Графические умения ребенка 5 лет

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Василий Сухомлинский, советский педагог

Умение владеть графическими навыками позволяет ребенку формировать пространственные представления, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.

Для чего нужны уроки рисования в детском саду

Развитию графических навыков помогают уроки рисования, во время которых у малышей происходит всестороннее развитие. Во время рисования у дошколят координируется работа левого и правого полушарий мозга (формируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое). Во время рисования малыши учатся следующему:

  • тренировать координацию;
  • выстраивать связь между мышлением и речью;
  • упорядочивать большой объем получаемых знаний;
  • закреплять новую информацию.

Развитие графических навыков у детей будет эффективным, если соблюдаются следующие принципы образовательного процесса:

  • Воспитатель систематически занимается с дошкольниками.
  • На занятиях рисованием используют графические материалы.
  • Дети поэтапно выполняют задания.
  • В комнате для занятий создана благоприятная для обучения и творчества атмосфера.

Особенности графических навыков у дошкольников

Расширение объема знаний о разнообразии форм и расположения предметов в пространстве, их оттенках, качествах и т. д. играет важную роль в умственном развитии детей. Обучение дошкольников графическим знаниям базируется на анализе, синтезе, обобщении, сравнении. На уроках рисования развивается и речь малышей (они проговаривают цвета и оттенки, обогащают словарный запас).

Во время рисования активна как умственная, так и физическая деятельность ребенка (нужно приложить определенные усилия, чтобы рисовать, овладеть отдельными навыками).

Занятия по развитию графических навыков в детских садах также тренируют у малышей выдержку, упорство, внимание.

Исследователи выделяют несколько периодов становления изобразительной деятельности у детей:

  • Доизобразительный (каракули).
  • Изобразительный (бесформенные изображения, художественные схемы).
  • Правдоподобные и реалистичные изображения.

Эффективные способы обучения дошкольников графическим навыкам

Чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен иметь о нем полноценное представление. Педагогу следует обратить внимание детей на те свойства предмета, которые играют важную роль в его дальнейшем изображении (строение, величина, форма, цвет и другие).

В начале рассказа о предмете учитель характеризует объект в целом яркими эпитетами, а затем переводит внимание на детали. Затем вновь стоит рассмотреть предмет в общем, чтобы закрепить полученные знания о нем.

Ребенок будет быстрее и эффективнее приобретать графические навыки, если он уже знаком со способами выполнения задания (умеет владеть карандашом, кистью и т. д.). Именно в детском саду дошкольники учатся правильно держать предметы в руках и владеть ими, приобретая двигательный опыт.

Ведущая роль в процессе формирования образа и нужных навыков принадлежит движениям руки. Поэтому педагоги должны не только сами показывать детям, как двигать руками (плавно или быстро, вести отрывистую линию или непрерывную), но и давать дошкольникам пробовать эти движения.

Во время занятий педагоги должны следить, как дети держат кисть или карандаш, исправлять ошибки. Часто дети, порисовав карандашом и положив его в коробку, вытащить его обратно, взяв сразу правильно, не могут. Из коробки дошкольники захватывают карандаши в кулак или сразу несколько штук, потому что так удобнее. Учитель должен показать в очередной раз, как правильно держать предмет, а если у малыша это не получается с первого раза, то подойти и вложить в руку.

Важно обращать внимание детей, что предметы разных форм технически изображают тоже по-разному, например:

  • овальные предметы рисуют плавно, закругляющими движениями;
  • предметы с углами могут потребовать перемены направления линий и частых отрывов руки от бумаги, чтобы линии и углы получались более ровными;
  • изучать формы предметов следует в сравнении друг с другом.

Дети получают новые знания и тренируют навыки, только подражая взрослым. Поэтому перед педагогами стоит цель — отработать движения, демонстрируемые детям. Дошкольникам в младших детсадовских группах, чтобы отработать навыки, в том числе и графические, требуется множество повторений. Нужное движение дети не могут отработать с первого раза. У детей старшего дошкольного возраста процессы происходят быстрее, благодаря накопленному опыту.

