2 шага вправо, 9 шагов вниз, шаг влево, 2 шага вверх, шаг влево, 2 шага вниз, шаг влево, 3 шага вверх, 3 шага влево, 3 шага вниз, шаг влево, 2 шага вверх, шаг влево, 2 шага вниз, шаг влево, 4 шага вверх, шаг влево, 4 шага вверх. Окончание линии в стартовой точке.

Корабль

Инструкция: начало в стартовой точке. Вправо 2 шага, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг вправо, наш вниз, шаг вправо, шаг вниз, шаг вправо, 2 шага вниз, 2 шага влево, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, 3 шага вправо, наш вверх, шаг вправо, 2 шага вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, 5 шагов влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, 2 шага вверх, шаг вправо, шаг вниз, 3 шага вправо, 8 шагов вверх до стартовой точки.

Танк

Инструкция: от стартовой точки3 шага вправо, шаг вверх, шаг вправо, шаг вниз, шаг вправо, 2 шага вниз, шаг влево, шаг вниз, 5 шагов вправо, 2 шага вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, 8 шагов влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг вправо, шаг вверх, 2 шага вправо, шаг вверх, 4 шага влево, шаг вверх, 4 шага вправо, шаг вверх, до стартовой точки.

Зайчик

Инструкция: от стартовой точки шаг вправо, 3 шага вниз, 2 шага вправо, 2 шага вниз, шаг влево, 2 шага вниз, 3 шага вправо, 3 шага вниз, шаг влево, шаг вверх, шаг влево, 2 шага вниз, шаг вправо, 2 шага вниз, шаг вправо, шаг вниз, 6 шагов влево, шаг вверх, шаг влево, шаг вверх, шаг вправо, 12 шагов вверх до стартовой точки.

Графические диктанты могут стать одной из любимых забав пытливого дошкольника. Между тем развитие внимания, графической памяти, ориентирования в пространстве, умении владеть карандашом пригодятся ребенку в начальных классах. Графические диктанты – это хорошая подготовка ребенка к школьным заданиям. Главное, что важно помнить родителям и педагогам – не перетруждать ребенка, не выводить его за рамки интереса и желания познавать и узнавать. Занятия должны иметь мотивацию. И конечно, сложные задания должны появляться только тогда, когда ребенок усвоит понятия и научится основным навыкам графического письма. Все должно постигаться постепенно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Наталья Белокопытова.

Источник

Егорова Наталья Викторовна
Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты

Увлекательная деятельность для дошкольников –

графические диктанты.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.

Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе. Графические диктанты могут с успехом применяться с пяти лет.

Что такое графические диктанты? Графические диктанты это — рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. Для их выполнения нам понадобятся: лист бумаги, на котором расчерчены клеточки, карандаш, ластик. В заданиях указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается – картинка. Это может быть животное, различные предметы, овощи, фрукты, деревья, транспорт и многое другое.

Читайте также:  Ребенок в 5 лет умерла мама

Рисование по клеточкам – хороший способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет обучить малыша правильно считать, здесь потребуется считать клеточки, что бы рисуя линию — получить рисунок.

Я практикую графические диктанты под диктовку, как со всей группой детей, так и в индивидуальных занятиях с детьми. Детям очень нравятся такие упражнения. Также детки с большим удовольствием рисуют сами на разлинованных листах с заданиями.

Как выполнять графический диктант

(Правила рисования по клеточкам).

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Предлагая детям подобные задания воспитатель, должен соблюдать некоторые правила:

Когда воспитатель начинает диктовать, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.

• Диктанты пишутся в полной тишине.

• Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока воспитатель не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.

Знакомство с клеткой начинаю со средней группы.

Начинаю работу с самого простого – в тетради с крупной клеткой пишу задания, ребенок должен продолжить ряд. Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Перед тем как начать писать графический диктант следует объяснить детям, как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми, что я буду им диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить деток на то чтобы они старались вести линии ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.

В первый раз можно рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели, как им нужно работать, а последующие диктанты ребята смогут выполнять уже без подсказки. Перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. Можно договориться с детьми, о каких либо метках (на доске нарисовать буквы «п» и «л», сделать метки на стенах, или оговорить что, например: правая рука указывает на окно, а левая на спальню и т. д.)

Затем переходим к рисованию под диктовку.

Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нужно пометить – право и лево. Ребёнку даём тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик.

В старших группах вверху рисунка всегда указываем, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 5 клеточек от края влево, сверху отсчитать 6 клеточек. В этом месте нужно поставить точку. Детям младшего возраста лучше самостоятельно отсчитать клетки и поставить точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).

Лучше начать с самого простого: — одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

Дальше по своему усмотрению усложняем задания.

Диктовать нужно чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры детей, совпадают с заданными элементами. Рассмотрите образец. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком можно вытереть от точки сбоя, и продолжить. Главное поддержать ребенка, похвалить, если что-то не получается можно предложить перерисовать картинку с оригинала.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

Данная деятельность включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности.

Приложение:

Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктантыГрафический диктант по клеточкам для ребенка 5 летГрафический диктант по клеточкам для ребенка 5 летГрафический диктант по клеточкам для ребенка 5 летГрафический диктант по клеточкам для ребенка 5 летГрафический диктант по клеточкам для ребенка 5 летГрафический диктант по клеточкам для ребенка 5 летГрафический диктант по клеточкам для ребенка 5 летГрафический диктант по клеточкам для ребенка 5 лет

Источник