Графические навыки ребенка в 4 года

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Василий Сухомлинский, советский педагог

Умение владеть графическими навыками позволяет ребенку формировать пространственные представления, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.

Для чего нужны уроки рисования в детском саду

Развитию графических навыков помогают уроки рисования, во время которых у малышей происходит всестороннее развитие. Во время рисования у дошколят координируется работа левого и правого полушарий мозга (формируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое). Во время рисования малыши учатся следующему:

  • тренировать координацию;
  • выстраивать связь между мышлением и речью;
  • упорядочивать большой объем получаемых знаний;
  • закреплять новую информацию.

Развитие графических навыков у детей будет эффективным, если соблюдаются следующие принципы образовательного процесса:

  • Воспитатель систематически занимается с дошкольниками.
  • На занятиях рисованием используют графические материалы.
  • Дети поэтапно выполняют задания.
  • В комнате для занятий создана благоприятная для обучения и творчества атмосфера.

Особенности графических навыков у дошкольников

Расширение объема знаний о разнообразии форм и расположения предметов в пространстве, их оттенках, качествах и т. д. играет важную роль в умственном развитии детей. Обучение дошкольников графическим знаниям базируется на анализе, синтезе, обобщении, сравнении. На уроках рисования развивается и речь малышей (они проговаривают цвета и оттенки, обогащают словарный запас).

Во время рисования активна как умственная, так и физическая деятельность ребенка (нужно приложить определенные усилия, чтобы рисовать, овладеть отдельными навыками).

Занятия по развитию графических навыков в детских садах также тренируют у малышей выдержку, упорство, внимание.

Исследователи выделяют несколько периодов становления изобразительной деятельности у детей:

  • Доизобразительный (каракули).
  • Изобразительный (бесформенные изображения, художественные схемы).
  • Правдоподобные и реалистичные изображения.

Эффективные способы обучения дошкольников графическим навыкам

Чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен иметь о нем полноценное представление. Педагогу следует обратить внимание детей на те свойства предмета, которые играют важную роль в его дальнейшем изображении (строение, величина, форма, цвет и другие).

В начале рассказа о предмете учитель характеризует объект в целом яркими эпитетами, а затем переводит внимание на детали. Затем вновь стоит рассмотреть предмет в общем, чтобы закрепить полученные знания о нем.

Ребенок будет быстрее и эффективнее приобретать графические навыки, если он уже знаком со способами выполнения задания (умеет владеть карандашом, кистью и т. д.). Именно в детском саду дошкольники учатся правильно держать предметы в руках и владеть ими, приобретая двигательный опыт.

Ведущая роль в процессе формирования образа и нужных навыков принадлежит движениям руки. Поэтому педагоги должны не только сами показывать детям, как двигать руками (плавно или быстро, вести отрывистую линию или непрерывную), но и давать дошкольникам пробовать эти движения.

Во время занятий педагоги должны следить, как дети держат кисть или карандаш, исправлять ошибки. Часто дети, порисовав карандашом и положив его в коробку, вытащить его обратно, взяв сразу правильно, не могут. Из коробки дошкольники захватывают карандаши в кулак или сразу несколько штук, потому что так удобнее. Учитель должен показать в очередной раз, как правильно держать предмет, а если у малыша это не получается с первого раза, то подойти и вложить в руку.

Важно обращать внимание детей, что предметы разных форм технически изображают тоже по-разному, например:

  • овальные предметы рисуют плавно, закругляющими движениями;
  • предметы с углами могут потребовать перемены направления линий и частых отрывов руки от бумаги, чтобы линии и углы получались более ровными;
  • изучать формы предметов следует в сравнении друг с другом.

Дети получают новые знания и тренируют навыки, только подражая взрослым. Поэтому перед педагогами стоит цель — отработать движения, демонстрируемые детям. Дошкольникам в младших детсадовских группах, чтобы отработать навыки, в том числе и графические, требуется множество повторений. Нужное движение дети не могут отработать с первого раза. У детей старшего дошкольного возраста процессы происходят быстрее, благодаря накопленному опыту.

