Главный вклад в развитие ребенка

КАК ВКЛАДЫВАТЬСЯ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

«Все родители желают видеть своего ребенка успешным» – с этим утверждением невозможно не согласиться. Осталось только определиться, что же такое успех. Для одних родителей мерилом успешности становятся Оксфорд или Гарвард. Вторые подразумевают под этим понятием возможность заниматься делом по душе. Для третьих показатель достойного уровня – социальная защищенность и материальное благополучие. А четвертые вообще стремятся совместить все вышесказанное.

Мы не знаем, каким вы видите успешное будущее вашего ребенка. Но знаем, что и как необходимо вкладывать в раннем возрасте, чтобы сын или дочь гордились своей жизнью, стали счастливыми, нашли любимое дело.

Родители делятся на 2 группы. Первые готовы вкладываться в ребенка, создавая условия для раскрытия заложенного потенциала и формирования новых полезных навыков. От них можно услышать такие высказывания: «У моей Аринки с детства интерес к рисованию. Водим на кружок изостудии, хотим в будущем предложить в художественной школе учиться».

Родители из второй группы считают, что каких-то специальных усилий к развитию ребенка прикладывать не стоит. Таких мам и пап легко узнать по высказываниям: «Ну, мой на трояки учится в школе. Ну что поделать, и мне математика тоже не давалась, выше головы не прыгнешь. На кружки не ходит, книги не читает, неинтересно ему». Плыть по течению, конечно, легко. Но тогда с мечтами об успешности придется распрощаться.

ЧТО НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

Приготовьте ручки и блокноты, записывайте, сейчас мы откроем вам потрясающую истину. Вкладывайте в ребенка свою любовь.

· Если люблю, то забочусь о физическом состоянии и здоровье.

· Если люблю, то обеспечиваю разностороннюю развивающую среду.

· Если люблю, то показываю, сколько в мире интересного.

· Если люблю, то стимулирую к занятию любимым делом и поддерживаю при неудачах.

Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят следующее: чтобы ребенок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение. На основании этих результатов мы сформулировали кодекс родителей успешного ребенка.

КОДЕКС РОДИТЕЛЕЙ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА

  • Любите его. Когда он капризничает, бросает дело на половине пути, обвиняет вас в своих неудачах – все равно любите своего малыша или уже подростка, причем как можно сильнее.
  • Поддерживайте все его начинания. Пусть сын или дочь будут уверены: мама и папа всегда пойдут навстречу, поймут увлеченность и создадут условия для экспериментов или обучения.
  • Интересуйтесь ребенком. Задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа. Не «Ты играл с детками в садике?», а «В какие интересные игры ты сегодня играл? Что тебе не понравилось?»
  • Объясняйте причины и следствие. Если что-то запрещаете, обязательно расскажите, почему наложено вето и как можно изменить ситуацию.
  • Проводите с ним время. Играйте, гуляйте, занимайтесь спортом, поддерживайте его шутки, рассказывайте о своем детстве.
  • Подавайте личный пример. У родителей, курсирующих от дивана до микроволновки, целеустремленным ребенок может вырасти не благодаря воспитанию, а вопреки ему. Но такое случается редко, не надейтесь.
  • Помогайте ребенку осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, учиться оценивать свои поступки.
  • Удовлетворяйте потребности ребенка. В принципе, они укладываются в перечень основных потребностей любого человека, о которых хорошо рассказал психолог Абрахам Маслоу. Когда ребенок живет в тепле, ласке, принятии, заботе, он стремится к самоактуализации.

Движущая сила развития (а значит, и успеха) – любопытство. Все дети от природы любознательны. Но проявляться это качество может только в условиях безусловной любви и безопасности. Когда ребенок уверен, что родители о нем позаботятся и ради него пойдут на все, он успокаивается, оглядывается вокруг и движется туда, где ему интересно. Следовательно, задача родителей – не навязывать свое видение жизни, свой вектор, а выяснить, что хочет сам ребенок, какие у него способности, наклонности, возможности. И, исходя из этого, создавать условия для развития, стимулировать, поддерживать, воодушевлять, направлять.

Успешный ребенок – это дерево, приносящее плоды.

Чтобы получить спелые плоды успеха, необходимо создавать для развития ребенка благоприятную питательную среду, заботиться о психическом и физическом здоровье, активизировать познавательные процессы с помощью школы и дополнительного образования.

Многие родители на пути к успешному будущему детей совершают одну и ту же ошибку – они не развивают, а обучают. Кому из нас придет в голову посадить ребенка за пианино, показать ему клавиши, на которые надо нажимать, чтобы сыграть «Маленькой елочке холодно зимой», и после этого хвастаться, что наш сыночек – пианист?

