Горловое р как исправить ребенку 5 лет

Горловое р как исправить ребенку 5 лет thumbnail

Татьяна Врублевская
Исправление горлового произношения звука «р» у детей

Звук [р].

Артикуляция: губы растянуты, зубы приоткрыты, кончик языка приподнят к верхнему нёбу и вибрирует. При произношении звука участвуют голосовые связки. Звук [р] — самый звонкий в русском языке. Недостатки в произношении звука [р] называются ротацизмом.

Бывают следующие недостатки:

1. Замена звука [р] звуком [л] (кончик языка прижат к верхним зубам).

2. Смягчение звука [р].

3. Замена звука [р] звуком [д] (нет вибрации).

4. Замена [р] звуком [ч].

5. Рокочущее [р].

6. Горловое [р]. Это самый тяжёлый недостаток.

Если ребенок произносит горловой звук [р], то постановку лучше начать от звука [р] проторного, т. е. без вибрации. В норме все дети проходят через [р] проторное.

Указание к вызыванию и постановке

Если нет звука [р], надо проверить звук [с]. Самое главное – какая воздушная струя при [с] — сильная или слабая. Если слабая, то работаем над воздушной струёй.

Постановка [р] — проторного

«Улыбнись, покажи зубки, приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, но не прижимай его там и позвени как комарик». Перед этим надо посмотреть как ребенок произносит [з], как делает упражнение «Грибок». Проторное [р] мы вводим в слоги, слова, фразы. Одновременно вырабатываем вибрацию кончика языка. Когда ребёнок произносит [р] — проторное, важно, чтобы ребёнок удерживал язык в правильном положении и следил за правильной струёй воздуха (можно держать перед ртом узкую бумажную полоску, которая должна отклоняться вперед). Звук должен быть легким, без напряжения, чтобы ребёнок его не выделял, усиливая голос, тогда проторное [р] будет хорошим.

Когда добьёмся хорошего [р], то мы говорим ребёнку: «Слышишь как у тебя комарик звенит, видишь, что делает твой язычок, он поднимается наверх и там неподвижно стоит. Теперь посмотри, что делает мой язык, когда я буду заводить моторчик».

Логопед проводит сравнение артикуляции [р] — нормального со звуком [р] — проторным (изолированным, который произносит ребёнок. «Когда я говорю [р], губы улыбаются; зубы видны, рот приоткрыт, язык поднят наверх и вибрирует»

Но есть и различие. У логопеда язык вибрирует, дрожит, а у ребёнка нет.

1 занятие

Логопед Ребёнок

Р З

РА ЗА

РЫ ЗЫ Вибрацию можно вырабатывать от [р] — проторного, от «ж» (есть струя, от [д].

Следим,чтобы: 1. язык был поднят за верхние зубы, а не высовывался

2. нижняя челюсть была неподвижна

3. звук [д] носил характер чёткого удара

4. при произнесении [д] кончик языка не загибался внутрь

5. сначала звук [д] произносится медленно, только постепенно убыстряется темп.

6. хорошая воздушная струя

7. когда приступаем к выработке вибрации от звука [д], то надо следить, чтобы ребёнок произносил звук [д], а не просто давал голос. Для этого надо провести несколько раз под языком пальцем и отнять его, чтобы услышать, что в это время говори ребёнок.

Артикуляционная гимнастика:

1. Широкий язык – «накажем непослушный язык», «сделать язык широкий, как блин на сковородке».

2. Поднять язык наверх. «Вкусное варенье», «Грибок», «Барабанщик», «Чьи зубы чище», «Маляр», «Пощелкать язычком»

— выработать подъём языка наверх и чёткое произношение [д].

3. Струя – «Загони мяч в ворота», «Фокус».

Автоматизация звука [р].

Автоматизация проводится также, как и для других звуков – в слогах, словах и фразах.

Игра: «Самолёт»

Рисуем самолёт и говорим, какой звук от мотора: «р-р-р». Наш самолет летит в города. Вот город «А» и получается «ррра». Потом город «Ы»: «ррры».

Указания к автоматизации

Иногда вызывает трудности автоматизация сочетаний тра, дра. Между этими звуками вставляется звук близкий к «ы», «а».

а а При этом надо следить, чтобы автоматизация начиналась с [р]-проторного и язык находился в

тр ы др ы одном положении за верхними зубами.

о о

у у

ФРАЗЫ для автоматизации звука [р].

