Графические навыки у ребенка 2 года
Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг |
Мальчик | 84-89 | 12-13,5 |
Девочка | 83-87,5 | 11,5-13 |
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- “Нет” занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Василий Сухомлинский, советский педагог
Умение владеть графическими навыками позволяет ребенку формировать пространственные представления, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.
Для чего нужны уроки рисования в детском саду
Развитию графических навыков помогают уроки рисования, во время которых у малышей происходит всестороннее развитие. Во время рисования у дошколят координируется работа левого и правого полушарий мозга (формируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое). Во время рисования малыши учатся следующему:
- тренировать координацию;
- выстраивать связь между мышлением и речью;
- упорядочивать большой объем получаемых знаний;
- закреплять новую информацию.
Развитие графических навыков у детей будет эффективным, если соблюдаются следующие принципы образовательного процесса:
- Воспитатель систематически занимается с дошкольниками.
- На занятиях рисованием используют графические материалы.
- Дети поэтапно выполняют задания.
- В комнате для занятий создана благоприятная для обучения и творчества атмосфера.
Особенности графических навыков у дошкольников
Расширение объема знаний о разнообразии форм и расположения предметов в пространстве, их оттенках, качествах и т. д. играет важную роль в умственном развитии детей. Обучение дошкольников графическим знаниям базируется на анализе, синтезе, обобщении, сравнении. На уроках рисования развивается и речь малышей (они проговаривают цвета и оттенки, обогащают словарный запас).
Во время рисования активна как умственная, так и физическая деятельность ребенка (нужно приложить определенные усилия, чтобы рисовать, овладеть отдельными навыками).
Занятия по развитию графических навыков в детских садах также тренируют у малышей выдержку, упорство, внимание.
Исследователи выделяют несколько периодов становления изобразительной деятельности у детей:
- Доизобразительный (каракули).
- Изобразительный (бесформенные изображения, художественные схемы).
- Правдоподобные и реалистичные изображения.
Эффективные способы обучения дошкольников графическим навыкам
Чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен иметь о нем полноценное представление. Педагогу следует обратить внимание детей на те свойства предмета, которые играют важную роль в его дальнейшем изображении (строение, величина, форма, цвет и другие).
В начале рассказа о предмете учитель характеризует объект в целом яркими эпитетами, а затем переводит внимание на детали. Затем вновь стоит рассмотреть предмет в общем, чтобы закрепить полученные знания о нем.
Ребенок будет быстрее и эффективнее приобретать графические навыки, если он уже знаком со способами выполнения задания (умеет владеть карандашом, кистью и т. д.). Именно в детском саду дошкольники учатся правильно держать предметы в руках и владеть ими, приобретая двигательный опыт.
Ведущая роль в процессе формирования образа и нужных навыков принадлежит движениям руки. Поэтому педагоги должны не только сами показывать детям, как двигать руками (плавно или быстро, вести отрывистую линию или непрерывную), но и давать дошкольникам пробовать эти движения.
Во время занятий педагоги должны следить, как дети держат кисть или карандаш, исправлять ошибки. Часто дети, порисовав карандашом и положив его в коробку, вытащить его обратно, взяв сразу правильно, не могут. Из коробки дошкольники захватывают карандаши в кулак или сразу несколько штук, потому что так удобнее. Учитель должен показать в очередной раз, как правильно держать предмет, а если у малыша это не получается с первого раза, то подойти и вложить в руку.
Важно обращать внимание детей, что предметы разных форм технически изображают тоже по-разному, например:
- овальные предметы рисуют плавно, закругляющими движениями;
- предметы с углами могут потребовать перемены направления линий и частых отрывов руки от бумаги, чтобы линии и углы получались более ровными;
- изучать формы предметов следует в сравнении друг с другом.
Дети получают новые знания и тренируют навыки, только подражая взрослым. Поэтому перед педагогами стоит цель — отработать движения, демонстрируемые детям. Дошкольникам в младших детсадовских группах, чтобы отработать навыки, в том числе и графические, требуется множество повторений. Нужное движение дети не могут отработать с первого раза. У детей старшего дошкольного возраста процессы происходят быстрее, благодаря накопленному опыту.