Методики обучения графическим навыкам в детском саду

Для эффективного обучения рисованию и графическим навыкам на занятиях должны соблюдаться следующие условия.

Разнообразие

Занятия рисованием у дошкольников должны быть разными: на каждом из них дети должны учиться чему-то новому (рисовать паутинку, чертить линии, обводить овалы и т. д.).

Разделение процесса и результата

Младших дошкольников увлекает сам процесс, а детей постарше уже интересует и результат. Например, если рисунок получился не очень хорошо, занятие не приносит удовольствия. Наблюдая за взрослыми, дети пытаются добиться отличного результата известными способами, не заботясь о том, чтобы их совершенствовать. Даже если учитель показывает, как делать правильно, дошкольник может не услышать его. Тогда педагог должен сместить акцент с результата на сам процесс выполнения задания.

Любое достижение ребенка нужно отметить, а дошкольника похвалить за выполненное задание.

Последовательность — от простого к сложному

Ребенок должен закрепить навыки сначала на правой руке, затем на левой, после на обеих одновременно. Нельзя перепрыгивать через задания, т. к. поставив перед дошкольником сложную задачу раньше простой, можно вызвать негатив и нежелание заниматься.

Читайте также:  Красные щеки у ребенка 5 лет не естественно

Для этого существуют различные упражнения. Так, если у ребенка не получается ровно закрашивать предметы, не выходя за границы рисунка, учитель должен сначала научить его делать это, правильно подобрав иллюстрацию.

Многократность повторений (систематичность)

Для отработки движений и навыков их нужно повторять многократно. Так, чтобы научить держать карандаш, не напрягая руку, полезно проводить упражнения: двигать рукой с карандашом вверх и вниз, из стороны в сторону, отводить указательный палец. Тогда руки расслабятся сами и держать предмет будет удобно.

Контроль качества исполнения упражнений

Педагогам необходимо следить, чтобы дети закрепляли правильные навыки, и оперативно исправлять ошибки, показывая своим примером, что и как нужно делать.

Какими навыками должны владеть дошкольники

Дети разных возрастов в конце каждого года обучения должны уметь следующее:

  • К концу пребывания в младшей группе умеют правильно держать карандаш и кисть.
  • В средней группе дети учатся выполнять сложные задачи: координировать обе руки, развивать гибкость пальцев.
  • В старшей группе дошкольники выполняют точные задания для координации обеих рук.
  • В подготовительной группе дети развивают мышечно-моторные функции рук и связанные с ними функции полушарий головного мозга.

С детьми 3-4 лет целесообразно проводить следующие занятия:

  • игры с пуговицами, бусинами (под присмотром взрослых);
  • занятия с конструкторами, состоящими из крупных деталей (из безопасного материала);
  • занятия лепкой;
  • пальчиковые игры;
  • уроки рисования с простыми элементами для изображения.

В группе, где учатся дети 4-5 лет, занятия усложняют. Поэтому для формирования и усовершенствования графических навыков используют следующие игры и занятия:

  • штриховка, не выходя за границы рисунка;
  • обведение образцов;
  • рисование сложных орнаментов, таких как круги, прямоугольники;
  • раскрашивание более сложных картинок.

На финишной прямой перед школой дети 5-6 лет учатся навыкам, которые пригодятся в первых классах. В этом возрасте дошкольников учат следующим графическим навыкам:

  • ориентироваться в строчках и клеточках;
  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;
  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
  • соединять противоположные углы клетки;
  • выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку выше, потом на две ниже и пр.).

Если малыш посещает детский сад, то родители могут быть спокойны: он получит базовые знания для подготовки к школе. В образовательных программах предусмотрена подготовка к письму и чтению. Если ребенок в детский сад не ходит или родителям кажется, что ему необходимо больше знаний, чем дает педагог в саду, то они должны заниматься с ним самостоятельно, чтобы избежать возможных проблем с письмом в начальной школе. Сделать это несложно: в статье мы рассказали, что графические навыки у дошкольников развивают во время игр, на занятиях рисованием, аппликацией и другими видами творчества.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Графическими навыками в классической педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относят к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические связаны непосредственно с учебной деятельностью.

