Говорить ребенок в 2 года

27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок

Рассказывает Монтессори-педагог.

Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.

Конечно, ребенок вырастет, так что, держитесь. А пока мы собрали полный перечень детских «не хочу» и адекватных взрослых ответов на них. Как разговаривать с «великим Нехочухой», подсказывает Монтессори-педагог Татьяна Брыкова.

Не хочу спать!

Если этот вопрос часть других — не хочу есть, пить, спать, умываться, не хочу ничего — и возраст ребенка 1,5-4 года, скорее всего, мы наблюдаем кризис трех лет.

Важное отступление про кризис трех лет. Ребенок уже прошел кризис одного года: он научился управлять своим телом, освоил прямохождение, манипулирование предметами. К трем годам он начинает понимать, что его мир сильно ограничен взрослыми. Чем больше ребенка опекают и чем больше взрослые его обслуживают, тем сильнее у него накапливается чувство собственной неполноценности. Рано или поздно ребенок понимает, что в его власти только отказаться от того, что ему предлагает родитель. Именно ограниченная ситуация порождает яростный протест: не хочу все!

Кризис трех лет в норме разрешается тем, что ребенок начинает осваивать игру: я не могу быть водителем трамвая — но я могу играть в водителя трамвая. Ребенок сублимирует взрослую деятельность в игре — и этим разрешает свою невозможность делать взрослые дела.

Игра — это сублимация современного мира. В доисторическом обществе, когда деятельность взрослого была примитивна, ребенок просто начинал выполнять те обязанности, которые ему были посильны. Он включался в работу взрослых и чувства неполноценности не возникало: кризис-то был, но он моментально находил свое разрешение. Посмотрите на список «не хочу» в этой статье — крестьянскому ребенку 300 лет назад никто ничего подобного не предлагал.

В настоящее время кризис трех лет разрешается так: чем больше у ребенка в возрасте от 1,5 лет появляется своих дел и обязанностей, тем меньше протеста у него возникает. 

Ребенок в группах Монтессори проблем негативизма не знает: не хочешь есть — не ешь. Там у ребенка почти нет «нехотения».

Что делать в случае, если проблема сиюминутная: прямо сейчас нужно укладывать ребенка спать, а он спать не хочет.

Важно: как часто такое возникает? Если не хочет спать только сейчас, ситуация одна. Если скандалы с укладыванием спать постоянные — решение будет совершенно другим.

Смотрим на причины. Если сегодня в гости приехала бабушка и ребенок не хочет спать, решение одно. Если ребенок встает вовремя и каждый вечер скандалит из-за того, что его укладывают спать в 8 часов — может быть, имеет смысл укладывать позже. Или организовывать ритуалы, потому что зачастую мама приходит и с места в карьер: пора спать, идем чистить зубы. То есть ребенку необходимо прервать игру, перестроиться и пойти спать, а он еще не умеет так собой управлять. Нужен ритуал: мама может позвать его на вечернюю сказку, пусть это будет даже мультфильм. Это может быть общение, которого ребенок ждет целый день. Ситуация укладывания спать должна быть привлекательна.

Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну

Если ребенок перестал хотеть спать внезапно, необходимо проверить, не появилось ли у него страхов: темноты или монстров, может, он посмотрел страшный мультик, прочитал страшную историю или кто-то что-то ему рассказал.

Не хочу одеваться!

Частные случаи: не хочу надевать много тяжелой зимней одежды. Не хочу надевать этот шарф, он колется. Не хочу надевать эту футболку, она некрасивая!

Сначала про зимнюю одежду. Основная причина того, почему ребенок не хочет одеваться, — он не умеет и ему неудобно. Этот вопрос надо продумывать, находить лайфхаки, приемы, хитрости.

Ребенок недостаточно умел, чтобы одеваться самому; важно, чтобы одежда была комфортная. Ему должно быть удобно надевать ботинки, легко натягивать штаны.