Но иногда в стремлении к успешности некоторые родители поступают схожим образом, получая недозрелые плоды. Они вкладывают в ребенка как можно больше знаний, думая, что помогают ему стать умнее и сообразительнее. Вместо тренировки памяти, внимания, мышления мама учит с малышом цифры и буквы. А потом удивляется неусидчивости и стремлению побегать, круша все вокруг.

Читайте также:  Развитие годовалого ребенка комаровский

Развивайте мозг ребенка, вкладывайте в него свое время, терпение, заботу, силы. Так вы заложите фундамент успешного будущего, откроете возможности ребенка и поможете реализовать его прекрасный потенциал. Вклад в развитие ребенка сегодня обеспечит его успех в будущем.

Источник

Фото: www.all-psy.com

«Маленькие детки — маленькие бедки», а уж большие… Несомненно, подростковый и юношеский возраст полон трудностей и подводных камней — ведь значительную часть опыта взрослой жизни человек впервые приобретает именно здесь.

Проблемы, трудности, психологические травмы, с которыми сталкивается подросток, — насилие, неуспеваемость, употребление алкоголя, криминальное поведение — могут иметь весьма отдаленные последствия. Это психологическое «ружье» может выстрелить не сразу, а лет в 30-40 — например, при создании семьи или воспитании уже собственных детей.

Однако  может ли это работать и в другую сторону, позитивную? Да, может, но для этого надо посмотреть на подростка и его окружение не через призму проблемности, а как на ресурс, некий вклад в психологический фонд развития личности молодого человека. Для этого важно найти качества, на которые можно опереться: подростку — в своем развитии, родителям —   убедиться, что у их подростка всё, в общем-то, хорошо, а если нет — попробовать восполнить тот ресурс, которого недостает, или поддержать подростка в его создании.

Я хочу поделиться с вами найденной в зарубежной литературе концепцией вкладов в развитие. По результатам многолетних психологических исследований ученые составили список качеств, которые помогают подростку войти во взрослую жизнь и успешно преодолеть неизбежные трудности взросления. Условно эти вклады можно разделить на внешние (окружение подростка) и внутренние (особенности самого подростка).

Чем они полезны? Чем больше этих вкладов у подростков и юношей, тем меньше риск вовлечения в рискованное поведение, и выше шансы на включение в позитивные, социально конструктивные отношения. В качестве прибыли от этих вкладов называются также академическая успешность, помощь другим, способность к лидерству, преодоление трудностей, поддержание физического здоровья и способность дольше ожидать вознаграждения за личный успех (так называемое «отсроченное вознаграждение»).  В общем, всё то, что родителям хотелось бы видеть в своих чадах.

Идея вкладов также предполагает, что, когда молодые люди демонстрируют оптимальное развитие, они не просто нормально развиваются как отдельные личности – они включены в значимые отношения и вносят свою лепту в жизнь групп и сообществ, к которым они принадлежат.

Итак, что же это за вклады?

А. Внешние вклады

Это особенности окружения, способствующие здоровому развитию. Они объединены в четыре категории – поддержка, доверие, ограничения в поведении, конструктивное использование времени.

I. Поддержка: первая порция вкладов связана с возможностью получить внимание, заботу и опереться на окружение в трудных ситуациях.

Это когда семья способна дать:

  • поддержку и принятие, особенно в случае неудач и трудностей, в том числе и в учебе;
  • доброжелательные отношения с родителями, возможность обратиться к ним за советом;
  • активную помощь своему ребенку в процессе обучения, поддержку его успехов.

А также это возможность получить:

  • поддержку от трех и более взрослых, не являющихся его родителями;
  • внимание со стороны соседей, их готовность оказать внимание и заботу;
  • позитивный психологический климат в школе: заботливое отношение учителей и поддержку со стороны учителей и сверстников.

Еще важно — готов ли подросток получить помощь и поддержку, даже если они есть?

II. Доверие. Эта часть вкладов — про возможность быть полезным в обществе и получить уважение и признание за свои действия и достижения. Высказать свое мнение и быть услышанным. Про то, что быть молодым престижно и безопасно.

7. Общество рассматривает молодость как ценность и молодые люди это знают.

8. Молодые люди играют важную роль в местном сообществе, рассматриваются обществом как ресурс.

9. Они помогают другим людям один час в неделю или больше – например, в роли волонтеров.

10. Подростки чувствуют себя в безопасности дома, в школе, на улице.

Эта группа вкладов больше зависит от того, в каком обществе мы живем. Родители же могут помочь подростку с поиском тех мест, где его возможности востребованы. Хорошо, если родители своим поведением показывают подростку здоровые способы самореализации и саморазвития.