Методики обучения графическим навыкам в детском саду

Для эффективного обучения рисованию и графическим навыкам на занятиях должны соблюдаться следующие условия.

Разнообразие

Занятия рисованием у дошкольников должны быть разными: на каждом из них дети должны учиться чему-то новому (рисовать паутинку, чертить линии, обводить овалы и т. д.).

Разделение процесса и результата

Младших дошкольников увлекает сам процесс, а детей постарше уже интересует и результат. Например, если рисунок получился не очень хорошо, занятие не приносит удовольствия. Наблюдая за взрослыми, дети пытаются добиться отличного результата известными способами, не заботясь о том, чтобы их совершенствовать. Даже если учитель показывает, как делать правильно, дошкольник может не услышать его. Тогда педагог должен сместить акцент с результата на сам процесс выполнения задания.

Любое достижение ребенка нужно отметить, а дошкольника похвалить за выполненное задание.

Последовательность — от простого к сложному

Ребенок должен закрепить навыки сначала на правой руке, затем на левой, после на обеих одновременно. Нельзя перепрыгивать через задания, т. к. поставив перед дошкольником сложную задачу раньше простой, можно вызвать негатив и нежелание заниматься.

Для этого существуют различные упражнения. Так, если у ребенка не получается ровно закрашивать предметы, не выходя за границы рисунка, учитель должен сначала научить его делать это, правильно подобрав иллюстрацию.

Многократность повторений (систематичность)

Для отработки движений и навыков их нужно повторять многократно. Так, чтобы научить держать карандаш, не напрягая руку, полезно проводить упражнения: двигать рукой с карандашом вверх и вниз, из стороны в сторону, отводить указательный палец. Тогда руки расслабятся сами и держать предмет будет удобно.

Контроль качества исполнения упражнений

Педагогам необходимо следить, чтобы дети закрепляли правильные навыки, и оперативно исправлять ошибки, показывая своим примером, что и как нужно делать.

Какими навыками должны владеть дошкольники

Дети разных возрастов в конце каждого года обучения должны уметь следующее:

  • К концу пребывания в младшей группе умеют правильно держать карандаш и кисть.
  • В средней группе дети учатся выполнять сложные задачи: координировать обе руки, развивать гибкость пальцев.
  • В старшей группе дошкольники выполняют точные задания для координации обеих рук.
  • В подготовительной группе дети развивают мышечно-моторные функции рук и связанные с ними функции полушарий головного мозга.

С детьми 3-4 лет целесообразно проводить следующие занятия:

  • игры с пуговицами, бусинами (под присмотром взрослых);
  • занятия с конструкторами, состоящими из крупных деталей (из безопасного материала);
  • занятия лепкой;
  • пальчиковые игры;
  • уроки рисования с простыми элементами для изображения.

В группе, где учатся дети 4-5 лет, занятия усложняют. Поэтому для формирования и усовершенствования графических навыков используют следующие игры и занятия:

  • штриховка, не выходя за границы рисунка;
  • обведение образцов;
  • рисование сложных орнаментов, таких как круги, прямоугольники;
  • раскрашивание более сложных картинок.
Читайте также:  Папаверин свечи ребенку 4 года

На финишной прямой перед школой дети 5-6 лет учатся навыкам, которые пригодятся в первых классах. В этом возрасте дошкольников учат следующим графическим навыкам:

  • ориентироваться в строчках и клеточках;
  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;
  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
  • соединять противоположные углы клетки;
  • выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку выше, потом на две ниже и пр.).

Если малыш посещает детский сад, то родители могут быть спокойны: он получит базовые знания для подготовки к школе. В образовательных программах предусмотрена подготовка к письму и чтению. Если ребенок в детский сад не ходит или родителям кажется, что ему необходимо больше знаний, чем дает педагог в саду, то они должны заниматься с ним самостоятельно, чтобы избежать возможных проблем с письмом в начальной школе. Сделать это несложно: в статье мы рассказали, что графические навыки у дошкольников развивают во время игр, на занятиях рисованием, аппликацией и другими видами творчества.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

лена криштопа
«Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования.

Необходимо помнить, что в отечественной педагогике и психологии дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности- игровой,к другой ведущей деятельности в младшем школьном возрасте деятельности-учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода.

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, стремясь к тому, чтобы движения были свободными, уверенными, согласованным. Дошкольники со слабой мускулатурой испытывают затруднения при овладении навыками письма, выполняют задание в медленном напряжённом темпе, напряжёнными пальцами, не в полном объеме.

Вышеперечисленные проблемы, нас к выводу, что особое внимание нужно уделять постепенному развитию графических умений и навыков. Мы поставили перед собой цель для системной работы по развитию графических умений и навыков.

Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.

Задачи:

1. Развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления..

2. Развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право и левостороннюю ориентацию, внимание.

3. Формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий.

Одним из критериев познавательной готовности ребёнка является Развитие графических навыков.

Работа по развитию графических умений и начинается заблаговременно до того, как ребенок пойдет в школу, буквально с младшего дошкольного возраста (раннего).

Слово предоставляется воспитателю младшей группы Криштопа Е. А.

Что же такое графические умения и навыки?

Графические умения – сплав навыков и знаний, которые определяют качество выполнения графической деятельности.

Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки

Графическими навыками называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относят к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические связаны непосредственно с учебной деятельностью.

Графические умения в младшем возрастевключают в себя следующую последовательность:

• до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;

• в 2–3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;

• к 3–4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);

Первой ступенью в формировании графических умений и навыков является развитие мелкой моторики, которое проводиться посредствам пальчиковых игр. «Пальчиковые игры» это своеобразные инсценировки действиями пальцев. (потешки, стихи, прибаутки).

Мы с детьми проводим игры со счётными палочками и крупными пуговицами, игры со шнуровками, игры с крупой, бусами, орехами.

Наиболее важным в младшем дошкольном возрасте являются графические умения. Графические упражнения координирует движение руки, зрительного восприятия и внимания.

Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.

Например: рисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее.

В среднем возрасте упражнения усложняются, добавляются горизонтальные и вертикальные линии, например,«укрась фартук»

Для развития графических умений и навыков мы используем метод рисования на песке

Рисование на песке обостряет сенсорные ощущения, развивает пластику движений рук. Также благодаря рисованию на песке улучшается работа мозга: поскольку при рисовании на песке в работу включаются обе руки одновременно, развивается левое и правое полушария. Одним из важных преимуществ рисования на песке, перед обычным рисованием на бумаге, в том, что не создается так называемого «страха белого листа», ведь если сделаешь что-то не так, как хотел, все можно с лёгкостью исправить, засыпав экран или убрать песок.

Еще важно отметить, что рисование на песке способствует развитию пространственных ориентаций и представлений.

Одним из приемов развития графических умений навыковмы используем упражнения:

«Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Мы с воспитанниками используем:

Пластилинографию — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Организуя работу по развитию графических умений, важно следовать принципу «от простого к сложному».

Работа по формированию графических умений и навыков у дошкольников должна начинаться задолго до поступления в школу. Совершенствование умений управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно т. е. дифференцировано, точно, плавно, красиво или быстро, ловко, технически правильно, имеет своё продолжение и в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте

Источник

Липатова Елена
Формирование графических навыков у дошкольников

Формирование графических навыков у дошкольников.

(на основе статьи нейропсихолога Циновской Светланы Павловны

«Трудности формирования графических навыков у дошкольников»)

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе.

Как часто бывает, ребенок подрастает, переходит в подготовительную группу, и вдруг! обнаруживается, что он не умеет писать, и даже держать ручку в руках. Но письмо – это сложный процесс перекодирования устной речи в письменную, поэтому сначала необходимо подготовить базу, чтобы ребенок овладел этим навыком.

Читайте также:  Как общаться с ребенком 1 год 4 месяца

Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций, когда ребенок не справляется или плохо справляется с графическими заданиями. Вовремя выявленные трудности помогут разработать специальную систему методов и приемов по их устранению.

По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия- нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Заключение «дисграфия» ставится в школьном возрасте и требует уже специальной коррекции. А вот профилактикой возникновения дисграфии необходимо заниматься именно в дошкольном возрасте. Выделяют несколько видов дисграфии. Мы поговорим о том виде нарушения письма, которое обусловлено не сформированностью моторного и графического компонентов.

Рассмотрим основные компоненты письма.

Чтобы овладеть навыком письма, у ребенка должны быть сформированы внимание, память, пространственные представления; речевое развитие должно соответствовать возрасту; для детей процесс письма – это дело, скажем, не очень интересное, поэтому, чтобы им овладеть, ребенок должен иметь сильную мотивацию. Также ребенок должен владеть слуховым и зрительным анализом.

И особое внимание обратите, зеленым цветом выделены моторные навыки. Это общие двигательные навыки, движения руки или мелкая моторика, движения глаз и артикуляционная моторика. Как мы видим, моторные навыки имеют большое значениедля овладения навыком письма.

Очень важно, психологам при тестировании детей, своевременно выявить отставание в развитии графических навыков, определить его причины, информировать о наличии проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь. Часто вовремя проведенный курс специальных занятий может избавить дошкольника от многих серьезных проблем в будущей школьной жизни.

Итак, желательно, чтобы психолог обратил внимание на ситуацию, когда ребенок стабильно хуже, чем сверстники, справляется с графическими заданиями, соответствующими его возрасту.

Опытный психолог может увидеть таких детей в группе детского сада, наблюдая за их движением и поведением в ходе непосредственно образовательной деятельности, свободной игры и на прогулке.

Основными критериями наблюдения являются следующие:

• легко ли ребенок может повторить позу или движения педагога;

• испытывает ли он трудности с мелкой моторикой (легко или с трудом ему даются движения, требующие точности и аккуратности, захват мелких предметов, координация двух рук, овладение инструментами);

• часто ли он теряет равновесие, падает, задевает углы!;

• умеет ли играть в мяч (может ли поймать мяч руками или попасть по нему ногой);

• насколько у воспитанника развито чувство ритма;

• отмечается ли разница в развитии крупной и мелкой моторики (например, ребенок в целом двигается ловко, но обладает «непослушными» руками, или, наоборот, в целом неловок, но свободно управляется с мелкими предметами);

• как ребенок сидит за столом во время занятий (принимает ли неправильную позу, сутулится, стремится лечь на стол или сидит с перекошенной спиной);

• правильно ли держит карандаш после многократных попыток научить его держать правильно.

• обратить внимание на выбор ведущей руки (леворукие дети и

дети-амбидекстры, которые действуют двумя руками с одинаковым успехом и после 5 лет не определились с выбором руки, находятся в зоне риска)

Слабость развития крупной и мелкой моторики обнаруживает себя также в рисунках дошкольников.Ее можно выявить по следующим признакам:

• неровные, дрожащие линии;

• слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании;

• рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре;

• возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку;

• рисованием плавных линий (например, вместо волнистой линии получается зубчатая);

• рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.

Фотомузыкальные и физкультурные занятия

Как помочь дошкольникам, имеющим моторную неловкость, проблемы в выборе ведущей руки и двигательные трудности при рисовании?

Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.

Необходимо понимать, что привлечение ребенка к таким, казалось бы, не связанным с рисованием, видам деятельности, как занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, игры на координацию речи с движением являются для него неотъемлемой частью подготовки руки к письму.

На физкультурных и музыкальных занятиях формируются основные двигательные навыки, пространственные представления (перестроения в шеренгу, колонну и т. д., ориентировка в собственном теле (ноги на ширине плеч и т. д., чувство ритма и т. д.

Игры и упражнения на координацию речи с движением включаются в различные виды деятельности: занятия, прогулки, режимные моменты и т. д.

При использовании этих игр решаются следующие задачи:

• становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук

• развитие ориентировки в пространстве и собственном теле

• воспитание чувства ритма и темпа

формирование слухового внимания, восприятия и памяти

• активизация речевых процессов

• развитие физиологического и речевого дыхания (это важно: часто встречается, что во время письма дети задерживают дыхание –нет координации движений: надо помнить, что писать, следить глазами за тем, что пишешь, не упасть со стула (если равновесие недостаточно развито, да ещё и дышать)

Также необходимо развивать мелкую моторику. Существует много игр, с помощью которых мы можем развивать мелкую моторику и, как следствие, высшие психические функции ребенка.Вот некоторые из них:

• Пальчиковая гимнастика

• Лепка из пластилина, теста, глины и т. д.

• Рисование пальчиковыми красками

• Игры с прищепками

• Игры с горошинами, бусинами, ракушками и т. д.

• Игры с карандашами

• Игры с массажными мячами и Су-Джок

• Шнуровка

• Пазлы и мозаика

• Математические планшеты

• Конструкторы и лабиринты

Психологи и нейропсихологии выделяютпримерные возрастные критерии овладения графическими навыками. Если ребенок не владеет необходимыми графическими навыками в данном возрасте (может быть некоторыми из них, значит, именно над этим и надо работать.

Критерии по всем возрастам представлены в бумажном варианте. У нас недостаточно времени, чтобы рассмотреть их по всем возрастам. Желающие могут ознакомиться в конце мероприятия.Сейчас рассмотрим для наглядного сравнения два возраста: младший возраст, в котором рекомендуется начинать работу по развитию графических навыков и подготовительный.

Примерные возрастные критерии овладения графическими навыками

Ранний возраст (третий год жизни)

1. Ребенок рисует относительно прямые линии по показу и по образцу – горизонтальные, вертикальные, сплошные и прерывистые, а также подобие волнистой линии

2. Показывает на листе контурное изображение («Покажи, где цветочек», вместе со взрослым обводит контур пальчиком

3. Ставит точки или рисует черточки в определенном месте, например, внутри контура

4. Пытается закрашивать изображение в пределах контура

Читайте также:  Если у ребенка 4 года неправильный прикус

5. Рисует подобие круга по образцу и по устной инструкции взрослого

6. Проводит линию по прямой или слегка изогнутой «дорожке» (ширина «дорожки» 3–4 см)

7. К трем годам ребенок рисует простого человечка-«головонога»

Пространственные представления

1. Знает названия основных частей тела и лица, правильно показывает их

2. Строит из кубиков (кирпичиков) ворота, простой домик по образцу

3. Понимает и употребляет в речи основные предлоги (в, над, под)

4. Понимает слова вверху, внизу (ориентация верх-низ)

5. Собирает разрезную картинку из 4х частей

6. Располагает детали картинки правильно, не переворачивает «вверх ногами»

Примерные возрастные критерии овладенияграфическими навыками

Подготовительный дошкольный возраст (седьмой год жизни)

1. Ребенок рисует круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал

(с образцом или без образца, а также сочетания этих фигур по образцу (композиция из 5–7 фигур)

2. Может обвести контуры изображения карандашом, практически без отклонений. Обводит пунктирный контур. Размеры изображения не менее 2–3 см

3. Опознает более сложные «зашумленные» контуры и обводит изображение по контуру

4. Закрашивает изображение, не выходя за контуры. Размеры изображения не менее 0,5 см

5. Выполняет мелкую штриховку в среднем (4–5 см) и мелком (2–3 см) контуре. Доступна штриховка заданной конфигурации (волнистая, зигзагообразная, пунктирная)

6. Соединяет точки, чтобы получилось изображение (до 20 точек). Соединяет точки, ориентируясь по цифрам (до 10)

7. Проводит линию в лабиринтах средней и высокой сложности (ширина «дорожек» 0,4–0,7 см)

8. Дорисовывает недостающую половину изображения зеркально по клеточкам

9. Замечает, каких деталей не хватает на изображении и дорисовывает их (более сложные варианты)

10. Рисует человека пропорционально, с одеждой и ее детализацией, а также с мелкими частями тела и лица (например, брови, ресницы, ногти). Рисует сложные изображения и предметы с детализацией (индивидуально, зависит от интереса ребенка к рисованию и художественных способностей)

11. Рисует цифры в крупных клетках (11 см и 0,70,7 см) по образцу и устной инструкции взрослого. По образцу рисует основные печатные буквы, пишет свое имя

12. Умеет копировать сложные изображения по клеточкам, раскрашивать изображения на клеточках по образцу, выполняет «графический диктант» на клеточках

13. Ориентируется на листе (может назвать углы и стороны, например «правый верхний угол» и т. д., Соотносит размер рисунка и листа, планирует, как расположить предметы, которые собирается нарисовать

Пространственные представления

1. Ребенок знает все части тела и лица, включая пятки, локти, колени, бока, брови и ресницы

2. Отличает правую и левую руку

3. Конструирует по схеме

4. Понимает и правильно использует все основные предлоги

5.Ориентируется в направлениях: вперед, назад, в сторону (влево, вправо)

6. Располагает рисунок на листе гармонично

Какие задания можно предложить детям? Хочу познакомить с серией развивающих прописей «Занимательные рисовалочки», разработанные нейропсихологом, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к занятиям по формированию графических навыков.

Занятия можно дополнять заданиями серии «Папка дошкольника»

В процессе формирования графических навыкову таких детей желательно соблюдать ряд правил:

• следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;

• начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);

• осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т. д.);

• проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» — это является одним из этапов подготовки к работе в строке);

• учить детей рисовать плавные линии («волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей»): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;

• рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;

• использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).

Ещё важно отметить влияние на формирование графических навыков проблем обучения, связанных с мотивацией. Далеко не всем детям интересно выполнять какие-либо графические задания, особенно, если ребенок чувствует, что у него это плохо получается. Именно тех воспитанников, которые «не дружат» с карандашом и бумагой и которым нужны дополнительные занятия, сложнее всего усадить за рисование или выполнение заданий в развивающей тетради. И еще сложнее сделать так, чтобы они упражнялись в «полезных навыках», а не рисовали то, что хочется.

Дошкольный возраст — период игры, фантазии и творчества

Очень важно не лишить ребенка этих удивительных возможностей играть, фантазировать и творить. Именно поэтому специальные занятия по формированию графических навыков не могут заменить традиционное рисование или иные виды творческой, продуктивной деятельности.

Предложения раскрасить что-либо определенным цветом, нарисовать конкретные геометрические фигуры или продолжить узор — а именно так чаще всего формулируются «развивающие задания»— для детей лишены смысла и, как следствие, выполняются не особенно тщательно. Необходим игровой контекст, который придаст действию очевидные для ребенка смысл и ценность.

Например: «Нарисуй такой же заборчик, как здесь показано, чтобы оградить котенка от злой собаки» (для убедительности картинки можно предложить детям жалобно помяукать, как маленький котенок, или грозно полаять, как большая собака). Таким образом, актуализируется жизненный опыт дошкольников, затрагиваются их эмоциональные переживания — в этом случае ребенок будет искренне стараться нарисовать самый лучший заборчик для своего «бедного котенка».

(первый лист)Пчелы – очень полезные насекомые, они много трудятся, чтобы угостить нас мёдом.

Как называется домик пчелы?

Нарисуй, как пчела летит с цветка на цветок.

(последний лист) рассмотри свиток с рисунками,помоги индейцу найти с помощью этого свитка путь к вигваму вождя

В процессе формирования графических навыков у детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на форму и содержание занятий.

Очень важно во время занятий следить за позой и качеством выполнения заданий у каждого ребенка. Наиболее эффективной в этом плане представляется подгрупповая форма работы. В подгруппу можно объединить воспитанников, имеющих похожие проблемы и примерно одинаковый уровень овладения графическими навыками. Работая с 3–4 детьми, удобно наблюдать за качеством их деятельности, вовремя оказывать необходимую помощь, корректировать позу и захват карандаша у каждого ребенка.Благодаря высокой концентрации и эффективности таких занятий они могут быть недолгими:

5–10 мин — для младшей и средней групп,

10–15 мин — для старшей группы и

15–20 мин — для подготовительной группы.

Источник