В окне рама

Ранние розы красивы

У рубашки рукава

Рома подарил брату игрушечную ракету

У Ромы ранена река

Красная ручка на столе

Карась – маленькая рыбка

Рая раскрыла рот

В пруду – раки

В лесу протекает ручей

На рынке продают морковь

Из раны течет кровь

У барана большие рога

За сараем глубокий ров

На небе разноцветная радуга

Радио говорит громко

На крыше красная труба

В парке растет трава

В печке жарко горят дрова

Дядя Рома купил трубку

По городу едет трамвай

Круг круглый

Под аркой идет трамвай

Кран громко булькает

Мама купила помидоры, сахар и сыр

Мухомор растёт в траве

Костёр разожгли на поляне В лесу узкая тропка

За углом новое метро

На крыльце стоит ведро

Они хорошие друзья

Рома пьёт из кружки воду

Красная морковь очень вкусная

На горе Арарат растёт крупный виноград

Розе купили пирамидку

Рая барабанит на барабане

Арбуз очень вкусный

За городом крутые горы

Груши и арбуз лежат на столе

В графине чистая вода

Мурка громко мурлыкает

Кровать стоит у стены

У лодки красивый парус

В огороде красная смородина

Тетради и перья лежат в портфеле

У пионеров горн и барабан

У мамы густые брови

В парке есть карусель

Около забора лежит топор

Светофор показывает красный свет

У Ромы в руках красный шар

У катера работает мотор

Читайте также:  Травы для аппетита ребенку 5 лет

На ковре крупные круги

Источник

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Общая информация

Нормальное и увулярное (горловое) произношение звука р

Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.

Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:

  • высокое небо;
  • узкое небо;
  • массивный язык.

Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.

Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.

Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.

Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.

Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.

Важные моменты

Нарушение произношения звука р называют ротацизмом

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

  • лексика;
  • грамматика;
  • речевой слух.

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Артикуляционная гимнастика, упражнение "часики" и "качели"

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Упражнения на дыхание

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Читайте также:  Ребенок 5 лет зеркалит цифры

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Способы вызывания звука

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Постановочные зонды для звука р

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Введение в речь

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

Источник

Причины и способы коррекции неправильного произношения «р» у детей. Стихи, скороговорки и слова с этой буквой для домашних упражнений.

Дети — наше будущее и продолжение истории рода. Родители с первых секунд появления ребенка в этом мире начинают беспокоиться о многих моментах:

  • его здоровье
  • питании и комфорте
  • развитии
  • формировании ценностей
  • раскрытии талантов

Конечно, нам хочется лучшего для малышей, чтобы им легко давались взамоотношения в социуме, они были поняты и приняты, раскрылись полностью в деле своей жизни.

Одной из важнейших способностей человека является речь. Чем она правильнее и чётче, тем легче общаться с говорящим.

Среди детей дошкольного возраста имеется стойкая тенденция к замене букв, их глотанию и плохому произношению. А логопеды едины во мнении, что «р» является наиболее трудной к освоению и озвучиванию среди малышей до 5 лет.

Почему так происходит и как родители могут помочь детям натренировать правильное произношение звука «р» и поговорим в статье.

Почему ребенок не выговаривает звук Р?

белокурая малышка 5-ти лет склонилась над буквой «р»

Причин подобного явления несколько:

  • кончик языка неправильной формы — встречается довольно редко,
  • короткая уздечка внутреннего язычка — тогда малышу не хватает длины языка для произношения звука,
  • проблема с прикусом — смешанное положение зубов нарушает звучание звуков и слов,
  • слабость либо недостаточное развитие мышц рта,
  • отклонения в работе артикуляционного аппарата и органов дыхания,
  • поражения коры головного мозга,
  • особенности строения носоглотки, для которых характерен «французский» прононс,
  • поведенческий нюанс, когда малыш либо чрезмерно флегматичен, либо гиперактивен,
  • нарушения фонематического слуха, когда ребёнок путает произношение слов. Например, вместо твёрдого «р» озвучивает мягкий либо меняет на другие звуки — ль, й, — и наоборот,
  • подражание родителям, которые сами неправильно произносят этот звук,
  • генетическая наследственность.

Первые 2 причины поддаются коррекции специальными упражнениями либо хирургическим путём. Прикус меняется после наложения и ношения скоб на зубы ребёнка.

В ряде случаев своевременная консультация у лора и лечение помогают «очистить» звук.

Работа родителей над своей речью, если это возможно и особенности произношения «р» у них поддаются коррекции, добавление чёткости словам и звукам помогают малышу услышать и воспроизвести все буквы верно.

Мышцы рта ребёнка вы способны укрепить специальными упражнениями. Они же годятся при отсутствии физиологических отклонений строения речевого аппарата у него, которые подтверждены докторами.

Во сколько лет ребенок начинает говорить звук Р?

подросшие дети вокруг букв «р»

Поскольку все дети индивидуальны по своим уровню развития и способностям, то и произношение чёткого «р» проявляется в разном возрасте.

Однако логопеды отмечают, что допустимый порог — это возраст 5 лет, либо до зачисления малыша в ряды школьников.

С другой стороны, среди ваших знакомых точно найдутся такие, что «р» произносят нечётко, картавят. То есть они так и не научились её озвучивать верно.

Читайте также:  При насморке у ребенка 5 лет болит лоб

Как поставить мягкую букву, звук Р ребенку дома: советы логопеда

мама выполняет упражнения с дочкой для разработки мягкого «р»

Логопед, в отличие от родителей, видит поэтапное решение задачи для ребёнка так:

  • освоение звука в моно варианте
  • в слогах
  • произношение предложений с «р»

Поэтому, если попытки «порычать» с малышом потерпели фиаско, доктор назначит специальные упражнения на разработку речевого аппарата/удлинение уздечки.