Методики обучения графическим навыкам в детском саду
Для эффективного обучения рисованию и графическим навыкам на занятиях должны соблюдаться следующие условия.
Разнообразие
Занятия рисованием у дошкольников должны быть разными: на каждом из них дети должны учиться чему-то новому (рисовать паутинку, чертить линии, обводить овалы и т. д.).
Разделение процесса и результата
Младших дошкольников увлекает сам процесс, а детей постарше уже интересует и результат. Например, если рисунок получился не очень хорошо, занятие не приносит удовольствия. Наблюдая за взрослыми, дети пытаются добиться отличного результата известными способами, не заботясь о том, чтобы их совершенствовать. Даже если учитель показывает, как делать правильно, дошкольник может не услышать его. Тогда педагог должен сместить акцент с результата на сам процесс выполнения задания.
Любое достижение ребенка нужно отметить, а дошкольника похвалить за выполненное задание.
Последовательность — от простого к сложному
Ребенок должен закрепить навыки сначала на правой руке, затем на левой, после на обеих одновременно. Нельзя перепрыгивать через задания, т. к. поставив перед дошкольником сложную задачу раньше простой, можно вызвать негатив и нежелание заниматься.
Для этого существуют различные упражнения. Так, если у ребенка не получается ровно закрашивать предметы, не выходя за границы рисунка, учитель должен сначала научить его делать это, правильно подобрав иллюстрацию.
Многократность повторений (систематичность)
Для отработки движений и навыков их нужно повторять многократно. Так, чтобы научить держать карандаш, не напрягая руку, полезно проводить упражнения: двигать рукой с карандашом вверх и вниз, из стороны в сторону, отводить указательный палец. Тогда руки расслабятся сами и держать предмет будет удобно.
Контроль качества исполнения упражнений
Педагогам необходимо следить, чтобы дети закрепляли правильные навыки, и оперативно исправлять ошибки, показывая своим примером, что и как нужно делать.
Какими навыками должны владеть дошкольники
Дети разных возрастов в конце каждого года обучения должны уметь следующее:
- К концу пребывания в младшей группе умеют правильно держать карандаш и кисть.
- В средней группе дети учатся выполнять сложные задачи: координировать обе руки, развивать гибкость пальцев.
- В старшей группе дошкольники выполняют точные задания для координации обеих рук.
- В подготовительной группе дети развивают мышечно-моторные функции рук и связанные с ними функции полушарий головного мозга.
С детьми 3-4 лет целесообразно проводить следующие занятия:
- игры с пуговицами, бусинами (под присмотром взрослых);
- занятия с конструкторами, состоящими из крупных деталей (из безопасного материала);
- занятия лепкой;
- пальчиковые игры;
- уроки рисования с простыми элементами для изображения.
В группе, где учатся дети 4-5 лет, занятия усложняют. Поэтому для формирования и усовершенствования графических навыков используют следующие игры и занятия:
- штриховка, не выходя за границы рисунка;
- обведение образцов;
- рисование сложных орнаментов, таких как круги, прямоугольники;
- раскрашивание более сложных картинок.
На финишной прямой перед школой дети 5-6 лет учатся навыкам, которые пригодятся в первых классах. В этом возрасте дошкольников учат следующим графическим навыкам:
- ориентироваться в строчках и клеточках;
- проводить прямые, косые и изогнутые линии;
- рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
- соединять противоположные углы клетки;
- выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку выше, потом на две ниже и пр.).
Если малыш посещает детский сад, то родители могут быть спокойны: он получит базовые знания для подготовки к школе. В образовательных программах предусмотрена подготовка к письму и чтению. Если ребенок в детский сад не ходит или родителям кажется, что ему необходимо больше знаний, чем дает педагог в саду, то они должны заниматься с ним самостоятельно, чтобы избежать возможных проблем с письмом в начальной школе. Сделать это несложно: в статье мы рассказали, что графические навыки у дошкольников развивают во время игр, на занятиях рисованием, аппликацией и другими видами творчества.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник