Головей развитие личности ребенка

Головей Лариса Арсеньевна
Доктор психологических наук, профессор,
Зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии
Эл. почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Личный профиль в системе PURE
Образование:
Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии (1969)
Научные интересы:
- Психология развития человека;
- Психология профессионального самоопределения;
- Психологические кризисы;
- Дифференциальная психология;
- Психологическое благополучие человека;
- Психология повседневного стресса.
Читаемые курсы:
- Психология профессионального самоопределения
- Психология профессионального развития и карьеры с супервизией
- Индивидуальность и развитие личности в образовательной среде
Основные публикации:
Книги:
- Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития., СПбГУ, 2005
- Психологическая зрелость личности. СПб, Изд-во «Скифия-принт», 2014
- Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование. СПб, Изд-во «Нестор история», 2015
- Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание. Москва, 2016. Сер. Труды Института психологии РАН. (Под.ред. А.В.Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабриной, Н.Е. Харламенковой)
- Психоэмоциональное благополучие человека: интегративный подход /отв. редактор Л.А.Головей/, Изд-во «Нестор-история», СПБ.2020
Учебники и учебные пособия:
- Практикум по возрастной психологии. СПб, Изд-во «Речь», 2008
- Психология развития и возрастная психология. М. Изд-во «Юрайт», 2018
- Психология профессионального развития. СПбГУ, 2009;
- Введение в психологию //Клиническая психология. Отв. ред. Б. Д. Карвасарский, СПб, Питер, 4-е издание, 2010.
Статьи
- К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель – ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты. Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е., Энгельгардт Е. Е. // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 12. 2014. Вып. 2. С. 84-96
- Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход /Стрижицкая, Криулина 2014. Т. 7, № 36. С. 9. URL: https://psystudy.ru /
- Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства. /Л.А.Головей [и др.] //Психологический журнал. 2015.- Том 36 — №2.- С.30-41.
- Семейные факторы формирования доверия и удовлетворенность жизнью в подростковом возрасте./Л.А.Головей, Ю.Ю.Данилова / /Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия.12, Психология. Социология. Педагогика. – 2015- Вып.1. С. 28-37.
- Становление личности и профессиональное самоопределение подростков из детских домов./Л.А.Головей, М.В.Данилова, Ю.Ю.Данилова// Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект/Отв.ред А.В.Махнач, А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых-М.:- Изд-во «Институт психологии РАН», 2015, с.273-297
- Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников / Социальная психология и общество. 2016. Т.7. № 3. С. 18-32 (соавт. Савенышева С.С., Энгельгардт Е.Е.)
- Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольников./ Социальная психология и общество. 2016,Т.7,№2. С.5-18. (соавт. Савенышева С.С., Василенко В.Е.)
- Б.Г.Ананьев и междисциплинарные исследования в психологии (к 110-летию со дня рождения). Психологический журнал, Т.38, номер 5, 2017. С 108-118 (соавт. Журавлев А.Л., Тарабрина Н.В.)
- Восприятие стрессоров повседневной жизни: половой и возрастной аспекты /Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития // Отв.ред. А.Л.Журавлев, А.Л.Кольцова.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.-2704 с., с.1410-1418. (совм.со Стрижицкой)
- Дифференциально-психологические аспекты восприятия повседневных стрессоров / Психологический журнал. Т.39, №5, 2018. С.15-25. (соавт. Стрижицкая О.Ю.)
- Сравнительный анализ повседневных стрессоров у жителей Архангельска и Санкт-Петербурга. Журнал Экология человека. 12, 2018. С.32-39. (соавт. Муртазина, Стрижицкая, Симонова)
- Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров / Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 8-26 (соавт. Стрижицкая, Петраш, Савенышева, Муртазина).
- Роль психоэмоционального благополучия в восприятии жизненной ситуации безработными и работающими взрослыми // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т.27. №2 (104). С. 27-49. (соавт. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Рыкман Л.В., Данилова М.В.)
- Психоэмоциональное благополучие человека в трудных жизненных ситуациях // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. №4. С. 90-102. (Соавт. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Александрова О.В., Рыкман Л.В)
- Психоэмоциональное благополучие старшеклассни¬ков в связи с готовностью к профессиональному самоопределению. //Психологическая наука и образование. 2019. Т.24 .№ 6. C.63-73, (соавт. Данилова М.В., Груздева И.А.)
- Комплексные исследования человека в научной школе Б.Г.Ананьева: разработка проблемы индивидуальности. /Историческая преемственность в отечественной психологии/Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Харитонова, Е.Н.Холондович. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. — 545с. (Методология, история и теория психологии). С. 268-277, (соавт. Журавлев А.Л.)
Всего — более 100 научных статей, список которых представлен в личном профиле системы PURE
Научная работа. Гранты:
- Компетентностный подход к психологическому здоровью младших школьников. Грант Министерство образования и науки РФ, научный руководитель;
- Комплексное изучение психологических факторов профессионального самоопределения молодежи. РГНФ, 2008, научный руководитель;
- Психологическое содержание и факторы преодоления возрастных и профессиональных кризисов периода средней взрослости. РГНФ, 2009, научный руководитель;
- Комплексное изучение психологических факторов возникновения кризисов профессионального развития в периоды юности и ранней взрослости. РГНФ, 2010-2012, научный руководитель;
- Исследование дифференциально-психологических факторов и механизмов становления и развития личности взрослого. НИР СПбГУ, 2010-2012. Научный руководитель
- Издание избранных научных трудов Е.Ф. Рыбалко «Дифференциально-психологические проблемы развития человека», РФФИ, 2010
- Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза. РГНФ, 2013-2015. Научный руководитель
- Позитивное развитие в период взрослости – психосоциальные особенности в России и Финляндии. РГНФ, международный проект, 2014-2016. Исполнитель
- Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсов их преодоления в разные периоды взрослости. РНФ, 2016-2018, научный руководитель
- Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития. РГНФ, 2016-1018, научный руководитель
- Грант РФФИ на издание монографии «Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход», 2020, руководитель.
Другая профессиональная деятельность:
- Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Мин.обр. и науки РФ;
1) Эксперт и Член секции «Психологические науки» Экспертного Совета по психологии, фундаментальным проблемам образования, социальным проблемам здоровья и экологии человека РФФИ
2) Эксперт РНФ - Член редколлегии журналов: Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология. Психология развития; Психология и Педагогика, Пермь, Журнал ПППГУ; Новые психологические исследования (Москва).
Награды
- Почетный работник Высшего профессионального образования РФ, 2004 г.
- Почетная Грамота Президента РФ «За заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров». 2011 г.
- Диплом Победителя Х11 Национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея», 2010г. За издание «Развитие личности ребенка» в 6-ти томах.
- Почетная грамота СПбГУ «За педагогическое мастерство»
- Диплом РПО «За вклад в развитие психологической науки»
- Почетная грамота РГНФ «За вклад в развитие гуманитарной науки»
- Диплом Победителя Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2014 года за книгу «Психологическая зрелость личности», 2014
Источник
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ «Я» складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением «Я»
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне»,» ты», по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник
Коллектив авторов
Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати
Автор концепции проекта «Развитие личности ребенка от рождения до шестнадцати лет» Валентина Николаевна Ильина, практический психолог
Научный редактор Лариса Арсеньевна Головей, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета
ООО «Рама Паблишинг», 2017
* * *
Авторский коллектив
АВЕРИН Вячеслав Афанасьевич (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга.
ГОЛОВЕЙ Лариса Арсеньевна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
ГРАНОВСКАЯ Рада Михайловна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; академик Балтийской академии педагогических наук и Международной академии акмеологии.
САВЕНКОВ Александр Ильич (Москва), доктор психологических наук, доктор педагогических наук, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.
КАЗАНСКАЯ Валентина Георгиевна (Санкт-Петербург), доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
СЛОБОДЧИКОВ Илья Михайлович (Москва), доктор психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.
КУЛИКОВ Александр Матвеевич (Санкт-Петербург), доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ).
ДАНИЛОВА Марина Викторовна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, психолог-консультант.
РЫКМАН Людмила Владимировна (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель Центра профессионально-личностного консультирования.
САПОЖНИКОВА Светлана Евгеньевна (Екатеринбург), кандидат психологических наук, доцент кафедры русского языка Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, главный редактор издательства «Рама Паблишинг».
ИСАЕВ Дмитрий Дмитриевич (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук, психотерапевт, сексолог.
ИЛЬИНА Валентина Николаевна (Екатеринбург), практикующий психолог, специалист Дома детства и юношества Кировского района г. Екатеринбурга.