Проявляются такие навыки в следующем:

  • в умении без особого напряжения рисовать плавными или отрывистыми ритмичными движениями графические объекты разного содержания (простые предметные изображения, сплошные линии разной конфигурации — спиральные, узкие и широкие, нитевидные, прямые и ломаные и др.);
  • легко держать пишущий инструмент, при этом соблюдая правильный наклон;
  • в устойчивости правильной позы;
  • в выполнении разных графических движений с увлеченностью и с особенным интересом, без приложенной напряженности.

Овладение такими графическими умениями возможно при выполнении многократных, обязательно усложняющихся постепенно упражнений.

Если уделять больше внимания на развивающие игры, упражнения и разные задания на обучение четким движениям, а также на тренировку мелкой моторики, то решаются следующие задачи:

  • косвенное воздействие на развитие малыша интеллектуально;
  • подготовка каждого ребенка-дошкольника к развитию умения писать, способствующим решению задач школьного обучения;

Работа по постепенному развитию графических умений и навыков, которая включает упражнения, задания и тесты на развитие мелкой моторики, начинается заблаговременно до того, как ребенок пойдет в школу, буквально с младшего дошкольного возраста (раннего).

Дети 3-4 лет

О наличии отличных графических навыков в этом возрасте говорить рано, потому как точность движений пальцев овладевается детьми только ближе к старшему возрасту. Целесообразно будет использование в работе с малышами:

  • игры с бусинами, счетными костяшками, пуговицами, разной по размерам крупой (исключительно под строгим наблюдением взрослых в целях безопасности);
  • занятия с наборами конструкторов из безопасного материала;
  • занятия лепкой из композиционного пластилина;
  • игры-шнуровки;
  • рисование тематических рисунков цветными карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, мелками на бумаге и на асфальте;
  • пальчиковые игры и др.

Дети 4-5 лет

В этом возрасте многократные занятия с малышами постепенно должны усложняться, к примеру: нарисуем дождик, а теперь травку, улыбающееся солнышко, цветной воздушный шарик, веселый забор, уютный домик и т.д.

Читайте также:  Нужна ли ребенку своя комната 5 лет

У детей более старшей группы для формирования графических умений можно использовать такие упражнения, как:

  • обведение образцов;
  • штриховка (отлично развивает умение видеть и обозначать контуры фигурок и учит ребенка при штриховке не выходить за линию контура, а также развивает глазомер);
  • рисование узоров и сложных орнаментов (часто используют рисование геометрических фигур — правильных овалов, прямоугольников, окружностей, палочек, кружочков);
  • разукрашивание картинок и др.

Дети, как правило, с интересом и удовольствием выполняют данные задания.

Дети 5-6 лет

Этот возраст — финишная прямая перед школьным обучением, поэтому воспитателям и родителям необходимо как можно глубже обучить ребенка тем навыкам, которые будут ежедневно сопровождать его в школе. Речь идет о графических навыках.

Цель проведения графических упражнений с учащимися подготовительной группы — ознакомить с тетрадями, желательно в крупную клетку и:

  • научить ориентироваться по клеточкам (например, правый/левый верхний угол и т.д.);
  • научить вести кривые и волнообразные и линии;
  • сформировать навыки и умения обводить по контуру клеточки, проводить по возможности прямые линии по следующим направлениям: например, сверху вниз и справа — налево;
  • научить соединять уголки клеточек по диагонали;
  • проводить так называемые графические диктанты (подняться на одну клеточку вверх, затем вправо, опуститься на пять клеточек вниз и т.д.).