Советы родителям:

  • отточите правильность произношения слов/предложений у себя до занятий с малышом
  • запаситесь терпением и позитивным настроем
  • поставьте небольшое зеркало перед ребёнком, чтобы он видел «гримасы» своего лица во время занятий
  • замотивируйте чадо к выполнению упражнений, пообещайте ему что-то желанное для него
  • отбросьте своё смущение и смело корчите рожицы во время занятий с ребёнком
  • обеспечьте интерес малыша выполнять от начала до конца все упражнения

Как поставить мягкую и твердую букву, звук Р ребенку: советы логопеда

логопед занимается с мальчиком для развития его способностей к произношению твёрдого «р»

  • Придумайте игру/историю для малыша для изучения слов/предложений с «р». Например, сшейте куклу на ладошку в виде вороны и говорите как бы ею.
  • Приводите яркие примеры разности звучания мягкого и твёрдого звуков.
  • Терпеливо ждите повтора от крохи и поощряйте его успешные попытки.
  • Забудьте о насмешках над чадом даже в шутку. Они способны отбить охоту к занятиям у него и/или спровоцировать возникновение комплексов.

Горловое звучание Р у ребенка — как исправить: советы логопеда

улыбчивый мальчик радуется своим успехам в правильности произношения «р»

Горловое произношение «р», по мнению логопедов, труднее всего поддается исправлению. Требуется полное переучивание ребёнка для его правильного звучания.

  • Подберите упражнения для развития артикуляции через другие звуки — шипящие, свистящие.
  • Помогите освоить звук отдельно от других букв, в слогах, словах и предложениях.
  • Мотивируйте ребёнка самостоятельно отслеживать качество произношения им «р». Учитывайте пользу мотиватора для здоровья крохи.

Упражнения, чтобы научить ребенка говорить звук Р

сын у мамы на коленях с книжкой в руках выполняю упражнения на освение правильного «р»

Условно разделим их на нескольких групп:

  • мимические
  • на растяжку языка и уздечки
  • тренировки на других звуках
  • использование слов, предложений, скороговорок с этой буквой

Первая группа, другими словами, кривляния перед зеркалом либо вашим лицом. Например:

  • откройте широко рот и подвигайте языком вверх-вниз
  • сверните язык трубочкой и продвиньте его вперед
  • на улыбке через приоткрытые челюсти выньте язык и подвигайте им справа налево

Несколько примеров упражнений из 2 группы:

  • подвигайте кончик языка по внутренней части верхних зубов так, чтобы он оставался прямым, без подгиба,
  • вытягивайте язык подлиннее, чтобы доставать им до кончика подбородка/носа,
  • совершите облизывающие движения вытянутым языком,
  • зафиксируйте его кончик на верхнем нёбе и замрите на несколько секунд.

Добавим фото неоторых упражнений для наглядности:

несколько фото упражнений для разработки уздечки язычка перед произношением «р»

Третья группа:

  • поцокайте языком, имитируя ходьбу лошади
  • произносите шипящие звуки на выдохе
  • быстро повторяйте один звук, например, «т», «д»
  • протяжно повторите звенящие звуки, например, «ззз», «жжж»

Последняя группа будет рассмотрена в разделе ниже.

Скороговорки, слова, стихи на букву Р для детей

мама с дочкой лежат на полу у раскрытой книжки и разучивают слова с буквой «р»

Наработки логопедов по совершенствованию звучания детского «р» внушительны.

Так на страницах книг этих специалистов вы найдете и слова, и скороговоркой, и стихи с изобилием «р».

Однако без вашего, родительского, участия в выполнении упражнений ребёнку будет трудно научиться правильно его озвучивать.

Слова:

  • трамвай
  • другие
  • работа
  • ромашка
  • ворона
  • трактор
  • ведро
  • рыба
  • роза
  • рыжик
  • ракета
  • рука
  • рис
  • рубашка
  • ряд
  • рукав
  • размер
  • ремень
  • карман
  • рептилия
  • радар
  • трава
  • дрова
  • дерево
  • друг
  • дрель
  • дрозд
  • шарик
  • корова
  • труба
  • время
  • забор
  • бурундук

Скороговорки:

  • Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.
  • На дворе трава, на траве двора, не руби дрова, на траве двора.
  • Едет Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 1

примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 2

примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 3

Стихи:

Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора;
Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро;
Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары;
Ри-Ри-Ри, прилетели снегири;
Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор;
Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.

Кар! — Кричит ворона — Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано,
Грош украл он из кармана!

Карандаш, картонку, пробку
И красивую коробку!
Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана,
У тебя ведь нет кармана!
Как?! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно:

Что ж вы раньше не сказали?!
Караууул!!! Карман украли!!!

примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 1

примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 2

Итак, мы рассмотрели причины и способы устранения такого речевого дефекта у детей, как неправильное произношение звука «р». А также пополнили свою копилку словами, скороговорками и стихами с этой буквой.

Будьте терпеливы со своим ребёнком всегда и особенно во время занятий по правильности произношения слов родного языка.

Видео: как научить ребенка произносить звук «р»?

Источник