III. Границы поведения – это не только ограничения, но и защита. Когда правила игры ясно прописаны и последствия их нарушений известны и наступают неизбежно, человеку проще соотнести своё поведение с тем, что от него ждут. Сюда относятся:

  • Способность семьи выработать четкие правила и последствия их нарушения и информированность о том, где находится подросток.
  • Готовность родителей и других взрослых быть образцом позитивного и ответственного поведения.
Читайте также:  Методы развития ребенка по месяцам

А также:

  • Наличие школьных правил и четких последствий их нарушения.
  • Заинтересованность соседей и их готовность ограничивать поведение подростка в случае необходимости.
  • Наличие друзей, ведущих себя ответственно.

IV. Конструктивное использование времени. Да, это что-то из разряда «займись делом». Но это  занятия, выбранные самим подростком, а не навязанные извне:

16. творчество (молодой человек проводит три или более часов в неделю, занимаясь музыкой, театром и пр.);

17. молодежные программы (молодые люди проводят три и более часов в неделю, занимаясь спортом, в клубах или организациях в школе);

18. время дома.

Итак, подростку от родителей крайне важно получить доверие, поддержку, ясные и разумные ограничения с учетом возраста, а также уважение его интересов в выборе способов проведения досуга.

Б. Внутренние вклады

Это особенности самого подростка, на которые стоит обратить внимание. В конечном счете для жизненного успеха они значительно важнее школьной успеваемости, выраженной баллами оценок. Включают в себя обязательства в сфере образования, позитивные ценности, социальные навыки (компетенции) и позитивную идентичность.

I. Принятие обязательств в сфере образования. Здесь имеется в виду то, отсутствие чего часто приписывается подросткам и юношам, — мотивация, интерес, активность в учёбе.

19. Мотивация достижения, проявляющаяся в стремлении юноши достичь успехов в учебе.

20. Активная вовлеченность в школьную жизнь и процесс обучения.

21. Выполнение самостоятельной учебной работы минимум в течение 1 часа в день.

22. Забота о собственном учебном заведении.

23. Чтение для собственного удовольствия три и более часов в неделю.

Со стороны родителей здесь требуется не палочная дисциплина, а поддержка подростка с опорой на его реальные интересы: хочет вести свой блог — ок, учимся формулировать мысли; хочет лететь на Марс — наверстываем физику; хочет покорять моря — географию. Интересы сменятся, но пара шагов в нужном направлении будут сделаны.

II. Позитивные ценности — это убеждения подростков, которые помогают им строить здоровые отношения с окружением, оставаясь отдельной личностью, способной принимать свои решения. Важно, чтобы подросток считал значимыми:

24. помощь другим людям;

25. равенство и социальную справедливость;

26. свои убеждения и готовность их защищать;

27. честность даже тогда, когда сказать правду трудно;

28. принятие ответственности за свои действия;

29. воздержание от употребления алкоголя, наркотиков и от опасных сексуальных связей.

III. Социальные компетентности – это умение общаться, дружить и разрешать сложные ситуации.

  • Способность планировать и принимать решения.
  • Умение создавать и поддерживать дружеские отношения, способность сочувствовать.
  • Знание других культур и умение поддерживать отношения с их представителями.
  • Способность сопротивляться негативному влиянию сверстников и избегать опасных ситуаций.
  • Стремление к ненасильственному разрешению конфликтов.

Конечно, именно родители показывают образцы таких компетентных людей. Невозможно требовать от подростка уважения, если не уважаются его личные границы. Старайтесь выслушивать своего ребенка, если он что-то рассказывает о себе и, возможно, он захочет услышать ваше мнение и скорее обратится к вам за помощью и советом в трудной ситуации.

IV. Позитивное представление о себе и жизни, которые позволяют ему легче преодолевать трудности и восстанавливаться в случае неудач.

Сюда относятся:

  • Чувство контроля над происходящим.
  • Высокая самооценка.
  • Наличие цели в жизни, ее осмысленность.
  • Позитивное, оптимистичное восприятие личного будущего.

Вот, пожалуй, и всё.

Чем мне нравится эта концепция?

Распечатав список и вооружившись карандашом, можно произвести несложный анализ: сколько у подростка, старшеклассника есть внешних вкладов и сколько внутренних. Если у подростка нет источников поддержки в семье и ближайшем окружении, откуда браться внутренним ресурсам? А если нет ни внутренних, ни внешних вкладов, откуда взяться прибыли – успешному, благополучному развитию молодого человека?

Еще один момент из моих наблюдений:  если внешние противоречат внутренним, то тут явно что-то не так. Если ваше участие в образовании приводит только к скандалам, головной боли у вас и чувству неуверенности у ребенка, если учитель криком и двойками по предмету хочет восстановить дисциплину и справедливость – это просто не работает.

Под занавес внесу нотку оптимизма: по тем же исследованиям только один из шести проблемных подростков становится проблемным взрослым. Хотите улучшить шансы своего ребенка?  Торопитесь делать свои вклады!