ВОРОБЬЕВА Ульяна Трофимовна (Екатеринбург), педагог-психолог высшей категории, ведущий специалист Екатеринбургского центра психологической поддержки несовершеннолетних «Диалог», семейный психолог-консультант, гештальт-терапевт.
ШЕПТИХИНА Галина Васильевна (Екатеринбург), детский психолог-психоаналитик, специалист Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП).
СМИРНОВА Александра Владимировна (Санкт-Петербург), преподаватель педагогического колледжа № 1 им. Некрасова.
НИФОНТОВ Сергей Анатольевич (Екатеринбург), специалист по работе с детьми и молодежью, замдиректора по развитию ООО «Центр новых информационных технологий».
ТКАЧЕВА Ольга Юрьевна (Пермь), заместитель директора МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми, методист-эксперт НУ «Пермский научно-исследовательский центр авитальной активности», детский и семейный психолог высшей категории.
ДЕРЯГИНА Юлия Юрьевна (Екатеринбург), психолог (консультант), тренер и супервизор Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи «Форпост».
БАБИЕВСКАЯ Елена Кирилловна (Москва), психолог, психотерапевт, руководитель Психологического центра на Пятницкой, член Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), специалист по зависимостям, выходу из кризиса и улучшению качества жизни.
Источник
Формирование личности у детей — это длительный и сложный процесс, направленный на саморазвитие, социализацию в обществе, становление и укрепление характера, воспитание волевых качеств и морально-этических норм поведения. Ведущую роль в развитии маленького человека играет его семья, которая является образцом поведения и служит индикатором оценки собственных действий.
Формирование аспектов личности не является процессом врожденным и самопроизвольным, а происходит вследствие социального воздействия. При этом малыш начинает постепенно осознавать свое место в окружающем мире, развивать мышление, обдумывать мотивацию своих поступков.
Основные критерии того, что ребенок воспринимает себя личностью:
— Малыш приобретает навыки самоконтроля.
— Полноценно и осознанно употребляет личные местоимения.
— Может охарактеризовать вещи с позиции «плохой — хороший», способен сделать осмысленный выбор в пользу «хорошего».
— Способен рассказать о своих ощущениях, переживаниях, страхах, оценить свое физическое состояние и внешний вид.
Первое представление о собственном «Я» появляется у ребенка по достижении им двухлетнего возраста, когда возникает потребность в самостоятельности, стремлении отстаивать свои интересы. Уже к пяти годам дети полностью воспринимают себя как личность — с индивидуальными особенностями и спецификой взаимоотношений с окружающим миром.
Семья является основополагающим фактором формирования полноценной личности. Так как ребенок не имеет собственного понятия о нормах поведения и социального взаимодействия, то эталоном для него служат родители и ближайшие родственники. Чем взрослее становится ребенок, тем более явно проявляются у него поведенческие мотивы и черты характера, схожие с родительскими. Семья выступает в роли посредника между малышом и окружающим социумом, передавая ему жизненный опыт, понятие о нравственных и духовных ценностях. Дети формируют собственное мировосприятие через призму наблюдаемых у родителей стереотипов мышления и поступков, проявлений их темперамента.
На втором месте после семьи выступает влияние детских дошкольных учреждений и товарищеской среды малыша. Посредством общения ребенок перенимает уникальный индивидуальный опыт от воспитателей, педагогов, тренеров, сверстников, обогащая и развивая тем самым свои личные знания, умения, интеллектуальные способности. По мере взросления малыш развивает навыки взаимопонимания, то есть, он не только выражает свои желания, но и учитывает потребности окружающих. На данном этапе у ребенка формируются образы социального поведения (дружба, уважение, взаимовыручка).
Активность детей, любознательность, стремление к общению, реализуемые в различных видах деятельности (совместные творческие, спортивные и культурные мероприятия), являются базисом для наработки и развития социально-психологических качеств. При взаимодействии и сравнении себя с другими, малыши приобретают индивидуальные личностные особенности. В более старшем возрасте школьники уже формируют и прорабатывают ситуации, схожие со «взрослым» миром либо противопоставляют себя этим условиям.
Итак, важнейшими факторами, обеспечивающими гармоничное воспитание полноценной личности являются: искренняя любовь к ребенку, уважение и внимание к его интересам и проблемам, последовательность в воспитательном процессе, адекватные требования, положительный пример родителей и близкого окружения.
Гармоничное общение со сверстниками и педагогами дает отличный потенциал для становления нравственности ребенка, чему способствует авторитет воспитателя и стремление к подражанию.
Источник