Различные виды указанной деятельности при целенаправленном использовании способствуют:

  • правильному развитию графических умений у детей-дошкольников;
  • ускоренному развитию мелкой моторики (особенно пишущей руки);
  • усовершенствованию координации движений детских пальцев;
  • развитию мыслительных процессов;
  • развитию пространственной ориентировки, мышления и др.

Если ребенок воспитывается в дошкольном учреждении, то родители могут не волноваться о подготовке к обучению в школе, потому как в сетке часов, отведенных на занятия, предусмотрено время для подготовки к письму. Такие занятия проводятся воспитателем. Но если ребенок детский сад не посещает, то родителям необходимо в обязательном порядке самостоятельно заниматься с ним, иначе уже в первые дни учебы будут проблемы с письмом, а соответственно, отставание в усвоении материала. Это несложно, потому как сенсорные навыки развиваются посредством рисования, аппликации, конструирования, вырезания, — дети таким видом деятельности занимаются с удовольствием.

Источник

   В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

  Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

 Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

  Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

 Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

 Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

  Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

 Все это создает благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Цель работы: развитие мелкой моторики, подготовка руки ребенка к письму, формирование графических навыков.

— учить детей работать с образцом: анализировать образец, использовать образец для срисовывания и проверки;

— развитие навыков владения линейной графикой.

— развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.

-вызывать у детей заинтересованность к данной работе, стремление учиться писать в школе

Тема занятия

Виды работ

Цели и задачи работы

1

Рисование точек

1.Пальчиковая гимнастика «Замок»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка «Как живешь?»

4.Зрительный диктант из счетных палочек

5.Упражнение для глаз «Фигура»

— познакомить детей с тетрадью в клетку

— научить их ориентироваться в клетке с помощью точек; а также на нелинованной бумаге;

— развивать зрительную память, конструктивные навыки;

— развивать общую и мелкую моторику

2

Рисование точек и крестиков

1.Пальчиковая гимнастика «Капустка»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка «Овощи»

4.Зрительный диктант (табл. 1)

5.Упражнение для глаз «Зигзаги»

-продолжить знакомство детей с тетрадью в клетку

-учить ориентироваться в клетке

-развивать зрительную память

— развивать координацию слов и движений

-работать над темпом и ритмом речи

3

Рисование коротких вертикальных линий

1.Пальчиковая гимнастика «Дружба»

2.Упражнение «Забор»

3. Работа в тетради

4.Физкультминутка «Зарядка»

5.Зрительный диктант (табл. 2)

6.Упражнение для глаз «Молния»

— научить детей проводить короткие вертикальные

-линии по точкам и самостоятельно

-формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки

-развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4

Рисование коротких горизонтальных линий

1. Развитие общей моторики, упражнение «Мишка»

2.Пальчиковая гимнастика «Мишка косолапый»

Читайте также:  У ребенка ротавирусная инфекция 5 лет что делать

3. Работа в тетради

4.Упражнения для предупреждения зрительного утомления

5.Зрительный диктант (табл. 3)

-учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно

-развивать общую и тонкую моторику детей

-развивать зрительное восприятие

5

Рисование коротких вертикальных линий

1.Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка на расслабление

4.Зрительный диктант с использование счетных палочек (табл. 1)

5.Упражнение для предупреждения зрительного утомления

— учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно

-развивать тонкую моторику руки, зрительную память

6

Рисование коротких горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными

1.Пальчиковая гимнастика «Листочки»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка «Ветер»

4.Игра «Бумажные листочки»

5. Слуховой диктант

6.Упражнение для глаз «Стрелы»

-закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий

-учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении

-развивать слуховую память

7

Рисование наклонных линий

1.Пальчиковая гимнастика «Дождь»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка «Дождик»

4. Слуховой диктант

5.Упражнение для глаз «Далеко-близко»

-учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно

-учить ориентироваться в плоскости листа

-закрепить знания о геометрических фигурах

8

Рисование уголков

1. Игра «Птицы хотят пить»

2.Пальчиковая гимнастика «Птички»

3.Работа в тетради

4.Физкультминутка «Журавли»

5. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Уголки»