Автор: Николай Юдин, психолог-консультант, кандидат психологических наук

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

Подписывайтесь на наш канал «Лицей»!

Юность как банковский вклад: что в сейфе?

Источник

Тема раннего развития детей в последнее время стала очень модной. Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок был умным и развивался всестороннее, и как можно раньше. Множество споров разгорается вокруг этой темы. Кто то считает, что раннее развитие необходимо для ребёнка, а кто то, что оно вредит его физическому и психологическому здоровью. Давайте попробуем разобраться сами, когда начинать развивать своих детей, не навредив им.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам таблица веса

Что же такое раннее развитие?

«Раннее развитие» — это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Какие методики существуют?

Методик по раннему развитию очень много, ниже приведены самые популярные из них.

Одна из самых популярных. Суть методики в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. Взрослый должен показывать пример малышу, тем самым направляя его способности в нужное русло, наблюдать и ни в коем случае не ограничивать не в чем. Огромную роль играет разнообразная предметная среда, направленная на самостоятельное экспериментирование, познавание окружающего мира.

Это советская семья, воспитавшая 7 детей. Воспитание проходило по собственной системе. Главная цель не мешать, а помогать ребенку, создавая необходимые условия. Участие родителей в жизни ребенка обязательно, но, не навязывая свою помощь, если малыш не просит. Родители пример для детей. Важное место в развитие ребенка занимает физическая культура, закаливание, правильное питание.

  • Вальдорфская школа

Вальдорфская система развития не одобряет раннее интеллектуальное развитие. Познания мира должны происходить в процессе творческой и трудовой деятельности. Дети играют только игрушками из натуральных материалов и желательно сделанными своими руками. До 7 лет ребенок получает новые знания через подражание. С 7 до 14 добавляются чувства и эмоции, и только с 14 логика. Телевизор, компьютер не должны присутствовать в жизни ребенка.

  • методика Глена Домана

Методика Глена Домана содержит в себе физические упражнения и интеллектуальные тренажеры. Для получения результатов заниматься необходимо регулярно. Занятия проводятся до 7 лет, в период роста головного мозга.

  • методика Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей (кубики, таблицы). Особенность, что все пособия наглядные и последовательные. Подходит для детей любого возраста.

  • система Сесиль Лупан

Эта методика близка системе Глена Домана. Сесиль Лупан переработала и упростила её. Родители лучшие учителя,любовь главный принцип воспитания. Все занятия от простого к сложному.

«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»

Сесиль Лупан

В чем же плюсы раннего развития ребенка?

  • В современном потоке информации более высокие требования к человеку. Чтобы ребенок смог соответствовать требованиям современного общества необходимо более раннее овладение им различных способностей и умений.
  • Всестороннее развитие ребенка.
  • Раскрытие талантов ребенка.
  • Больше проводите время с ребенком (конечно при условии, что занимаетесь сами, дома).
  • Если обучение малыша проходит в развивающем центре, то это помогает в его социализации. А в дальнейшем намного упростит адаптацию в детском саду.
  • Все занятия проходят в виде игры, ребенок с легкостью, без труда обучается.

В чем минусы?

  • Если не учитывать возрастные особенности ребенка, темперамент, индивидуальные возможности и способности можно навредить.
  • Многие методики делают акцент на интеллектуальное развитие, а физическое, эмоциональное и социальное учитываются далеко не везде.
  • Если заниматься по всем правилам времени у мамы ни на что другое не останется.
  • Перегрузка нервной системы.
  • Программы раннего развитие в основном рассчитаны до 7 лет максимум.

Так развивать или нет?

Конечно, развивать и обучать! И причем в любом возрасте, не только в раннем. Только нужно это делать без фанатизма, не стремиться вырастить вундеркинда.

Советы;

  • В каждой из методик можно выбрать то, что подойдет вашей семье и вашему ребенку.
  • Необходимо условие в развитие детей это соблюдение его возрастных особенностей. Например, не надо учить читать малыша в 2 года, когда придёт время, вы сами это поймете.
  • Занятия проводить в игровой форме. И не забывайте, что маленький ребенок не может надолго увлечься одним занятием.
  • Создать разнообразную доступную предметно — пространственную среду.
  • Развивать детей необходимо всесторонне.
  • Во всем должна быть мера, занятия должными приносить малышу и вам только положительные эмоции.
  • Занятия должны проходить по интересам ребенка в данный момент, а не по вашим запланированным.
  • Важно стимулировать у детей познавательный интерес.
  • Включайте ребенка в уборку в доме, полив цветов и другую совместную деятельность, это приносит огромный вклад в полноценное развитие малыша.
  • Прогулки (особенно на природе) важная составляющая полноценного развития

А самое главное любите, уважайте ваших детей и проводите с ними как можно больше времени. Дети так быстро растут!

Источник