Уже с 1,5 лет нужно постепенно обучать, давать инструкции, расширять детские возможности: в 1,5 года ребенок в состоянии надеть на себя шапку или носки.

Мама параллельно одевается сама, рассказывая, что они будут делать на улице, когда оденутся, на какую машину они посмотрят, какую кису они проведают, какой сок будут в магазине покупать. Ребенок получает информацию о том, зачем ему нужно одеваться, это важно!

Если шарф колется — найдите другой шарф.

Если не нравится  футболка — наденьте другую. Прививать малышу чувство стиля и ссориться с ним из-за неподходящей (по вашему мнению) одежды — это трата нервов и времени. Если ребенок хочет идти на улицу в купальнике и резиновых сапогах, а на улице при этом тепло — почему нет. Если ему кажется некрасивой зимняя одежда, без которой не обойтись, можно попробовать купить значки или термо-наклейки с изображениями героев мультфильмов. Опять же, оставьте уже ваше чувство прекрасного: да, Человек-Паук на новом пуховике, возможно, смотрится нелепо, но зато вы избавлены от утренних препирательств, а ребенок счастлив.

Не хочу есть!

Ребенок не обязан есть кашу, суп или овощи. Но ребенок также не должен диктовать маме, что готовить. Родители могут лишь прислушиваться к тому, что ребенок любит, и согласовывать этот момент.

Не проблема, если ребенок съест немного меньше, это не страшно.

Хорошо в возрасте от 3 лет ребенку давать возможность наливать и накладывать себе самому. Когда не мама накладывает еду и ставит тарелку, а у ребенка есть возможность подставить стул и с маминой помощью положить столько, сколько он хочет.

Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов

Маленький ребенок накладывает обычно больше, чем может съесть, поэтому с ним нужно обсуждать, что еда – это ценность и труд, что каждый кусочек посадили, вырастили, собрали, привезли, приготовили. Поэтому выбрасывать еду не очень хорошо. Предложить детям подумать, что сделать, чтобы еда выбрасывалась поменьше — они сами приходят к мысли, что надо начинать с небольших порций, а потом, если хочется, положить добавки.

Читайте также:  Бальзам звездочка для ребенка 2 года

Не хочу выключать планшет!

Это вопрос правил. Есть вещи, которые не находятся в компетенции ребенка. Вполне нормально, что планшет — собственность мамы и она решает, когда и на сколько ребенок его получает.

Если эта ситуация решается с прогибами — ты сильно плачешь, ладно можно, а завтра опять нельзя, послезавтра я разговариваю по телефону, поэтому забери планшет и отстань — у ребенка нет информации, как долго можно пользоваться планшетом, нет границ, насколько он в этой ситуации хозяин, и тогда он будет скандалить больше, чаще и сильнее.

Поэтому планшет выдается по таймеру или расписанию.

Не хочу идти на улицу!

Если это не кризис трех лет, то проблема решается вопросом «зачем мы идем на улицу». Когда взрослому необходимо выйти по делам, тогда это вопрос правил: прости, пожалуйста, я не могу оставить тебя одного дома, хочешь-не хочешь, идти надо.

Можно договариваться с ребенком, какой дорогой вы пойдете или как будете смотреть ту машину с оленем на капоте или кошку в таком-то окошке.

Если дело для ребенка неинтересное (поход к врачу, в банк), на обратном пути можно предложить выбрать то, что ему интересно. Причем мы не подкупаем ребенка покупкой шоколадки — мы даем ему выбор из того, что можно.

Если ситуация дошла до истерики, ребенка нужно взять на руки (или посадить к себе на колени) и дать выплакать слезы тщетности. Я тебе сочувствую и хочу помочь, я тебя люблю, давай вместе решать, как сделать, чтобы тебе было повеселее, но все равно надо идти сегодня в ЖЭК, что поделаешь.

Но лучше до слез не доводить и предложить какое-то интересное дело. А требовать, чтобы ему было интересно ходить с мамой в Сберкассу, — нонсенс.

Не хочу уходить с улицы, из игровой, с батута

Ситуация возникает, когда мама внезапно сообщает увлеченному ребенку, что пора идти, а он ее не слышит — и возникает скандал. У маленьких детей эта проблема решается тем, что мы уходим не с прогулки, а меняем одно интересное занятие на другое интересное занятие. Погуляли на площадке  — а теперь идем посмотреть на интересную машину, рисовать стрелочки на асфальте, рисовать тайные знаки на снегу, открывать магнитным ключом дверь (я тебя подниму, ты сам откроешь), проверять почту, нажимать кнопки в лифте. То есть мы идем не домой, а заниматься другими интересными вещами.

В перерывах, когда ребенок закончил свою основную деятельность, — откачался на качелях, откатался на горке и ищет, чем бы еще заняться — в этом момент мы подсказываем ему идею.

Не хочу идти дальше! (останавливается на улице и дальше не идет)

А куда хочешь? — Хочу здесь сидеть! — Ну давай посидим.

Если торопимся — иди на ручки, я тебя понесу. Хорошо, если это произносится не в директивном тоне, а в игровом: как бы мне тебя понести — за руки, за ноги или за нос? Либо можно выбирать: если идти не будем, то давай мы с тобой попрыгаем или полетим, можем пальчиками ходить по бордюру или играть в божьих коровок и перепрыгивать.

Ребенку не нравится, когда его перемещают в пространстве как мешок картошки, — конечно, он протестует.

Не хочу убирать игрушки!

Вопрос делится на 2 части: как организовано хранение игрушек и как организована игра.

Если игрушки находятся в неструктурированном хаосе в больших баулах-мешках-коробках, если ребенку дается полная воля их высыпать-рассыпать-расставлять — логично, что четырехлетка убрать этот хаос за собой не может. Это ошибка родителя, не ребенка. В такой ситуации необходимо игрушки рассортировать: от части избавляемся, часть убираем на верхнее хранение.

С 3 лет ребенка его игрушки должны быть расставлены на стеллажах и их должно быть видно. Если игрушки хранятся в контейнере, аккуратно их убрать ребенок не может, большого смысла эти игрушки не имеют.

Хорошо бы договариваться, чтобы игра происходила по правилам: сначала убрали машинки, потом достали конструктор.

Хорошо убирать игрушки в игровой форме: возвращать машинки в гараж, кукол — домой, строить башню из кубиков в ящике, убирать игрушки на скорость под быструю музыку.

Если я впервые решила заставить ребенка убирать игрушки, а он не убирает — это вполне естественно. Лучше, если это будет системой с раннего возраста: игрушек немного, они выставляются на стеллаж и ротируются родителем. То, что не используется — ставится на антресоль. Можно вместе выбирать, что мы достаем на следующей неделе — и это еще одна компетенция ребенка, в этом случае он настоящий хозяин игрушек.

Хорошо, когда место на полках ограничено и ребенок знает: чтобы что-то добавить, надо что-то убрать. В случае, если игрушки желанны и осознанны, если это не пластиковый мусор, убираются они с большим трепетом.

Если вы вспомните детские начала или середины 20 века — на этажерке стоят кукла, мячик, мишка, кубики, коробка с солдатиками. А 3 икеевских короба с Лего трудно убрать даже взрослому; как это будет убирать четырехлетний ребенок?

Не хочу выкидывать сломанную игрушку!

Значит, будем чинить. Если она так дорога и нужна – не выкидывать. Если игрушек много и это ломаный хлам — предлагаем разбирать: сам решай, какие игрушки нужны, какие выкинуть.

Не хочу умываться!

Дети умываются вместе со взрослым. Мама чистит зубы — ты чистишь зубы, мама умывается — ты умываешься. Это не желание, это правило. Маленького ребенка умывает родитель и постепенно разрешает умываться самому. Хорошо, когда не заставляют умываться, а разрешают.

Если умываться не хочет ребенок постарше, нужно проверить: может, он боится воды, у него чувствительная кожа, щиплется мыло, физические проблемы. Важно поддерживать, радоваться — не хвалить, а именно поддерживать. Хорошо работает похвала в 3 лице, когда мама рассказывает кому-то: Вася сегодня так здорово умывался.

Читайте также:  Симптомы вчд у ребенка 2 года

Не хочу слушать сказку!

Нет проблемы. Почему ребенок должен хотеть слушать сказку? Не хочет — не слушает.

Не хочу веселиться на детском празднике и водить хоровод

Ребенок не должен хотеть веселиться. Не хочет — не водит. Да, конечно, вам очень хочется, чтобы он был лидером, но это уже проблема родителя, а не ребенка. Застенчивым и тревожным детям часто бывает очень трудно включиться в общее веселье, особенно, когда вокруг еще толпа незнакомых взрослых и громкая музыка. Не нужно их заставлять.

Не хочу в гости!

Гости — это удовольствие, если удовольствия нет, не надо ходить в такие гости.

Приглашение в гости к ровесникам — не хочешь, не иди. Если зовут в гости к бабушке и надо ехать — извини, не могу тебя оставить дома одного. Сходим, подарим подарок и пойдем домой.

Выясняем, почему ребенок не хочет в гости. Возможно, там его берут на руки без разрешения, заставляют есть, разговаривают с ним так, как ему не нравится. Тогда вопрос нужно решать с взрослыми, а не с ребенком.

Не хочу уходить из гостей!

Это вопрос правил: все уходят, праздник закончился. Если надо уйти раньше, когда праздник еще продолжается, — объяснять, почему.

Не хочу делиться игрушками или вкусным!

Ребенок не обязан делиться.

Не хочу отдавать чужую игрушку владельцу!

Как получилось, что чужая игрушка оказалась у ребенка? Если схватил и не отдает, это одно, если дали поиграть, это другое.

Если схватил и не отдает — искреннее удивление мамы: нет, что ты, это же Васина! Давай мы Васе отдадим, а если она тебе очень понравилась, давай предложим поменяться.

Если игрушка понравилась-хочу-сейчас дайте-ничего меня не успокаивает — обнять, пожалеть и дать выплакаться. Очень жаль, но это не наша игрушка. Может, мы такую на день рождения купим, если ты не передумаешь.

Игрушка владельцу отдается без вопросов, ребенок утешается и хвалится: ты хорошо поступил, что вовремя отдал вещь, ты хороший человек.

Не хочу обнимать бабушку или разговаривать с ней по телефону!

У ребенка нет обязанности обнимать бабушку.

Не хочет разговаривать по телефону — то же самое. Можно спросить: бабушке передать от тебя привет? И вслух: бабушка, он передает тебе привет, он сейчас конструктор собирает, не хочет разговаривать, но привет передает.

Это вопрос отношений мамы и бабушки, а не ребенка.

Не хочу пристегиваться в автокресле!

Это вопрос безопасности, его ребенок не решает. Пристегиваемся без вопросов. Мы полны сочувствия, но это правило. Даем ему в руки планшет, машинку, куклу и едем даже с криками и воплями.

Обычно протест вызывает, если мама пристегивает, бабушка не пристегивает, до магазина не пристегиваемся, туда-то пристегиваемся. Должно быть правило: пристегиваемся всегда.

Продолжение на сайте Chips Journal

Источник

Все родители ждут с нетерпением первого гуления, первых шагов и первых слов малыша. В современной педиатрии произошли сдвиги в нормах относительно сроков развития речи, и если в 2 года ребенок не говорит, это не считается нарушением, но это и не значит, что нужно все пустить на самотек, малышу все же нужна определенная помощь родителей, поэтому  они должны знать, как научить его говорить. И если проблема не носит медицинского характера, то развить это умение можно и в домашних условиях, приложив усилия и отслеживая прогресс.