-закрепить умение рисовать короткие наклонные линии

-развивать конструктивные навыки, координацию движений

-воспитывать усидчивость, аккуратность в работе

9

Рисование бордюра

1. Игра «Пластилиновые жгутики»

2.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

3.Работа в тетради

4.Физкультминутка: дыхательные упражнения с расслаблением

5. Зрительный диктант

5.Упражнение «Стрельба»

— закрепить умение рисовать короткие линии

-формировать нажим карандаша

-развивать память и внимание

10

Рисование уголков

1.Пальчиковая гимнастика «Домик»

2.Выполнение фигуры «Уголки»

3. Работа в тетради

4.Физкультминутка «Строим дом»

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Стрельба»

— учить рисовать уголки по точкам и по образцу

-закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий

-закрепить знание геометрических фигур

-развивать зрительное восприятие и зрительную память

11

Рисование бордюра

1.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

2. Работа в тетради

4.Физкультминутка «Беличья зарядка»

4. Слуховой диктант

5.Упражнение для глаз «Жмурки»

-закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий

-формировать навык ритмичности руки

-учить ориентироваться на плоскости листа

-развивать зрительную память

12

Рисование квадратов

1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

2.Выполнение фигуры «Машина»

3. Работа в тетради

4.Физкультминутка «Шофер»

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Зигзаги»

— закрепить навык рисования вертикальных и горизонтальных линий

-развивать конструктивные навыки

-развивать координацию речи и движений, творческое воображение

13

Рисование квадрата

1.Фигура из палочек «Рожица»

2. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

3. Работа в тетради

4.Физкультминутка с пантомимой

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для предупреждения зрительного утомления

-учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем

-формировать пространственно- временные представления

-развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения

14

Рисование прямоугольников

1.Фигура из палочек «Прямоугольник»

2. Самомассаж кистей и пальцев рук

3. Работа в тетради

4.Динамическая пауза «Мчится поезд»

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз

— учить рисовать прямоугольники

-закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник

-развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения

15

Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий

1.Пальчиковая гимнастика «Гусь», «Петух»

2. Работа в тетради

3. Динамическая пауза «Домашние птицы»

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Жмурки»

— закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор

-учить штриховать в заданном направлении

-развивать внимание и память, координацию речи и движения ,творческое воображение

-учить подражать звукам птиц

16

Рисование бордюра

1.Игра «ловкие пальчики»

2.Пальчиковая гимнастика «Подарки»

3.Работа в тетради

4. Динамическая пауза

5.Слуховой диктант

6. Упражнение для глаз

-учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий

-формировать умение строить деятельность по словесной инструкции

-развивать воображение, речевую выразительность

17

Рисование кружков

1.Игра «Сушка фруктов»

2.Пальчиковая гимнастика «Колечки»

3.Работа в тетради

4. Упражнение на расслабление

5.Зрительный диктант

6. Упражнение для глаз

 «Большие и маленькие фрукты»

-учить рисовать круги по точкам и самостоятельно

-закрепить навык проведения наклонных линий

18

Рисование предметов из кругов

1. Выкладывание по контуру

2.Работа в тетради

3. Динамическая пауза

«Танец Неваляшек»

4. Зрительный диктант

5. Упражнение для глаз «Метелки»

-закрепить умение рисовать круги

-учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения

-развивать координацию речи и  движения

19

Рисование фигур и предметов из кругов

1.Самомассаж кистей и пальцев рук

2. Работа в тетради

3.  Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Поймай зайку»

-закрепить умение рисовать круги

-развивать зрительное внимание и память, творческое воображение

-воспитывать усидчивость и аккуратность в работе

20

Рисование узора из квадратов и кругов

1.Пальчиковая гимнастика «Цепочка»

2. Фигурки из палочек

3. Работа в тетради Упражнение на расслабление

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз

-закрепить умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее

-развивать конструктивные навыки

-проводить коррекцию нарушения пространственного восприятия

Источник