Начинать заниматься лучше начинать до двухлетнего возраста, так как чем дальше ребенок не говорит, тем большее количество усилий нужно будет приложить в дальнейшем. Важно учитывать не только возраст, но и темперамент, и общее состояние здоровья двухлетки, поэтому строгих границ развития навыка не существует, хотя, конечно, существуют усредненные нормы, о которых нужно знать.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.

Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На третьем году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение. Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно.

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!

Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь.

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

ВозрастНормы речи
До 1 годаМаленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.
Читайте также:  Ребенок 2 года режим дня

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.

Как ребенка научить разговаривать в 2 года?

Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.

Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день. Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными.

Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.

Установление эмоционального контакта

Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:

  • проводить занятия в веселой игровой форме;
  • проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
  • обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
  • помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
  • рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.

Правила проведения занятий

Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:

  • создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
  • важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
  • у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
  • в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
  • в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
  • употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
  • прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
  • на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.

Эффективные упражнения и игры

Игровые занятия лучше проводить, включив комплекс действий, чтобы малыш не потерял интерес, и разнообразить сам процесс.

Советы логопеда

Специалисты дают несколько универсальных советов для обучения двухлетнего ребенка говорению:

  • разговаривайте с малышом везде. Комментируйте его и свои действия, обсуждайте все вокруг, провоцируйте на общение;
  • подражайте звукам, которые слышите вокруг, делайте это весело и просите повторить;
  • поощряйте игры, которые развивают мелкую моторику. Например, во время готовки еды насыпьте мисочку фасоли или гороха, и дайте две баночки с разным диаметром горлышка, чтобы туда складывать зерна;
  • читайте вместе, устраивайте кукольные спектакли, театры теней;
  • помогайте в общении с другими детьми, подсказывайте фразы для начала разговора.

Если вы видите, что ребенок сильно отстает от представленных выше норм и его не получается разговорить самостоятельно, стоит обратиться к логопеду.

Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:

  • внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
  • заболевания неврологического характера;
  • снижение слуха или глухота;
  • интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
  • умственные нарушения и задержка развития;
  • расстройства аутического типа;
  • педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
  • психологические травмы.

Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:

  1. ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
  2. Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
  3. Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
  4. Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.

    Этот специалист поможет узнать, есть ли психологические аспекты в нарушении и даст рекомендации родителям по помощи в развитии.

Основные рекомендации при диагностике нарушения:

  • медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
  • ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
  • больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
  • проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
  • не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.

Наиболее популярные вопросы

Какие первые симптомы нарушения психоречевой задержки у детей?

Первые признаки заметны уже около 9 месяцев, когда нет гуления. Но часто на это не обращают внимания и замечают уже более явные признаки, когда в 1,5 года ребенок не реагирует на свое имя и не говорит простых слов, присущих этому возрасту: «мама», «папа» и т.д.

Кто быстрее начинает говорить – мальчик или девочка?

По среднестатистическим данным, девочки начинают говорить на 4-6 месяцев раньше мальчиков.

Существуют ли компьютерные игры для обучения речи?

Да, такие программы существуют, но гораздо быстрее обучение происходит при живом эмоциональном контакте со взрослым.

Каждого родителя беспокоит состояние здоровья ребенка, а если оно еще и сказывается на таких привычных вещах как речь, то уровень тревожности заметно возрастает. Чтобы не переживать на счет того, насколько хорошо развивается кроха, можно ориентироваться на описанные нормы развития. Но сильно привязываться к ним не стоит, так как каждый ребенок развивается по-своему. Гораздо более показательным будет желание малыша активно идти на контакт. А вспомогательные игровые задания помогут ускорить развитие навыка.

Источник